Григорий Селещук: "Украинские мигранты сегодня оказывают активное давление на наших политиков"

Поделиться
Украинские мигрантские сообщества - это пример объединения людей, оказывающих определенное давление на власть и формирующих политический заказ. Кстати, в Украине я не вижу подобной среды, формирующей конкретную политическую платформу.

В начале июля впервые в независимой Украине состоялись парламентские слушания по вопросам трудовой миграции, в ходе которых обсуждались проблемы украинских трудовых мигрантов, т.е. украинцев, выехавших на заработки после распада СССР. Таких сегодня, по разным оценкам, в странах Европы и в России - от 1,2 до 4,5 млн человек. ZN.UA беседовало с одним из лидеров общественного мигрантского движения - председателем комиссии УГКЦ по делам мигрантов, заместителем председателя Совета по вопросам трудовой миграции граждан Украины Григорием Селещуком.

- Господин Селещук, кто инициировал парламентские слушания? Украинские политики наконец-то заинтересовались своими гражданами за рубежом?

- То, что слушания состоялись, - результат цепи событий, а также свидетельство политического внимания к проблемам мигрантов. Но, кроме этого, я хочу акцентировать внимание на очень важном феномене - активизации мигрантского сообщества, росте уровня его самоорганизации. Украинские мигранты создают сегодня широкие объединения не только в рамках какой-то страны, но и между странами. Цель таких сетей - определить основные потребности мигрантов, способы защиты их интересов и прав, в том числе и посредством активных лоббистских кампаний в Украине. Центр активного мигрантского движения - в Западной Европе (речь идет, в частности, об Италии, Испании, Португалии, Чехии, Германии), хотя к обсуждению приобщились также украинцы из Северной Америки, Ирландии, Финляндии и других стран.

Кристаллизацию самоорганизационных мигрантских движений отмечают многие эксперты в этой сфере, и недавние парламентские слушания - еще один результат этих процессов. Несмотря на попытки власти перевести слушания в маргинальную плоскость, считаю, что они все же были конструктивными - прежде всего потому, что докладчики из мигрантских объединений разных стран смогли очень организованно, четко и логически сформулировать свои требования к украинским политикам.

- Какие именно вопросы поднимали мигрантские лидеры? Много ли выдвигали требований?

- Мы подготовили целый пакет предложений, требований, рекомендаций к резолюции парламентских слушаний, под которой подписались 30 мигрантских организаций из разных стран мира. А к обсуждению был привлечен еще более широкий круг людей - по меньшей мере, вдвое больше.

Среди пунктов мигрантской "повестки дня" одним из главных является вопрос о включенности мигрантов в социально-политическую жизнь Украины. Речь идет об изменениях в процедуре голосования, в частности об обеспечении возможности голосовать по мажоритарным округам.

Ставились вопросы культурно-образовательной жизни трудовых мигрантов, поддержки украиноязычных школ и украинских культурных мероприятий.

Еще один блок вопросов - реэмиграция украинцев, разработка соответствующей юридической процедуры и механизма социальной адаптации возвращенцев.

Мигрантские лидеры требуют признать их инвесторами в украинскую экономику, поскольку, только по официальным данным, в прошлом году мигранты перечислили в Украину 7,5 млрд долл., тогда как иностранные инвесторы вложили лишь свыше 6 млрд. Конечно, денежные переводы не являются прямыми инвестициями в экономику, но это уже отдельный вопрос - как именно их рационально использовать для развития страны.

Проблемой сегодня является и деятельность украинских дипломатических учреждений за рубежом, работающих еще по советскому законодательству, формировавшемуся в совершенно других общественно-политических реалиях. Режим их работы был сформирован с учетом небольшого количества украинцев в стране, тогда как сегодня в странах ЕС их - миллионы. Например, в Италии ныне неофициально проживает полмиллиона украинцев (по данным Института статистики Италии - 201 млн 830 тыс. чел. - Авт.), но там - всего четыре украинских консульства. И они должны заниматься всеми вопросами - от внутренних паспортов, оформления наследства, нотариальных соглашений и до справок о несудимости и других документов. Можно ли представить, чтобы сотням тысяч людей смогли эффективно помочь работники всего четырех государственных учреждений?

- Хорошо, все эти проблемы были озвучены, но что дальше? Где гарантии, что власть попытается их решить? Каков дальнейший правовой механизм?

- По результатам парламентских слушаний Верховная Рада принимает постановление, которым акцептирует наработанные рекомендации. В этот документ должны быть включены полсотни конкретных предложений от мигрантов. После чего Кабмин обязан выдать распоряжение относительно реализации рекомендаций ВР - кто конкретно должен выполнять соответствующие поручения. Это будет непосредственным результатом слушаний. Из рекомендаций ВР и увидим, насколько наши депутаты готовы их реализовывать, а именно - ратифицировать соответствующие международные конвенции, принять закон о внешней трудовой миграции, внести изменения в Таможенный кодекс, избирательное законодательство Украины и другие нормативные акты.

- Это предусматривает целый ряд бюрократических процедур, а потому может растянуться во времени. Удалось ли решить что-либо из безотлагательных для мигрантов проблем уже здесь и сейчас?

- Да, примеры быстрой реакции есть. Скажем, на слушаниях были затронуты вопросы об отсутствии бланков для изготовления загранпаспортов в украинских диппредставительствах за рубежом. Бланков не было несколько последних месяцев, потому процесс с паспортами был заблокирован. Через неделю после того, как мигранты озвучили проблему на слушаниях, в Лиссабон отправили 400 бланков.

Другой пример: нам известно об инициативе некоторых политиков - о двойном налогообложении поступающих в Украину мигрантских переводов. Почти сразу после парламентских слушаний в Верховную Раду поступил законопроект, запрещающий это делать.

- А какой механизм общественного контроля за политиками есть сейчас у мигрантов?

- Во-первых, это постоянный мониторинг внесения изменений в законодательство и продолжение проходящей сейчас лоббистской кампании по защите прав мигрантов. Во-вторых, мы и в дальнейшем будем создавать коммуникационные площадки между политиками и мигрантскими лидерами.

- Что именно вы имеете в виду?

- Например, недавно была создана межведомственная рабочая группа для разработки законопроекта о внешней трудовой миграции, куда, кроме членов правительства, входят и представители от мигрантов. Мигранты-члены рабочей группы не имеют права вето, но имеют право голоса. И это не единственный пример коммуникационной площадки между мигрантами и властью. До сих пор такого не существовало вообще, и я воспринимаю это как первые положительные шаги к формированию эффективного миграционного законодательства, как одну из побед мигрантов.

К слову, я знаю немного примеров в других сферах, где было бы что-то подобное.

- Чем вы объясняете динамику в самоорганизации мигрантских сообществ? Это влияние политических культур развитых стран?

- Думаю, что это результат роста сознания украинцев, годами живущих и работающих за рубежом. Если сначала они были сосредоточены на индивидуальных проблемах, то со временем в странах пребывания украинцы начали создавать общины. Это начиналось с создания организаций, устройства торжеств, фестивалей, концертов. Но позже понимание общины начало расширяться. И сегодня мы уже говорим о наднациональном сообществе украинских мигрантов и об актах их общих решений, переходящих в сферу политических требований. Таким примером организованного действия была Оранжевая революция, предпринимательский майдан. Но что кроме этого? Если от общины нет запросов, политикам просто нечего делать.

Украинские мигрантские сообщества - это пример объединения людей, оказывающих определенное давление на власть и формирующих политический заказ. Кстати, в Украине я не вижу подобной среды, формирующей конкретную политическую платформу.

Возможно, это результат заимствования из политической культуры стран, где они работают и живут, а возможно - результат дистанционного наблюдения и анализа ситуации в Украине. Интересно, что их запросы моментально находят отклик в политической среде.

Сегодня мигранты являются значительной частью украинского политикума, хотя до недавнего времени их часто считали маргиналами. Лично я убежден, что большинство политиков, обращающих внимание на мигрантов, делают это из-за личной заинтересованности. Очень важно, что четко сформулированный политический запрос со стороны мигрантов находит быструю реакцию со стороны политиков. Это то, чего сегодня не хватает разным общественным группам в Украине в целом, - четкого гражданского требования.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме