Таможня держит слово

30 мая, 2014, 19:50 Распечатать Выпуск №19, 30 мая-6 июня

Что удалось или не удалось сделать в таможенной сфере в последнее время

25 апреля мы писали о подписании Меморандума о взаимопонимании между Министерством доходов и сборов, Американской торговой палатой и Европейской бизнес-ассоциацией и о нашем намерении сообщать о развитии событий. С тех пор ситуация существенно изменилась.

В деловых кругах, в прессе и в правительстве все более громко звучит недовольство работой органов доходов и сборов.

Во многом такую критику можно назвать оправданной. Если мы возьмем среднестатистическую компанию, работающую с конкретной таможней, вполне возможно, что для нее вряд ли что-то существенно изменилось за неполных три месяца. Особенно если не произошло никаких кадровых изменений. Другой вопрос, что все зло теперь прикрывается именами нового руководства. Как следствие, премьер-министр высказал мнение о необходимости оценить эффективность работы органов доходов и сборов и, в случае необходимости, принять кадровые решения.

Таким образом, стоит еще раз постараться оценить, что удалось или не удалось сделать в таможенной сфере в последнее время.

В таможенной системе уже произошло около 400 кадровых изменений, затронувших и начальников всех таможен. Однако, несмотря на такое значительное количество кадровых перестановок, ожидаемый бизнесом эффект пока не достигнут. Тревожит бизнес и назначение новых-старых руководителей, зарекомендовавших себя не с лучшей стороны в прошлом.

В целом вопрос кадровой политики очень чувствителен. Необходимо обеспечить и профессиональность, и честность должностных лиц. Но еще более важный аспект — обеспечить доверие между должностными лицами и бизнесом. Один из путей его повышения — внедрение института общественной оценки работы руководителей таможенных подразделений.

Лишь установив хотя бы минимальное доверие к работникам таможни, можно реализовать более долгосрочную стратегию, объявленную ее руководством и подразумевающую внедрение системы наставничества, соцпакеты для сотрудников, стажировки за границей, работу в таможне на контрактной основе.

А до тех пор, вопреки провозглашенным прогрессивным реформам, внизу на таможнях зачастую все это воспринимается формально, а иногда не воспринимается вообще. Применяются старые методы работы. Происходит разрыв между заявленными целями и фактическими действиями. С принятием кадровых решений необходимо коренным образом перестраивать работу таможни на местах.

Кроме кадровой политики, взаимопонимания и доверия между таможней и бизнесом можно добиться более активным общением, обменом информацией и реагированием на запросы, жалобы и предложения.

В связи с этим стоит отметить, что таможня действительно стала вести открытый диалог с бизнесом. Регулярные встречи с руководством по всем направлениям работы ведомства помогают в поиске путей практического решения проблем.

Для реагирования на индивидуальные и типовые ситуации, связанные с таможенным оформлением, в департаменте таможенного дела Миндоходов и в таможнях созданы контрольно-аналитические группы. Они осуществляют мониторинг и реагируют на выявленные проблемы путем взаимодействия с заинтересованными лицами по принципу "обсуждение — нахождение механизма решения — внедрение решения". Такой подход хоть и не идеальный, но позволяет найти взаимопонимание между субъектами хозяйствования и таможней и наладить нормальную работу.

Одним из ярких успехов критичного подхода к своей работе стало направление комиссии с участием руководящего состава департамента таможенного дела в Южную таможню (Одесса). Выявлено, что на 100 тыс. досмотров было составлено всего четыре протокола о нарушении таможенных правил. По результатам решено отменить тотальное взвешивание контейнеров, оформляемых этой таможней.

Как мы уже говорили, общая оценка борьбы с коррупцией состоит в том, что ситуация существенно не изменилась. Из небольших успехов в борьбе с теневыми схемами ввоза стало увеличение легального импорта бензинов на 83%, а дизельного топлива —на 60,9% (при общем уменьшении потребления в стране). Тем не менее оккупация Крыма и террористические действия на Востоке лишь усиливают риски контрабанды и коррупции. Но это угрозы, с которыми мы боремся всей страной.

Однако в целом мы ожидаем более решительных шагов по созданию системы оперативного реагирования на нарушения и коррупцию в зонах деятельности таможен. К примеру, считаем необходимым привлечение других правоохранительных органов к борьбе с коррупцией в таможенных органах.

Больших успехов удалось добиться в части пересмотра и упрощения процедур. Так, Миндоходов проанализировало жалобы на решения о корректировке таможенной стоимости и судебную практику по данной категории дел (сейчас более 60% решений таможен о корректировке стоимости отменяются судами). По результатам анализа Министерство разработало и направило таможням разъяснения, которые должны предотвратить незаконное завышение стоимости таможнями. Как результат, количество случаев корректировки стоимости в 2014 г. уже сократилось более чем в два раза.

Совместно с бизнес-сообществом были разработаны Основные направления модернизации таможенной службы.

Бизнес ждет реального упрощения таможенных процедур, что пока продвигается с трудом. В частности, снова тормозится внедрение института уполномоченных экономических операторов. То же относится к предварительному декларированию (декларации типа ЕА). Мы бы ожидали больше практических шагов государственных органов в этих вопросах, прежде всего, для честного и прозрачного бизнеса. Вместе с тем практический опыт показывает, что реальные упрощения на местах предоставляются в основном ограниченному кругу компаний. Что чаще всего расценивается как новый формат коррупции.

Итог изложенного выше следующий: пока результаты реформирования в сфере таможни скромные. Тем не менее очень важно, что эти результаты позитивны, достигнуты в сотрудничестве с бизнесом и закладывают основу для дальнейших позитивных реформ.

Можно ли было достичь большего? В теории, безусловно, да. Но в нынешних условиях вряд ли мы ожидали лицезреть современную европейскую таможню уже через несколько недель работы нового руководства, хотя все мы об этом мечтаем.

Более важный вопрос — это вопрос доверия. Нынешнему руководству удалось выстроить нормальные отношения с бизнес-сообществом, и, наверное, уже этого факта должно быть достаточно, чтобы согласиться, что ему следует продолжить двигаться в этом направлении. А поддержку в ежедневной работе бизнес обеспечит. Поэтому мы искренне надеемся через несколько недель сообщить о дальнейших успехах в реформировании таможни.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
  • swindler swindler 31 травня, 22:02 Статья ни о чем, авторы абсолютно не имеют никакого представления о реальном положении вещей, а весь этот набор букв переписанные заявления Науменка. На таможне абсолютно ничего не поменялось, эти 400 кадровых решений, это просто поменяли местами тех же людей. Подход к роботе не поменялся, и процедуры и люди и схемы остались те же, поменялась верхушка. Как вообще издание которое считает себя серьезным может публиковать такое. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно