Незаангажированный взгляд на экономическое чудо в Украине

Поделиться
Глобальные факторы риска Начало осени 2004 года несет хорошие надежды на неплохой урожай, затяжной экономический рост и.....

Глобальные факторы риска

Начало осени 2004 года несет хорошие надежды на неплохой урожай, затяжной экономический рост и... ожидание кризиса. На фоне бурных политических баталий ситуация в экономике напоминает затишье перед бурей. Как-то постепенно исчезли из средств массовой информации материалы о ценах на бытовые товары, базарные цены на продукты питания, потихоньку ползущие вверх. На телевидении экономическую аналитику подменили бравурные декларации о том, как все у нас хорошо. Но самая интересная ситуация с нефтепродуктами...

На протяжении этого года цены на наиболее ходовые марки бензина повысились в Украине на 66—78%. По состоянию на 20 августа, цена на популярные в мире марки нефти составляла 41—48 долл. за баррель.

Как известно из экономической истории, аналогичное подорожание нефти в 1974—1975 и 1979—1981 годы вызвало наиболее серьезные мировые хозяйственные кризисы. Темпы экономического роста существенно снизились, почти до 60% от мирового ВВП выросла публичная задолженность, в большинстве развивающихся стран разразился долговой кризис.

Самые известные в мире эксперты утверждают, что эпоха низких цен на нефть закончилась, для добычи подтвержденных запасов нужны значительные объемы инвестирования. Помимо того, что крупные экспортеры нефти не хотят увеличивать объемы добычи и реализации, нынешний нефтяной кризис провоцируется действиями не производителей нефти из числа членов ОПЕК, а властями России и США. Нефтедоллары накачивают темпы экономического роста России: прогноз роста ВВП на 2004 год откорректирован с 5,9 до 7,1%. Избиение «ЮКОСа» властью Путина стало одним из важнейших факторов дестабилизации глобального нефтяного рынка.

По данным Кильского института мировой экономики (ФРГ), с этого лета наблюдается угрожающая тенденция: нефть опять начала сдерживать экономический рост во всем мире. По прогнозам, в следующем году темпы роста мировой экономики составят 3,9%, что на один процентный пункт меньше, чем можно ожидать в году текущем. Экономическая динамика стран ЕС и Японии замедлится до 2%, в том числе в ФРГ — +1,2%, торможение будет наблюдаться также в странах Азии, традиционно являющихся крупным рынком сбыта для продукции украинских металлургов.

Высокая цена на нефть повлечет за собой торможение темпов роста в США, а тем более в других странах ОЭСР — нетто-импортерах энергоносителей. Ежедневные расходы США на оккупацию Ирака существенно уменьшают возможности правительства Буша создать антикризисные предохранители в США.

Уже с начала лета 2004 года высокие цены на топливо поглощают покупательную способность населения, которое сосредоточит собственные расходы лишь на самом необходимом. В связи с этим сократится занятость во многих бюджетообразующих отраслях таких стран, как Испания, Италия, Франция и даже США.

Страны ЕС на нефтяные баталии не имеют сколько-нибудь значительного влияния, они заняты подсчетом затрат на адаптацию к своей среде хозяйств десяти новых членов. Потребление энергоносителей в этом регионе стабильно возрастает пропорционально росту макроэкономических показателей (1,6—2,2% в год).

Анализ тенденций рынка энергоносителей и деятельности ведущих бирж свидетельствует, что мировая экономика постепенно вползает в фазу рецессии. Даже такие ее «передовики», как КНР, вследствие существенного перегрева принимают меры для постепенного снижения темпов роста.

Повлияют ли на нашу страну глобальные факторы экономического кризиса? Традиционная украинская позиция «моя хата с краю — меня проблемы капиталистов не волнуют» психологически спасает большинство наших власть предержащих от стресса, но вопрос, насколько с краю наша хата, начинает беспокоить рядовых граждан. Если раньше нас спасала слабая интеграция в мировую экономику, то сейчас сумма внешнеторгового оборота Украины почти равна величине реального ВВП, рассчитанного в долларах США (см. табл. 1).

Даже беглый анализ статистических данных свидетельствует о том, что с каждым днем Украина все больше зависит от положения вещей в мире, и нужно немедленно задуматься, как сохранить наше развитие в дальнейшем.

