Защитить трудовых мигрантов, чтобы спасти экономику

12 июля, 2013, 18:50 Распечатать Выпуск №26, 12 июля-19 июля

Миллионы отечественных трудовых мигрантов превратились из жертв, нуждающихся в защите государства, в важнейшего валютного донора страны. А на региональном уровне этот ресурс обычно едва ли не единственный. Что же делает власть для сохранения мигрантского денежного потока?

Украинские трудовые мигранты за рубежом стали главным валютным донором отечественной экономики. Согласно информации международных общественных объединений украинцев, денежные поступления от них могут превышать доходы от ключевых экспортных отраслей — металлургии и аграрного сектора.

Парламентские слушания "Украинская трудовая миграция", состоявшиеся на прошлой неделе, привлекли внимание к теме национального значения. Докладчики обновили свежими данными картину потери целых поколений украинцев. Вспомнили о недавних убийствах наших женщин в Италии, о новых преступлениях безнадзорных детей мигрантов на Родине. Чиновники традиционно отчитались о том, сколько звонков от украинцев приняли в консульствах, сколько комиссий создали, сколько писем написали иностранным коллегам. Хорошо, что общественность добивается хотя бы этого. Но пора уже пойти дальше: признать системные экономические угрозы, развивающиеся вокруг заробитчан из-за действий власти.

Часть соотечественников потеряла работу и вынуждена вернуться из-за мирового кризиса, остальные соглашаются на худшие условия. "Обжитые" украинцами Испания и Греция — на пороге экономического коллапса. Даже Россия, в которой работает относительное большинство наших трудовых мигрантов, чувствует себя неуверенно. Уже заметен финансовый результат этой тенденции. В прошлом году сократились объемы денежных переводов заробитчан в Украину из-за рубежа — так называемая ремеса. По оценке Всемирного банка, украинская ремеса-2012 снизилась на 4% относительно результатов 2011-го и составила 6,5 млрд долл. По оперативным данным НБУ, в первом квартале текущего года переводы упали в целом на 20% по сравнению с аналогичным прошлогодним показателем.

Можно было бы радоваться вынужденному возвращению земляков, если бы не "покращення" дома от власти. Она "выгоняет" из Украины инвесторов едва ли не быстрее, чем Евросоюз наших нелегальных работников. Статистика 2012-го зафиксировала печальное достижение: объемы ремесы впервые превысили объемы иностранных инвестиций. Если верить цифрам, озвученным представителями международных общественных организаций "Четвертая волна" или УВКС, общий объем ремесы, вместе с ее внебанковской долей, может достичь 16–19 млрд долл. (а это свыше 30% госбюджета Украины-2013). Это, например, сравнимо или же превышает весь прошлогодний доход от экспорта черных металлов или продукции агроэкспорта, который, по данным Госстата, составил около 18 млрд долл. в каждой из этих отраслей.

В Украине, как и в большинстве стран "третьего мира", экономику теперь двигают деньги заробитчан. Прежде всего жителей Западной Украины. Только легальная отечественная ремеса в 6,5 млрд долл., по данным того же Всемирного банка, составила 4% прошлогоднего ВВП Украины. Нам еще далеко до Армении с ее 13%, но в большинстве африканских и карибских стран эта доля меньше украинской. Миллионы отечественных трудовых мигрантов превратились из жертв, нуждающихся в защите государства, в важнейшего валютного донора страны. А на региональном уровне этот ресурс обычно едва ли не единственный.

Что же делает власть для сохранения мигрантского денежного потока? Не стоит читать постановления и приказы предыдущих лет о защите заробитчан: они формальны и в большей части не выполнены. Правительством значительно лучше разработана, например, программа "интеграции в украинское общество" чужеземных иммигрантов (существует отдельный правительственный план мер на 2011–2015 гг.). Проблемы соотечественников, похоже, наш Кабмин интересуют значительно меньше. Реальная помощь заробитчанам поступает только от негосударственных благотворителей. Государство немного помогло только украинцам, официально трудоустроенным за рубежом. Но таких лишь десятки тысяч из миллионов украинцев, нашедших там работу. Большинство работают на чужбине нелегально, даже теоретически не имея возможности легализироваться там. Единственное направление поддержки — помощь в связях заробитчан с Родиной.

