Поступательное развитие цивилизации неминуемо приводит к интеграционным процессам между государствами. Наиболее универсальным проявлением этих процессов стала глобализация, ставшая особенно распространенной в последней четверти прошлого века.
Проблема эта далеко не однозначна и вызывает дискуссии о реформировании и реструктуризации мирового экономического пространства среди ученых, бизнесменов, политиков, журналистов, представителей разнообразных негосударственных институтов. Совершенно очевидно, что и Украина стоит перед необходимостью разработки оптимальной модели участия в этом процессе, чтобы не оказаться на обочине глобализационной реальности современного мира.
Недавно в Киеве состоялся международный симпозиум «Украина в мировом финансовом пространстве» — событие, вызвавшее значительный интерес.
Именно о месте и перспективах нашего государства в международных экономических процессах рассуждает председатель Национального банка Сергей ТИГИПКО.
Не раз и не два приходилось мне слышать от маститых политиков и экономистов, что участие в глобализации — дело не обязательное. Дескать, мир пошел этим путем, но придет время, когда все вернется на круги своя, и глобализационные процессы остановятся.
Что ж, такая точка зрения имеет право на существование, и в современном мире есть немало ее сторонников. Однако, дискутируя с ними, я задаюсь простым вопросом: «Смогла бы цивилизация отвергнуть, например, автомобиль в качестве вида транспорта?» Оснований и аргументов было бы достаточно. Кроме очевидных выгод и удобств, с появлением этого скоростного вида транспорта значительно возросла человеческая смертность, умножились горе и страдания. Несмотря на это человечество сделало шаг вперед, в фарватере необратимого развития.
Так можем ли мы, точно зная, что мир интегрируется, глобализируется, замкнуться в собственной национальной скорлупе? Нет, и еще раз нет. Априори ошибочная позиция. И прежде всего потому, что глобализация — объективное явление в развитии современного мира, которое в основе своей не зависит от воли и желаний отдельных людей и стран. Можно обсуждать варианты конкретных направлений и механизмов развития глобализации, но ее сути — формированию целостной глобальной цивилизации — нет альтернативы. Это как данность, которую невозможно ни отвергать, ни отрицать. Ее надо воспринимать трезвым рассудком и делать все необходимое, чтобы занять достойное место в глобализированном мире. Найти оптимальный ритм и режим адаптации украинской экономики к мировым глобализационным процессам. Иными словами, влиться своевременно и органично, без ошибок и провалов, неминуемых в случае отсутствия глубокого и продуманного анализа действительности, в которой мы живем.
Как сторонник системных научных подходов к существующей проблеме, убежден: чем раньше и качественнее общество наработает механизмы преодоления внутренних социально-экономических и политических конфликтов, тем меньше риск попасть под пресс глобализации, разрушающей все неэффективное, недостаточно жизнеспособное. Ни в коем случае мы не должны забывать, что за мощным положительным зарядом, скажем, в интенсификации торговых отношений, стремительном распространении новейших технологий, открытии горизонтов для наращивания темпов экономического роста, кроются и серьезные риски. Они обусловлены прежде всего неравномерностью распределения экономических выгод от глобализации, их концентрацией в странах так называемого «золотого миллиарда» (на эти государства, где проживает 19% населения мира, приходятся 71% глобальной торговли, 55% иностранных инвестиций, 91% всех пользователей Интернета). Как следствие —сохранение и даже углубление разрыва между бедными и богатыми странами.
Отсюда на мировом уровне возникает проблема создания глобальной системы регулирования распределения выгод глобализации, которая бы четко учитывала баланс интересов разных государств. Иначе в мире будут нарастать угрозы распространения природных, техногенных, гуманитарных катастроф, межэтнических и межконфессионных противостояний, торгово-экономических войн.
В связи со включением в процесс глобализации на первый план выходит проблема конкурентоспособности. И эта проблема имеет не только экономическое, но и гуманитарное, технологическое, политическое измерение, то есть должна восприниматься в самом широком смысле. Лишь конкурентоспособное на мировых рынках государство в полной мере пользуется преимуществами глобализации, а следовательно, гарантирует достойные стандарты качества жизни своим гражданам.
Каковы важнейшие для Украины экономические сферы проявления глобализации? Среди многих выделю прежде всего две — внешнюю торговлю и финансовую сферу.
Глобальная экономика неуклонно формируется в качестве единой целостной системы и все больше работает по установленным международным правилам. Следовательно, экономическая изоляция для Украины, впрочем, как и для любого иного государства, неминуемо угрожает потерей темпов экономического развития, технологической стагнацией и распространением бедности.
Именно поэтому Украина определила правильный и перспективный курс на вступление во Всемирную торговую организацию. Шаги, сделанные нами, весьма обнадеживают. Ведь мы наконец сможем расширить горизонты присутствия украинских экспортеров на 146 рынках мира, надежнее защитить национальных производителей на международных рынках, «дисциплинировать» внутреннюю экономическую политику, обеспечить предсказуемость законодательного поля. И этим, безусловно, значительно повысим инвестиционную привлекательность Украины.
В то же время мы должны глубоко осознавать, что присоединение к ВТО создаст для Украины дополнительные риски. Особенно трудно будет на начальном этапе. Ведь все участники этой уважаемой организации обязаны действовать по единым правилам.
Что я имею в виду? Возьмем, к примеру, отечественное сельское хозяйство. Украина, как известно, издавна имеет мощные традиции в этом секторе экономики, является экспортером сельскохозяйственной продукции, конкурентоспособна на международных рынках. В сущности, это та отрасль, которая едва ли не в первую голову требует государственного внимания, постоянных финансовых вливаний. Тем более что сельскохозяйственное производство во всех без исключения экономически развитых странах сознательно поддерживается государством. Например, за 2001 год совокупный объем поддержки сельского хозяйства в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, достиг 258 млрд. евро (или 1% общего ВВП этих стран), из них в государствах ЕС — 103,9 млрд. евро, в США — 54,7 млрд. евро.
Однако, в соответствии с требованиями ВТО, мы будем обязаны сократить объемы совокупной прямой поддержки отечественного АПК. Определенные потери неминуемы? Да. Возникает насущная необходимость сохранить этот крупный и важный для украинской экономики сектор, заблаговременно разработать необходимые меры по повышению его конкурентоспособности, а также защитные инструменты и механизмы на случай нарушения рыночного равновесия. Ведущие специалисты над этим уже работают. И решение будет найдено. Как по мне, разрешению проблемы будет способствовать, среди прочего, утверждение отношения к земле как к товару, то есть введение земли в сферу рыночных отношений.
Расширение торговых связей, более активный выход на международные рынки связаны с чрезвычайно жесткой конкуренцией. Об этом следует постоянно помнить. К этому мы обязаны готовиться — заблаговременно предусмотреть экономические, правовые рычаги, благодаря которым можно будет свободнее чувствовать себя в безбрежном море борьбы и противостояния, постоянного стремления вытеснить отечественную продукцию с международных рынков. Хотя я глубоко убежден, что Украине следует, в конце концов, переболеть этой болезнью — страхом перед конкуренцией. Ведь здоровая конкуренция — мощная движущая сила дальнейшего экономического развития, построения действительно рыночной экономики.
Включение в глобальную экономику актуализирует вопрос: чем мы торгуем? Не секрет, что Украина предлагает миру преимущественно сырьевую и полуфабрикатную продукцию, или так называемые промежуточные товары. Товарная структура украинского экспорта, следовательно, остается неоптимальной, энергоемкой. Развитые же государства, как правило, выходят на мировой рынок с конечной продукцией, с высокими технологиями.
Продавая товары с низкой долей добавленной стоимости, мы создаем дополнительные нагрузки на отечественную экономику, оказываемся в проигрыше и с точки зрения приоритетов мирового хозяйства.
И еще одна важная деталь. Высокотехнологичные изделия поступают на мировые рынки преимущественно в рамках замкнутых систем оборота транснациональных компаний, лишь незначительно подвергаясь действию либерализационных мероприятий ВТО. Поэтому стране, компании которой находятся за пределами деятельности ТНК, очень тяжело конкурировать в сфере высоких технологий.
Зациклившись на текущих, а не перспективных потребностях мирового рынка, мы сможем еще на некоторое время обеспечить государству устойчивое положительное торговое сальдо. Но не более того. Поскольку тем самым будем консервировать нынешнюю отсталую структуру экономики, сдерживать темпы внутренних реформ.
Между тем глобализация остро ставит вопрос экономического реформирования в Украине, прежде всего, изменения структуры товарного производства, достижения конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешних рынках. Правило первое и обязательное: осуществляя инновационную экономическую политику, мы должны создать благоприятные условия для формирования мощных национальных компаний, способных успешно конкурировать в глобальной экономической среде. Это позволило бы постепенно адаптироваться к приоритетным направлениям развития мировой экономики, чтобы сполна воспользоваться преимуществами международной торговой системы.
Но позволю себе подчеркнуть: ни в коем случае Украина не должна отказываться от того, что имеет сейчас, с чем вышла и в значительной степени утвердилась на международном рынке. На сегодняшний день это необходимость, продиктованная современным состоянием отечественной экономики, ее возможностями. Следует напомнить, что нынче удельный вес экспорта в ВВП превышает 65%, а импорта — 61%. Проводя же продуманную экспортную политику, необходимо обеспечить, чтобы нынешнее количество переросло в качество — в налаживание экспортоспособных высокотехнологичных производств.
В то же время хочу подчеркнуть, что речь не идет о дальнейшем уклоне в сторону преобладающего развития именно экспорториентированного сектора экономики Украины. Глобализация для Украины может означать и определенное уменьшение доли экспорта в ВВП, но не за счет сокращения его физических объемов, а благодаря укреплению и преобладающему расширению внутреннего рынка.
На чем следует сконцентрировать усилия, какими вижу направления преобразований во внешнеторговом секторе? Прежде всего, шире применять принципы свободной торговли с другими государствами путем заключения соглашений о свободной торговле без изъятий и ограничений со все большим количеством стран и региональных групп.
Проблема эта довольно сложна и неоднозначна. Поэтому серьезно дискутируется в политических кругах, правительственных структурах, иногда перерастая, к сожалению, из чисто экономической в политическую. И это не может не беспокоить, поскольку чрезмерно политизированные подходы становятся тормозом на пути реформ экономики, расширения масштабов внешней и внутренней торговли.
Главное — исходить из прагматически определенных национальных приоритетов. Все противоречащее им, здравому смыслу, необходимо решительно отбросить. Все выгодное и приносящее пользу — всячески развивать. С этой точки зрения вхождение в Единое экономическое пространство (ЕЭП) расширяет торговые возможности Украины, поскольку рассматривается украинской стороной в ракурсе создания зоны свободной торговли без ограничений и изъятий.
Убежден: реализация этой цели будет работать на нашу экономику. Страны, подписавшие соглашение, являются давними партнерами и соседями Украины. Там перспективные для украинского товаропроизводителя рынки. И что, не воспользоваться этим, поддавшись эйфории антипатий к тому или иному независимому государству?
Понимаю, все не так просто. Излагая свою точку зрения, стремлюсь уважать другие, абсолютно противоположные. Но при этом призываю к позитиву: давайте отбросим все, что касается политико-идеологических штампов и возможных политических дивидендов, давайте будем исходить только из сугубо прагматических подходов, из экономических интересов Украины.
Чем шире будет круг наших партнеров, чем больше у нас будет зон свободной торговли без изъятий и ограничений, тем скорее и легче приобщимся к процессам экономической глобализации.
Вместе с тем важно помнить, что принятие Украины во Всемирную торговую организацию — обязательное условие нашего будущего вхождения в зону свободной торговли с Евросоюзом и в целом значительной активизации сотрудничества и интеграции в его структуры. Поэтому нам следует выстроить такую методологию отношений со странами — членами ЕЭП, которая будет базироваться на стандартах ЕС и в перспективе обеспечит создание общего европейского экономического пространства. На мой взгляд, Украина должна вести активные консультации с другими партнерами по ЕЭП по проблемам, связанным со вступлением в ВТО. Это в интересах самой Украины, стремящейся обеспечить наилучшие условия своего вступления в ВТО.
Еще раз подчеркну: Украина стремится стать членом Евросоюза. Но рассматривать нас как кандидата на вступление в него будут исключительно в случае соответствия известным Копенгагенским критериям. Это значит: быть демократическим государством, создать рыночную экономику и быть конкурентоспособными. Без сильной экономики стать членом ЕС невозможно. Поэтому и на Востоке, и на Западе мы обязаны искать свой экономический интерес.
Жесткие, а порой и жестокие условия конкуренции требуют от нас усовершенствования практики защиты интересов отечественных экспортеров. Ведь, почувствовав нашу несостоятельность в этом аспекте, отечественного экспортера просто «зажмут» профессионалы, разбирающиеся в правовых нюансах и казуистике судебных дел в рамках ВТО.
Вместе с тем опыт других государств убеждает, что самым эффективным средством защиты или нападения в антидемпинговых, субсидиарных или компенсационных расследованиях являются, кроме юридической подготовки самого предприятия, согласованные и сильные действия всех государственных и общественных институтов: встречи руководителей государства на высшем уровне; межгосударственные торговые комиссии; повседневные контакты торгово-промышленных палат и других объединений предпринимателей.
Важный фактор наращива
ния и совершенствования структуры украинского экспорта — финансовый. Без финансовых вливаний невозможно вывести экспортный потенциал на качественно новый уровень, отвечающий доминирующим тенденциям в мировой экономике. Ключ к этому — наращивание объемов инвестирования и кредитования реального сектора экономики с одновременным снижением кредитных ставок и увеличением сроков предоставления кредитов, внедрение новых финансово-кредитных технологий и инструментов государственной поддержки и развития экспорта продукции, прежде всего страхования коммерческих и некоммерческих рисков экспортных кредитов.
И источники увеличения объемов финансирования известны: деньги на руках у населения; деньги, находящиеся вне банков и вращающиеся в «тени»; деньги, полученные от роста банковских доходов; иностранные инвестиции.
Финансовый ресурс — один из наиважнейших факторов победы в глобальной конкурентной борьбе. И нам надо находить различные источники его увеличения. Почему Венгрия, Польша, Чехия, Эстония довольно быстро и относительно безболезненно вошли в глобальную мировую экономику? В частности, и потому, что им удалось эффективно мобилизовать внутренние ресурсы, а также потому, что к ним активно пошли иностранные инвестиции в виде денег и технологий. На каждого гражданина этих стран приходится почти две тысячи долларов США; в Украине же, как ни грустно это констатировать, — менее одной сотни долларов иностранных инвестиций.
В чем же корни столь разительного контраста?
В Украине допущен ряд серьезных ошибок и просчетов, которые и привели к отставанию. Мы нарушаем основные постулаты апробированных в мире моделей привлечения инвестиций. Ведь они идут туда, где инвесторы видят наименьший риск и относительно выгодные условия возврата капитала, где экономика демонстрирует признаки долгосрочного роста. Мы же относимся к странам с относительно высоким уровнем рисков — политических, экономических, правовых. Иностранное инвестирование более всего сдерживают несовершенная практика правоприменения в Украине; обременительная фискальная политика с непрозрачным администрированием и хаотическим нагромождением льгот; чрезмерное регуляторное вмешательство государства.
Думая об инвестиционной перспективе, мы просто обязаны решить наболевшую проблему защищенности инвесторов и кредиторов. Кстати, она касается всех структурных элементов финансового рынка. Дальше оттягивать эти вопросы мы не можем, хотя понятно, что даже при самом благоприятном подходе пройдет определенное время, пока иностранный инвестор наконец повернется лицом к нашей стране, убедится, что, вкладывая деньги в украинскую экономику, он обеспечивает себе перспективу и надлежащую отдачу.
Сверхзадачей следует считать максимальную активизацию внутреннего капиталообразования и процессов инвестирования. Без этого не ускорим процессы экономического роста, не придадим им здоровую основу и высокое качество. К тому же, иностранный капитал никогда не идет в страны, в которых отказывается работать капитал отечественный.
Банковский сектор Украины, как наиболее развитый и гибкий элемент рынка капиталов, будет определяющим фактором, с которым связаны все инвестиционные процессы в украинской экономике. Поэтому мы обязаны быстро (именно накануне вступления Украины во ВТО) сделать его адекватным современным требованиям и критериям конкурентоспособности глобальной инвестиционной среды.
Ведь глобализация, кроме неопровержимых плюсов для банковского бизнеса, связанного с ростом филиальной сети, расширением круга клиентов, овладением новыми формами ведения бизнеса, несет с собой серьезную угрозу, усиление давления со стороны бывших, традиционных и новых конкурентов. Как следствие, банки вынуждены одновременно конкурировать во многих сегментах финансового рынка не только между собой, но и со многими другими финансовыми институтами. Следовательно, нужны нестандартные, на опережение решения, определяющие стратегию развития банковского сектора и повышение его конкурентоспособности.
Показательным в этом смысле является то, что проект Комплексной программы развития банковской системы Украины на 2003—2005 годы является плодом совместной работы профессионалов Нацбанка, финансовой сферы государства и зарубежных специалистов, он учитывает перспективу интеграции отечественной банковской системы в мировое финансовое пространство.
Что же мы делаем для укрепления конкурентных позиций украинских банков в условиях будущей открытой к внешнему миру конкурентной среды?
Во-первых, продолжаем двигаться по избранному пути консолидации банковского сектора, стимулируем слияние и присоединение банков, а также их кооперацию с другими финансовыми институтами. Ведь невысокий уровень капитализации украинской банковской системы, наличие большого количества маломощных банковских учреждений влекут за собой абсолютно очевидные проблемы в финансовой и банковской сферах.
Во-вторых, настойчиво и последовательно работаем над ускорением процесса совершенствования законодательства по вопросам банкротства. Проблема эта весьма актуальна. Если мы не найдем ее эффективного решения, то и в дальнейшем будем консервировать существование старых, неконкурентоспособных структур, тормозя процесс структурного обновления экономики в целом.
И в-третьих, мы уже разработали проект изменений в законодательство по вопросам регистрации и деятельности филиалов иностранных банков в Украине. Важно, что в нем предложен одинаковый правовой режим деятельности как для украинских, так и для зарубежных банков.
Быстротечность изменений в мировом финансовом пространстве, рост конкуренции на финансовых рынках требуют расширения финансового инструментария, видов банковских услуг, обеспечения непрерывности процесса внедрения финансовых инноваций. Для Украины это прежде всего связано с созданием масштабной ипотечной системы, задействованием на полную мощность механизмов лизинга, прежде всего финансового, активным развитием кредитования населения. Ведь внедрение ипотеки, в частности, создает дополнительные возможности для привлечения инвестиций в приоритетные отрасли; уменьшает риск инфляции путем перенаправления денежных средств из текущего потребления в сбережения. Внедрение инструментов финансового лизинга даст возможность украинским производителям выходить на международные рынки технически сложных изделий (авиационный, рынок судостроения и пр.).
Увеличивая объемы кредитования граждан, мы будем стимулировать расширение внутреннего рынка в стране через наращивание платежеспособного спроса.
Решить эти проблемы можно лишь на основе целого ряда взаимосвязанных и непротиворечивых законов. Вселяет надежду то, что большая часть из них уже принята парламентом в первом или во втором чтении.
Работа в глобальной финансовой среде требует органичного соединения принципов гибкости и жестких правил экономической безопасности. Неопровержимый факт: реформируя банковскую систему для работы в новых условиях, мы стремимся открывать новые рынки, создавать новые возможности и инструменты для коммерческих банков, упростить процедуры их отчетности. Вместе с тем внедряется система жесткого контроля за деятельностью банковских учреждений.
Ускорение глобализационных процессов ставит перед нами важную задачу повышения устойчивости банковской системы к кризисам. Это, может быть, один из важнейших уроков, извлеченных нами из глобального финансового кризиса 1997—1998 годов и неблагоприятных тенденций на мировых финансовых рынках в период 2001—2002 годов. Поэтому мы делаем акцент на использовании средств превентивного контроля за банковской деятельностью и раннем выявлении рисков и их предотвращении. Причем такой контроль предусматривает надзор на консолидированной основе, то есть контроль над родственными учреждениями банка.
Сейчас ведется активная работа по построению новых форм управления на базе собственных систем оценки рисков. Только на их основе мы будем разрабатывать стратегию надзора за конкретным банком. Окончательный переход к этой системе произойдет в 2005 году. И, наконец, совершенствуем корпоративное управление банков. В частности, переходим к придирчивой оценке эффективности работы наблюдательных советов и служб внутреннего аудита.
Глобализация чрезвычайно обостряет проблемы коррупции и криминализации бизнеса. Ведь глобальная либерализация экономической деятельности создала более благоприятные возможности не только для легального, но и нелегального бизнеса. Это требует энергичных, согласованных с международным сообществом мер по борьбе с уголовной и коррупционной деятельностью в финансовой сфере. Исходя из этого, Национальный банк подготовил соответствующие изменения в нормативно-правовую базу, разработал механизмы и процедуры обмена информацией о сомнительных операциях между банками и уполномоченным государственным органом, а также механизм учета таких операций.
Принимая международные «правила игры», аудит украинских банков уже в нынешнем году будет проведен по международным правилам и стандартам.
Формируя полноценный рынок капитала, способный сделать более динамичным развитие украинских предприятий, мы должны придать новый импульс использованию фондовых, страховых, пенсионных активов. Необходимо создать эффективные механизмы свободного перетока финансовых ресурсов между разными сегментами рынка капиталов и, что особенно важно, в реальный сектор экономики. Убежден: пришло время подумать и над более эффективными подходами в области регулирования экспорта капиталов. Ведь без цивилизованного легального инвестирования за границей, необходимого для создания за пределами Украины коммерческих «точек опоры», в частности, с целью налаживания маркетинговых и сервисных сетей, нечего и надеяться на выход на наиболее конкурентные иностранные рынки, особенно рынки машин и оборудования.
Несколько соображений по поводу макроэкономических принципов развития рынка капиталов.
Неопровержимая истина: капиталы идут на рынки стабильные и предсказуемые, туда, где ожидаются сдвиги к лучшему. Поэтому мы больше всего заботимся о стабильности гривни, строго контролируем инфляционные процессы и в итоге сохраняем основы стабильности макроэкономического каркаса государства. В этом — залог успешных экономических преобразований, расширения внутреннего рынка, роста доходов населения.
В течение последнего десятилетия Украина приобрела уникальный опыт. Позади гиперинфляция, катастрофическое падение производства и жизненного уровня населения, трудности макроэкономической стабилизации. Нынешняя макроэкономическая ситуация вселяет оптимизм. И это не просто слова. Растет ВВП, имеем высокие положительные сальдо внешней торговли и счета текущих операций платежного баланса, вполне приемлемый уровень инфляции, устойчивую гривню.
Все это свидетельствует о том, что мы способны ускорить экономический рост, осуществить необходимые структурные реформы, нарастить конкурентоспособность нашей экономики на мировом рынке. Но для этого нужно выполнить еще одно обязательное условие — продвинуться по пути демократических преобразований. Глобальная экономика все больше диктует актуальность внедрения таких принципов политической организации общества, как верховенство права, прозрачность принятия государственных решений и равенство доступа к информации, активное привлечение институтов гражданского общества к определению приоритетов общественного развития и контроля над этими процессами.
Демократия немыслима без устойчивой политической власти в государстве, эффективного распределения властных функций и полномочий между главными структурами власти. Экономические, иные реформы обречены на провал, если не будет создан надежный и динамичный институт власти, базирующийся на принципах демократии.
Поэтому конституционные изменения, направленные на реформирование политической системы страны, призваны придать новые импульсы социально-экономическому, политическому, морально-этическому развитию страны.
Какие же главнейшие цели выдвигаются в процессе политического реформирования?
Мы просто обречены так перевернуть психологию людей, чтобы они ощутили: власть, ими избранная, от них полностью зависит. Существующий микроклимат нужно принципиально изменить. Если общество поверит власти и станет надлежащим образом контролировать ее действия, каждый гражданин непременно почувствует свою ответственность за судьбу Отчизны. По моему глубокому убеждению, главным фактором будет не подкуп чиновников, не всяческое задабривание их, а достижение определенного результата, воля народа, обязательная для власти. И тогда власть, даже не сомневаюсь в этом, станет ответственной за свои действия.
Мы должны достичь такого состояния, когда власть мобильно и чутко реагирует на экономическую и политическую ситуацию в стране, стремится принимать четкие решения и, что не менее важно, — добивается их безусловного выполнения. Тогда эффективно заработает цепочка: власть ответственна перед людьми — народ приобретает вес, определенный конституционными нормами.
Позволю себе высказать еще одно соображение, вытекающее из логики политической реформы. Бизнес крайне необходимо отделить от власти, как в западных демократических странах. Главнейшая причина стремления предпринимателей во что бы то ни стало проникнуть во власть заключается в том, что властные структуры забюрократизированы и заангажированы, не понимают потребностей бизнеса. Срабатывает рецидив советской системы: бизнесмен — самый больший враг. Согласитесь, ошибочная позиция. При рыночных отношениях следует заботиться о развитии свободного предпринимательства, инициативы, чтобы бизнесовые структуры почувствовали полную защиту. Только таким образом мы отстраним их от политических процессов. Энергия бизнеса должна идти в дело, а не на борьбу за место под солнцем.
Я оптимист. Анализируя нашу перспективу, надеюсь, что в конце концов ум и добрая воля победят. Пройдут десятилетия, и грядущие поколения, которым суждено жить на нашей земле, будут судить о нас по тому, что мы оставим им в наследство. Отойдут в вечность противостояния и интриги, останется результат — судия наших деяний. Следовательно, историческая миссия политической элиты нынешней Украины заключается именно в том, чтобы, преодолев противостояния и амбиции, сделать правильные, выверенные шаги на сложном пути прогресса и процветания страны. Более важной и более ответственной миссии я не представляю.