Недавно парламент, приняв законопроект №3663 в целом, вопреки евроинтеграционным обязательствам Украины ликвидировал Фонд социального страхования, передав его функции Пенсионному фонду. Объясняем, почему это решение ставит под угрозу социальное страхование в государстве как такое.
Во-первых, законом существенно сужаются права работников на получение пособия в случае временной потери трудоспособности.
В частности:
- отменяется право работника на лечение и реабилитацию за счет средств Фонда в санаторно-курортных заведениях после перенесенных заболеваний и травм;
- отменяется пособие, которое работники получают во время пребывания в реабилитационных отделениях санаторно-курортного заведения после перенесенных заболеваний и травм;
- отменяется пособие, которое выплачивается Фондом лицам с инвалидностью, работающим на предприятиях и в организациях УТОГ и УТОС (обществ глухих и слепых);
- предполагается вместо действующей сегодня полной компенсации потери заработной платы за период декретного отпуска возможность предоставления частичной компенсации (часть 1 статьи 18 законопроекта).
Во-вторых, значительно сужаются права работников на получение пособия в случае несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавшего потерю трудоспособности.
Например:
- отменяется обязанность Фонда оплачивать стоимость приобретенных инструментов, протезов, других приспособлений и возмещать пострадавшему другие необходимые расходы, связанные с его профессиональной подготовкой (финансирование таких мер переводится на государственный бюджет);
- отменяется обязанность Фонда финансировать расходы на медицинскую и социальную помощь, в том числе на дополнительное питание, приобретение лекарства, специальный уход, бытовое обслуживание, протезирование, реабилитацию в сфере здравоохранения, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных средств передвижения и т.п.;
- отменяется обязанность Фонда предоставлять застрахованным лицам и членам их семей бесплатную помощь по восстановлению здоровья и трудоспособности после перенесенных заболеваний и травм.
В-третьих, работников, получивших инвалидность вследствие несчастного случая на производстве, лишают:
- права на получение пенсии по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (на сегодняшний день работник, получивший травму и ставший инвалидом, получает ежемесячную страховую выплату и пенсию по инвалидности. Проектом в новой редакции норма, предусматривающая выплату такой пенсии за счет средств Пенсионного фонда Украины, изымается!);
- возможности получить бесплатно путевку на санаторно-курортное лечение или самостоятельно приобрести ее с дальнейшей компенсацией ее стоимости. Вместо этого остается только компенсация расходов на проезд к/от места лечения (часть 4 статьи 36 законопроекта);
- права на дополнительный оплачиваемый отпуск на период санаторно-курортного лечения;
- права на бесплатное или льготное получение автомобиля или компенсацию его стоимости в случае самостоятельного приобретения.
Да, чаще всего перечисленные льготы и пособия в последние годы выплачивались со скрипом и непрозрачно. Но лечится ли головная боль гильотиной? Тем более что конституционные предписания прямо говорят, что при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод граждан.
Отдельно следует обратить внимание на то, что в новой редакции закона предполагается норма, согласно которой работникам (потерпевшим), имеющим право на одновременное получение одноразовой страховой выплаты по этому закону и другим законам, выплачивается только одна страховая выплата по их выбору. Например, на дополнительную страховую выплату имеют право медицинские работники, ставшие инвалидами или умершие вследствие коронавирусной болезни, исполняя свои профессиональные обязанности в условиях повышенного риска заражения.
Также стоит обратить внимание, что принятым законом предлагается рассчитывать размер страховых выплат по такому показателю, как минимальная заработная плата. При этом согласно действующему законодательству такой показатель не может применяться, а вместо него применяется прожиточный минимум. Следовательно, работник в случае устойчивой потери трудоспособности получит намного меньшую страховую выплату.
Разберем на примере.
На сегодняшний день в случае устойчивой потери трудоспособности пострадавший получает одноразовую страховую выплату, исходя из 17 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (44 200 грн). Предлагается же отталкиваться от семи минимальных заработных плат (45 500 грн). Вроде бы даже больше. Но ЗУ №1774-VIII четко определено, что до внесения изменений в законы Украины о неприменении минимальной заработной платы как расчетной величины она применяется в размере прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Таким образом, можно предположить, что такая выплата все же будет проводиться из расчета семи прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, а это сейчас 18 200 грн.
Кроме того, следует отметить, что Фонд соцстраха никогда не был дефицитным. Хотя по нему нанесло сильный удар снижение вдвое ЕСВ во времена премьерства Арсения Яценюка. Затем — продолжительные локдауны во время эпидемии коронавируса, а сейчас — война. Все это вместе не способствовало наполнению целевых страховых фондов. Расходы на профилактику несчастных случаев на производстве пришлось уменьшить. А некоторые статьи, такие как санаторно-курортное оздоровление, ликвидировать вообще. Но Фонд держался.
Теперь, после его ликвидации, существует угроза, что черная дыра дефицитного Пенсионного фонда (половина бюджета которого — это деньги госбюджета) полностью поглотит Соцстрах. И, соответственно, все деньги могут пойти на выплату пенсий, чтобы разгрузить госбюджет. О декретных, больничных, отпускных, санаторно-курортной реабилитации можно будет забыть.
Следовательно, принятый в целом законопроект №3663 уничтожает систему социального страхования, грубо нарушает положения Конституции в части сужения прав граждан на социальную защиту и противоречит евроинтеграционному пути Украины.