Вступление Украины во Всемирную торговую организацию — одна из тем, которые набили оскомину журналистам: разговоров много, а сам процесс проходит весьма половинчато. С одной стороны, ясно, что любое современное государство, желающее занять достойное место в мире, должно быть членом этой организации. С другой, поскольку не всем отраслям экономики Украины вступление в ВТО принесет пользу в их нынешнем состоянии, определенные круги политиков и бизнесменов лоббируют затягивание этого важного решения. В преддверии выборов мы можем получить очередной виток спекуляций о ВТО.
Тем не менее, по некоторым оценкам, Украина проделала уже более 90% подготовительной работы к вступлению в организацию. По ряду причин остановка этого процесса на такой стадии может привести к неблагоприятным последствиям для экономики. Не хотелось бы, чтобы повторилась ситуация из анекдота об украинце, который выбирал: заплатить за освобождение из плена десять тысяч долларов, съесть килограмм дерьма или … э… получить неприятности интимного свойства, а в результате сделал и то, и другое, и третье.
Польза на деле
Как бы там ни было, наши ближайшие соседи — Польша, Румыния, Болгария, страны Балтии и другие — являются членами ВТО. И мы можем на их примере увидеть и достоинства, и недостатки участия в этой организации. Так, Польшу обычно приводят в пример, поскольку эта страна по своему геополитическому положению похожа на Украину. У нее были фактически те же постсоветские стартовые условия, почти такие же площадь и население, местоположение на континенте. Польша вступила в ВТО десять лет назад. За два года после этого ВВП страны увеличился в полтора раза. Уровень прямых иностранных инвестиций вырос с четырех миллиардов долларов в 1996 году до девяти с половиной миллиардов в 2000-м. Такая же картина наблюдается и в других восточноевропейских странах.
Этому есть несколько объективных причин. В первую очередь, членство в ВТО не просто открывает для страны новые рынки сбыта, но и создает совершенно новые условия работы на рынках привычных. Правила Всемирной торговой организации предлагают странам-участникам одинаково относиться ко всем товарам, независимо от страны происхождения. Любые преференции или квоты для стран или конкретных производителей в рамках ВТО возможны только после достижения консенсуса между всеми заинтересованными сторонами в ходе переговоров. Так, после вступления Украины в эту организацию ожидается уменьшение или снятие квот на поставку украинского металла в страны ЕС, что приводит украинских металлургов в ряды сторонников вступления нашей страны в этот престижный международный клуб. Кроме этого, членство в нем дает стране множество эффективных рычагов защиты своих товаропроизводителей — антидемпинговых расследований, гарантий против торговой дискриминации и т.д., что должно дать отечественному производителю уверенность в завтрашнем дне. Все это поможет не только экспортерам, но и тем предприятиям, которые закупают за рубежом качественные товары и сырье.
Членство в ВТО не сводится только к торговым квотам. Основное условие вступления в ВТО — приведение внутреннего законодательства в соответствие со стандартами организации. Стандарты эти отработаны десятилетиями и постоянно совершенствуются. Тот факт, что иностранному бизнесмену на территории Украины предстоит играть по тем же правилам, что и в своей стране, успокоит его гораздо лучше, чем любые заверения руководства государства в содействии и поддержке. Активизация международной торговли и инвестиций приведет и к усилению активности на внутреннем рынке, увеличению количества предприятий, рабочих мест, налоговых поступлений в казну. Именно так происходило в той же Польше или Болгарии.
Словами делу не поможешь
Вступление Украины в ВТО было одним из основных предвыборных обещаний нынешней власти. Правда, она не была в этом оригинальна: такую цель декларировали и все предыдущие правительства. Проблема в том, что долгие годы дальше разговоров дело не шло. Серьезные подвижки в нормативной базе произошли только в этом году, когда парламент принял основной пакет «гармонизационных» законов. По экспертным оценкам Кабмина, сегодня законодательство Украины гармонизировано с требованиями ВТО на 90%.
В основном завершены переговоры с сорока странами, являющимися членами Рабочей группы, рассматривающей заявку Украины на вступление в эту торговую организацию. В значительной степени согласованы тарифы на таможенные позиции, касающиеся доступа к рынкам товаров и услуг. Все эти мероприятия предусмотрены стандартной процедурой, которую проходят все страны, желающие присоединиться к крупнейшему в мире общему рынку товаров и услуг.
Осталось довести все начатое до конца: допринять необходимые законы, завершить переговорный процесс. Остановка на полдороге может привести к обратному эффекту. Так, открыв свой рынок для большинства зарубежных товаров, Украина не приняла документов, необходимых для собственного доступа на рынки других стран на тех же условиях. В результате имеем падение сальдо торгового баланса, значительное превышение импорта над экспортом.
