В предыдущем номере ZN.UA я уже начал объяснять, как можно увеличить ВВП посредством кредитования и значительных, но рациональных правительственных расходов. Однако в правительстве особенно обеспокоены проблемой импортозамещения. Или, другими словами, как меньше импортировать из-за рубежа, больше производить в Украине и, по возможности, экспортировать. Обеспокоенность эта понятна, и я ее разделяю.
Начнем с азов - с определения валового внутреннего продукта страны (ВВП), которое приводится практически в любом учебнике по макроэкономике. Итак, ВВП есть рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных внутри страны за определенный период времени. Рассчитывается ВВП по формуле: Y= C + I + G + NX. То есть величина ВВП (Y) разбивается на четыре части: потребление (С), инвестиции (I), государственные закупки (G) и чистый экспорт (NX - разница между экспортом и импортом).
Приведу данные о размере ВВП за 2011 год некоторых стран: США - 15094 млрд. долл., Китай - 7298 млрд., Германия - 3577 млрд., Россия - 1850 млрд., Польша - 514 млрд., Украина - 165 млрд. долл. Понятно, что усредненную оценку благосостояния граждан страны этот показатель дает после деления значения ВВП на число жителей. Мы уже отмечали (см. ZN.UA №20 от 2 июня 2012 года), что Украина замыкает список стран Европы по показателю ВВП на душу населения! Как его увеличить за счет импортозамещения?
Начну с банальных рекомендаций по поддержке экспорта. Первая: я не советую прибегать к самому мощному и вместе с тем самому примитивному стимулу развития экспорта - девальвации гривни. Как уже было показано (см. ZN.UA №20), гривня уже сейчас является самой обесцененной валютой в мире, и дальнейшая ее девальвация переместит Украину прямо в Африку…
Вторая рекомендация: правительство может очень просто и быстро создать и наделить ресурсами экспортное кредитное агентство. Это агентство предоставляет за плату страховки или гарантии экспортерам, в том числе и от неплатежей по кредитам. Бюджет таких организаций в среднем составляет 0,11% экспорта (расчеты Всемирного банка), а польза - огромна.
Третья рекомендация: очень распространенной в мировой практике формой поддержки экспорта являются агентства по продвижению экспорта, оказывающие помощь экспортерам в поисках рынков сбыта. Кроме того, они ответственны за благоприятный торговый имидж страны, тренинг экспортеров, маркетинг, исследование экспортных рынков с последующими публикациями и т.д.
Четвертая рекомендация: возмещение части процентной ставки по кредитам украинским экспортерам в размере, который не ведет к нарушениям правил ВТО. Хочу особенно отметить, что в ВТО способы государственной поддержки экспорта регулируются Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам. Например, сейчас стандартная международная ставка по экспортным кредитам составляет 5-6%. Если украинский банк кредитует экспортера под 15% годовых, то субсидия государства может составить 9-10%, и это не будет противоречить правилам ВТО!
Отмечу, что вышеназванные государственные методы поддержки экспорта в основном должны относиться только к продукции с высокой добавленной стоимостью, а не к сырьевым продуктам.
Далее хотелось бы поднять очень важную проблему развития экономики Украины. Советское, марксистское образование сформировало у нас, особенно у чиновников, представление о том, что ВВП формируют в основном промышленность и сельское хозяйство. Может быть (но это под вопросом), транспорт и связь. Торговля - это ближе к спекулянтам, а услуги - это вообще непроизводственные затраты! На самом деле это не так. Чем больше развита страна, тем больший вклад в ВВП приносят разные услуги - врачей, профессоров, спортсменов, артистов, и тем меньше - промышленность и сельское хозяйство!
Посмотрите на формулу ВВП, особенно на ее составляющую С - потребление. Чем выше доход семьи, тем больше она потребляет услуг (причем более качественных и дорогих) - образовательных, медицинских, туристических, культурно-развлекательных, ресторанных и т.п. Я умышленно упускаю сектор финансовых услуг, но в принципе нужно добавить также, что семьи с высоким уровнем дохода обслуживаются в хороших банках, страховых компаниях и других финансовых учреждениях…
Так вот, согласно формуле ВВП, когда вы учитесь в украинском вузе, повышаете квалификацию в украинской школе бизнеса, лечитесь в украинских больницах, отдыхаете на украинских курортах, ВВП страны растет. Если все эти услуги вы получаете за границей, он не меняется (растет С (потребление), но уменьшается NX (чистый экспорт со знаком минус, т.е. импорт). Более того, если вы идете на концерт украинского артиста, слушаете украинскую музыку, читаете украинскую книгу или смотрите украинский фильм, ВВП страны растет. Если же для вас будет петь иностранец или вы будете смотреть иностранный фильм, ВВП Украины не изменится, однако вырастет ВВП страны, откуда этот иностранец приехал, или страны, где была напечатана книга.
Думаю, вам становится более понятно, почему мы такие бедные. Не только потому, что покупаем дорогой российский газ или дешевую китайскую одежду, но и потому, что лечимся, отдыхаем и учимся за границей. Но главное - читаем не наши книги, смотрим не наши фильмы, слушаем не нашу музыку!
В эпоху экономического национализма, который фактически стал базовым элементом экономической политики всех стран (кроме Украины), мы становимся легкой добычей других, более образованных, более прагматичных, более националистичных и успешных стран. Я не агитирую за культурную изоляцию, а лишь указываю на проблему… Но очень жаль наших талантливых писателей, врачей, артистов, режиссеров, ставших жертвами малограмотных и непатриотичных чиновников.
Можно ли быстро изменить ситуацию? Теоретически - да, практически - тоже да, но при определенных обстоятельствах. Самые простые рекомендации сводятся к следующему.
Правительство показало, что способно осуществлять (пусть и с ошибками) глобальные инфраструктурные проекты (Евро-2012). Давайте этим воспользуемся! Первая инфраструктурная программа, которую необходимо на практике, а не на словах, начать немедленно, должна быть направлена на энергосбережение, включая замену самой неэффективной в мире инфраструктуры жэков. Гарантирую, что 25-30 млрд. грн. разумных инвестиций в энергосбережение позволят нам через три-четыре года отказаться от импорта газа и даже стать его экспортером, а цены на коммунальные услуги могут уменьшиться, как это происходило после реформ ЖКХ во всех цивилизованных странах. Мне могут возразить: «А как же откаты и т.п.?» Отвечаю: «Это наша с вами плата за пассивность и конформизм, надо привыкать за все платить».
Еще более масштабным инфраструктурным проектом могла бы стать программа развития туризма. Глупо не воспользоваться результатами Евро-2012. Украину посетили сотни тысяч иностранцев, причем это новый класс туристов для страны. Если до Евро-2012 в Украину приезжали в основном политики и бизнесмены, то сейчас впервые нас посетили простые люди. Уверен, что сарафанное радио маленьких европейцев будет намного позитивнее заказных антиукраинских роликов, проплаченных нашими «друзьями».
Куда ехать иностранным туристам? Маршрут №1 - Крым, №2 - Одесса, №3 - Карпаты. Если хотя бы теоретически львовские матчи Евро-2012 открыли миру этот регион, то Крым и Одесса были забыты незаслуженно, и правительство перед ними в долгу! Если с Одессой совсем просто - нужно просто закончить все инфраструктурные проекты, связанные с водоснабжением и канализацией (море должно быть чистым), то проблема Крыма как курортной столицы Восточной Европы намного сложнее.
Нужно решить три задачи. Первая: построить прямой автобан Киев-Симферополь. Вторая: решить проблему с канализацией во всех курортных городах Крыма. Третья: запустить второй международный аэропорт в Бельбеке (туристам не придется добираться три часа от аэропорта до места отдыха, как это происходит сейчас). Думаю, что государственная программа «Туризм-2015» была бы на порядок прибыльнее, чем Евро-2012.
Эти рекомендации тем более актуальны, что часть из них не требует никаких инвестиций, только законодательной поддержки и кадрового усиления ответственных чиновников. Имеются в виду программы по развитию частного украинского образования, здравоохранения, музыки, культуры и спорта. А инфраструктурные проекты по энергосбережению и туризму хоть и затратны, но очень прибыльны. Расчеты, сделанные в нашем институте, показывают, что затраты могут окупиться за три-четыре года. О такой эффективности Европа может только мечтать.