Дефицит — это не только иностранное слово, родное каждому гражданину среднего и старшего поколения, но и явление социальной и экономической жизни Украины. В создаваемом нами капиталистическом настоящем бытовые товарные «дефициты» 70—90-х годов прошлого века исчезли как страшный социалистический сон. Имея деньги, каждый может приобрести любой товар — от колбасы до комплекса «Кольчуга», но утверждать о крахе «дефицита» было бы преждевременно... Он не умер, а наоборот — окреп и вышел на новый, значительно более высокий уровень развития, приобретая типично украинские черты. В этой статье мы попытаемся рассказать только о некоторых глобальных дефицитах в Украине сегодня.
Дефицит нефти
Нехватка природных сырьевых ресурсов на мировом рынке — это суровая реальность, от которой никто не застрахован, в частности и Украина. Рыночная экономика реагирует на дефициты однозначно — увеличением цен и последующим перераспределением капиталов в пользу отрасли, где не наблюдается дефицит. В перспективе — сокращение потребления дефицитного ресурса и замена его более доступным и дешевым.
Сегодня весь мир со страхом наблюдает за дефицитными процессами на рынке нефти и продуктов ее переработки. Ситуация сродни той, что имела место в 1973—1975, 1979—1981 годах, когда был зафиксирован пик цен на сырую нефть. Со временем рыночными средствами положение дел удалось нормализовать, тем не менее между дефицитными баталиями на нефтяном рынке в те годы и нынче существуют значительные отличия.
Основные нефтедобывающие страны — члены ОПЕК, Россия, Норвегия и другие — не спешат увеличивать объемы добычи. Эксперты говорят о невозможности их физического увеличения, о быстром исчерпании основных запасов. По различным экспертным оценкам, вскоре речь может идти о цене в 60—100 долл. США за баррель. Возможно, несоответствие объемов добычи и потребностей использования станет реальностью завтрашнего дня? Если произойдет именно так, то в недалеком будущем столкнемся с глобальным дефицитом целого ряда родственных товаров и материалов!
Преимущество рыночной экономики над коммунистической заключается в том, что у нее есть автоматические средства для преодоления любого дефицита и для насыщения потребительского рынка. Но вмешательство государства в рыночные механизмы искажает их, не позволяя оказать положительное влияние. Баланс между вмешательством и невмешательством приводит к эффективному или неэффективному управлению экономикой и как следствие — к отсутствию или наличию кризисных явлений.
Правительства в разных странах отличаются, прежде всего, уровнем образованности. Некоторые из них понимают, что бороться с объективным процессом опасно — нужно готовить меры нейтрализации возможных негативных последствий. Комплексы этих мер со временем трансформируются в национальные программы развития компенсирующих отраслей и перестройки или реструктуризации кризисных отраслей (примеры — европейская программа энергосбережения, программа консервации собственных нефтепродуктов США и др.). Почему бы нашему правительству не осознать истину — нужно готовиться к более тяжелым временам при дорогих энергоносителях. Необходимо разработать предупредительные механизмы, чтобы не допустить ухудшения уровня жизни большинства населения и не погубить промышленность Украины.
Правительственное давление на нефтетрейдеров в Украине уже привело к невозможности заправиться за наличные на некоторых АЗС. Наверное, логика работы нашего правительства далека от рыночных представлений, из-за чего создается впечатление, что дефицитные явления в отрасли формируются искусственно. К сожалению, дефицит существует не только в этой сфере. Вследствие административного вмешательства он также возникает по многим товарным позициям.
Непонятный дефицит того, чего вдоволь...
Особенно странной кажется ситуация с горнорудным сырьем. Те, кому за тридцать, еще со школьной скамьи привыкли слышать об огромных запасах железной руды в Украине, о том, что в период расцвета соцреализма наша республика выплавляла по одной тонне такого себе среднего по качеству железа на душу населения.
Нынче, после приватизации основных предприятий горно-металлургического комплекса, обеспечивающего 43% отечественного экспорта, странно слышать о проблеме дефицита в этой отрасли. Тем не менее он существует, и уважаемое правительство борется с ним путем... балансовых совещаний.
Суть их сводится к тому, что каждый частный горно-обогатительный комбинат получает указание, кому, сколько и по какой цене продавать. Вместо ожидаемого эффекта получаем обратный: автомобильный лист с начала года подорожал на 40%, трубная продукция корпорации «Интерпайп» — на столько же. Посетив недавно Смелянский машиностроительный завод, услышал, что местные машиностроители начинают вместо запорожского закупать по импорту металл из России...
В дефиците украинский металл? Нет, в Украине хватает руды, горно-обогатительных комбинатов, мартеновских печей и прокатных станов, но как свершившийся факт — дефицит квалифицированного рыночного управления отраслью. Силовые решения и искусственно созданные гибридные совково-рыночные правила игры приводят к тому, что импортируем продукцию, которая есть в избытке.
Дефицит денег, или инфляция
Нехватка финансовых ресурсов как явление в условиях высоких инфляционных ожиданий не только усугубляется, но и провоцирует свою мультипликацию. Этим можно объяснить желание большинства наших соотечественников снять с собственных банковских счетов гривневые ресурсы и обменять их на более твердую валюту. Вследствие этого видим очереди у валютообменных пунктов и банков, очередную реинкарнацию валютных менял.
НБУ пытается удержать ситуацию, распродавая валютные резервы страны. Объявлено о готовности продать через коммерческие банки 1 млрд. долл. США. Уже реализована почти половина этой суммы, но ситуация, несмотря на пропагандистские заявления по телевидению об официальном курсе в 5,3 грн./долл., все еще далека от стабильной.
Профильные специалисты коммерческих банков все чаще говорят о мультиплицированном дефиците в виде дефицита гривни на межбанковском рынке. Стоимость межбанковского кредитования возрастает до 25—30% за год. Процесс приостановки активных операций ускорится с 1 ноября вследствие повышения со стороны НБУ требований к оценке основных фондов коммерческих банков, стоимость которой была включена в величину регулятивного капитала. Как следствие, тормозится кредитование реальной экономики, что приведет к торможению экономического роста.
При таких монетарных условиях неожиданным образом взаимодействуют макроэкономические категории. Вместо стабилизации происходит дальнейший рост цен (речь идет о реальном, а не сдерживаемом административно движении). Прирост оптовых цен производителей достиг уже 25%, а среди отраслей лидирует ТЭК — увеличение на 68% с начала года.
Как-то «незамеченным» остался факт повышения Национальным банком учетной ставки до 9% годовых. Он ясно указывает нам, что центральные банкиры государства готовятся к худшему. Известно, что регулирование учетной ставки является одним из наиболее эффективных инструментов регулирования монетарной сферы, который, в свою очередь, влияет на все остальные макроэкономические и финансовые показатели. Каждый факт удорожания национального кредита является своеобразным индикатором ожидаемых руководством НБУ событий в краткосрочной перспективе. Следовательно, если мы ожидаем инфляцию, то должны готовить для ее укрощения соответствующие средства.
Логичен вопрос: «Какие же последствия для экономического развития и запланированных правительством макроэкономических показателей на 2005 год будет иметь повышение учетной ставки?» Абсолютно аргументированный и полный ответ дать сложно, поскольку учетная ставка в Украине еще не стала эффективным инструментом влияния на денежно-кредитную систему. Но негативные тенденции, несомненно, повлияют на экономику в целом и кошельки граждан.
Наиболее выгодные позиции в этой связи — у владельцев НДС-облигаций, номинальная доходность которых (на сегодняшний день это уже 10,8%) определяется учетной ставкой. Почти 90% этих владельцев являются нерезидентами Украины (то есть для приобретения таких облигаций они сначала продали у нас доллары или евро, а потом за гривни купили НДС-облигации). Они будут максимально защищены от негативных последствий отечественной финансовой политики. Остальные что-то таки потеряют. Кто больше, кто меньше...
Дефицит пенсий
Правительство повысило пенсии, надеясь на поддержку пенсионерами «единого кандидата», оппозиция в ответ пообещала повысить их еще больше. Все пенсионеры — в ожидании повышения уровня своей жизни, появилась даже свеженькая поговорка на эту тему: «Паны бьются, а пенсионерам пенсии летят...»
Премьер и глава Национального банка неоднократно заверяли, что деньги у правительства на пенсионные нужды есть. Что же, люди серьезные, за свои слова отвечают... Но хотел бы привлечь внимание читателя к постановлению правительства №1215 от 18 сентября с.г., которое может действовать лишь в случае его законодательного закрепления, ведь закон об обязательном государственном пенсионном страховании никто не отменял.
Решение об увеличении пенсионных доплат для 11 млн. пенсионеров внезапно начали воплощать в жизнь с сентября. Таким образом, суммарные пенсионные выплаты возросли до 4,27 млрд. грн. в месяц, что превысило уровень предшествующего месяца на 40%. Если эти доплаты продолжатся до конца года, они увеличат бюджет Пенсионного фонда (далее — ПФ) за 2004 год до 39 млрд. грн., или составят 11,8% ВВП.
В текущем году увеличение расходов ПФ планируется профинансировать путем увеличения доходов Фонда на 30%, полученных от увеличения на 15,6% фонда оплаты труда предприятий и учреждений, использования всех резервов ПФ, созданных за два последних года, и дополнительного трансферта из госбюджета на сумму 2,9 млрд. грн., полученную от приватизации.
Для финансирования введенных в сентябре надбавок в течение 2005 года необходимы расходы в 15% ВВП, или на 3,5 процентного пункта выше, нежели в году нынешнем, или почти вдвое больше, чем в 2003-м. Подобный удельный вес пенсионных расходов будет самым высоким в Европе, он превысит средний уровень по странам с переходной экономикой в два раза.
Предположим, что доходы ПФ будут расти нынешними высокими темпами, следуя за темпом роста фонда оплаты труда и ВВП, но и тогда уровень бюджетного трансферта для покрытия дефицита ПФ в 2005 году должен достичь 15 млрд. грн. (или 4% ВВП). А правительство запланировало всего лишь 5,7 млрд.!
Вывод: начатая в этом году пенсионная реформа может быть успешно похоронена непродуманными шагами в этой сфере. Хотя именно пенсионное реформирование является единственным реальным путем преодоления периодических «пенсионных кризисов».
Проведение пенсионной реформы очень важно, поскольку оно связано с еще одним дефицитом украинского завтра — дефицитом работающего населения, дефицитом кадров.
Вопрос — планирует ли вообще украинское правительство когда-либо жить по сбалансированному бюджету и государства, и Пенсионного фонда — становится все более актуальным. Если не приступить к этому с 2005 года, пенсионная реформа может затормозиться еще на десятилетие. А это будет означать, что ориентировочно в 2015 году, когда население Украины уменьшится настолько, что на одного работающего будет четыре пенсионера, нужно будет увеличить производительность труда в пять раз, чтобы выплатить пенсии, а ведь еще нужно будет прокормить и собственную семью работающего! Перспектива не из веселых? Учитывая приведенные выше аргументы и темпы уменьшения населения, сценарий очень реальный.
Нужно отдельно остановиться на последствиях принятия Кабмином постановления о пенсионных надбавках для финансовой стабильности в Украине. Как уже указывалось, дефицит Пенсионного фонда будет составлять от 9 до 15 млрд. грн. в 2005 году. Но на самом деле это не дефицит ПФ, а дефицит государственного бюджета, который должен компенсировать разницу. Сумма этого дефицита равна величине бюджетных ассигнований в 2004 году на здравоохранение в Украине (10,5 млрд. грн.) или образование (16,7 млрд.).
Доходы от приватизации ожидаются лишь на сумму 3,9 млрд. грн., они не смогут покрыть вышеупомянутый дефицит. Закономерный вопрос — каким образом правительство намерено закрывать эту «брешь»? К сожалению, вопрос почти риторический. Отвечая на него, любой экономист с помощью калькулятора и проекта бюджета сделает следующие расчеты.
Расходы ПФ за сентябрь достигли 4,27 млрд. грн. (с учетом доплат к пенсиям). Причем ПФ использует все накопленные по состоянию на начало года резервы — 2,33 млрд. грн. В 2005 году на ежемесячные выплаты планируется 4,27 млрд. грн. Умножаем на 12 месяцев, увеличиваем эту сумму на уровень запланированной на 2005 год инфляции (6%) и 20 процентов прироста уровня заработной платы, так как в следующем году будет действовать обязательная индексация (в соответствии с законом об общеобязательном пенсионном страховании).
Таким образом, мы получаем общую сумму бюджета ПФ на 2005 год — 56 млрд. грн. Образующийся дефицит (бюджетный = пенсионный) поднимет уровень инфляции до высот, которые съедят все введенные правительством доплаты. Попробуйте подсчитать самостоятельно. Я уверен, что вы получите такой же ответ.
И еще несколько слов о социальных последствиях доплат. Уравниловка при повышении пенсий никоим образом не может быть оправдана. И не нужно лукавить, ссылаясь на то, что это якобы эффективное средство защиты пенсионеров против риска бедности: уровень бедности среди непенсионеров в Украине не меньше. Не говоря уже о том, что правительственные шаги приведут к усилению неконкурентности страны в целом.
С другой стороны, целевые надбавки для тех, кто в них особенно нуждается (получатели социальных пенсий, пенсионеры старше 75 лет, уровень бедности среди которых самый высокий), могли бы несколько разрядить ситуацию, адресно направляя ограниченные ресурсы государства. Отмена сентябрьской надбавки для работающих пенсионеров (а это 20% от их общего количества) может стать хорошей мерой, с которой нужно начать финансовую стабилизацию Пенсионного фонда. Однако эти меры не гарантируют голоса избирателей. Что выбирает правительство, мы видим.
Как следствие, дефицит государственных решений, ориентированных на благосостояние страны. Поскольку все надбавки и прочие доплаты к нынешним пенсиям финансируются госбюджетом, то существует большая угроза получить в следующем 2005 году, его дефицит в размере до 4% ВВП только по вопросам, связанным с ПФ. Это, бесспорно, приведет к росту государственного долга и снижению инвестиционного рейтинга страны и отдельных субъектов хозяйствования.
Дефицит квалификации
Слушая радио и смотря новости на ведущих национальных телеканалах, я хорошо понимаю, что премьер и Кабмин всей душой заботятся о нашем настоящем, не едят, не спят, а все думают, чего бы еще сделать хорошего для рядовых граждан и пенсионеров. Я отдаю себе отчет, что все меры предложены правительством от чистого сердца, с заботой о лучшем. Понятно, что все вышеприведенные ошибки сделаны не со злым умыслом, а исключительно из-за нехватки специальных знаний о базовых основах функционирования рыночной экономики или дефицита знаний.
Поэтому, желая помочь, возьму на себя смелость положить начало гуманитарной акции с рабочим названием «Подарите министрам учебник». Желающие принять участие в акции могут перечислить любую сумму собственных средств, на которые со временем будут закуплены учебники по экономике. Все эти книги нужно успеть официально вручить членам правительства до второго чтения бюджета в постоянное пользование.
За гонорар за статью автор обязуется купить «Экономикс».