Середину зимы - едва ли не самый "мертвый" с точки зрения деловой активности период года - украинская экономика проходит достаточно спокойно. По крайней мере, если судить по макросимптомам и статистическим показателям. Но удастся ли и дальше лавировать между дюжиной макроэкономических рифов не только в краткосрочной, но и в среднесрочной перспективе?
О финансовой тактике
В январе госказна наполнялась достаточно ритмично, несмотря на в том числе очевидные отголоски замедления экономики во втором полугодии 2012-го. По данным Миндоходов, в сводный бюджет поступило 30,3 млрд грн платежей, контролируемых налоговыми и таможенными органами. По сравнению с этим же периодом 2012 г. поступления выросли на 3,4 млрд грн, или на 12,6%. Хотя не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что эти показатели были обеспечены не в последнюю очередь благодаря "легализации" авансовых платежей по налогу на прибыль.
Среди обнадеживающих штрихов января - пусть незначительный, но рост золотовалютных резервов на 106 млн долл. Это при том, что Украина вернула 408 млн долл. Международному валютному фонду. Представители государственных органов утверждают, что, несмотря на, казалось бы, отсутствие очевидных макроэкономических оснований для снижения девальвационных ожиданий, "буря" в массовом сознании притихла.
Согласно данным, озвученным директором департамента по управлению валютным резервом и осуществлению операций на открытом рынке НБУ Александром Дубихвостом, в январе чистый спрос населения на валюту (превышение объема покупки валюты у банков над ее продажей) составил около 200 млн дол. Но отток этого массива валюты из банковской системы был с избытком компенсирован притоком валютных депозитов и погашением валютных кредитов (порядка 500 млн долл.).
Поскольку в прошлом месяце уже не появлялось "страшилок" наподобие введения сбора с продажи валюты, такая динамика может свидетельствовать или об иррациональной природе недавних народных волнений, или, например, об ожидании, как же завершатся переговоры с МВФ.
Вроде бы стабилизировалась ситуация и на межбанковском рынке. Значительных курсовых колебаний не видно, несмотря на высокие остатки на корсчетах и смену руководства НБУ. Возможно, банкам незачем сейчас играть, например, на понижение курса, рискуя зафиксировать убытки, если Украина сможет договориться с МВФ?
Сейчас переговоры с МВФ - это без преувеличения альфа и омега как для госфинансов, так и для экономики в целом. По оценкам руководителя аналитического отдела ИФК "Арт Капитал" Игоря Путилина, успешное завершение дискуссий с фондом с последующим проведением реформ ускорит рост украинского ВВП до 4–5%. Напомним, что к итогам 2012-го украинская экономика "добавила" лишь на 0,2%. А со столь невысокого старта разгоняться объективно непросто.
Противоречивое впечатление производят довольно успешное доразмещение правительством в феврале 10-летних евробондов на 1 млрд долл. под 7,625% и получение 1,5 млрд долл. от Китая под агропроекты. Впечатление противоречивое потому, что это может расслабить чиновников, ведущих переговоры с МВФ. Мол, "можем дольше поторговаться".
Да, международная конъюнктура в настоящий момент достаточно благоприятна для Украины и позволяет рассчитываться, по крайней мере, по значительной части валютных обязательств (как перед МВФ, так и перед другими кредиторами) за счет средств, привлеченных через выпуск еврооблигаций. Напомним, что в феврале Украина должна вернуть МВФ еще почти 1 млрд долл., во втором квартале - 1,3 млрд. А в июне суверену еще предстоит погашение евробондов на 1 млрд долл.
Однако ситуация в мире может измениться. И дело не только в сугубо экономических предпосылках, таких, как, например, возвращение европейскими банками ЕЦБ 137 млрд евро, полученных в рамках более чем триллионной программы LTRO. Сейчас финансовые рынки достаточно чувствительны к влиянию политических факторов - как-то к размышлениям Великобритании по поводу выхода из ЕС, выборам в Германии, где одна из ведущих политических сил озвучивает "центробежные" от еврозоны тезисы. Не могут похвастаться политической стабильностью также Италия и Испания, доходности по бондам которых из-за этого растут.
"На этом фоне растут и доходности по украинским еврооблигациям. Котировки пятилетних CDS поднялись выше 600 б.п. В этой непростой ситуации украинскому Минфину удалось вскочить в последний вагон уходящего поезда и доразместить 10-летние еврооблигации с погашением в 2022 г. с достаточно приемлемой доходностью", - констатирует в обзоре финансовых рынков начальник отдела анализа и исследований "Райффайзен Банка Аваль" Дмитрий Сологуб.
Но по словам руководителя аналитического департамента ИК SP Advisors Виталия Ваврищука, сейчас ожидания, что переговоры правительства и МВФ завершатся успехом, преимущественно положительные. "Поэтому иностранные инвесторы считают, что макроэкономические риски Украины все еще приемлемы", - констатирует специалист.
Подпитывает такие ожидания и определенная демонстрация украинской стороной гибкости в переговорах. Едва ли не самый важный сигнал в этом контексте - по тарифно-газовому вопросу. "Могу вас заверить, что по поиску компромиссного решения в вопросе цены на газ для населения работа продолжается как внутри Кабмина, так и с миссией МВФ. Сказать, что изменений не будет, - это очень смело", - отметил на прошлой неделе руководитель главного управления по вопросам международных отношений администрации президента Андрей Гончарук.
Об импортозаместительной стратегии
По оценкам НБУ, в 2012 г. дефицит платежного баланса Украины составил 4,17 млрд долл., что на 70% превышает отрицательное сальдо, зафиксированное в 2011 г. Он был перекрыт резервами НБУ, которые сократились на 7,25 млрд долл. - до 24,546 млрд (на 1 января 2013 г.).
Основные слабости украинского платежного баланса хорошо известны. С одной стороны, это хронический дефицит текущего счета, увеличившийся в 2012 г. до 14,4 млрд долл., или 8% ВВП (в 2011-м - 10,2 млрд, или 6,2% ВВП). Главным фактором такой динамики стало увеличение отрицательного сальдо торговли товарами до 20,5 млрд долл. (в 2011-м - 16,3 млрд), сформировавшееся за счет импорта российского газа, потребительских товаров и продукции машиностроения. Другим существенным дестабилизатором, но уже по финансовому счету, традиционно выступила покупка наличной валюты. Чистый спрос на нее в прошлом году составил 10,187 млрд долл. (в 2011-м - 13,444 млрд).
Как Украина могла бы переломить указанные тенденции? С одной стороны, если бы население не покупало активно валюту на наличном рынке, проблем вроде бы и не было. Но поведение физлиц - это все-таки не причина, а следствие. Следствие недоверия к власти и "дыры" в торговом балансе, которая делает платежный баланс слишком зависимым от динамики "капризного" финансового счета, состояние которого существенно зависит в том числе от ситуации в мире (2008 год это четко продемонстрировал).
В проекте Госпрограммы активизации развития экономики на 2013–2014 гг., обнародованной Минэкономразвития, отмечается, что сегодня в структуре конечного потребления домохозяйств доля импортной машиностроительной продукции составляет 99,2% (в 2008-м - 48,1%). То есть население почти полностью перешло на импортные легковые автомобили, бытовые приборы и технику. Соответственно, повышая соцстандарты и стимулируя рост потребительского спроса, государство косвенно поддерживает не национального производителя, а импортера.
Эту статистику в процессе производства и модернизации подтверждают и предприятия. По данным Минэкономразвития и торговли, в 2010 г. валовое накопление основного капитала на 92,6% осуществлялось за счет импортных поставок машиностроительной продукции. А это, понятно,
еще больше привязывает отечественных потребителей к импортной инвестиционной продукции.
Сегодня Украина стоит перед выбором - развивать экспорт и за его счет способствовать поступлениям по финансовому счету и далее оплачивать импорт или же создавать импортозамещающее производство. К сожалению, за последние годы экспортные отрасли девальвационной "форой" 2008–2009 гг. воспользовались не слишком рачительно. Скорее, наоборот, ослабление гривни, кажется, стало наркотиком, который со временем субъекты хозяйствования требуют для поддержания "кондиции". Но, понятно, глупо утверждать, что государство не должно оказать поддержку экспортерам. Должно обязательно. Однако во всем необходим баланс. Отечественная экономика остается слишком зависимой от спроса на внешних рынках. И эту зависимость следует балансировать развитием производства, ориентированного на внутренний рынок. То есть импортозамещением.
Конечно, очень непрактично хвататься за создание производств "всего и вся" - от чайников и микроволновых печей до ноутбуков. Опять же, эффективность международного разделения труда очевидна. Ключевой момент - все-таки определить оптимальные точки роста, найти золотую середину. И выбор здесь должно сделать правительство - для этого оно вроде и нанято на работу.
К одной и той же импортозамещающей цели Украина может идти двумя основными путями. Первый условно мог бы состоять в непосредственном участии государства (в т.ч. финансовом) в реализации соответствующих проектов. Очевидно, что идея о создании того же банка развития является попыткой двигаться именно в этом направлении. В принципе, низкая инфляционная динамика (по итогам января прирост индекса потребительских цен составил 0,2%) позволяет это обеспечивать, в том числе с помощью смягчения монетарной политики.
Второй сценарий - более либеральный, при котором роль государства сводится к максимальному улучшению инвестиционного климата. Следствием этого должна бы стать активизация деловой активности как отечественного, так и иностранного капитала.
Какой из этих алгоритмов более актуален для Украины? На самом деле каждый из них имеет свои недостатки. Если первый обостряет риски коррупции, поддержки, прежде всего, близких к власти бизнесов и т.д., то второй - "хаотичность", погоню бизнеса, прежде всего, за быстрой и большой прибылью и т.д. Что же тогда выбрать? Видимо, истина, как всегда, где-то посередине. Функция власти - ее "нащупать". И, как уже отмечалось, нести за это ответственность.