В мире накоплен огромный опыт, отображенный в сконцентрированном виде в деловой культуре. И необходимо только открыть глаза и посмотреть, чем отличается деловая культура Украины от деловой культуры развитых и успешных стран, чтобы понять, что делать.
Если совсем коротко, то современная деловая культура, характерная для развитых стран мира, в наиболее общем виде отображена в 17 глобальных целях устойчивого развития ООН, 10 принципах социальной ответственности Глобального договора ООН (ГД ООН) и 8 фундаментальных концепциях совершенства Европейского фонда менеджмента качества (EFQM). При этом, если 17 целей и 10 принципов являются общими установками извне, то 8 концепций - это ориентиры или практические подсказки, как разным организациям реально создать у себя современные эффективные системы менеджмента изнутри, имплементировав в них и цели устойчивого развития, и принципы социальной ответственности. Это крайне необходимо для обеспечения ориентации на цели и принципы не эпизодически, а систематически, в процессе ежедневной работы.
Для практического применения фундаментальных концепций совершенства EFQM представила их в виде модели совершенства (модели идеальной организации), состоящей из 9 критериев и 32 подкритериев и позволяющей конкретным организациям, сравнивая себя с этой моделью, определять свое реальное состояние и формировать программы целенаправленного системного усовершенствования, ориентированные на принципы и цели. В основе модели EFQM лежит системный менеджмент, включающий современную систему управления. Вместе с моделью EFQM в мире используют также международные стандарты, прежде всего стандарты ISO (Международная организация стандартизации) на целевые системы менеджмента, ориентированные на качество, экологию, энергосбережение и т.д. Для распространения в публичной сфере, прежде всего среди органов исполнительной власти (ОИВ) в процессе их реформирования, модель EFQM была упрощена и представлена в виде модели CAF (Common Assessment Framework), которую успешно применяют уже более четырех тысяч организаций.
По своей сути 17 целей, 10 принципов и 8 концепций являются камертонами деловой культуры в современном мире. И без осмысления и принятия на вооружение этих новых для нас философии и инструментов в их взаимодействии нельзя построить свое будущее наподобие существующему в ведущих государствах.
Как должно быть
С учетом того, что деловая культура Украины, в частности по системному менеджменту, сформировалась в условиях тотального дефицита и тоталитарного режима, сразу же после обретения независимости и переориентации на открытую экономику необходимо было сделать все возможное для ее изменения и приближения к деловой культуре, присущей развитым странам ЕС и мира с насыщенными экономиками. На самом высоком уровне управления государством необходимо было провозгласить, что это становится одним из стратегических направлений его развития, осуществляемым под личным патронатом президента Украины. Верховная Рада должна была принять соответствующие законы, которые содействовали бы развитию государства в указанном направлении. В свою очередь, правительство и ОИВ должны были бы отобразить все это в соответствующих государственных политиках по развитию закрепленных за ними сфер деятельности. Особое внимание нужно было уделить подготовке специалистов, прежде всего по вопросам современного системного менеджмента. И, безусловно, к решению проблемы необходимо было подключить отечественную науку. В целом же в стране надо было создать атмосферу, при которой отечественным предприятиям и организациям было бы выгодно и удобно включаться в общенациональное движение за изменение деловой культуры к лучшему и повышение уровня своего совершенства, в частности путем усовершенствования систем менеджмента.
Как есть
Как это ни удивительно, но в Украине есть вроде бы все составляющие, необходимые для изменения деловой культуры к лучшему. Так почему же тогда у нас нет от этого соответствующей отдачи? Почему продолжаем критически отставать от развитых европейских стран по такому интегральному показателю, как ВНД на душу населения, а подавляющее большинство граждан не удовлетворены качеством своей жизни? Попытаемся разобраться.
Цели устойчивого развития (ЦУР). Украина присоединилась к глобальному процессу обеспечения устойчивого развития. Была создана группа высокого уровня, 17 рабочих подгрупп, проведены многочисленные круглые столы. К процессу определения национальных ЦУР было привлечено свыше 800 специалистов по направлениям, соответствующим тематическим сферам ЦУР, - члены правительства, управленцы, специалисты учреждений ООН, дипломаты, ученые, экономисты и другие представители гражданского общества. А в конце 2017 г. Минэкономразвития представило Национальный доклад "Цели устойчивого развития: Украина", в котором определены 17 целей в нашей стране до 2030 г.: преодоление бедности и голода, развитие сельского хозяйства, крепкое здоровье и благополучие, качественное образование и т.п. Намечено выполнить 86 задач.
Как сообщил первый вице-премьер-министр Степан Кубив, доклад является основой для будущего планирования развития. По его словам, в докладе представлено согласованное видение правительства, президента и парламента направлений развития Украины. Но есть одна проблема: целей устойчивого развития нельзя достичь, если они отделены от средств их достижения, а усовершенствование и привлечение к этому делу подавляющего большинства отечественных организаций не предполагается. Это не сделано и отсутствует в планах.
Принципы социальной ответственности (ПСО). Отдельно в Украине ведется работа в пределах ГД ООН. Еще в 2006 г. была создана украинская сеть этого договора, в 2013 г. объединившая около 300 украинских компаний и являвшаяся крупнейшей в Восточной Европе. На сегодняшний день она состоит из 62 организаций. Несколько раз создавались рабочие группы по разработке Концепции или Стратегии социальной ответственности в Украине. Сначала при комитете по развитию предпринимательства парламента. Потом при администрации президента Украины. Отдельная рабочая группа была создана при Минэкономразвития. Но в условиях неадекватного понимания проблемы и при отсутствии осмысленной целенаправленной координации все это не было доведено до логического завершения. При этом многолетняя практика присоединения к ГД ООН свидетельствует, что в Украине применяется преимущественно PR-подход вместо конструктивного привлечения отечественных предприятий и организаций к движению за деловое совершенство и социальную ответственность.
Одновременно и независимо от процессов по ПСО в обществе активно дискутируются проблемы коррупции, подкупаемости судов, заангажированности силовых структур, недостатки фискальной системы, негативно влияющие на развитие и конкурентоспособность бизнеса. То есть эти проблемы рассматриваются отдельно от ПСО в то время, как они являются их составляющими и должны рассматриваться в их контексте.
Фундаментальные концепции и модель совершенства EFQM. Внедрение этих инструментов в Украине началось еще в 1996 г. Более 20 лет в стране проводятся работы по освоению лучшего мирового опыта организации усовершенствования. За это время свыше 500 отечественных компаний совершенствовались на принципах концепций и модели совершенства EFQM. Лучший опыт успешного ведения дел помог многим украинским компаниям, беспрерывно совершенствуясь, значительно повысить свой деловой уровень и конкурентоспособность. Более 60 украинских организаций получили сертификаты EFQM "Признание совершенства в Европе".
В 2010 г. вопрос о развитии движения за совершенство и качество на основе концепций и модели совершенства EFQM был рассмотрен комитетом по развитию предпринимательства Верховной Рады. Результаты обсуждения нашли отображение в резолюции, которая до сих пор весьма актуальна. А в 2013-м по поручению премьер-министр проведен семинар-совещание при участии представителей около 70 ОИВ. Решение, которым было одобрено усовершенствование организаций на основе концепций и модели совершенства EFQM, было доведено до органов исполнительной власти для использования в работе. Но при отсутствии адекватного понимания проблемы на высочайшем уровне, при очередных изменениях власти эти и другие начинания прекращались, а накопленный опыт исчезал, как в бермудском треугольнике. Поэтому сегодня приходится все начинать с начала.
Стандарты ISO на целевые системы менеджмента. Здесь отдельная многолетняя история. Еще в 2002 г. Кабинет министров своим распоряжением ввел в действие Концепцию государственной политики в сфере управления качеством продукции, которой был предусмотрен ряд мероприятий по внедрению организациями целевых систем менеджмента на базе стандартов ISO. Но, к сожалению, несмотря на критику и предложения профессиональной общественности, этот документ стал отображением ошибочного понимания чиновниками проблемы, что привело к существенным негативным последствиям для экономики, в частности, к принципиальным искажениям в высшей школе в части подготовки специалистов, прежде всего по вопросам современного системного менеджмента.
Что касается усовершенствования органов исполнительной власти, то еще в 2006 г. по инициативе Главгосслужбы правительство приняло постановление №614 о внедрении в ОИВ системы управления качеством на базе ISO 9001. Началась соответствующая масштабная работа и накопление ценного опыта. Но в 2011 г. поменялось правительство, и постановление №614 было аннулировано без альтернативной замены, на что в 2018-м обратили внимание европейские эксперты, оценивавшие государственную службу Украины в соответствии с программой SIGMA. В частности они отметили, что "правительство не содействует распространению управления качеством в государственном управлении", и по критерию "использование инструментов и методов управления качеством" поставили Украине оценку 0 (ноль) баллов.
Модель CAF. Внедрение в публичном секторе Украины модели CAF еще в 2010 г. было инициировано Главгосслужбой. При личной поддержке руководителя этой службы наша страна была представлена в Европейской сети CAF, и началась работа по распространению модели CAF в органах исполнительной власти, что давало надежду на существенное повышение эффективности их реформирования. Но после преобразования Главгосслужбы в Нацгосслужбу и замены ее руководства эта важная работа была прекращена. И до сих пор так и не удалось ее возобновить.
Подготовка специалистов по специальности "менеджмент". Большинство заведений высшего образования Украины готовит менеджеров. Но проблема в том, что при полученных знаниях они не в состоянии качественно выполнять свои функции. Только в 2017 г. Киевский национальный экономический университет им. Вадима Гетьмана по своей инициативе впервые в Украине начал преподавать своим студентам новую дисциплину "Управление деловым совершенством". А в 2018-м МОН поддержало рекомендации семинара-совещания руководителей и специалистов по вопросам менеджмента ЗВО Украины и, наконец, направило в заведения высшего образования рекомендации по существенному усовершенствованию подготовки специалистов по специальности "менеджмент".
* * *
Как видим, в Украине на протяжении многих лет ведутся работы по всем направлениям реформирования деловой культуры. Но все это время эти работы выполняются рывками, хаотично и бессистемно, полагаясь на субъективное понимание проблемы инициаторами различных процессов. То есть существуют отдельные локальные несогласованные между собой звенья, не способные сами по себе обеспечить эффективность отечественной экономики. Это напоминает музыкантов, которые играют что-то свое на разных инструментах, да еще и фальшивят при отсутствии камертона.
Кто же должен был на практике организовать реальное изменение деловой культуры в Украине и приведение ее в соответствие с присущей развитой Европе? Безусловно, это украинская власть, которая согласно Закону Украины "О государственной службе" должна формировать государственные политики развития различных сфер. И отображать в этих политиках необходимость изменения деловой культуры, усовершенствования и повышения эффективности управления на всех уровнях. Во-первых, это Нацгосслужба, которая в государственной политике развития государственной службы должна была предусмотреть усовершенствование отечественных ОИВ и их содействие усовершенствованию организаций в своих сферах управления. Во-вторых, Минэкономразвития, которое в государственные политики развития промышленности и МСП, повышения конкурентоспособности и так далее должно было включить положение о содействии движению за деловое совершенство в отечественной экономике. И, в-третьих, Минобразования, которое должно было отобразить в государственной политике развития образования положение о существенном улучшении подготовки по специальности "менеджмент", что необходимо для обеспечения ОИВ и бизнеса специалистами, разбирающимися в особенностях построения и применения современных систем менеджмента. Именно от этих трех органов исполнительной власти в наибольшей степени зависит то, какое отношение к совершенству и системному менеджменту формируется в Украине, в частности, у ОИВ и у субъектов экономической деятельности.
Но общая политика в этой части должна находиться в поле зрения первых лиц государства и законодательной власти и формироваться при их непосредственном участии. Для лучшего понимания уместно привести только один пример - эмирата Дубай (ОАЭ). Программа совершенства его правительства разработана еще в 1997 г. по инициативе Его Высочества шейха Мухаммед Бен Рашид Аль Мактум. Цель этой программы - выступать инструментом развития и усовершенствования государственного сектора в Дубае путем реализации концепции общего управления качеством. Миссия - продвижение, оценка и поощрение совершенства в работе органов государственной власти, учреждений и ведомств. Видение - для достижения совершенства мирового класса в работе государственных органов, учреждений и ведомств. Достигнутые здесь результаты широко известны и не нуждаются в комментариях. И это то, чего критически не хватает Украине.
В последнее время, правда, по инициативе профессиональной общественности наметились сдвиги в положительную сторону. 10-й Всеукраинский съезд качества в своей Резолюции определил принципы для программы реформирования в сфере деловой культуры. Резолюцию съезда поддержала Верховная Рада, а первый вице-премьер-министр даже выдал уже четыре поручения по ее использованию органами исполнительной власти. Но без дальнейшей поддержки власти дело забуксовало. Прошло более полутора лет со времени принятия Резолюции и первого поручения, но подавляющее большинство ОИВ еще не приступили к изменениям. Некоторые высокие должностные лица уже в который раз утверждают, что для решения этой проблемы "еще не пришло время".
При отсутствии полномочного "дирижера" в Украине так и не произошли реальные перемены к лучшему в части деловой культуры. Усовершенствование систем менеджмента и повышение совершенства организаций вообще не предусмотрены в программе "Украина-2020", реформах ОИВ, бизнеса и т.п. А на существующем сегодня неустойчивом фундаменте вряд ли удастся построить успешную Украину.