Национальные достижения: благодаря или вопреки?

За последние 12 лет правительствам независимой Украины приходилось иметь дело преимущественно с выживанием в условиях сурового кризиса. ВВП на протяжении 1990-х сократился почти вдвое, страна пережила периоды гиперинфляции, острого физического дефицита основных продуктов национального производства. Конечно, кризисная фаза должна бы улучшить структуру национального совокупного продукта, уменьшить ресурсоемкость единицы национального дохода, увеличить производительность труда, перераспределить инвестиционные ресурсы в пользу дефицитных товаров, конкурентных отраслей и пр.

Украинский экономический опыт показал, что кризисная стадия развития не решила эти задачи. Остатки государственного патернализма в экономике наряду с неблагоприятными внешними факторами привели к сохранению всех структурных проблем нашего хозяйства.

Начиная с 1999 года, Украина, обремененная наследием предыдущей экономической системы, вышла из пике и начала возрождаться. Наступила новая фаза экономического цикла, к которой должны были соответственно приспособиться все экономические субъекты, прежде всего властные регуляторы. Пока это приспособление не произошло. Анализ основных экономических решений правительства и Национального банка свидетельствует о преобладании механизмов и рычагов, характерных для кризисного этапа.

Отслеживая тенденции в экономике Украины, любой незаангажированный эксперт-экономист приходит к выводу, что отсутствует прежде всего экономическая стратегия государства. Продолжается ежегодный (иногда и чаще) пересмотр основных параметров экономического развития и законодательных регуляторов. Правительство как основное звено государственного регулирования экономики остается заложником политической конъюнктуры; бюджеты страны формируются и принимаются под фанфары политических баталий.

На протяжении лета — начала осени 2004 года гражданам нашего государства через средства массовой информации активно навязывают мысль о гигантском экономическом скачке Украины. Насколько скачок гигантский и куда мы прыгаем, желательно выяснить до приземления. Ведущие эксперты инвестиционного бизнеса называют Украину «Европейским Китаем», имея в виду темпы экономического роста и нищенское положение населения (75 долл. в месяц — самая низкая в Европе зарплата, 40 долл. — пенсия).

В Министерстве финансов недавно заявили о возможности достичь в Украине в этом году темпов роста ВВП на 17—19%. Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции ожидает прирост этого показателя на 12,4%, в августе текущего года по сравнению с августом прошлого прирост составил 14,2%. Чрезвычайно высокими темпами растет экспортно-ориентированная промышленность. Но экономический рост пока не способствует улучшению социального положения. На первый взгляд, прыгаем мы вверх. Однако анализ вторичных экономических и социальных параметров дает основания полагать, что мы прыгаем не вверх вперед и даже не вверх на месте, а вверх назад... причем головой вниз!

В нашем «Китае» активно вымирает население: на протяжении трех последних лет нас стало меньше на 1 млн. Уже сейчас на рынке труда чувствуется острая потребность в кадрах, даже наименее квалифицированных. Нет объективных данных о количестве трудовых эмигрантов из Украины, но независимые оценки дают цифру 6 млн. человек. Возрастное распределение населения, количество работающих пенсионеров, квалификация специалистов после окончания наших вузов и тому подобное привели к тому, что уже сейчас промышленные предприятия задыхаются от недостатка квалифицированных кадров среднего уровня.

Механическое и естественное уменьшение численности населения Украины вместе с ростом макроэкономических показателей дают соответствующую благоприятную картину. Однако уже сам факт уменьшения количества трудоспособного населения является одной из причин будущего экономического кризиса.

Вызывает беспокойство то, что мы не видим реальных действий нашего Кабмина, направленных на защиту экономики от деструктивных факторов мирового кризиса. Никого во власти не волнует то обстоятельство, что Украина, встав на путь рыночного развития, попала под действие соответствующих законов экономического цикла. За фазой роста, как бы нам того ни хотелось, наступит фаза спада или кризиса. Эта фаза принесет рост безработицы, падение покупательной способности, затоваривание рынка и другие характерные классические признаки, знакомые еще из школьных учебников.