И здесь "покращення" все же заметно. В аэропортах таможенники, а на автодорогах гаишники "прессуют" каждого работающего за рубежом. Махлевание с законодательством и печально известное решение Конституционного суда существенно усложнили голосование соотечественников на выборах в 2010–2012 гг. Бюрократические преграды мешают воссоединению с детьми, оформлению паспортов, возвращению тел умерших. А в этом году власть засунула руку непосредственно в карман наших работников за рубежом. Поступает информация о случаях, когда легально работающих вызывают "на ковер" в консульства с требованиями уплатить налоги. Вместе с тем, когда сами мигранты нуждаются в консульской помощи — получают в лучшем случае волокиту и пренебрежение. На слушаниях шла речь даже о навязывании соотечественникам "услуг" посредников. Потом Министерство доходов и сборов публично объявило о своих планах-посягательствах: облагать налогами полученные в Украине денежные переводы по ставке 14–15%. А также, отдельно, продажу наличной валюты, в которой банки обычно выплачивают ремесу.

Предлагаемое взимание — это многоразовое налогообложение доходов семьи. Сначала украинец уплатил налог, переведя деньги из страны пребывания (а большинство, независимо от легальности пребывания, еще и местные налоги, включительно с пенсионными взносами). Потом общие налоги вторично платит еще и его семья в Украине. Отдельно облагаются налогами доходы украинских банков от услуги перевода. Если членов правительства не волнуют юридические, политические и моральные последствия введения еще и дополнительных поборов, пусть они подумают об экономических последствиях. В мире распространена практика избегания двойного налогообложения доходов физических лиц. Для этого Украина должна проявлять активность на межгосударственном уровне. Пока же наше государство выступает в роли пассивного наблюдателя двойного налогообложения своих трудовых мигрантов.

В случае налогообложения переводов наши зарубежные работники быстро переориентируют эти переводы в нелегальные каналы переведения ремесы. Вспомнят опыт 1990-х, используют глобальные сети, построенные индийскими и китайскими "теневиками". Последствиями будут, во-первых, возрождение "наличного" бандитского рекетирования заробитчан. Во-вторых, обвал чуть живой банковской системы Украины, у которой практически нет альтернативы ремесе. Ведь деньги, выкачанные Семьей из бюджета, в отечественных банках не задерживаются. В-третьих, переориентация мигрантских средств, и жизненных планов, в другие страны. Деньги, которые могли бы зайти в Украину, все больше будут оседать в западной экономике — так выгоднее и надежнее. На слушаниях приводились данные о том, что уже сейчас у 10% заробитчан есть бизнес за рубежом. Таким образом, вместо быстрого пополнения госбюджета из кармана зарубежных соотечественников "бело-голубая" команда получит к
2015 г. предвыборную катастрофу.

Для спасения ситуации необходимо утвердить пакет законопроектов для немедленной защиты заробитчан как вынужденного основного валютного донора экономики. Этот пакет, в частности, должен включать:

1) комплексную действенную налоговую амнистию переводов, наличности и имущества, которые ввозятся гражданами, жившими за рубежом, с мораторием на двойное налогообложение;

2) реформирование консульской службы Украины на основе безусловной защиты сограждан, в том числе нелегальных мигрантов;

3) установление режима абсолютного содействия для вложения мигрантских средств в малый бизнес депрессивных регионов;

4) надежная защита избирательных прав заробитчан, вплоть до образования зарубежных одномандатных округов. Кроме того, в контексте современной трудовой миграции требует переосмысления вся практика связей с зарубежным украинством. Несмотря на все неприятности и обиды на собственное государство, представители "заробитчанских" организаций демонстрируют мощный, инновационный интерес к сотрудничеству с ней. Не использовать его — грех.

Как показали парламентские слушания, правительство уже утратило не только инициативу, но и реальный интерес в деле защиты прав заробитчан. Поэтому политики, специалисты, общественные активисты должны объединить усилия вокруг безусловного, надполитического лидера в этой сфере — Украинской греко-католической церкви. Следует прислушаться к подготовленному комиссией в делах мигрантов УГКЦ законопроекту "О правовом статусе украинских трудовых мигрантов". Отдельно приглашаю к этому сотрудничеству провластных парламентариев-мажоритарщиков. Пускай они докажут, что им небезразличны интересы десятков тысяч заробитчан Донбасса и Крыма.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 5
Выпуск №18, 18 мая-24 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно