По информации источника, Антимонопольный комитет наложил штраф в размере 1% от выручки на сети автозаправочных станций "Континент Нафто Трейд" (ТМ WOG), ООО "Альянс Холдинг" (ТМ Shell) и ПП "Окко Нафтопродукт" ("Галнафтогаз") за совершение антиконкурентих согласованных действий на рынке бензинов.
Как сообщили в пресс-службе АМКУ, такое решение было принято сегодня, во вторник 22 марта, на заседании Комитета.
При этом штраф для АЗС WOG составил около 93 млн грн, ОККО – около 32 млн грн и Shell – около 25 млн грн. Помимо финансовых санкций, общая сумма которых составила около 150 млн грн, Комитет потребовал прекратить антиконкурентные действия и дал компаниям две недели на снижение цен на бензины А-92 и А-95 до экономически обоснованного уровня.
Кроме того, сейчас АМКУ продолжает расследование по выделенному в отдельное производство делу в отношении ПИИ «ЛУКОЙЛ Украина» и СП ООО «Кершер».
АМКУ в частности установил, что компании в течение декабря 2010 - первой декады января 2011 одновременно до одинакового уровня повысили розничные цены на бензины упомянутых марок (стоимость топлива на АЗС выросла на 60 коп./л).
«Позиция Комитета заключается в том, что операторы рынка должны конкурировать и бороться за потребителя. Результатами этого должно стать обеспечение населения качественным топливом по справедливым ценам. В случае если предприниматели прибегают к заговорам, злоупотребление рыночной властью, любых других недобросовестных действий, вследствие которых ущемляются интересы потребителей и страдает конкуренция, Комитет будет решительно привлекать их к жесткой ответственности, как это произошло сегодня», - отметили в пресс-службе АМКУ.
На основании собранных доказательств и анализа ситуации на рынке Комитет не обнаружил объективных факторов для таких согласованных действий. Более того, у операторов существенно отличались объемы имеющихся остатков топлива, нефтепродукты закупались по разным ценам. Также у ответчиков были разные условия доставки товара на АЗС. Кроме того, в ходе исследования установлено, что в отдельных случаях операторы закупали нефтепродукты по ценам, которые превышали уровень стоимости импорта и уровень показателя Platts (индикатор мировых цен на нефть и нефтепродукты) до сотен долларов на тонне.
В то же время, результаты анализа дополнительной информации, предоставленной ответчиками на заседании Комитета 15 марта с.г., не подтвердили наличия объективных причин для оправдания действий операторов и изменения предварительных выводов Комитета.
Напомним, в марте стоимость топлива на украинских АЗС начала стремительно повышаться. В этой связи министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко заявил, что видит спекулятивную составляющую в деятельности ряда импортеров на фоне мирового роста цен на нефтепродукты.
В пятницу, 11 марта, Экспертно-аналитическая группа установила новый ценовой коридор, в соответствии с которым цена бензина А-95 в рознице не должна превышать 9,50 грн/л.
По мнению же участников рынка, в случае сохранения настоящего уровня цен на нефтепродукты и нефть в мире, самая популярная марка бензина А-95 в течение марта должна подорожать в рознице до 10 грн/л и выше.
Как сообщалось, операторы украинских нефтеперерабатывающих заводов утверждают, что доля импорта на рынке уже превысила 50%. В этой связи они требовали ввести пошлину на импорт нефтепродуктов. Позиции владельцев НПЗ придерживаются и в Министерстве энергетики и угольной промышленности.
В то же время, против введения пошлин на импорт нефтепродуктов выступают Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов и трейдеры. С критикой идеи о введении пошлин выступают и эксперты. В частности, они заявляют о повышении цен на АЗС при условии введения импортных пошлин, что будет выгодно переработчикам.
Однако уже 14 марта министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко, а вслед за ними – и премьер Николай Азаров, заявили о целесообразности отсрочить рассмотрение вопроса о введении пошли в связи с нынешней ситуацией на мировом рынке нефти.