Кроме того, мировой рынок живет по законам конкуренции, и пока мы раскачиваемся, другие страны активно завоевывают наше потенциальное место под солнцем. Инвестиции, которые могли бы прийти к нам, идут в Болгарию и Румынию. Украина не может принимать активного участия в формировании правил международной торговли, учитывающих ее интересы.
Именно это имел в виду премьер-министр Юрий Ехануров, когда во время визита в США говорил о том, что Украина должна сделать все, чтобы вступить во Всемирную торговую организацию раньше России. И дело тут не в соревновании между нашими странами, а в сугубо технических моментах. Россия в данный момент также проходит стандартную процедуру вступления — проводит переговоры, согласовывает тарифы, гармонизирует законодательство. Если там политическая воля окажется сильнее, то Украине просто придется проводить новый комплекс переговоров и согласования тарифов с новым членом ВТО. А на это понадобится время, которое Украина могла бы эффективно использовать для работы в рамках организации. Не хочется верить, что в ходе этих согласований Россия будет чинить Украине препятствия (как и Украина России, если вступит первой). Она просто своего не упустит. Бизнес есть бизнес, и какими бы партнерскими ни были отношения между странами, у каждой из них свои интересы.
К сожалению, кроме интересов других государств, Украине на пути во Всемирную торговую организацию приходится сталкиваться с интересами бизнесменов и политиков внутри страны, часто противоположными. Так, в предыдущем правительстве имели место принципиальные разногласия между сторонником немедленного вступления в ВТО министром экономики Сергеем Терехиным и не поддерживавшим такое предложение министром аграрной политики Александром Баранивским. Хотя в правительстве Ю.Еханурова последний сохранил свой пост, его позиция по данной проблеме смягчилась. Можно сказать, что сегодня в украинском правительстве по поводу необходимости вступления в ВТО достигнуто определенное единство мнений.
Однако не факт, что надолго. Когда Ю.Ехануров говорил о необходимости вступления в ВТО до Нового года, он учитывал такой немаловажный фактор, как предстоящие весной парламентские выборы. И дело даже не в том, что те или иные политические силы могут в угоду своим сиюминутным политическим интересам развернуть масштабные спекуляции относительно необходимости пребывания Украины в этой организации. Просто в пылу борьбы за голоса избирателей и в горячке принятия спешных предвыборно-популистских законопроектов у депутатов может не хватить времени рассмотреть даже тот сравнительно небольшой объем вопросов по ВТО, который остался. А о том, какую позицию относительно членства Украины в международном торговом клубе займет следующий состав парламента, можно только гадать.
Железный аргумент
И противники, и сторонники вступления Украины во Всемирную торговую организацию признают, что не все отрасли отечественной экономики одинаково легко адаптируются к новым условиям. Некоторым из них придется понести определенные потери — прежде всего сельскому хозяйству. Однако подобная ситуация не нова для ВТО. В рамках организации давно разработаны механизмы их поддержки за счет средств, полученных от роста тех отраслей, на которых вступление в ВТО сказалось наиболее благоприятно.
По опыту других стран известно, что наибольшие преимущества от вступления во Всемирную торговую организацию получают крупные предприятия. Которые как раз и играют наибольшую роль в наполнении государственного бюджета. Доля крупных предприятий в экономике Украины составляет около 60%. Это прежде всего металлургические и химические предприятия, чья продукция в основном идет на экспорт.
При этом доля металлургической отрасли в промышленном производстве страны составляет 22%. Согласно прогнозам Института экономических исследований и политических консультаций, в течение года после вступления в ВТО этот показатель вырастет до 34%. Дополнительный годовой оборот от экспорта украинского проката на рынки ЕС и Северной Америки составит около 250 млн. долл. При этом импорт продукции в Украину после окончательного снятия ограничений вырастет всего на 10%.
Еще более позитивное развитие событий прогнозируется для химической промышленности. Если сегодня объем этой отрасли в промышленном производстве составляет 7%, то после вступления в ВТО он может вырасти в четыре раза. Только за счет повышения уровня защиты украинских производителей на международных рынках дополнительная ежегодная выручка химических предприятий может составить 50 млн. долл.
Однако не все так радужно. Как известно, один из главных проблемных вопросов со странами — членами ВТО касается как раз поставок украинской металлопродукции на мировой рынок. Так, США требуют отмены экспортных пошлин на лом черных металлов, что может осложнить снабжение сырьем украинских меткомбинатов. Украина, в свою очередь, пытается одновременно защитить интересы национального производителя и не затормозить переговоры с США. Например, предлагая постепенное снижение экспортных пошлин в течение двух лет до 18% от нынешних.
Законопроект об этом уже несколько раз выносился на обсуждение ВР, однако не набрал нужного количества голосов. Это же касается и законопроекта, отменяющего запрет экспорта лома цветных металлов. Правительство надеется, что парламент пойдет ему навстречу в рассмотрении этих законопроектов, что усилит позиции Украины на переговорах по ВТО. А пока украинские металлургические предприятия продолжают недополучать прибыль из-за того, что условия экспорта их продукции могли бы быть гораздо благоприятнее.
Для кого ВТО не сахар
Наиболее проблемной украинской отраслью в контексте вступления во Всемирную торговую организацию считается сельское хозяйство, и особенно сахарная промышленность. Первая проблема конкурентная: считается, что при открытии доступа на рынок Украины сельхозпродукции зарубежных производителей многие отечественные предприятия окажутся неконкурентоспособными. Вторая проблема — организационная: существующий сегодня в Украине порядок и объем сельскохозяйственных субсидий плохо согласуется с правилами ВТО.
Так, гармонизации с нормами организации требует базовый Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства». В частности, следует отменить (а не говорить «о неприменении») норму о минимальных и максимальных закупочных ценах при экспорте или импорте сельхозпродукции. А также о специальных бюджетных дотациях при экспорте сельхозпродукции. Внесение изменений по этим позициям уже согласовано на переговорах со странами-членами Рабочей группы, слово за парламентом.
Кроме того, поскольку переговоры о вступлении Украины в ВТО начались еще в 1997 году, то для расчета уровня государственной поддержки сельхозпроизводства был взят ее базовый уровень на 1994—1996 годы. Однако сегодня некоторые страны — Австралия, Аргентина, Канада и США — требуют изменить этот базовый период на 2000—2002 годы. Если такое решение будет принято, уровень господдержки сельского хозяйства придется снизить с 1,36 до 1,095 млрд. долл. Чтобы защитить национальные интересы, Украина предлагает сохранить базовый расчетный период и ввести постепенное снижение уровня поддержки сельского хозяйства в течение десяти лет. Однако Австралия и Аргентина считают позицию Украины по этому вопросу основным сдерживающим фактором в переговорах по ВТО…
Другой проблемный вопрос — либерализация экспорта рогатого скота и кожевенного сырья. Существующие экспортные пошлины, направленные на предотвращение снижения поголовья, были установлены Украиной еще в 1996 году. Однако расчеты Министерства экономики показывают, что эта мера оказалась неэффективной: поголовье увеличить не удалось. Минэкономики предлагает уменьшить вывозную пошлину и ввести специальные дотации на содержание скота и удешевление кормов. Соответствующие предложения также были направлены в ВР, рассматривались там, однако поддержки не нашли.
И наконец, проблемы сахарной промышленности — прежде всего установленные государством ограничения на ввоз в страну тростникового сахара-сырца. Применение импортных ставок по сахару-сырцу противоречит нормам ВТО. Однако либерализация импорта сделает неконкурентоспособными многочисленные малопроизводительные устаревшие отечественные сахарные заводы, производство сахара на которых является одним из наиболее дорогих в мире. В рамках переговоров Украина пыталась предлагать введение импортных квот с пошлиной в 2% и 50-процентную пошлину вне квоты. Минагропром и ассоциация «Укрсахар» вообще предлагали ввести единую пошлину 300 евро за тонну. Ряд стран, прежде всего Австралия, выступают против такой политики и настаивают на полной отмене квот и постепенном снижении таможенных пошлин до 10%. Украина настаивает на введении квот. Соответствующий законопроект, предусматривающий квоты от 260 до 408 тыс. тонн и со ставкой 15% в их пределах, подготовлен Кабмином, но еще не рассматривался в парламенте. Многие члены которого имеют бизнес-интересы в сахарной отрасли, а потому вряд ли будут в восторге от такой перспективы.
Итак, в непростом переговорном процессе о вступлении в ВТО Украина готова идти на уступки и в то же время стремится последовательно защищать национальные интересы. Хотелось бы, чтобы страны-участники переговоров также были готовы идти на компромиссы, особенно в вопросах, которые могут привести к разрушению отдельных отраслей экономики Украины. Хочется также надеяться, что в преддверии выборов действующий состав Верховной Рады найдет в себе политическую волю преодолеть разногласия и узкокорпоративные интересы, приняв все необходимые для вступления в ВТО документы. Ведь есть же опыт консолидации всех политических сил Рады, например принятие Конституции или голосование по некоторым составам правительства. И тогда нынешние депутаты запомнятся стране как мудрые политики, сделавшие реальный и значительный шаг на пути интеграции с мировым экономическим сообществом, которым и является вступление в ВТО.