ДЛЯ ГЛАВНОГО БАНКИРА НЕТ ЗАДАЧИ ВАЖНЕЕ, ЧЕМ СЛУЖИТЬ УКРАИНЕ И УКРАИНЦАМ

Поделиться
Утверждение Сергея Тигипко на пост главы Нацбанка, пожалуй, войдет в историю как пример одного из самых спорных парламентских компромиссов...

Утверждение Сергея Тигипко на пост главы Нацбанка, пожалуй, войдет в историю как пример одного из самых спорных парламентских компромиссов. Принципиальных возражений относительно кандидатуры Сергея Леонидовича, в общем-то, в зале не было. Законное возмущение депутатов вызывало то, как это утверждение проводилось. Однако сейчас о делах минувших дней уже практически никто не вспоминает. Сергей Тигипко в течение ста дней своего пребывания на посту главы НБУ, по мнению экспертов, не сделал из ряда вон выходящих по своей прогрессивности шагов. Хотя специфическая консервативность сферы и краткий срок руководства ею, пожалуй, и не позволял разогнаться. Сергей Леонидович не сделал, правда, и одиозных шагов, которых ожидали от кандидата Банковой, готовящейся к избирательной кампании. Во всяком случае, на афере с акциями «Газа Украины» председатель НБУ поставил жирную точку. Чего, кстати, не смог сделать в афере с голограммами, не сумев отстоять приоритетность печати акцизных марок на базе банкнотной фабрики.

Чем Сергей Тигипко всех удивил, так это степенью публичности и открытости, которую до него в среде украинских чиновников демонстрировала разве что Юлия Тимошенко. Другое дело, что доступ к медиа у Тимошенко был ограничен. Тигипко же сегодня — самый частый гость телеэкранов и газетных полос. Подобная активность и публичность, с одной стороны, делает честь государственному чиновнику, с другой — заставляет с недоверием относиться к заявлениям самого Сергея Леонидовича о его нестремлении участвовать в президентских выборах.

Нет сомнений в том, что у Сергея Тигипко громадье планов. Причем как политических (о чем свидетельствует сохранение за ним поста лидера партии «Трудовая Украина»), так и банково-реформаторских. Частью из них Сергей Леонидович поделился в статье, предложенной «Зеркалу недели» по случаю ста дней пребывания автора у руля Национального банка Украины.

О выборе

Сто дней в должности — это первый серьезный повод оглянуться. Что сделано? Какие шаги удачны и менее удачны? Нет ли отклонения от стратегической линии, определенной тогда, когда остановился на выборе возглавить главный банк страны? Какие меры следует принять, чтобы ускорить реформирование банковской системы?

Подобных вопросов возникает немало. Ведь этот сравнительно небольшой период моей деятельности в Нацбанке отмечен массой проблем, которые день за днем накапливались снежной лавиной и требовали разрешения. Отмечен поиском наиболее оптимального и единственно правильного пути реформирования банковской и финансовой систем.

Эти сто дней я и возглавляемый мною Национальный банк находились под неусыпным оком как сторонников, так и недоброжелателей. Многие из оппонентов во время принятия парламентом решения о моем назначении на должность председателя с нетерпением ждали: куда же поведет Тигипко центральный украинский банк? Заполитизирует его в угоду определенным политическим силам? Будет выполнять их волю? Кое-кто прогнозировал, что Нацбанк превратится в обслуживающее учреждение для удовлетворения олигархических прихотей.

И ошибся. Помню, говорили, что Тигипко включит печатный станок. Делая скидку на значительное политическое давление, я хочу спросить: с точки зрения профессионала, разве это реально? Существуют конкретные пути эмиссии. Есть законодательные нормы, переступать которые не дано никому. В интересах Украины. Но если бы я это и сделал, то подписал бы себе приговор на должности председателя Национального банка.

При этом почему-то забыли, что в парламент я пришел из одного из самых мощных коммерческих банков, создав его, в сущности, с нуля. Что в последние годы работал вице-премьер-министром и министром экономики, занимаясь проблемами структурных реформ, в том числе банковских.

Поэтому, окончательно сделав выбор, понимал: банкир и возглавляемый им банк должны отойти от чистой политики. Любые политические амбиции следует отбросить. В интересах банковского дела.

Не скажу, что это легко. Тем более одному из лидеров партии «Трудовая Украина» и одноименной парламентской фракции. Но, как говорится, иного пути нет. Взялся за гуж — не говори, что не дюж. Хотя кое-кто из друзей-однопартийцев отговаривает меня от этого, аргументируя тем, что потеряю имидж, свой вес в политических кругах.

С другой стороны, реформа банковской системы — хочу я того или нет — выдвигает меня в круг политиков. Назовем так — опосредованных. Вот хотя бы одно этому подтверждение. Для усиления банковской системы необходимо совершенствовать законодательную базу. Именно мне следует тесно общаться, договариваться со всеми политическими силами в парламенте, чтобы провести соответствующие законы. А это и является косвенной политической деятельностью.

Или другое. Политика Нацбанка требует буквально ежедневного информирования. Сделал шаг, принял определенные меры — расскажи людям. Естественно, через средства массовой информации. В результате мое частое появление на телевизионных экранах, в радиоэфире и в газетах начали идентифицировать с предвыборным марафоном. Я же считаю это активной позицией банкира, который таким образом популяризирует банковскую систему, программу действий Нацбанка. Не выказывая, подчеркиваю, никаких симпатий к политическим партиям и блокам, а тем более к тем, по чьей квоте я избран на эту должность. Именно подобная аполитичность помогает мне через банковскую деятельность заботиться об интересах Украины и украинцев, честно и преданно служить им. Я считаю это приоритетной задачей, иначе нечего было огород городить и идти в главные банкиры.

О необходимости и целях реформирования банковской системы

Почему мы начинаем реформу банковской системы?

Есть несколько факторов, подталкивающих нас к этому. Прежде всего, изменились условия работы. Уже четвертый год подряд экономика развивается хорошими темпами. Не перегружая читателей цифрами, назову лишь две. Валовой внутренний продукт за 2000—2002 годы вырос на 19,7 процента и на 7,2 процента — за январь-февраль 2003-го.

Безусловно, экономический рост в значительной степени поддерживается именно позитивным развитием банковской системы, правильно направляемой НБУ.

Гривня, как известно, сохраняет внутреннюю и внешнюю стабильность. Полностью контролируемыми стали инфляционные процессы. Цепная реакция привела к росту доверия населения к банкам: вклады физических лиц — важная основа кредитных ресурсов банковской системы — за три последних года увеличились почти впятеро и к концу февраля 2003 года превысили 20 млрд. грн. Показательно, что быстрее всего росли вклады именно в национальной валюте.

Увеличение массы привлеченных средств позволило значительно увеличить объемы предоставляемых кредитов — в 3,6 раза за 2000-й — февраль 2003-го. Улучшилась и структура кредитного портфеля банков.

О чем это свидетельствует? О том, что укрепилась банковская система государства. Скажем, за 2000-й—февраль 2003-го совокупный балансовый капитал действующих банков увеличился в 1,7 раза, объемы оплаченного уставного капитала — в 2,2, активы банков — более чем вдвое.

Для нынешнего руководства Нацбанка было бы непоправимой ошибкой отойти от этого курса, перечеркнуть достигнутое. Более того, мы решили укрепить его, обеспечить значительное продвижение вперед.

В феврале текущего года в Кабинет министров передан проект «Комплексной программы развития банковской системы Украины на 2003—2005 годы». Этот документ в сжатые сроки, повторяю — в сжатые, разработали мои коллеги, сотрудники Нацбанка вместе с профессионалами банковской и финансовой сферы государства, зарубежными специалистами.

Программа продиктована реалиями времени, четко учитывает тенденции развития финансовой системы и в Украине, и в мире. Ведь мы обязаны интегрировать отечественную банковскую систему в мировое финансовое пространство, принять единые правила игры, наработанные цивилизованным сообществом. Не сделаем этого сейчас — безнадежно отстанем. И окажемся перед непреодолимыми проблемами.

И еще один штрих к этой теме. Программу мы представили общественности, журналистской братии, получив в целом положительный отклик. Теперь пришло время ее популяризировать. Поэтому я, бывая в регионах, не упускаю возможности ознакомить аудиторию с ее основополагающими принципами.

Планируя реформу банковской системы, мы учитывали современную экономическую и политическую ситуацию. Украина входит в этап очередной избирательной кампании. В этих условиях банковская система способна значительно усилить стимулирующее влияние на экономику и реально включить механизмы повышения жизненного уровня людей.

Приведу лишь один яркий факт в подтверждение этого тезиса. По данным платежного баланса, в 2000 году Украине удалось привлечь в свою экономику 595 млн. долларов прямых зарубежных инвестиций, в 2001-м — 792 млн. долл., в 2002 году — 693 млн. долл. США. В текущем году предполагаем получить 750 млн. долл. США. Попутно скажу, что только промышленность нуждается в 250 млрд. грн. инвестиций.

А теперь посмотрим на внутренние кредиты. За 2000 год банки направили в реальный сектор 19,1 млрд. грн. кредитных вложений, за 2001-й — 27,8 млрд., за 2002 год — 41,2 млрд. Рассчитываем, что в течение 2003-го их сумма возрастет до 52,4 млрд. грн.

Цифры достаточно убедительные. В пользу кредитных вложений. И поэтому мы обязаны развивать это направление банковской деятельности.

Чрезвычайно важно не поддаваться на политическое давление с разных сторон, а отстаивать интересы украинцев. Без мужества, точнее — мужества и воли, в этот период мы не сможем достичь успеха. А он состоит в сохранении стабильности гривни, стабильности цен и стабильности банковской системы. Поэтому полны решимости, аккумулировав ресурсы, максимально направить их на кредитование и инвестирование реального сектора экономики и населения.

Журналисты часто ставят мне вопрос ребром: какова моя роль в избирательном процессе 2004 года? Сложно ответить однозначно на этот вопрос. Зато совершенно уверен, что для простых людей, для страны в качестве председателя Национального банка способен сделать немало. В период высокого политического напряжения и противостояния, когда в обществе доминируют преимущественно эмоции, построенные, в большинстве своем, не на реалиях, а на обещаниях, цель которых — привлечь к себе максимум внимания, центральный банк способен обеспечить стабильность материального положения каждого человека. Через стабильность национальной валюты и экономический рост. Разве может быть более ответственная и почетная задача? Если желаете, это конкретная политика профессионала. Вот такой, с позволения сказать, политикой я готов ежедневно заниматься.

О задачах реформы банковской системы

Мировая практика убеждает: развитие и совершенствование отечественной банковской системы должно базироваться на основополагающих принципах — взвешенности и постепенности действий. Нельзя создать условия для роста доверия к национальной валюте и банковской системе сиюминутно, быстро. Никаких шоковых операций, как это практикуется в структурных реформах. Радикализм только дестабилизирует ситуацию.

Этим параметрам полностью соответствует проект Комплексной программы развития банковской системы Украины на 2003—2005 годы. Ее с уверенностью можно назвать логикой действий Национального банка на ближайшие годы. Отмечу, что департаменты НБУ уже работают по ней.

Мы определили четыре главных задачи.

Прежде всего, мы должны сохранить стабильность гривни. Условия для этого, как никогда, благоприятны. Украинская экономика довольно мощно стартовала в нынешнем году. Валовой внутренний продукт за январь-февраль вырос на 7,2 процента, промышленное производство — на 10,8. Уровень февральского индекса потребительских цен (101,1 процента к январю, 102,6 процента к декабрю) засвидетельствовал: экономика окончательно вышла из фазы дефляции.

Есть основания надеяться, что экономика будет развиваться по сценарию 2001-го — самого успешного за все годы независимости Украины. И мы готовы поработать на этот сценарий, пристально отслеживая предложение денег на рынке. Поскольку именно НБУ находит грань между стабильностью банковской системы, инфляционной спиралью и достаточностью денег в экономике.

Мы внимательно следим за ценовой ситуацией не только в Украине, но и в странах—главных торговых партнерах. Ведь украинская экономика чрезвычайно открыта, отечественный экспорт достигает 56 процентов ВВП.

Поэтому тщательно изучаем динамику реального эффективного обменного курса, сигнализирующего об изменениях конкурентных позиций украинских товаров на внешних рынках. Движение реального эффективного обменного курса нас полностью удовлетворяет. И в прошлом году, и нынешнем сохраняется его нисходящая динамика — за 2002 год он девальвировал на 10 процентов, а по предварительным данным января-февраля нынешнего — на 1,5 процента. То есть стабильность гривни усиливает резервные курсовые и ценовые преимущества украинских производителей на внешнем и внутреннем рынках.

Добавлю, что курсовая и ценовая стабильность положительно влияет на пополнение ресурсной базы банковской системы. 37 процентов пассивов и 70 процентов срочных средств банков составляют вклады населения. Стоит только пошатнуть стабильность гривни — и исчезнет доверие со стороны вкладчика. Наш человек, к сожалению, научен горьким опытом. В итоге потеряем важный ресурс кредитования в условиях нехватки инвестиций. Поэтому политика Нацбанка — гривня должна быть стабильной и прогнозируемой благодаря продуманным антиинфляционным мерам.

Итак, мы вплотную подошли к определению второй задачи, тесно переплетающейся со стабильностью гривни. Это стабильность цен. Между первым и вторым существует тесная связь. Скачет курс — через несколько месяцев повышаются оптовые цены, а через какое-то время — и потребительские. Разумеется, вкладчик спешит в банк за своими деньгами. Даже одна такая ситуация может навсегда отбить у него желание еще раз рискнуть вложить деньги. В результате свертывается внутренний рынок, сужается база кредитования и экономики, и населения. Поэтому Национальный банк будет внимательно следить, чтобы инфляция не превышала 6 процентов — вполне нормальный уровень для нереформированной экономики. При таких условиях, с одной стороны, наполняется бюджет, с другой — население не подвергается ограблению через инфляционный налог. Устойчивым остается уровень доверия вкладчика к банковской системе.

Успешные действия по обеспечению стабильности гривни и стабильности цен дают возможность решить третью задачу Национального банка — наращивание стабильности банковской системы.

Задача довольно непростая. Выполнение ее зависит от нескольких основных факторов. Нами, в частности, взят курс на повышение инвестиционной привлекательности банков, на обеспечение нормального уровня доходов банков, ведущих честный банковский бизнес. Благодаря этому появятся новые источники заработка, а следовательно — возможность реинвестировать прибыль, следовательно, источники повышения капитализации банков.

И, наконец, отсутствие системных рисков. Несмотря на это обстоятельство, мы не должны забывать, что именно риски — угроза банковской системе, всей экономике. Возникает необходимость системы управления ими.

Основный риск — кредитный. Я глубоко убежден: пришло время урегулировать практику управления кредитным риском. Во всем мире банки с помощью соответствующего законодательства успешно защищают предоставленные кредиты. А заемщик, в соответствии с тем же законодательством, несет строгую ответственность за нарушение сроков возвращения кредитов. Замечу, что эти вопросы широко обсуждались на парламентских слушаниях.

В целом же считаю: банковская система требует моральной поддержки своих соотечественников. Не первый год мы демонстрируем положительные результаты. Это и качество обслуживания, и спектр предоставляемых услуг. Уже поэтому, на мой взгляд, заслуживаем уважения и доверия. Не отсюда ли цепная реакция: нет доверия — нет клиента — нет экономического роста — нет достойной жизни. Все в конце концов замыкается на жизненном уровне человека. Как говорится, откуда вышли, туда и пришли.

Но ведь всем известно, что без обеспечения ускоренного экономического роста мы никогда не достигнем необходимого жизненного уровня. Нацбанк в одиночку не в состоянии достичь этого глобального успеха. Необходимо тесное сотрудничество с Кабинетом министров Украины. Координация действий и усилий. Мы должны тянуть воз вместе в одном направлении, находить приемлемые решения стратегического и тактического характера. Этого требуют интересы человека, интересы государства. Нацбанк готов к сотрудничеству и чувствует понимание нынешнего правительства.

Мы определили задачу — максимально содействовать подъему экономики, социальной защищенности граждан. Нас не может удовлетворять ежегодный четырехпроцентный рост. Надо обеспечить 6—7 процентов. Путь к этому один — наращивать объемы кредитования реального сектора экономики и населения с одновременным снижением кредитных ставок и увеличением сроков предоставления кредитов.

В течение ста дней работы не раз приходилось слышать опасение, не приведет ли эта важная идея программы к уменьшению доверия к банковской системе. Поскольку рост объемов кредитования реального сектора экономики входит в противоречие с установленными параметрами денежной массы и монетарными показателями.

Убежден — серьезных оснований для опасения нет. Поскольку существуют финансовые инструменты для контроля за монетарными показателями, позволяющие мгновенно связать лишнюю ликвидность. Это и депозиты Нацбанка, и система резервирования. Тем не менее спешить с их применением мы не собираемся, поскольку экономика дружно реагирует на кредитные вливания. Мы вышли на достаточное денежное предложение, в частности, имеем дешевый межбанк, сняли гарантии по овернайту. Что означает дешевые деньги. Как видим, не существует проблемы вливания денег в экономику. Проблема пока в недостаточном количестве платежеспособных заемщиков. Но и это вопрос времени.

К тому же все отвечает утвержденным советом Нацбанка показателям 2003 года: 24 процента — рост денежной массы и 20 процентов — рост денежной базы. Единственное — должны наконец задействовать огромный ресурс для увеличения объемов кредитования. Это деньги, находящиеся на руках у населения. Это также деньги, еще не попавшие в банковскую систему. Необходимо лишь создать соответствующие условия. Во-первых, повысить доверие к банковской системе. Во-вторых, развивать рынки использования этого ресурса (ипотеку, лизинг, кредитование физических лиц).

Уже сейчас очевидна правильность наших планов и намерений. За два месяца нынешнего года ставка кредитования снизилась до 17,4 процента.

На повестке дня также увеличение сроков предоставленных кредитов.

Отдельная тема — кредитование физических лиц.

Во всем мире банки работают на конкретного человека. И весь мир живет кредитами. В развитых странах уже достигли уровня, когда кредитование физических лиц составляет 50 процентов от общего объема предоставленных кредитов. Такого показателя должны достичь и мы.

В Украине пока он составляет только 8,1 процента. Реализация комплексной программы развития банковской системы должна исправить это положение. Прежде всего за счет расширения форм и видов кредитования, снижения кредитных ставок. Лишь один показательный пример. В 2000 году жители Киева приобрели в кредит каждую десятую квартиру, а уже в 2002-м — каждую третью. В этом году, согласно прогнозам, эта тенденция будет нарастать.

Мы сможем облегчить жизнь нашим соотечественникам, активно направляя кредиты, например, на возрождение механизма рассрочки, которая должна стать обычным и распространенным явлением. Люди старшего поколения помнят, насколько популярной была система рассрочки. Правда, в тех общественных условиях задействовались иные рычаги. Сейчас, при невысоких заработках значительной части населения, рассрочка способна повысить покупательную способность, и, следовательно, социальную защищенность человека.

Национальный банк разработал комплекс мероприятий, направленных на улучшение кредитования физических лиц. Некоторые меры ожидают своего принятия. А некоторые уже действуют. В частности, сейчас банки имеют право не только предоставлять людям потребительские кредиты, но и использовать ипотеку, лизинг. Расширяется валютное кредитование, которое практиковалось и раньше, но косвенными способами. Верим, что кредитование в валюте не ухудшит позиции гривни, поскольку курсовая ситуация стабильна. Снято прежде обязательное требование документально подтверждать целевое использование физическим лицом взятого кредита.

Это лишь отдельные конкретные шаги Нацбанка.

Я не сторонник красивых слов. Однако скажу, что буду делать все, чтобы банки стали для миллионов соотечественников надежными партнерами.

О механизмах реформирования

Реформа банковской системы приобрела необратимый характер. А это, пожалуй, самое значительное достижение за сто дней моей деятельности на посту главного банкира, всей команды профессионалов Нацбанка, реализующей курс на укрепление банковской системы государства.

Мы запустили механизмы, благодаря которым реформа приобретет качественные параметры. Они заложены в проекте Комплексной программы развития банковской системы. Нужно только шаг за шагом, последовательно и продуманно воплощать их в практику деятельности банков.

Но при этом основой основ, квинтэссенцией успеха остается правовое обеспечение. Реформам необходимо надлежащее законодательное поле, условия для развития. Как, например, питательная почва для роста посевов.

Действительно, эффективное банковское законодательство — ключ не только к успеху в нашем деле, но и к улучшению экономической ситуации в государстве.

Скажем, внедряем новые инструменты, чтобы дать возможность коммерческим банкам развивать бизнес. А это ипотека, лизинг, либерализация валютного рынка и рынка банковских металлов, оживление фондового рынка. Но эти сферы следует упорядочить, выработать в них приемлемые правила игры. Иначе дело забуксирует на месте, и может получить отрицательный результат.

Поэтому мы детально изучили эту проблему и выяснили: следует срочно усовершенствовать законодательную базу. В нашем активе уже 16 законопроектов, значительная часть которых представлена на рассмотрение парламента. Остальные мы тщательно обрабатываем, привлекая к этой работе не только банковских профессионалов, но и известных экономистов, ученых, работников министерств и ведомств. Здесь мы тесно сотрудничаем с правительством и парламентом, согласовывая позиции, от которых зависит успех банковской системы, экономики, отраслей промышленности.

Свежий импульс этому придали парламентские слушания по проблемам перспектив развития финансов и банковской системы, состоявшиеся 2 апреля. Я доволен серьезной деловой дискуссией в Верховной Раде Украины при участии профессионалов банковской сферы, членов правительства, ученых, представителей различных производств со всех регионов. Обсуждение проблем деятельности банков носило открытый характер. А это, верю, будет способствовать генерированию рациональных идей, высказанных с высокой трибуны. Ведь слушания привлекли внимание экономической сферы, общественности к вопросам, требующим безотлагательного разрешения. В итоге выиграет общее дело, конкретный человек, государство в целом.

Давайте поразмышляем вместе. В рамках реформы мы планируем расширить и упрочить механизм кредитования, в том числе и физических лиц. Логично? Вполне. И хотя основной заработок коммерческих банков — это кредиты, именно в них заложены особые риски невозврата. Действующий механизм залога неэффективен, усложнена процедура взыскания и реализации заложенного имущества. Нарушаются фундаментальные принципы рыночной экономики, имеющей четкие правила: уважение к частной собственности, конкуренция. Возвращение же долга — один из основополагающих принципов конкуренции. Коммерческие банки работают с деньгами, иначе это не бизнес. Сейчас становится понятно, почему банки отказываются кредитовать семьи с детьми.

Чтобы снизить риски, нужно защитить права кредиторов. Законодательно защитить. Поскольку действует правило: меньше риска — более низкие кредитные ставки.

В парламент поданы соответствующие законопроекты: «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации залогов», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», «О внесении изменений в некоторые законы Украины» (относительно залога имущества должника), «О внесении изменений в закон Украины «О залоге» и другие. Об этом шла речь, в частности, на парламентских слушаниях. Участники высказали ряд существенных замечаний, которые мы обязательно учтем в процессе доработки проектов.

Я специально перечислил эти законопроекты, чтобы еще раз подчеркнуть: спектр законодательного урегулирования довольно широк. Необходимо предусмотреть все нюансы взаимодействия кредитора и заемщика, иначе в любую ненормированную щелочку обязательно вклинится тот, кто не настроен на добросовестную работу с банковской сферой.

Или внедрение ипотеки. Никто не спорит — мы должны активно развивать ипотечный рынок. Опыт развитых стран убеждает в этом. Но пока украинские псевдоипотечные кредиты в несколько раз дороже западных.

Требуется немедленное законодательное решение этого вопроса? Безусловно. И об этом с тревогой говорили участники слушаний. Поскольку на сегодняшний день сохраняется бессистемное правовое регулирование в сфере залога, нотариальных действий, судопроизводства и т.д.

Принятие закона «Об ипотеке» развяжет руки банкам, увеличит армию желающих взять ипотечные кредиты. Экономика только выиграет. Скажем, строительная отрасль — лучший мультипликатор экономического роста. И именно строительной отрасли выгодны ипотечные кредиты, ей есть что отдавать в залог. Каждая же гривня, вложенная в строительство, дает 2,5—3 гривни прироста ВВП. А каждое дополнительное рабочее место в жилищном строительстве обеспечивает работой пять-шесть работников в других отраслях.

Похожа ситуация с лизинговыми кредитами.

Пока лизинг слабо развит, предприятия вынуждены выкладывать всю сумму за оборудование, технику и т.д. В то же время лизинг призван одинаково поощрять и производителей, и покупателей. И снова проблема упирается в законодательное решение. Кстати, действует совместная группа из депутатов и работников банковской системы, соответствующих министерств и ведомств, которая нарабатывает соответствующий законопроект.

Трудно переоценить значение налаживания тесных контактов департаментов, управлений Нацбанка с профильным комитетом парламента, фракциями и группами, народными депутатами. Как председатель нацеливаю всех профессионалов Нацбанка на сотрудничество, поиск компромиссов. Этот перспективный, цивилизованный путь разрешения законодательных проблем постепенно становится нормой нашей деятельности.

Объективные законы экономики заставляют искать устойчивую базу для финансовой стабильности. Шагом к этому может стать либерализация валютного рынка. Это выгодно и банкам. Хотя мы не собираемся принимать радикальные решения, чтобы не пошатнуть курс гривни. Все будем делать взвешенно и продуманно.

Тем не менее первые наши решения по валютной либерализации приняты в интересах населения, в частности, сумма вывоза валюты, не подлежащая таможенному декларированию, увеличена с одной до трех тысяч долларов. Только в 2001 году зафиксировано 14,8 млн. выездов украинцев за пределы нашего государства.

Работаем над дальнейшей либерализацией рынка банковских металлов, отрабатывая механизмы простого перевода гривен в доллары, долларов — в золото, а золота — снова в гривни. Важно, чтобы деньги работали в банковской системе.

Потом оживим фондовый рынок со всеми его инструментами и тем самым расширим возможности коммерческих банков для бизнеса.

К сфере законодательного регулирования относится и проблема налогообложения как коммерческих банков, так и граждан. Национальный банк видит выход в моратории на налог на доходы физических лиц по депозитным вкладам. Во время парламентских слушаний обсуждались наши предложения по совершенствованию закона «О налогообложении прибыли предприятий». Это отнесение расходов на создание резервов под активные операции на валовые затраты. Это упрощение процедуры списания задолженности по активным операциям банка. Это улучшение процедуры налогообложения курсовых разниц по операциям с иностранной валютой.

Мы обязаны дать возможность добросовестным украинским банкам, развивая бизнес, стать прибыльными, активно привлекать инвестиции, решать проблему капитализации — основу основ развития коммерческих банков, укрепления банковской системы. Однако исключительно на законных основаниях.

Стимулируя, с одной стороны, развитие коммерческих банков только в рамках законодательного поля, с другой — мы жестко подходим к любым нелегальным формам бизнеса. Поэтому вводим превентивный банковский надзор на базе оценки рисков, вводим надзор на консолидированной основе. Разворачиваем беспощадную борьбу с «грязными» деньгами.

То есть делаем банковскую систему максимально прозрачной, надежно контролируемой.

Национальный банк уже принял несколько резонансных мер. В частности закрыл две схемы вывоза капитала за границу. Первая касается двойного выкупа акций. Вторая — завышение цен и экспорта фиктивных услуг, наносившая двойные убытки. Ведь бюджет должен был еще и возмещать НДС. Вот потому и введена разрешительная система на экспорт услуг. Именно таким образом перекрываем пути утечки капиталов из Украины.

Кроме того, начали жесткий контроль за потоками капиталов, отраженных в платежном балансе. Никакой пощады банкам, отмывающим «грязные» деньги. Я уже заявлял, что после тщательной проверки будут наказаны те из них, которые действуют преступными методами. Как правило, к такой практике прибегают малые банки.

Еще одно немаловажное обстоятельство. К концу нынешнего года мы перейдем на международные стандарты аудита, чем, бесспорно, улучшим инвестиционную привлекательность отечественной экономики. Прозрачность деятельности привлекает особое внимание западных партнеров.

В конце концов украинская банковская система должна принять международные правила игры, идти в русле мировых процессов. Исходя из этого, мы должны научить отечественные аудиторские компании проводить аудит на уровне международных. Только так можно конкурировать с ними, не потерять рынок банков в Украине.

Интегрируя банковскую систему в мировое финансовое пространство, Национальный банк готовит соответствующие изменения в нормативной базе, разрабатывает механизмы и процедуры обмена информацией о сомнительных операциях между банками и уполномоченным государственным органом, а также механизм учета банками таких операций. Все это в русле требований FATF и Базельского комитета по вопросам банковского надзора.

Непреложный факт: реформируя банковскую систему, мы стремимся открыть новые рынки, новые возможности и инструменты для коммерческих банков, упростить их отчетность.

Вместе с тем внедряем систему жесткого контроля за деятельностью коммерческих банков. Это обязательные противовесы, без которых не сможем успешно развиваться.

О рисках и препятствиях в реформаторской гонке

Дабы у читателя не сложилось впечатление, что председатель Нацбанка поет лишь бравурную песню реформам банковской системы, скажу откровенно: путь наш устлан не только розами, но и шипами. И это неудивительно. Нынешняя экономическая и политическая ситуация диктует свои правила. От этого мы никуда не денемся. Поэтому мы не вправе не учитывать возможных преград и рисков. Иначе не сможем преодолеть массив проблем.

Я бы сказал так: риск экономического роста заключается, в частности, и в политических процессах. Следовательно, мы неминуемо столкнемся с серьезными препятствиями на пути банковского реформирования.

Украина вплотную подошла к проведению политических реформ. Речь идет не о перетягивании властного каната по принципу «кто сильнее, тот и победил». Нашему государству, обществу, которое только на пути к гражданскому, крайне необходимо структурировать политическую власть, четко распределить полномочия властных институтов.

В этом смысле заслуживает внимания инициатива Президента Л.Кучмы о внесении изменений в Конституцию Украины с целью проведения политической реформы. Понимаю, этот процесс сложен и неоднозначен. Поэтому нужны немалые усилия и добрая воля политиков, общественных организаций, чтобы достойно завершить крайне необходимое дело.

Свою позицию по этому поводу я высказал на съезде партии «Трудовая Украина». В целом высоко оценивая президентский проект, считаю, что он не является исчерпывающим и нуждается в серьезной апробации политиков, широкой общественности. Чтобы в конце концов стать мудростью всего общества, всеобщим достоянием. Документом взвешенным, соответствующим реалиям в Украине.

Я — сторонник парламентско-президентской модели. Необходимо обеспечить больший вес Верховной Раде, представительским органам. На мой взгляд, такая модель более перспективна, демократична, соответствует требованиям времени. Но введение двух палат парламента не является своевременным.

Расширяя полномочия парламента, следует, на мой взгляд, придерживаться баланса политических сил. Президент предлагает усилить механизмы роспуска парламента.

Иной статус — экономической власти в государстве — должно приобрести правительство. Я всячески поддерживаю принцип формирования коалиционного правительства, как и процедуру назначения премьер-министра.

Значительно активизирует реформы всенародное обсуждение президентского проекта об изменениях в Основной Закон страны. Но убежден: последнее слово за парламентом, политиками, политическими силами, которые осознают необходимость придания иного функционального направления всем ветвям власти. Чтобы двигаться вперед к демократии, к стандартам цивилизации, к прогрессу, а не регрессу. Такова непреложная логика общественного развития. Посему ни в коем случае нельзя исключать оппозиционные силы из процесса политического реформирования. Необходимо плодотворно сотрудничать с ними, не отвергать их точку зрения, а искать ей адекватное общественному восприятию применение.

Это, так сказать, внутренние проблемы, с которыми связаны и соответствующие риски экономического роста, функционирования экономических и финансовых институтов. Ослабление политического противостояния, зрелость политических партий, проведение глобальных политических дискуссий, а не имитация их с прицелом только на предвыборную гонку, — это толчок к развитию общества.

Это благоприятная основа для экономических реформ, укрепление банковской и финансовой системы. По моему глубокому убеждению, политическая элита должна повернуться лицом к этим проблемам.

Вот тогда нам будет легче преодолеть и внешние преграды, внешние риски, ведущие наше государство к непониманию в мире, к сворачиванию отношений в экономике, политике, социальной сфере. Вот тогда нам по силам улучшить имидж Украины на международной арене.

Разве могут политики, заинтересованные в высоком авторитете государства, политики, болеющие за судьбу Украины, направлять силы и помыслы на что-то другое?

Вопрос риторический. Я все-таки верю в консолидацию общества, политических сил для блага и процветания Украины. Иного нам и не дано. Ведь не противостояние, а взаимопонимание и поиск компромиссов, независимо от политических взглядов, способны вывести Украину на новую ступень экономического роста, обеспечить достойную жизнь соотечественникам.

Знаю, процесс этот мучительный, он требует значительной переориентации, особенно нравственной и психологической. Но ведь речь идет о нашей Родине, о ее будущем. О будущем наших потомков, которые будут судить о нас только по тому, что мы им передали в наследство. Более высокой задачи просто нет. И быть не может.

Когда я размышляю над этим, всегда вспоминаются слова Михаила Грушевского, сказанные по тому же поводу: «В великих болях рождаются великие дела».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме