Минтопэнерго пошлинами на импорт будет «отстаивать интересы государства»

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Актуальность вопросов по ситуации на рынке нефтепродуктов Украины обусловила обращение «ЗН. Украина» к министру топлива, энергетики и угольной промышленности Украины Юрию Бойко. 13 января редакция получила ответы на заданные вопросы от директора департамента по вопросам нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минтопэнерго Константина Бородина.

13 января редакция получила ответы на заданные вопросы от директора департамента по вопросам нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минтопэнерго Константина Бородина.

- Украинские НПЗ просят защитить их путем установления пошлин на импорт и находят понимание у Минтопэнерго. Минфин и Минэкономики считают это нецелесообразным, учитывая последствия для потребителей и бюджета. Что на данный момент ближе правительству - интересы крупного бизнеса или отечественного потребителя нефтепродуктов?

- Украинское правительство отстаивает интересы государства. В нефтеперерабатывающей промышленности страны заняты 14 500 человек. Предприятия отрасли платят НДС и акцизный сбор с производства нефтепродуктов. Увеличение производства нефтепродуктов – а это создание добавочной стоимости в своей стране – обеспечивает занятость, улучшает экспортно-импортный баланс, обеспечивает приток валюты в страну. Нам пора перестать кормить чужого производителя и сделать ставку на развитие собственного производства. С этой программой Виктор Янукович победил на выборах президента Украины и эту программу мы реализовываем. Что касается отечественных потребителей топлива, то они не только не пострадают, но и выиграют. Сегодня три крупнейших завода-производителя: Лисичанский, Кременчугский и Одесский нефтеперерабатывающие заводы производят топливо европейского стандарта «Евро-4», которое ничем не отличается от того, которое импортеры завозят из-за границы. Разница только в том, что на импортном топливе зарабатывает иностранный производитель, а на украинском – украинский. И последнее, касательно поддержки, которую нефтетрейдеры-импортеры якобы находят в других правительственных ведомствах. Наше правительство нацелено на поддержку отечественного товаропроизводителя и на наполнение отечественного бюджета и эту позицию поддерживают все ведомства. Для министерства это ключевой вопрос.

- Что предпринимают правительство и Минтопэнерго для остановки деятельности безналогового импортера - компании «Ливела», в результате работы которого украинские нефтеперерабатывающие заводы оказались на грани остановки, а бюджет, по данным Антимонопольного комитета Украины, недополучил около 3 миллиардов гривен налогов?

- Что касается законности деятельности ДП «Ливела», то в Украине существует независимая судебная ветвь власти, которая единственная может выносить подобные вердикты. Но в то же время, если топливо производится внутри страны, то проблема безналогового импортера исчезает сама собой, ее нет, и бюджет принимает все положенные к оплате платежи и сборы. Чем большие объемы переработки и производства нефтепродуктов уйдут на наши собственные предприятия, тем меньше налогов будет терять бюджет из-за налоговых льгот, в свое время предоставленных иностранным инвесторам.

- К какому варианту разрешения конфликтной ситуации вокруг завода «Укртатнафта» вы склоняетесь, учитывая неоднократное подтверждение важности данного вопроса со стороны компании «Татнефть» и властей РФ?

- Вопрос «Укртатнафты» - многогранный, в большей части он лежит в юридической плоскости. В 2008-2009 годах татарстанская сторона, как акционер Кременчугского НПЗ, проиграла все суды на территории Украины. На сегодня их решения вступили в законную силу и продолжают действовать. Мы должны разрешать конфликт акционеров на Кременчугском предприятии с учетом этих факторов. Для разрешения проблемы создана межведомственная рабочая группа в Украине и создается такая же, но уже межправительственная рабочая группа с участием представителей российской и татарстанской сторон. Эта группа должна выработать взаимоприемлемые решение, которые, как мы надеемся, лягут в основу урегулирования конфликта акционеров. Для нас, как для правительства, важно, чтобы предприятие работало, люди были заняты, а нефтепродукты соответствовали стандартам качества. _____________________________________________________________

Напомним, что Минфин и Минэкономразвития не поддерживают введение пошлин на импорт топлива. Более того, они считают, что введение в Украине пошлин на импортные нефтепродукты негативно повлияет на рынок страны, значительно сократит импорт топлив, снизит налоговые поступления в государственный бюджет. В частности, в направленном правительству письме Минфина отмечено, что в результате введения пошлин бюджет может ежегодно недополучать платежи на сумму до 13 миллиардов гривен.

Минэкономразвития и торговли, в свою очередь, в письме правительству указывает на нецелесообразность введения пошлин, поскольку уровень импорта не является угрожающим для внутреннего производителя.

«Исследовав рынок, министерство установило, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом уровень импорта дизтоплива и бензинов в балансе топлив Украины увеличился на 61%. Вместе с тем в 2009 году уровень импорта топлива в балансе упал на 30% и приблизился к уровню 2007 года», – отмечено в письме Минэкономразвития и торговли.

При этом, как отмечает ведомство, причиной роста импорта нефтепродуктов в 2010 году является ввоз их одним импортером – компанией «Ливела», которая, в отличие от других импортеров, ввозит в страну нефтепродукты без уплаты акциза и НДС. В Минэкономразвития и торговли подчеркивают, что в балансе импорта за январь-ноябрь 2010 года на долю «Ливелы» пришлось 27% от всего объема ввезенных бензинов, 28% – общего объема ввоза дизтоплива. Кроме того, ведомство, ссылаясь на данные Минфина об импортных ценах на нефтепродукты и ценах украинских заводов, пришло к выводу, что инициирующее введение пошлин Министерство энергетики и угольной промышленности в записке о необходимости этой меры неверно изложило уровень соотношения цен импорта и украинских нефтепродуктов.

«Согласно выводам Минфина, показатели статистической информации Минэнергоугля не соответствуют официальным данным Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, а именно стоимость бензинов и дизельного топлива отечественного производства завышена приблизительно на 30%», – отмечено в письме Минэкономразвития и торговли.

Кроме этого, министерство сообщает, что Минэнергоугля в своих обоснованиях относительно необходимости пошлин занизило среднюю таможенную стоимость бензинов.

«По данным Гостаможслужбы, средняя таможенная стоимость импортированных бензинов выше соответствующих показателей Минтопэнерго на 1,6-4,9%», – подчеркивается в письме ведомства. В министерстве считают целесообразным избрать другие меры поддержки украинских производителей с целью стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов. Согласно письму, Минфину следует скоординировать работу Государственной налоговой и Государственной таможенной служб для проведения проверок правильности начисления и уплаты налогов, сборов импортерами нефтепродуктов.

В свою очередь, Минэнергоугля следует разработать и принять меры по ускорению реконструкции и модернизации украинских НПЗ, считают в Минэкономразвития и торговли. Как сообщал OilNews, министр топлива и энергетики Юрий Бойко 23 ноября 2010 года сообщил о том, что его ведомство направило в Кабинет министров Украины письмо с предложением ввести с 2011 года пошлину на импорт нефтепродуктов в размере €120/т. Позже заместитель министра Игорь Кирюшин уточнил, что данная ставка максимальная, и она не будет введена в таком размере. Тем не менее, в начале декабря министр топлива и энергетики Юрий Бойко обратился к премьер-министру Николаю Азарову с просьбой установить импортные пошлины на бензины в размере €130/т, на дизельное топливо (независимо от содержания серы) – €80/т, сжиженный газ (пропан или смесь пропана и бутана) – €40/т.

В декабре в связи с намерением Минэнерго ввести пошлины Ассоциация «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» обратилась к премьер-министру Николаю Азарову и в Администрацию президента Виктора Януковича с просьбой не допустить закрытия границ для импортных нефтепродуктов.

В письме Ассоциации отмечено, что с учетом повышения акцизов (согласно принятому недавно Налоговому кодексу) введение пошлины на импорт нефтепродуктов приведет к повышению их стоимости в Украине на 20-22%, или на 1,5-1,7 гривен за литр, и ограничит доступ на рынок топлива, соответствующего стандартам Евро-4 и Евро-5.

Также против введения пошлин высказывались топ-менеджеры компаний «Параллель», «Концерн Галнафтогаз» (ОККО), «Континент НефтеТрейд» (WOG), а также эксперты рынка.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме