Кабмин копает для госбюджета импортную яму?

Поделиться
Инициированная правительством отмена пошлины на импорт оборудования, которое не производится в Украине, не принесет в ближайшее время ощутимого позитива для экономики. Такой шаг сократит поступления в госбюджет

Инициированная правительством отмена пошлины на импорт оборудования, которое не производится в Украине, не принесет в ближайшее время ощутимого позитива для экономики. Вместе с тем такой шаг сократит поступления в госбюджет, что очень нежелательно на фоне существующих рисков его выполнения из-за охлаждения мировой и, как следствие, украинской экономики. Эксперты призывают правительство не делать слишком резких движений ни по расширению налоговых льгот, ни по их сокращению, чтобы не испортить и так далеко не самый комфортный украинский инвестиционный климат.

Как спрогнозировал на днях вице-премьер С.Тигипко, уже в сентябре будет принят во втором чтении законопроект №11027 (в первом чтении проголосован в конце июля текущего года). Этот документ предусматривает до 1 января 2018 года освободить предприятия от уплаты ввозной таможенной пошлины при импорте оборудования для реализации инвестиционных проектов. Но это при условии, что такие товары не использовались, не производятся и не имеют аналогов в Украине.

«Законопроект разработан с целью создания благоприятных экономических условий для привлечения инвестиций в приоритетные отрасли экономики Украины, для обеспечения создания новых рабочих мест, внедрения новейших технологий, развития инфраструктуры депрессивных территорий, увеличения производства высококачественных отечественных товаров, создания современной инфраструктуры», - традиционно настойчиво мотивировал в объяснительной записке к законопроекту необходимость его принятия Кабмин.

«Там дело не в пошлине», - так коротко прокомментировал этот документ экс-министр финансов Виктор Пинзеник. Уточнять, о чем именно идет речь, бывший правительственный чиновник не стал.

«Это чистой воды лоббизм, - добавляет на условиях анонимности член парламентского комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики. - О каком стимулировании реализации инвестиционных проектов может сейчас идти речь? Не смешите. В эту минуту бизнес думает совершенно не об этом. В условиях экономической стабильности это, вероятно, могло бы дать какой-то результат, но не сейчас. Не своевременно. Тем более, зачем это делать, учитывая риски сокращения доходов госбюджета? Вместо того, чтобы думать над тем, как, по крайней мере, удержать поступления на текущем уровне, подкладывается такая вот свинья государству и гражданам».

В своем заключении к законопроекту №11027 в Главном научно-экспертном управлении Верховной Рады обращали внимание на то, что в документе отсутствует классификация товаров согласно перечню кодов УКТВЭД, которые предлагается ввозить на таможенную территорию Украины и предоставлять льготы по уплате ввозной пошлины. «В случае принятия проекта в таком виде субъекты хозяйствования будут ввозить без уплаты ввозной пошлины любое оснащение (оборудование) или комплектующие изделия, которые не производятся и не имеют аналогов в Украине и не были в употреблении. Кроме этого, введение режима беспошлинного ввоза оснащения, оборудования и комплектующих изделий объективно устраняет стимулы для производства такой продукции в Украине», - отмечается в выводах.

«К законопроекту не поданы обоснованные предложения и соответствующие расчеты об объемах возможных потерь бюджета по результатам реализации внесенного законодательного предложения», - добавляли в своих уже официальных выводах и в профильном, налогово-таможенном, комитете ВР.

Как ранее сообщало ZN.UA, Гостаможслужба направила в Минэкономразвития письмо, в котором обращала внимание на то, что за первое полугодие сумма освобождений по таможенным платежам согласно льготам, предоставленным законодательством, составила 19,7 млрд. грн., или 25% от общей суммы начисленных платежей. Поэтому для стабилизации бюджетного баланса таможенники предложили пересмотреть льготы по налогообложению «с целью их оптимизации и сокращения, а в дальнейшем замены их целевым субсидированием».

По мнению ГТСУ, пересмотра требуют, в частности, льготы при ввозе украинскими авиакомпаниями воздушных судов по договорам оперативного лизинга (что, очевидно, опосредованно создаст конкурентные преимущества и для отечественных самолетостроителей), энергосберегающих товаров, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, пр.

Напомним также, что в Верховную Раду внесен, в частности, законопроект №10134, которым предлагается отменить льготные условия ввоза иностранных самолетов по договорам операционного лизинга пассажироемкостью от 50 до 100 кресел «с целью достижения одинаковых условий эксплуатации с самолетами отечественного производства и предотвращения вывода лизинговых платежей за границу». Как известно, в этом классе Украина выпускает самолеты Ан-148 и Ан-158.

В Минэкономразвития на наш запрос об обоснованности предложений ГТСУ ответили частично. Так, о лизинге иностранных самолетов вообще ничего не сказали. Относительно же энергосберегающих товаров заверили, что «непоступления в госбюджет (из-за освобождения от ввозной пошлины, обложения НДС и т.п. - В.П.) могут быть компенсированы за счет уплаты обязательных платежей в государственный бюджет и внебюджетные фонды за период использования товаров для собственного производства». Относительно медицинских изделий констатировано, что льготы вводились с целью «создания оптимальной стоимости таких товаров, благоприятных условий для эффективного увеличения экономической доступности к ним, избежания роста социального напряжения в обществе».

Как замечает экс-заместитель министра финансов, президент Академии финансового управления при Минфине Татьяна Ефименко, сегодня и в Евросоюзе ведется много дискуссий по поводу того, каким образом поддержать своих товаропроизводителей (а такая необходимость существует, если учесть кризисные явления в экономике), но не нарушить бюджетный баланс и взятые международные обязательства (путем создания преимуществ «родному» бизнесу по сравнению с его иностранными конкурентами). Такие меры вводятся многими странами, как правило, временно. «Что же касается Украины, то, по моему мнению, мы должны принять политическое решение и поддерживать собственного товаропроизводителя, потому что это беспроигрышная позиция для экономики», - резюмирует эксперт.

Напомним также, что Верховная Рада уже приняла в первом чтении законопроект №9241-д о росте пошлин по почти 500 товарным позициям. Это должно обеспечить дополнительные ежегодные поступления в бюджет на уровне 2 млрд. грн. Как сообщал в комментариях ZN.UA нардеп Василий Горбаль (один из авторов документа), ко второму чтению в документ после консультаций с отраслевыми объединениями могут быть внесены некоторые изменения, причем уже в сентябре.

С учетом этого уже в ближайшее время будет интересно понаблюдать, как нардепы предоставят налоговые льготы одному бизнесу (законопроект №11027), а расплачиваться за это придется другому (законопроект №9241-д).

Но не вылезет ли это боком и для госбюджета? На текущей неделе в СМИ появилась информация о росте дефицита госбюджета по результатам семи месяцев с начала года до 16,94 млрд. грн. (за июль дефицит увеличился на 10,23 млрд. грн.). При общем предусмотренном бюджетным законом лимите в 25,13 млрд. запас прочности до конца года остался не таким уж и значительным.

Превышение этого дефицита вряд ли понравится кредиторам из МВФ, на возобновление финансирования которого все же надеется официальный Киев (хотя бы для улучшения имиджа в глазах иностранных инвесторов и частных кредиторов).

Что же касается международного сообщества в целом, то (если «забыть» о политических факторах) в торговых и бизнес-отношениях действующих и потенциальных партнеров Украины больше всего интересует предсказуемость. И вряд ли они будут в восторге, если, например, таможенники в погоне за выполнением бюджетных планов снова начнут пренебрегать лишь недавно введенными либеральными нормами Таможенного кодекса и злоупотреблять субъективным завышением таможенной стоимости, о котором так много говорилось весной.

Одновременно следует отметить существование ряда причин для того, чтобы иностранный бизнес интереса к Украине в ближайшее время не терял, несмотря на все таможенно-ставочные шатания и другие проблемы. Едва ли не главным из них выступает, как это ни удивительно, кризис в мировой экономике. Из-за общего снижения потребления на традиционных рынках сбыта продукции он стимулирует иностранных производителей более активно искать альтернативные и заходить в том числе на те из них, где до недавнего времени не особенно и хотелось работать, учитывая местную «специфику» (к таким рынкам сбыта традиционно относят, очевидно, и Украину).

С другой стороны, показательно изменение тональности оценок авторитетных комментаторов относительно работы отечественной таможенной системы. Так, еще в апреле в комментариях для ZN.UA, в частности, посол США в Украине Д.Теффт отмечал, что «даже когда процесс растаможивания «успешный», он далек от идеального». Тогда же дипломат указывал и на сложности с определением таможенной стоимости, «произвольную переоценку товаров (со стороны украинских таможенников. - В.П.) для увеличения сумм задолженности по таможенным сборам» и т.п.

Теперь же в ответ на запрос ZN.UA в американском посольстве отметили, что хотя еще слишком рано оценивать реальное влияние нового Таможенного кодекса (начал действовать с 1 июня с.г.), «но мы все же можем отметить, что от предпринимателей слышим в целом одобрительную реакцию на изменения в Таможенном кодексе при условии, что они надлежащим образом будут внедряться на уровне конкретных служащих таможенной службы». «Например, новый Таможенный кодекс предусматривает определение таможенной стоимости товаров на основе наилучшей международной практики и рекомендаций Всемирной таможенной организации, Всемирной торговой организации и других международных структур, - отмечается в ответе посольства США. - Если это надлежащим образом будет исполняться, то возможно настоящее развитие».

Относительно оценок работы самой таможенной службы американцы отмечают «настоящую открытость к диалогу» и «доступность для содержательного общения с деловыми кругами», а также «значительное улучшение за последние 12 месяцев в деле решения старых спорных вопросов и недопущения новых».

В посольстве Великобритании в комментариях ZN.UA отметили, что после вступления в действие обновленной редакции Таможенного кодекса не получали жалоб от предпринимателей по самому проблемному вопросу в таможенном деле - определению таможенной стоимости товаров. «У посольства хорошие рабочие отношения с таможенной службой Украины», - уточнили в дипмиссии.

«Прогрессивным документом, отвечающим современным реалиям», назвали новую украинскую таможенную «конституцию» и в украинском представительстве таможенной службы Российской Федерации. «Новации кодекса должны способствовать как либерализации бизнеса, так и налаживанию положительного инвестиционного климата в Украине», - считают россияне.

Чего больше в таких оценках - ситуативной конъюнктуры или стратегической веры в «счастливое будущее», покажет время. Хочется только надеяться, что конъюнктурные попытки предоставить преференции избранным бизнесам или бизнесменам не перечеркнут все пока такие немногочисленные примеры успешных системных преобразований.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме