1 июля Верховная Рада в первом чтении приняла законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс. Документ может спровоцировать тектонические изменения в разных сферах бизнеса: от недвижимости до агросектора, от деятельности крупных корпораций до ФЛП. Вот лишь основные нововведения, которые коснутся бизнеса и доходов физических лиц, недвижимости и IT-сферы.
Невыезд предпринимателей за границу
Сейчас в Украине выезд может быть ограничен для тех, кто не платит алименты и имеет банковские долги. Их имена и реквизиты включают в общий реестр. А теперь в указанном законопроекте его авторы расширяют ограничение на выезд за границу для директоров юрлиц, имеющих налоговый долг более 1 млн грн.
Все бы ничего, но предоставляется очень ограниченный срок для погашения этой задолженности: в списке можно оказаться за «неуплату на протяжении 30 календарных дней». Но ведь за 30 дней сложно погасить такой объем. К тому же такая сумма налогов может подсобраться и у среднего бизнеса, особенно с учетом карантина и форс-мажоров, провоцируемых локдаунами.
Кроме того, ГФС может толковать некоторые нормы, касающиеся долгов, различным образом. Только потом идут процедура обжалования, суды. Вот и получается, что на протяжении всего этого периода для руководителя предприятия может быть ограничен выезд за рубеж. А если бизнес специализируется именно на международной деятельности?
С одной стороны, это необходимая норма. Чтобы бизнес платил налоги, не задерживал погашение долгов и был чистым и прозрачным. Но с другой — это, во-первых, новая санкция, которой раньше не было, а во-вторых, она все же весьма жесткая.
Налог на прибыль предприятий
Этот пункт больше касается крупных компаний и холдингов, но может задеть и средний бизнес, который наращивает обороты или выходит за рубеж. О чем в нем идет речь? Если говорить на понятном языке: снизить налогообложение, перенеся убытки с прошлых лет, уже не получится.
А что сейчас? Компании, которые несли убытки в течение нескольких последних лет, могут их «переносить» в следующие годы. То есть, скажем, в этом году компания получила прибыль. Таким образом, ее нужно обложить налогом в 18%. Но компания может из этого дохода вычесть убытки, которые были в прошлые годы, и таким образом снизить налог. То есть условно нужно будет уплатить 18% не с 1 млн грн, а, скажем, с 300 тыс. Потому что 700 тыс. грн — это убытки с предыдущего года.
В новом законопроекте крупный бизнес в подобных операциях ограничивают. Можно будет снизить базу налогообложения всего лишь на 50%.
Освобождение от налогообложения стартапов
Норма предусматривает освобождение от налогообложения стартапов, которые получают средства от Фонда развития предпринимательства и Украинского фонда стартапов (UFS). Это касается как физлиц, так и юрлиц. Все, что получают через эти фонды, не облагается налогами.
Это — очень хорошая инициатива. Было бы замечательно, если бы ее оставили после всех поправок. На все же у нее есть одно «но». Стартапов, получающих финансирование от UFS, на самом деле не так много. За последние полтора года средства дали около 200 проектам на сумму 5 млн долл. Тогда как мы едва ли не каждый день видим на тематических сайтах информацию о привлечении от бизнес-ангелов или инвестфондов миллионных сумм, от 1 до 10 млн долл., только в один проект. Так что пункт в законодательстве вполне хороший, но еще есть куда двигаться в направлении помощи IТ-бизнесу.
Расширение прав контролирующих органов
Сегодня у нас существует ситуация, при которой контролирующие органы могут списать налоговую задолженность, отображенную самим налогоплательщиком в своих налоговых декларациях, если ее размер превышает 5 млн грн и на протяжении 90 дней не было попыток ее погасить. В таком случае долг списывается автоматически с банковского счета.
Что будет теперь согласно той норме, которую предлагают в законопроекте? Налоговая без обращения в суд сможет списать со счетов предпринимателей абсолютно любую сумму долга. То есть уже не будет этого ограничения в 5 млн грн. Важный момент: это касается не только бизнеса, но и физлиц. Ведь у них тоже может возникнуть налоговый долг. Так что абсолютно любой долг могут взыскать с банковских счетов или наложить на них арест, остановив работу компании.
То есть новые нормы закладывают такой фундамент взаимодействия банков и контролирующих органов, при котором финучреждения и госслужбы будут иметь полный доступ к счетам и при необходимости смогут блокировать работу компании.
Запрос на любую информацию
Сегодня действуют установленные нормы, при которых налоговая может требовать от предпринимателей предоставить те или иные документы. «Вы не зарегистрировались плательщиком НДС. Почему? Предоставьте документы». То есть существует какая-то причина.
Как предлагают это делать в новом законе: налоговая может запрашивать все документы, которые посчитает нужными. И просить их у расширенного круга: физлиц (как налогоплательщиков), нерезидентов, юрлиц. Налоговая может запрашивать и требовать любую информацию от них: не только по вопросу, касающемуся непосредственно спора, но и по другим.
О налоговом залоге
Эта норма уже была, но ее предлагают изменить и расширить. Здесь может быть аналогия с получением кредита. Когда мы берем кредит, то банк требует что-то под залог — недвижимость, автомобиль, ценные бумаги. Похожая ситуация и здесь: чтобы активы не вывели и не продали в случае налогового долга, налоговая налагает этот налоговый залог. В законопроекте расширили эту суть в том, что решение налоговой об этом залоге принимается за один день.
Экологические налоги
Одна из немногих норм, которую следовало бы повысить еще раньше. В новом варианте мы видим, что почти в десять раз выросли штрафы за загрязнение водоемов. Если сейчас за сброс в реку фосфатов предприятие могут оштрафовать на 1287 грн, то в новом законопроекте штраф повышен до 10 297 грн. Также увеличены штрафы за выбросы в атмосферу. Не в десять раз, но все же.
Налог на недвижимость
Сейчас сильно лихорадит рынок недвижимости. С 1 июля изменились правила оценки недвижимости. Раньше при оценке стоимость могли занизить для того, чтобы был ниже налог. Не 5 млн, а 2 млн грн — соответственно, процент налога был уже существенно ниже. Так вот, с 1 июля внедрили электронную систему, в которой в отдельных случаях, наоборот, происходит повышение стоимости недвижимости. Если недвижимость стоит 2 млн грн, то, введя в реестр все необходимые данные, можем получить оценку в 2,5 млн. Так что налоги существенно вырастут.
Кроме того, законотворцы хотят увеличить налог за покупку-продажу недвижимости. В основном это касается тех, кто продает более трех объектов недвижимости в год, — для них ставка НДФЛ возрастет до 18%. Эта норма будет касаться, в частности, и первичного рынка — незавершенного строительства.
Освобождается от налогообложения только жилье, построенное за государственные средства.
***
Оптимизация сбора налогов, вне всякого сомнения, вещь полезная и актуальная. Однако повышать налоги следует очень продуманно, обоснованно и стратегически. Ведь в то время, как в Европе (в той же Польше, например) налоги для малого и среднего бизнеса снижаются (в Польше налог на прибыль уменьшили с 19 до 9% для бизнеса с оборотом менее 2 млн евро), в Украине устанавливаются новые правила игры.
Играть «в белую» — это эффективно, но в том случае, если есть понимание, что вы на «белой стороне».