Общество, желающее защитить себя от серьезного социально-экономического осложнения в период кризиса, создает определенные предохранители. Классическими амортизаторами экономического спада являются накопленные в период роста резервы товарно-материальных ценностей, золотовалютные резервы, финансовые регуляторы и стимулы, общественные работы и т. п. Самостоятельные игроки на экономическом мировом поле формируют стратегии защиты своих экономик. Так, Российская Федерация уже создала стратегический бюджетный резерв почти в 10 млрд. долл., у США и ЕС есть большие резервы горюче-смазочных материалов. Каждая новая страна — член ЕС обязана иметь 90-дневный запас нефтепродуктов.

Когда же рак свиснет у нас? Прогноз
на ближайшую перспективу

Долго ли будет продолжаться фаза экономического роста? Что должна сделать власть для ее продления? Очевидно, эти вопросы являются самыми важными среди других проблем экономической политики. Тем не менее властным институтам, которые и должны дать ответы, пока сказать нечего (по крайней мере, ответы неизвестны обществу). Проекты главных экономических документов на 2005 год — представленный государственный бюджет и Основные направления денежно-кредитной политики — декларируют несколько иные приоритеты и цели.

Беглый анализ официально доступных документов наталкивает на такие мысли:

Для Национального банка в 2005 году нет более важной задачи, чем удержать стабильность национальной денежной единицы (в соответствии с Основным Законом). А действующее правительство считает, что даже в пятый год подряд экономического роста невозможно иметь бездефицитный бюджет. К счастью, этот дефицит ограничивается 1% запланированного ВВП. Тем не менее и на него нужно взять в долг более 1 млрд. долл. и направить запланированные поступления от продажи государственного имущества. Почти каждая вторая бюджетная гривня, по замыслу нынешнего Минфина, пойдет на потребление. Указ Президента Украины о формировании стратегического 90-дневного запаса нефтепродуктов пока остается на бумаге. Планы по защите экономики Украины от возможных проявлений экономического кризиса не выработаны... Мы живем одним днем или днем выборов?

— Каждый сознательный гражданин хотел бы знать, когда именно может наступить фаза кризиса. Я не ошибусь, если скажу, что даже самые известные профессионалы в сфере экономического прогнозирования относительно Украины не смогут наверняка это установить. Задачей сознательной власти, да и общества в целом, знающих о неизбежности спада, является создание условий для его смягчения и сокращения во времени, выхода на следующий этап стагнации и подъема.

— У любого кризиса будут свои региональные проявления. Регионы наивысшего экономического роста, который держится на экспортном спросе, могут пострадать больше всех. Глобальное мировое замедление приведет к сворачиванию инвестиционной деятельности, снижению спроса на мировых рынках на наши традиционные товары — строительную арматуру, листовой прокат, трубы и швеллеры, строительные материалы и прочее. Закономерный вопрос: насколько наша экономика подготовлена к уменьшению объемов продукции, поставляемой за границу флагманами украинской экономики?

Сами органы исполнительной власти уже предупреждают нас о сроке приостановки экономического роста. Так, Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции обнародовало недавно свой прогноз динамики макроэкономических показателей на 2005 год: ВВП увеличится только на 8,2% (ожидание в 2004 году — 17%), инфляция составит 6,2% (7,6% — в 2004-м), экспорт возрастет только на 8% (34% соответственно).

К сожалению, правительство не прогнозирует динамику безработицы. Ведь в случае увеличения инфляции должно уменьшиться количество безработных и наоборот (так называемая кривая Филипса). Тем не менее очевидно, что действующая система измерения экономических показателей в Украине не может дать объективную картину, и мы должны пользоваться тем, что есть. Так, вопреки всем классическим теориям, в Украине наряду с приростом ВВП уже была дефляция.

— Нашим макроэкономическим лидерам хотелось бы видеть в будущем снижение цен и общий рост. Нынешнее правительство старается удержать в Украине «предвыборную» цену на нефтепродукты в основном административным способом. Уже в который раз ведущие нефтекомпании получают указание «держать цены» до избрания следующего президента. Этого никто даже не скрывает, более того, такие действия считаются заслугой В.Януковича. Фактически благодаря договоренностям премьера Москва субсидирует украинские выборы. Насколько бесплатным бывает российский сыр для украинца, мы уже не раз видели, интересно, за что нам «помогают» сейчас?

Авторитаризм в экономике не приводит к желаемым результатам — в экономике действуют другие законы. Политический эксперимент с удержанием цены на нефтепродукты до 31 октября 2004 года может стать трагическим для нашей экономики и большинства населения. Несмотря на обоснованные предложения ведущих экономистов и экспертов нефтерынка, Кабмин административно удерживает ценовую стабильность на большинство продуктов и услуг потребительской корзины, по которой рассчитывают индекс инфляции.

Цена на бензин марки А-92 только на 10 копеек отличается от цены на А-95 — им приказано стоять. Один из операторов нефтепродуктового рынка объяснил этот удивительный феномен: домешивают до нужной марки сами. Проверка Госпотребзащиты показала, что почти 40% реализованного в конце лета бензина и дизтоплива не отвечали стандартам. Анонимный опрос финансовых руководителей реализаторов горючего в г. Киеве свидетельствует об убыточности реализации марок А-92 и А-95. Желаемая цена — 3,5 грн. за литр А-95, а с учетом регулярного невозврата НДС — даже 3,8—4,0 грн.

Также приказано стоять, а то и уменьшаться ценам на хлеб, транспортные перевозки, жилищно-коммунальные услуги, медицину и пр.

Если темпы роста потребительских цен за январь—июнь 2004 года по сравнению с предыдущим составляли только 104,4%, то у производителей они достигли 114,3%. На конец лета цены производителей уже превысили 116%, а «вручную управляемые» розничные цены даже уменьшаются (дефляция в августе!). Однако динамика цен производителей, исходя из официальных сообщений, может даже ускориться к концу текущего года. Особый «вклад» в этот процесс сделают нефтеоператоры.

Вслед за продавцами горючего повышения их цен требуют отраслевые монополисты. Речь идет о транспортных услугах, жилищно-коммунальном секторе, снабжении электроэнергией, водой, теплом и т.д. Министерство транспорта и связи недавно заявило, что все пассажирские перевозки и 48% товароперевозок убыточны. Следовательно, в ближайшее время тарифы на перевозки возрастут, что в свою очередь должно сказаться на ценах на все инвестиционные товары, экспорт, продукты питания и т.д. Динамика ценообразования напоминает лавину, которую из последних сил удерживают во время снегопада благодаря договоренности с Москвой... Но удержат ли? Легких путей мы не ищем!

Как свидетельствует украинский опыт, расхождение в динамике оптовых и розничных цен почти всегда приводило к экономическим потрясениям, тормозящим развитие и реформирование.

Как видно из этой исторической хронологии, периоды превышения динамики оптовых цен всегда заканчивались скачком розничных. Кроме того, это приводило к снижению других макроэкономических показателей и в конце концов — жизненного уровня.

Очень интересным вопросом является монетарная политика Украины. Национальный банк традиционно открещивается от действий правительства, говоря, что предвыборные вливания наличности в сумме, превышающей 20 млрд. гривен, вряд ли удастся безболезненно стерилизовать. Итак, кроме ценовой инфляции, возникает фактор риска монетарной инфляции — опять-таки из-за действий исполнительной власти. Последствия различных инфляционных процессов наше население уже переживало. Что бывает во время и после них, знает каждый гражданин.

Что же нас ожидает
в 2005 году в результате такого управления экономикой?

По логике французских монархов — «после нас хоть потоп», мы можем прогнозировать скорое наступление не только топливного, но и острого финансового кризиса. Обострение на указанных рынках через 1,5—2 месяца стимулирует наступление кризиса во всех других секторах хозяйства: жилищно-коммунальном, транспортном, банковском и т.д.

Исполнительная власть в последнее время принимает меры, которые не улучшат, а наоборот — ухудшат будущую ситуацию. Речь идет об искусственном массовом снижении цен на хлебобулочные изделия, отмене новых цен на общественный транспорт, сохранении статус-кво в жилищно-коммунальной сфере и пр.

Авторитарными средствами подгонят под позитив показатели выполнения бюджета. Эксперты МВФ по результатам последней проверки не дали согласия на выделение Украине очередного транша кредита упреждающего «стэнд-бай». Причин несколько. Среди них — несоответствие темпов экономического роста и показателя поступления бюджетных доходов. Ведь план доходов бюджета 2004 года правительство выполняет исходя из собственного «консервативного сценария» прироста ВВП — на 4,8%. А фактически выходит, по крайней мере, втрое больше. Но выполнение бюджета не превышает 101% от этого плана. Кроме того, искусственно подгонят показатель бюджетной задолженности перед плательщиками НДС — экспортерами. Если взять отчетные данные по экспорту товаров и услуг за январь—июнь этого года, то возмещению подлежат 7 млрд. грн. А правительство недавно заявило о... 300 млн. грн.!? Получается, плательщики НДС отказались от своих требований к правительству. Как говорят в народе, цифра не вытанцовывается...

Искажение макроэкономических показателей сопровождается полным застоем в создании инфраструктуры для перетока капитала в меж- и внутриотраслевом разрезе. Закономерная циклическая фаза кризиса наступает для перетока капитала в новые отрасли народного хозяйства, у которых выше показатели эффективности использования ресурсов.

Если не принять кардинальных решений антикризисного плана, у нас эта фаза не сможет выполнить свою закономерную задачу, поскольку капитал не может свободно переходить в другие отрасли и подотрасли. В Украине большинство субъектов хозяйственной деятельности не являются публичными. Из 10—15 так называемых голубых фишек фондового рынка в результате политических манипуляций падают на десятки процентных пунктов наилучшие (пример — история с Нижнеднепровским трубопрокатным заводом и ОАО «Укрнафта»).

Для публичности — то есть выхода на рынки капитала — не хватает доверия граждан к своей же власти. Ведь только при таком доверии реальные владельцы контрольных пакетов крупнейших компаний могут узакониться и демаскироваться, открыть обществу свои капиталы, показать их реальную структуру. Затем — отделить функцию управления от функции владения.

Если собственные граждане боятся это делать, нечего и надеяться на чудо из-за границы.

Вечный вопрос: что делать?

Традиционно от теоретиков мы слышим довольно противоречивые рекомендации. Школа монетаристов в том или ином виде рекомендует готовить средства сдерживания инфляции, наведения бюджетной дисциплины, высвобождения цен и курсообразования и т.д. Неоклассики рекомендуют запастись средствами стимулирования спроса, определить пути увеличения правительственных заимствований и роста государственного долга.

Не отдавая предпочтения той или иной школе, мы предлагаем применить уже сегодня меры из обоих теоретических и практических арсеналов. Ведь самое главное, что мы знаем, — кризисная фаза цикла неизбежна, и она идет за успешным экономическим ростом, от которого у политиков довольно часто случается головокружение.

Зная, что глобальные факторы преимущественно ускоряют наступление кризисов, нам следует, как минимум, не создавать дополнительных внутренних факторов.

Главное — чиновникам, определяющим экономический курс государства, следует вспомнить, что после выборов жизнь не закончится. Вспомнить, что ответственность за благосостояние граждан — не абстрактное понятие, а залог их же будущего существования, и спланировать ряд экономических мер:

— Первое, что следует определить, — чем Украина может запастись для смягчения спада, нивелирования его в региональном разрезе.

— Отпустить цену на нефтепродукты уже в ближайшее время для «вползания» экономики в новые цены на осенне-зимний период 2004/2005 года.

— Отпустить валютный курс от жесткой фиксации к доллару США. Приоритетом денежно-кредитной политики является показатель инфляции, а не валютного курса.

— Уменьшить показатель обязательной продажи валюты экспортерами.

Принять бюджет 2005 года с профицитом, предусмотреть финансовые источники для создания стратегического запаса нефтепродуктов.

— Доходы от приватизации направлять на капиталовложения в государственные предприятия, инфраструктуру фондового рынка.

— Перейти к бюджетному стимулированию потребления молодых семей путем введения субсидий на долгосрочные займы на строительство, приобретение товаров длительного пользования, помощь детям и тому подобное.

— Разработать и внедрить государственный план стабилизации макроэкономических показателей и преодоления кризиса.

P. S. Интересно, как высоко мы прыгнули? В январе—феврале 2005 года увидим...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме