Украина — TERRA INCOGNITA для инвесторов

26 августа, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск № 33, 26 августа-2 сентября 2005г.
Отправить
Отправить

Действующая власть задекларировала перед мировым сообществом обещание о том, что Украина станет «землей обетованной» для инвесторов...

Действующая власть задекларировала перед мировым сообществом обещание о том, что Украина станет «землей обетованной» для инвесторов. Только нужно немного подождать. Не более 100 дней... Но, подводя итоги уже полугодичной деятельности новой властной команды, легко обнаружить, что инвесторы по-прежнему продолжают с нетерпением ожидать обещанных изменений, а власть с не меньшим нетерпением — миллиардных инвестиций. При этом дальше многочисленных противоречивых заявлений ее представителей о реприватизации, о пересмотре результатов приватизационных конкурсов, а также громких судебных разбирательств вокруг этой же темы дело не идет.

Чего только не услышали за последние три-четыре месяца представители бизнес-кругов от высоких должностных лиц! Сначала заявлялось о перечне из трех тысяч предприятий, результаты приватизации которых будут подвергнуты ревизии. Затем Кабинет министров составлял список из 29 предприятий-кандидатов на возвращение в государственную собственность. Вначале утверждалось, что любой перечень предприятий, подлежащих реприватизации, должен быть публичным. Чуть позже появилась информация о том, что этот перечень будет снабжен грифом «не для печати». То звучит заявление о том, что государство дает согласие на подписание мировых соглашений с владельцами предприятий, законность приватизации которых вызывает сомнение. То утверждается: приватизация «Криворожстали» прошла незаконно, поэтому никаких мировых соглашений с владельцами предприятия государство подписывать не будет… В соответствии с классическими законами коммуникации, страна, распространяющая противоречивые месседжи, разрушает доверие к себе. И усугубляет этот процесс разногласие во взглядах и, соответственно, в заявлениях членов правительственной команды, а также представителей ближайшего окружения президента.

А между тем, по данным Министерства экономики, в первом квартале 2005 года иностранные инвестиции прямого назначения в Украину выросли на 2,7%, при этом их общий объем составил 8797,4 млн. долл. А это означает, что на каждого жителя Украины приходится около 186 долл. инвестиций. Такие показатели подтверждают лишь одно — мировое сообщество постепенно теряет интерес к Украине как к деловому и надежному партнеру. Подтверждает этот вывод заявление посла Польши в Украине Марека Зюлковского, которое он сделал, завершая свою дипломатическую миссию в нашей стране. По мнению опытного дипломата, инвестиционный климат в Украине за последние полгода ухудшился настолько, что это негативно отразилось на притоке иностранного капитала в страну.

Почему? Поиски ответа на этот вопрос не займут много времени. Он лежит на поверхности. Иностранный инвестор привык работать на прозрачном и максимально прогнозируемом рынке, руководствуясь четкими правилами и твердыми гарантиями. А если в Украине, невзирая на все заявления президента, индекс коррумпированности остается высоким, работа судебной системы неудовлетворительна, сохраняется сильное влияние правительства на бизнес и при этом само правительство не является монолитной командой, то риск для инвесторов достигает наивысшей планки.

Подтверждением этому могут служить слова того же господина Зюлковского, который осудил неожиданную отмену льгот для свободных экономических зон, проведенную без предупреждения, без учета возможных убытков, которые понесут в результате этого шага инвесторы. А как, скажем, реагировать обманутому украинским государством иностранному бизнесмену на слова первого вице-премьер-министра Анатолия Кинаха о том, что была допущена очень серьезная ошибка, когда в одностороннем порядке Украина как государство ликвидировала условия инвестиционной деятельности в СЭЗ и на ТПР? Ожидать, когда эту взвешенную позицию одного представителя правительства раскритикует другой член правительства, например министр экономики?

Очень негативно влияет на имидж Украины работа судов, ведь психология большинства зарубежных капиталистов формировалась в условиях прецедентного права. И на уровне подсознания каждый из них считает, что если, руководствуясь решением суда, государство отобрало предприятие один раз, то отберет и второй. И где гарантия, что не отберет именно у него?

Участники киевского мини-Давоса воздержались от критики действий правительства по решению вопроса о законности приватизации «Криворожстали». Однако они очень определенно и четко сформулировали свое видение проблемы в заключительной декларации форума: «С точки зрения формирования благоприятной деловой и бизнесовой среды в Украине и укрепления доверия со стороны отечественных и иностранных компаний, чрезвычайно важным фактором является демонстрация того, что в правительстве работает команда специалистов, которые не могут себе позволить делать противоречивые и невзвешенные заявления».

Во время представительского форума была также поддержана идея создания в Украине Агентства по вопросам привлечения иностранных инвестиций со следующими рекомендациями: «Создать подразделение высококлассных специалистов, которые будут оказывать поддержку иностранным инвесторам. Кроме того, для обеспечения эффективной работы Агентства и беспрепятственного доступа к нему мы предлагаем, чтобы это подразделение было подчинено непосредственно президенту Украины или премьер-министру».

Вместо этого чиновники Минэкономики уже заявили, что мини-Давос не принес ожидаемых результатов (мол, собрались гости, поговорили и разъехались). И вопреки пожеланиям участников форума, создали Украинский центр содействия иностранным инвестициям, наблюдательный совет которого возглавил министр экономики Сергей Терехин. Таким образом, министр экономики — один из идеологов непродуманной одномоментной отмены льгот для СЭЗ и ТПР, больно ударившей по инвесторам, стал кормчим государственной инвестиционной политики. Но гораздо больше тревожит тот факт, что инвесторы лишены гарантий «обеспечения эффективной работы» новосозданного центра, которые в сложившихся условиях может дать лишь президент.

Исходя из сугубо стратегических рассуждений и приняв к сведению, мягко говоря, не совсем профессиональную деятельность правительства Украины в сфере привлечения иностранных инвестиций, позволю себе на правах руководителя депутатской фракции дать дружеский совет новой власти по улучшению инвестиционного имиджа Украины. Ведь не за горами принятие бюджета на 2006 год, а пока еще не известно, в каком объеме будет выполнен главный финансовый документ в этом году. Так вот, каждый гражданин Украины, независимо от его социального статуса, национальности или вероисповедания, должен понять: одна из главнейших основ любого демократического, правового и цивилизованного государства — это неприкосновенность собственности. Именно нерушимость любой собственности (собственности гражданина или государства) и надежная гарантированная защита ее от незаконных посягательств должны быть основными постулатами и первоочередными обязанностями власти.

Другими словами, для создания комфортных условий зарубежным инвесторам в Украине нынешней власти необходимо прежде всего доказать мировому сообществу, что преступления против собственности в нашем молодом государстве не имеют сроков давности, и власть одинаково гарантирует защиту как для отечественных инвесторов, так и для их зарубежных коллег. И доказать не путем провозглашения очередных деклараций! Что дало, например, подписание президентом, председателем Верховной Рады и премьер-министром Меморандума о гарантиях прав собственности и обеспечении законности при их реализации? Неужели наличие подписанного на самом высоком уровне меморандума «освящает» теперь право игнорировать законность в интересах разношерстных бизнесовых групп, которые имеют влияние на правительство?

Складывается впечатление, что так оно и есть: подписанная с большой помпезностью декларация развязала руки тем, кто, прикрываясь «помаранчевой» риторикой, стремится в действительности к банальному переделу собственности. Руководствуясь этими соображениями, в сентябре на очередном заседании депутатской фракции «Демократическая Украина» мы рассмотрим вопрос о целесообразности отзыва своей подписи под меморандумом...

А если кому-то не по нраву защита собственности от незаконных посягательств и он считает, что это может навредить имиджу Украины, то давайте вместе подумаем, нужны ли государству инвесторы, которые боятся борьбы с теневыми схемами и установления прозрачных отношений в этой сфере? Ведь от тех, кто вкладывает в Украину средства, и от того, что они предлагают власти и обществу, зависит будущее нашего государства.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК