Инициированная правительством отмена пошлины на импорт оборудования, которое не производится в Украине, не принесет в ближайшее время ощутимого позитива для экономики. Вместе с тем такой шаг сократит поступления в госбюджет, что очень нежелательно на фоне существующих рисков его выполнения из-за охлаждения мировой и, как следствие, украинской экономики. Эксперты призывают правительство не делать слишком резких движений ни по расширению налоговых льгот, ни по их сокращению, чтобы не испортить и так далеко не самый комфортный украинский инвестиционный климат.
Как спрогнозировал на днях вице-премьер С.Тигипко, уже в сентябре будет принят во втором чтении законопроект №11027 (в первом чтении проголосован в конце июля текущего года). Этот документ предусматривает до 1 января 2018 года освободить предприятия от уплаты ввозной таможенной пошлины при импорте оборудования для реализации инвестиционных проектов. Но это при условии, что такие товары не использовались, не производятся и не имеют аналогов в Украине.
«Законопроект разработан с целью создания благоприятных экономических условий для привлечения инвестиций в приоритетные отрасли экономики Украины, для обеспечения создания новых рабочих мест, внедрения новейших технологий, развития инфраструктуры депрессивных территорий, увеличения производства высококачественных отечественных товаров, создания современной инфраструктуры», - традиционно настойчиво мотивировал в объяснительной записке к законопроекту необходимость его принятия Кабмин.
«Там дело не в пошлине», - так коротко прокомментировал этот документ экс-министр финансов Виктор Пинзеник. Уточнять, о чем именно идет речь, бывший правительственный чиновник не стал.
«Это чистой воды лоббизм, - добавляет на условиях анонимности член парламентского комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики. - О каком стимулировании реализации инвестиционных проектов может сейчас идти речь? Не смешите. В эту минуту бизнес думает совершенно не об этом. В условиях экономической стабильности это, вероятно, могло бы дать какой-то результат, но не сейчас. Не своевременно. Тем более, зачем это делать, учитывая риски сокращения доходов госбюджета? Вместо того, чтобы думать над тем, как, по крайней мере, удержать поступления на текущем уровне, подкладывается такая вот свинья государству и гражданам».
В своем заключении к законопроекту №11027 в Главном научно-экспертном управлении Верховной Рады обращали внимание на то, что в документе отсутствует классификация товаров согласно перечню кодов УКТВЭД, которые предлагается ввозить на таможенную территорию Украины и предоставлять льготы по уплате ввозной пошлины. «В случае принятия проекта в таком виде субъекты хозяйствования будут ввозить без уплаты ввозной пошлины любое оснащение (оборудование) или комплектующие изделия, которые не производятся и не имеют аналогов в Украине и не были в употреблении. Кроме этого, введение режима беспошлинного ввоза оснащения, оборудования и комплектующих изделий объективно устраняет стимулы для производства такой продукции в Украине», - отмечается в выводах.
«К законопроекту не поданы обоснованные предложения и соответствующие расчеты об объемах возможных потерь бюджета по результатам реализации внесенного законодательного предложения», - добавляли в своих уже официальных выводах и в профильном, налогово-таможенном, комитете ВР.
Как ранее сообщало ZN.UA, Гостаможслужба направила в Минэкономразвития письмо, в котором обращала внимание на то, что за первое полугодие сумма освобождений по таможенным платежам согласно льготам, предоставленным законодательством, составила 19,7 млрд. грн., или 25% от общей суммы начисленных платежей. Поэтому для стабилизации бюджетного баланса таможенники предложили пересмотреть льготы по налогообложению «с целью их оптимизации и сокращения, а в дальнейшем замены их целевым субсидированием».
По мнению ГТСУ, пересмотра требуют, в частности, льготы при ввозе украинскими авиакомпаниями воздушных судов по договорам оперативного лизинга (что, очевидно, опосредованно создаст конкурентные преимущества и для отечественных самолетостроителей), энергосберегающих товаров, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, пр.
Напомним также, что в Верховную Раду внесен, в частности, законопроект №10134, которым предлагается отменить льготные условия ввоза иностранных самолетов по договорам операционного лизинга пассажироемкостью от 50 до 100 кресел «с целью достижения одинаковых условий эксплуатации с самолетами отечественного производства и предотвращения вывода лизинговых платежей за границу». Как известно, в этом классе Украина выпускает самолеты Ан-148 и Ан-158.
В Минэкономразвития на наш запрос об обоснованности предложений ГТСУ ответили частично. Так, о лизинге иностранных самолетов вообще ничего не сказали. Относительно же энергосберегающих товаров заверили, что «непоступления в госбюджет (из-за освобождения от ввозной пошлины, обложения НДС и т.п. - В.П.) могут быть компенсированы за счет уплаты обязательных платежей в государственный бюджет и внебюджетные фонды за период использования товаров для собственного производства». Относительно медицинских изделий констатировано, что льготы вводились с целью «создания оптимальной стоимости таких товаров, благоприятных условий для эффективного увеличения экономической доступности к ним, избежания роста социального напряжения в обществе».
Как замечает экс-заместитель министра финансов, президент Академии финансового управления при Минфине Татьяна Ефименко, сегодня и в Евросоюзе ведется много дискуссий по поводу того, каким образом поддержать своих товаропроизводителей (а такая необходимость существует, если учесть кризисные явления в экономике), но не нарушить бюджетный баланс и взятые международные обязательства (путем создания преимуществ «родному» бизнесу по сравнению с его иностранными конкурентами). Такие меры вводятся многими странами, как правило, временно. «Что же касается Украины, то, по моему мнению, мы должны принять политическое решение и поддерживать собственного товаропроизводителя, потому что это беспроигрышная позиция для экономики», - резюмирует эксперт.
Напомним также, что Верховная Рада уже приняла в первом чтении законопроект №9241-д о росте пошлин по почти 500 товарным позициям. Это должно обеспечить дополнительные ежегодные поступления в бюджет на уровне 2 млрд. грн. Как сообщал в комментариях ZN.UA нардеп Василий Горбаль (один из авторов документа), ко второму чтению в документ после консультаций с отраслевыми объединениями могут быть внесены некоторые изменения, причем уже в сентябре.
С учетом этого уже в ближайшее время будет интересно понаблюдать, как нардепы предоставят налоговые льготы одному бизнесу (законопроект №11027), а расплачиваться за это придется другому (законопроект №9241-д).
Но не вылезет ли это боком и для госбюджета? На текущей неделе в СМИ появилась информация о росте дефицита госбюджета по результатам семи месяцев с начала года до 16,94 млрд. грн. (за июль дефицит увеличился на 10,23 млрд. грн.). При общем предусмотренном бюджетным законом лимите в 25,13 млрд. запас прочности до конца года остался не таким уж и значительным.
Превышение этого дефицита вряд ли понравится кредиторам из МВФ, на возобновление финансирования которого все же надеется официальный Киев (хотя бы для улучшения имиджа в глазах иностранных инвесторов и частных кредиторов).
Что же касается международного сообщества в целом, то (если «забыть» о политических факторах) в торговых и бизнес-отношениях действующих и потенциальных партнеров Украины больше всего интересует предсказуемость. И вряд ли они будут в восторге, если, например, таможенники в погоне за выполнением бюджетных планов снова начнут пренебрегать лишь недавно введенными либеральными нормами Таможенного кодекса и злоупотреблять субъективным завышением таможенной стоимости, о котором так много говорилось весной.
Одновременно следует отметить существование ряда причин для того, чтобы иностранный бизнес интереса к Украине в ближайшее время не терял, несмотря на все таможенно-ставочные шатания и другие проблемы. Едва ли не главным из них выступает, как это ни удивительно, кризис в мировой экономике. Из-за общего снижения потребления на традиционных рынках сбыта продукции он стимулирует иностранных производителей более активно искать альтернативные и заходить в том числе на те из них, где до недавнего времени не особенно и хотелось работать, учитывая местную «специфику» (к таким рынкам сбыта традиционно относят, очевидно, и Украину).
С другой стороны, показательно изменение тональности оценок авторитетных комментаторов относительно работы отечественной таможенной системы. Так, еще в апреле в комментариях для ZN.UA, в частности, посол США в Украине Д.Теффт отмечал, что «даже когда процесс растаможивания «успешный», он далек от идеального». Тогда же дипломат указывал и на сложности с определением таможенной стоимости, «произвольную переоценку товаров (со стороны украинских таможенников. - В.П.) для увеличения сумм задолженности по таможенным сборам» и т.п.
Теперь же в ответ на запрос ZN.UA в американском посольстве отметили, что хотя еще слишком рано оценивать реальное влияние нового Таможенного кодекса (начал действовать с 1 июня с.г.), «но мы все же можем отметить, что от предпринимателей слышим в целом одобрительную реакцию на изменения в Таможенном кодексе при условии, что они надлежащим образом будут внедряться на уровне конкретных служащих таможенной службы». «Например, новый Таможенный кодекс предусматривает определение таможенной стоимости товаров на основе наилучшей международной практики и рекомендаций Всемирной таможенной организации, Всемирной торговой организации и других международных структур, - отмечается в ответе посольства США. - Если это надлежащим образом будет исполняться, то возможно настоящее развитие».
Относительно оценок работы самой таможенной службы американцы отмечают «настоящую открытость к диалогу» и «доступность для содержательного общения с деловыми кругами», а также «значительное улучшение за последние 12 месяцев в деле решения старых спорных вопросов и недопущения новых».
В посольстве Великобритании в комментариях ZN.UA отметили, что после вступления в действие обновленной редакции Таможенного кодекса не получали жалоб от предпринимателей по самому проблемному вопросу в таможенном деле - определению таможенной стоимости товаров. «У посольства хорошие рабочие отношения с таможенной службой Украины», - уточнили в дипмиссии.
«Прогрессивным документом, отвечающим современным реалиям», назвали новую украинскую таможенную «конституцию» и в украинском представительстве таможенной службы Российской Федерации. «Новации кодекса должны способствовать как либерализации бизнеса, так и налаживанию положительного инвестиционного климата в Украине», - считают россияне.
Чего больше в таких оценках - ситуативной конъюнктуры или стратегической веры в «счастливое будущее», покажет время. Хочется только надеяться, что конъюнктурные попытки предоставить преференции избранным бизнесам или бизнесменам не перечеркнут все пока такие немногочисленные примеры успешных системных преобразований.