Глава комитета Верховной Рады по вопросам транспорта и инфраструктуры Юрий Кисель, по всей видимости, обнаружил для себя новое прибыльное направление работы. Участники рынка заявляют, что с недавних пор доступ к продукции карьеров «Укрзалізниці», которая традиционно была одним из ключевых поставщиков щебня, песка и гравия для государственных и частных строительных компаний, осуществляется исключительно через компании-посредники, тесно связанные с нардепом от «Слуги народа». Это может быть следствием неудавшейся «теневой приватизации» карьеров, которую планировал предыдущий министр инфраструктуры Владислав Криклий.
Карьерная карта
В структуре «Укрзалізниці» (УЗ) есть филиал «Центр управления промышленностью» (ЦУП). Среди прочего, он также управляет несколькими десятками карьеров по добыче полезных ископаемых и строительных материалов. Формально щебень, песок и гравий нужны УЗ для собственных нужд — подсыпки путей, строительных и ремонтных работ на колеях. Предприятия Центра, используя добытые в карьерах ресурсы, занимаются производством большой номенклатуры железобетонных изделий, брусьев, опор. То есть наличие таких производств — жизненная необходимость государственной железной дороги, позволяющая, к тому же, существенно снижать накладные расходы. Например, имея карьеры в разных регионах, можно существенно экономить на перевозке щебня между областями. Около 40–50% всего сырья идет на потребности УЗ, еще часть поступает в рынок без коммерческих наценок, например, для нужд строительства дорог «Укравтодором».
Однако по факту карьеры компании являются одним из крупных игроков на рынке строительных материалов, поставляя их частному бизнесу. Например, по данным профильных СМИ, по объемам выработки щебеночной продукции производственные подразделения филиала ЦУП стоят рядом с такими известными производителями строительных материалов, как «Юнигран», «Технобуд», ПСГ «Ковальская», Коростенский щебзавод и «Еврощебень». Кроме того, карьеры являются также «резервом» государства на случай чрезвычайных ситуаций. Например, сырье из этих карьеров можно оперативно направить на ликвидацию последствий паводков, как это было в Западной Украине в 2008-м и в последующие годы.
На сегодняшний день УЗ располагает спецразрешениями на разработку 16 месторождений гранита, монцонита, андезита, диорита в Полтавской, Житомирской, Винницкой, Кировоградской, Черкасской, Закарпатской, Донецкой, Ривненской, Запорожской, Львовской и Днепропетровской областях. Также у компании есть еще шесть карьеров, действие спецразрешений на которые либо закончилось, либо не продлевалось.
Монопольный доступ к карьерам УЗ или к их приватизации обеспечивает не только гарантированный сбыт продукции железнодорожникам, которым постоянно требуются стройматериалы, но и перспективы неплохого заработка на «Большом строительстве», также ставшем крупным потребителем щебня, гравия и песка. Именно поэтому теневая борьба за влияние на ЦУП более чем ожесточенная.
Тем не менее, несмотря на формальную перспективность бизнеса, большинство карьеров стабильно показывают убытки. Так, по последним доступным в СМИ данным, за 2020 год карьеры УЗ показали убыток в 255 млн грн и еще 50 млн — за первое полугодие 2021-го. Среди причин убыточности называют списание разницы между фактической себестоимостью и фиксированной ценой продукции, списание стоимости незавершенного производства, а также списание непригодной продукции, недогрузку производственных мощностей. Одни только расходы по приостановке производства, вызванной отсутствием специальных разрешений, отсутствием горной массы, ремонтами оборудования и прочим, составили 64 млн грн за семь месяцев 2020 года.
Щебеночной продукции карьерами «Укрзалізниці» в январе—июле 2020 года предварительно было произведено более 2 млн тонн (при плане почти 4 млн тонн), при этом для предприятий «Укрзалізниці» было отгружено этой продукции чуть больше 1 млн тонн, а для сторонних предприятий — не более 0,6 млн. Раньше, по словам экс-главы ЦУП Валентины Романченко, годовые объемы добычи могли достигать 7 млн тонн щебня в год при потребности УЗ на уровне 3–4 млн.
Именно из-за хронической убыточности примерно с 2016–2017 годов министры инфраструктуры и руководители УЗ регулярно говорили о необходимости «избавиться от непрофильных активов», среди которых называли и карьеры. При этом на самом деле речь шла, конечно же, о теневой приватизации в пользу «правильных» участников процесса. От такой распродажи рассчитывали получить в бюджет не менее 5–7 млрд грн, которые планировалось реинвестировать в развитие УЗ.
Перспективы распродажи
Когда главой компании был Владимир Жмак, на продажу собирались выставить только реально убыточные карьеры. Продавать карьеры как «непрофильные активы» собирался и министр инфраструктуры Владислав Криклий. «Если нужно, то «Укрзалізниця» может заказывать услугу, а не содержать свои карьеры, на которых тоже кто-то может воровать. Лучше все такие объекты продавать или работать по модели государственно-частного партнерства», — заявлял он в одном из интервью.
Карьеры действительно регулярно становятся объектом внимания правоохранительных органов. Например, в августе 2019 года Национальное антикоррупционное бюро сообщило о подозрении бывшему директору Трудовского карьера в растрате 1,2 млн грн при экспорте щебня в Россию. В феврале 2020-го СБУ выявила незаконный частный карьер, организованный чиновниками УЗ на 60 га земли на Житомирщине на территории государственного карьера, принадлежащего предприятию. Убытки от ущерба окружающей среде в СБУ оценили в 1,3 млрд грн. В апреле 2021 года Офис генпрокурора предъявил подозрение экс-главе «Центра управления промышленностью» в халатности: она «не уследила» за незаконными взрывами на одном из карьеров, что позволило злоумышленникам добыть на объекте сырья на полмиллиарда гривен. Но являются ли отдельные правонарушения поводом для распродажи целой отрасли?
По состоянию на сегодняшний день дальше разговоров об «инвентаризации» и «анализе ситуации» дело не продвинулось. Последние новости на эту тему датированы мартом 2021 года, когда было решено, что судьбой карьеров займется наблюдательный совет «Укрзалізниці».
Тем не менее в теневом секторе перераспределения сфер влияния на щебневой рынок бурлит активная жизнь. В 2019 году СМИ сообщали, что доступ к карьерам УЗ через приближенные компании монополизировало окружение народного депутата Юрия Корявченкова (Юзика). Но как минимум с середины 2020 года это уже неактуальная информация. По данным источников, во времена министра инфраструктуры Владислава Криклия вопросы щебневых карьеров УЗ курировал его советник и сын бизнес-партнера Юрия Киселя по Кривому Рогу Гиоргия Данелия — Онисе Данелия (баллотировался от партии Саакашвили «Рух нових сил» в парламент в 2019-м).
Несмотря на то, что семья Данелия занимается торговлей и ресторанным бизнесом, по факту они помогают Киселю контролировать рынок «излишков» стройматериалов, которые УЗ продает по вполне рыночным ценам. Таким образом, кроме схемы заработка на аттестации моряков, схем с дорожно-строительными подрядами, участия в скандалах по типу «Криворожгейта», Кисель решил, по всей видимости, подмять под себя еще и промышленное направление железной дороги. Участники рынка утверждают, что это стало следствием неудавшейся попытки провести теневую приватизацию карьеров со стороны Криклия: как только стало понятно, что распродажи в ближайшее время ждать не стоит, Кисель тут же решил застолбить за собой место монопольного «смотрящего» над отраслью.
На сегодняшний день появление «эксклюзивных» посредников на щебневых и гранитных карьерах УЗ приводит к существенному повышению цен на продукцию, а значит, к подорожанию возведения объектов в рамках «Большого строительства». А это, в свою очередь, будет только увеличивать стоимость его объектов для налогоплательщиков.