Реванш из прошлого

26 апреля, 2013, 18:25 Распечатать Выпуск № 16, 26 апреля-17 мая 2013г.
Автор
Отправить
Отправить

Украинские мигранты взялись за написание закона о защите своих прав

Автор

Реванш из прошлого

Украинцы, выехавшие после распада СССР на заработки, сегодня как никогда близки к тому, чтобы заставить украинскую власть гарантировать и уважать их права. Мячик, перебрасываемый 20 лет подряд по бесконечным диким полям украинской политики, в конце концов оказался на стороне мигрантов, живущих и работающих последние 10–20 лет в гражданских обществах стран ЕС. Но воспользуются ли этим украинцы за рубежом?

Стратегии мыльных пузырей

До сих пор о них вспоминали как о финансовых донорах (по данным НБУ, украинцы за рубежом в прошлом году официально отправили в Украину 7,5 млрд долл. денежных переводов, в частности около 1 млрд долл. - нелегально (хотя неофициально сумма может быть даже вдвое больше). Для сравнения: иностранные инвесторы вложили в экономику страны только 6,013 млрд. долл.). Но кроме инвестиций украинские мигранты имеют теперь замечательную возможность инкорпорировать принципы европейской политической культуры в украинскую реальность. Речь идет о принятии эффективного закона о трудовой миграции, к написанию которого, кроме чиновников и членов правительства, привлечены эксперты и мигрантские лидеры.

Несмотря на масштабность украинской миграции, Украина до сих пор не выработала адекватных принципов и подходов к формированию своей миграционной политики. В нашем законодательстве до сих пор нет даже определения "трудового мигранта", не говоря уже о социально-правовой защите этих людей. В отстаивании своих прав украинские мигранты могут сослаться лишь на несколько общих статей Конституции Украины, так и не реализованных в отдельных "миграционных" законодательных и подзаконных актах, и еще на несколько нормативных документов. Межгосударственные соглашения со странами ЕС, где находится половина украинских мигрантов, большей частью малоэффективны и не содержат механизмов реализации.

К слову, по данным Всемирного банка, Украина является пятой страной в мире по совокупному количеству эмигрантов - около 6,5 млн украинцев, что составляет 14,4% населения. Объемы четвертой волны трудовой миграции, начавшейся после распада Советского Союза, украинские эксперты - Елена Малиновская, Алексей Позняк, Игорь Марков - оценивают в 2,5–4,5 млн человек.

Когда политики отчитываются об очередном всплеске активности в миграционной сфере, ни одна из которых не имеет реального положительного влияния на жизнь миллионов украинцев за рубежом, а с приближением предвыборных кампаний прибегают еще и к риторике о том, что украинцев нужно возвращать домой, это выглядит, по меньшей мере, парадоксально. Ведь реальных государственных программ, предлагающих реинтеграционные меры по реэмигрантам, помогающих им психологически, эмоционально, юридически и материально вернуться в украинскую среду после нескольких лет в эмиграции, нет.

Правда, в течение последних нескольких лет в Украине была принята Концепция миграционной политики, а также создана Миграционная служба и Совет по делам трудовой миграции при Кабмине. Но эти далеко не первые блины снова оказались комом. К реальным изменениям в миграционной сфере это не привело. И прежде всего потому, что инновации были формальными, ради имитации, без адекватного представления о современных миграционных процессах и их значении для государства.

Чего только стоит обсуждение и принятие Концепции миграционной политики в мае 2011 г., симптоматически отразившее уровень "компетентности" политического истеблишмента страны. Пока ведущие украинские миграциологи и эксперты единодушно, аргументированно и публично критиковали ее текст, обосновывая "абстрактность" документа, члены правительства во главе с президентом В.Януковичем оперативно, за считанные недели, подписали документ, оказавшийся, как и предполагалось, мертворожденным ребенком.

Не следует также забывать, что одним из требований Плана действий по отмену визового режима с ЕС является создание эффективной системы управления миграцией. И это особенно актуализируется в дискуссиях вокруг потенциального подписания Соглашения об ассоциации в ноябре этого года. Напомним: 25 февраля Украине был выделен очередной транш в 600 млн евро на проведение неотложных реформ. Но действительно ли управление миграционными процессами является для нашего государства приоритетной проблемой?

Помощь мигрантам - дело самих...

В чем более всего нуждаются миллионы украинцев за рубежом? Прежде всего, в обеспечении социальных прав, возможности получать пенсию в Украине, гарантии прозрачной процедуры пересечения границы, в частности таможенного оформления личных вещей, а также признании государственными органами документов, выданных иностранными государствами (от свидетельства о рождении до дипломов о высшем образовании, полученном в другой стране). Кроме того - реализации избирательного права. В случае смерти украинца за рубежом до сих пор нет четких механизмов транспортировки его тела на родину. Во всех этих ситуациях механизмы реализации соответствующего права либо отсутствуют, либо формально прописаны, но де-факто не работают.

Сегодня украинские чиновники взялись за написание закона о внешней трудовой миграции - в рамках создания законодательной базы, предусмотренной печально известной Концепцией. Для работы над законопроектом была создана экспертная группа. В нее включили ведущих миграциологов, председателя Комиссии УГКЦ по делам мигрантов Григория Селещука - координатора экспертной группы со стороны общественности, мигрантских лидеров: председателя украинской общественной правозащитной организации граждан Украины в Италии "Оберег" Юрия Журавля, председателя Союза украинцев в Португалии Павла Садоху, президента объединения украинцев в Германии Романа Рокицкого, директора представительства Ассоциации украинцев в Португалии "Собор" Владимира Лозинского, председателя Христианского общества украинцев в Италии Олеся Городецкого и многих других.

События развивались прогнозируемо: на первых этапах обсуждения в Минсоцполитики большинство экспертных предложений были приняты. Позже, во время межведомственного согласования, значительную часть принципиальных для мигрантов положений чиновники отбросили.

Вокруг каких важных для мигрантов вопросов ведутся сегодня самые большие споры?

Прежде всего - кого, собственно, называть трудовым мигрантом, и на кого должно распространяться действие этого закона? Лишь на тех, кто легально работает в другой стране и состоит на консульском учете дипломатических представительств Украины? Но таких, по статистике, от 7 до 12% от общего количества трудовых мигрантов. Кто тогда должен заниматься остальными украинскими мигрантами и защитой их прав (в частности на медпомощь или защиту в суде)? Подчас можно услышать мнение, что Украина не может становиться на защиту своих граждан за рубежом, не имеющих надлежащих документов для пребывания и трудоустройства в другой стране, поскольку это может расцениваться как нарушение межгосударственных соглашений. Однако в Конституции Украины гарантируется право на защиту со стороны государства всем гражданам, независимо от места их пребывания и вида их работы. Именно такой подход широко практикуется во многих странах мира, например в США, России, Китае.

В нынешней версии украинского законопроекта о трудовой миграции, представленной Минсоцполитики, закон будет касаться не только украинцев, законно находящихся на территории другого государства. Если его примут, то, в случае угрозы здоровью или жизни, украинцам, наконец-то, будут помогать не только "каритасы", как это происходит сегодня (Каритас Интернационалис - мировая католическая благотворная организация, помогающая бедным, сиротам, людям, пострадавшим от природных катастроф, больным СПИДом, инвалидам, страдающим от алко- или наркозависимости, мигрантам и другим).

Важным для мигрантов является также прописанное в законопроекте положение о введении возможности корреспондентского голосования. Это частично решило бы проблемы с реализацией мигрантами их избирательных прав. Ведь в прошлом году украинцев полностью лишили права голосовать по мажоритарной системе. Кроме того, избирательные участки были открыты только на территории консульских учреждений. В Италии, где проживают более полумиллиона украинцев (по неофициальным данным), например, было создано лишь четыре участка. Отныне, если закон будет принят, мигранты смогут голосовать "письмами", предварительно зарегистрировавшись в консульстве. Правда, доступно это будет лишь тем, кто находится в стране на законных основаниях.

И все же предложенная версия многие важные вопросы не регулирует. Елена Малиновская, известная исследовательница миграционных процессов, убеждена: если будет принята именно эта, "порезанная", версия законопроекта, будет очередной формальный закон для галочки, а в действительности ничего не изменится. Необходимость доработать документ подчеркивает и специалист Департамента рынка труда и занятости Минсоцполитики Тарас Симак.

"Я очень скептически оцениваю этот законопроект, - говорит и Олесь Городецкий. - С его помощью нельзя решить ни одну проблему, с которыми сталкиваются мигранты... Значительно уместнее уже тогда решать проблемные вопросы через внесение изменений в законы Украины или подзаконные акты".

"Украина делает определенные шаги в миграционной сфере, но без учета реальных нужд мигрантов. То, что уже было сделано, не всегда защищало наши интересы. Скажем, очередная программа правительства о защите зарубежных украинцев направлена не на гарантию их прав, а на расширение "русского мира", - заметил Павел Садоха, мигрант с более чем десятилетним опытом.

Пока работа над законопроектом отложена до октября 2013 г. Эти полгода могут быть эффективно использованы украинскими мигрантами для самостоятельной работы над его положениями.

Проба на прочность

По сути дела, подготовка законопроекта может быть замечательной репетицией для будущих изменений в миграционной политике. Граждане Украины, выехавшие на заработки, чтобы обеспечить свои семьи, могут оказать реальное давление на власть и не допустить принятия декларативного закона. Пожив не один год за рубежом, где каждый европеец сознает, что власть живет на его налоги, они начинают по-другому оценивать политические реалии Украины. Десятки ситуаций, на которые мы уже не обращаем внимания, вызывают у них серьезное сопротивление. "Я твердо уверен в том, что украинцы за рубежом должны требовать у украинской власти защиты своих прав, налаживать контакты с депутатами ВР, максимально напоминать чиновникам о том, что мигранты - это граждане Украины", - считает Олесь Городецкий.

Это может стать очередным прецедентом не только в сфере миграции, но и примером для подражания для других социальных групп в Украине. Какие именно институционные рычаги есть в арсенале средств мигрантов кроме акций протеста?

Во-первых, ситуация с законопроектом приобретает все большую огласку, и это дает надежду, что принять шито-крыто формальный закон не удастся. И 26 марта в Институте стратегических исследований состоялась профессиональная дискуссия на тему "Какой закон о миграции нужен Украине?" при участии нескольких народных депутатов, членов правительства, привлеченных к работе над законопроектом, и мигрантских лидеров. А 27-го - масштабный круглый стол, во время которого мигранты из Италии, Португалии, Испании и других европейских стран дискутировали с представителями профильных комитетов ВР, народными депутатами, учеными, юристами. Среди ближайших событий - парламентские слушания по вопросам трудовой миграции, запланированные на июль 2013 г.

Во-вторых, сами мигранты начали практиковать разные формы прямого диалога с депутатами и чиновниками, предлагать собственное видение тех или иных положений, предварительно обсуждаемых в скайп-форумах.

Председатель Комиссии по делам мигрантов Григорий Селещук считает, что до октября 2013 г. еще можно разработать альтернативную версию законопроекта, однако без активного участия и опыта мигрантов сделать это не удастся.

В-третьих, украинские эксперты по вопросам миграции, ведущие юристы готовы приобщиться к мигрантским скайп-обсуждениям (часть из них уже делает это) с целью подготовить профессиональный документ.

Понятно, что успех этих инициатив во многом зависит именно от украинских мигрантов. Хочется верить, что широкое движение людей с опытом жизни в зрелых гражданских обществах, готовых к серьезной борьбе за свои права, таки начнется.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК