Все больше не делом, а словом пытаясь создать позитивный международный имидж, официальный Киев укрепляется в неблаговидной для страны "греческой" ипостаси
По вполне привычной для Украины "византийской традиции" (вот, видимо, что роднит нас с греками), пока представители одной ветви украинской власти на прошедшей неделе пытались в Вашингтоне привлечь в страну потенциальных инвесторов, в Киеве другая ветвь той же власти саботировала выполнение обязательств перед действующими кредиторами. Главный из которых - Международный валютный фонд - "высоко сидит и далеко глядит" в штаб-квартире во все той же американской столице. Обе особых результатов не добились, но дали несколько весьма однозначных сигналов международному бизнес-сообществу. И, конечно, нам с вами.
Белый дом: высокий оценюк
Впрочем, не обошлось и без сигналов украинских политиков друг другу при помощи американских знаков. На этот раз речь не о денежных знаках: на встрече премьер-министра Арсения Яценюка с вице-президентом США Джо Байденом экономические вопросы не были приоритетными. Как следует из информации, полученной ZN.UA от источников в американских дипломатических кругах и украинской высшей политической лиге, украинский премьер продолжает оставаться фаворитом Вашингтона. Да, низкий рейтинг, да, коррупция, но ведь "так много реформ еще никто не проводил"; а кроме того, Яценюк, как никто другой, умеет говорить американцам "да". Голоса яценюковской фракции "партии войны", отданные за проект Конституции, по сути, включающий механизм капитуляции на Востоке, - лишь одно из массы тому подтверждений.
Заход Обамы на встречу украинского премьера и американского вице-президента - скорее, не знак поддержки Яценюка, а сигнал для "внутреннего употребления": в предвыборной кампании противостояние с Россией - один из основных трендов, соответственно, внимание к Украине президента США - маленькое проявление верности этому тренду. Что касается позиции американских дипломатов, знающих не только географическое положение Украины, но и имена ее политической верхушки, то они встревожены возможностью концентрации и даже узурпации власти в стране президентом Украины. Замена председателя СБУ не прошла незамеченной. Не укрылись от американцев и маневры по подготовке смены главы МВД. Стремление Порошенко расставить везде "своих" силовиков да, к тому же, получить "своего" премьера, тревожит Вашингтон. И почему-то приводит к мысли, что сохранение именно Арсения Яценюка на посту главы правительства поможет удержать баланс. Поэтому, по информации ZN.UA, Арсению Яценюку пообещали твердую поддержку. А вот представителям его команды в правительстве индульгенцию не выдали.
Главный защитник и популяризатор украинского премьера - Виктория Нуланд - присутствовала и на вашингтонской встрече, куда "зашел Обама", а также провела закрытую встречу с украинским президентом в Киеве, на которой четко дала понять, что Вашингтон заинтересован в сохранении за Арсением Яценюком поста премьер-министра. С одной стороны, с 80-процентным антирейтингом Арсений Яценюк стал для Порошенко почти ручным. Его регулярные ночные визиты на Банковую, иногда даже в спортивном костюме, сопровождаются не только папиросками мира, но и стопочкой-другой за справедливое потокоразделение. С другой стороны, Яценюк и американцы понимают, что Порошенко слишком долго работал с Виктором Ющенко. А это означает, что его "да" не всегда "да", а лишь - "я вас почув". Основные политические баталии, компроматом и ресурсами для которых запасаются все стороны, отодвинуты на осень. А вот экономические так легко не отодвинешь.
Мы хотим вам предложить
Вашингтонская конференция, торжественно начавшая прошедшую неделю, была похожа на визит коммивояжера в офис корпорации. Арсений Яценюк нес фантастическую чушь про Intellectual, Independent и Internet-dependent, вечный обмен опытом и бесконечную борьбу с коррупцией. Особенно комичной выглядела презентация, рассказывающая о том, что Украина - это высокотехнологичный хаб. Конечно, большинство присутствовавших на встрече гостей в это все равно не поверили, так что вряд ли бросятся посетить Украину, чтобы воочию убедиться в обратном… Впрочем, преувеличения - это нормально, когда речь идет о продаже: было бы что преувеличивать, да и продавать.
Положа руку на сердце, поводов для хвастовства у нашей делегации было немного. От некоторых реплик премьера, которые слышны с первого дня его вступления в должность, уже мутит. А обещанное представление экономического будущего Украины так и не состоялось. Главный посыл витиеватого выступления Арсения Яценюка - принимайте участие в широкомасштабной приватизации, вкладывайте капиталы в сельское хозяйство, энергетику и инфраструктуру!
Причем сразу же нашлись те, кто на этот посыл откликнулся, - американский газовый трейдер Trail Stone прямо в ходе конференции заявил о желании выйти на украинский рынок уже осенью.
А американская нефтегазовая компания Frontera Resources подписала с НАК "Нафтогаз Украины" меморандум о сотрудничестве в сфере разведки и добычи нефти и газа в Украине. Благодаря, видимо, снижению ренты, которым после ее повышения теперь так гордится наше правительство. На этом, правда, наши достижения, по большому счету, закончились. Желание "родного" Наталии Яресько фонда Horizon Capital вложиться в портал электронной торговли rozetka.ua, конечно, похвально, но ехать за этим аж в Вашингтон - пожалуй, перебор. А далее были не более чем декларации со слов наших чиновников, но сами намерения приток инвестиций не гарантируют.
Министерство АПК зазывало в Украину экспортно-кредитные союзы, которые бы обеспечили дополнительным финансовым ресурсом и без того не обиженных украинских экспортеров агропродукции. Американский Эксимбанк даже пообещал нам 1 млрд долл., но окончательное решение еще не принял. Все на уровне намерений и обещаний. Конкретные компании, желающие инвестировать в украинское сельское хозяйство 1,5 млрд долл., министр Павленко так и не назвал. Как не назвал и конкретные проекты сотрудничества, лишь в общем - семенной бизнес, переработка, логистика.
Фискальная служба привезла на конференцию презентацию, состоящую из общих фраз, уверяющих, что в Украине уже все хорошо с системой налогообложения, а завтра будет еще лучше. Было бы неплохо показать потенциальным инвесторам больше конкретики и реальных дел, чтобы они понимали, на что им рассчитывать. Но похвастать, очевидно, нечем, так что ограничились банальным "face to fair business". А премьер продолжал вещать о приватизации, масштабной и наимасштабнейшей. Упор делал на энергетику и химические предприятия.
Участники конференции внимательно слушали выступления нашей делегации, хлопали, заверяли, что высоко ценят усилия украинского правительства… Однако надежды премьера на то, что инвестиции потекут рекой, таяли на глазах, и это было заметно. О каких экономических аспектах шла речь на встрече Арсения Яценюка с президентом США Бараком Обамой и вице-президентом США Джозефом Байденом, неизвестно. Но после нее уже наш премьер заговорил о том, что высоко ценит усилия американского правительства. Совпадение ли, что в четверг на заседании украинского парламента появилась помощник госсекретаря США Виктория Нуланд и в прямом смысле слова контролировала процесс внесения изменений в Конституцию нашего государства, в очередной раз напоминая НАМ о выполнении Минских соглашений? Говорит ли это о том, что наш премьер съездил в США удачно (ведь и курил он на парапете, возможно, не без причины)? Продажа, видимо, состоялась...
Маяк чуть не погас
В то время как правительство окучивало потенциальных инвесторов, в парламенте пытались закопать программу сотрудничества с МВФ. В первых числах июля Международный валютный фонд объявил о согласовании первого пересмотра программы и готовности принимать решение о выдаче второго транша в размере 1,7 млрд долл. От нас требовалось лишь принятие нескольких законопроектов, что сделать уже традиционно не успели. Причем законопроекты уже на тот момент были готовы и поданы в парламент. Тем не менее получение очередного транша было под вопросом до последнего, так как наш парламент ну никак не мог сподобиться выполнить свою часть обязательств перед Вашингтоном.
Все законопроекты, необходимые для получения второго транша, были зарегистрированы в Верховной Раде в первых числах июля, а приняты парламентом только в нынешний четверг в авральном режиме под занавес второй сессии. До этого министр финансов Наталия Яресько буквально в каждом своем публичном выступлении обращалась к парламенту с одной-единственной просьбой - рассмотреть законы, необходимые для продолжения сотрудничества с Международным валютным фондом.
Но последние недели своей работы перед каникулами украинский парламент посвятил чему угодно, но не выполнению условий программы МВФ. В итоге на получение следующего транша в размере 1,7 млрд Украина может рассчитывать, но уже вряд ли раньше осени и уж точно не в июле, как прогнозировала глава украинского Минфина.
"Второй транш МВФ до августа ожидать не стоит. Есть определенные формальные процедуры, которые должны состояться после принятия (подписание законов, заседание совета МВФ). Самое важное - не этот конкретный транш, а продолжение программы МВФ в целом. Сейчас эта программа - основной источник кредитных средств и основная стратегия развития Украины. Более того, программы большинства доноров привязаны к программе МВФ. Сейчас, когда доступ на частные рынки капитала закрыт, особенно учитывая переговоры о реструктуризации, разрушать отношения с МВФ никак нельзя", - рассказала ZN.UA Юлия Шибалкина, экономист Центра социально-экономических исследований "CASE Украина".
Впрочем, получение средств в августе - это очень оптимистичный прогноз. Как ни банально, но именно в этом месяце в МВФ начинается (как и у наших депутатов) сезон отпусков. И авральное принятие законов в последние дни работы Верховной Рады все равно не обеспечит нам выделение транша ранее сентября-октября. Министр финансов неоднократно говорила о том, что для Украины сейчас важен не столько транш, сколько выполнение условий программы сотрудничества. С прискорбием можно констатировать, что мы, так бодро начав сотрудничество с МВФ, теперь снова проваливаем и первое, и второе.
"Деньги есть деньги. Когда мы на ладан дышим, еще и войну ведем, они нужны нам, сомнений нет. Но кроме этого, все происходящее - это не очень хороший сигнал для рынка капитала, на который будут влиять связанные с этим паника и спекуляция. В итоге мы не получим приток валюты, но можем получить ее отток. Говоря откровенно, это пусть и небольшой, но срыв программы МВФ, что не сомневаясь отметили все стейк-холдеры, бизнес, как отечественный, так и иностранный, международные организации, правительства других стран, в том числе и нашего противника - России. А главное - это сигнал для нас о том, что наш парламент не в состоянии обеспечить своевременное принятие таких важных решений", - считает Павел Кухта, эксперт Реанимационного пакета реформ.
На 1 июня золотовалютные резервы Украины составляли 9,9 млрд долл. США, 5,7 млрд из которых - это ценные бумаги, о ликвидности которых существуют разные мнения, в том числе и скептические. Переговоры о реструктуризации наших долговых обязательств еще продолжаются. Несмотря на декларируемый сторонами успех, конца-края им пока не видно (по крайней мере, четкие сроки завершения никто и не рискует обозначить). При этом уже 24 июля Украина должна будет погасить купон в 120 млн долл., а вот в сентябре наступает срок погашения других евробондов на сумму в разы большую - 2,5 млрд долл.
"Несмотря на относительную стабильность, для нас важно получить следующий транш в 1,7 млрд. Более того, нам желательно было бы получить его именно в июле, а не в августе и уж тем более не в сентябре. Дело в том, что в сентябре нас ожидают значительные выплаты по внешнему долгу, естественно, вся нагрузка ляжет на золотовалютные резервы - они будут сокращаться. Соответственно, нам необходимо было бы получить кредит МВФ до сентября. Утверждать, что его получение для нас критично, нельзя. Многие удивятся, но те выплаты, которые приходятся на сентябрь, вполне можно будет осуществить за счет существующих резервов. Но потом их все равно необходимо пополнить, и другого ресурса, кроме средств МВФ, у нас нет", - уверен Александр Жолудь, экономист Международного центра перспективных исследований.
Но депутаты не вникают в такие тонкости, поэтому заняты были, получается, совсем другими, очевидно, куда более важными для них вопросами. Принимали "пивную реформу", а потом смягчали "пивную реформу"… Вменили банковской системе реструктуризацию валютных кредитов по 5 грн/доллар, а потом открещивались от этого решения… Пытались снять депутатскую и судейскую неприкосновенность, да так и не решились… А потом и вовсе переключились на вопросы празднования 140-летия основания Черновицкого Национального университета или проведения парламентских слушаний о развитии предпринимательства в Украине.
Эхо Рады в Вашингтоне
Помимо безалаберности парламентариев, свою роль в истории сыграло и желание премьера превратить рабочий вопрос в очередной этап личной пиар-кампании. Выполнение структурных маяков, раз уж такие обязательства были взяты украинской стороной, должно было стать приоритетным с момента подписания программы. Однако премьер, получается, всерьез заинтересовался судьбой этих законопроектов только перед своим визитом в Вашингтон. Действительно, сообщение Яценюка о том, что Украина неукоснительно и "в графике" выполняет все взятые на себя обязательства перед Международным валютным фондом, было бы мощным положительным сигналом для потенциальных инвесторов. Да только вспомнил премьер об этом "мощном сигнале" слишком поздно, так что он в итоге так и не прозвучал на мероприятии, специально организованном для того, чтобы привлечь капиталы в Украину.
Зато прозвучал другой сигнал. Глава украинского Минфина в одном из своих вашингтонских выступлений в очередной раз напомнила нашим парламентариям об их прямых обязанностях и возложила на них ответственность за то, что Украина все еще не получила второй транш фонда. Наверняка это выступление министра не осталось без внимания потенциальных инвесторов и кредиторов. А вот в Украине призыву Яресько не внимали, и так как для премьера пиар важнее денег, депутаты ждали его возвращения на Родину, чтобы он лично представлял в парламенте необходимые для получения второго транша законопроекты (№2045-а, 2873 и 2956).
В прошлом номере мы уже описывали эти законопроекты достаточно подробно, чтобы читатель понимал, что в них нет ничего, что требовало бы личного участия премьер-министра в заседании парламента. Кроме, конечно, возможности в очередной раз появиться в новостях, которую в итоге Арсений Яценюк так и не использовал, махнув на маяки рукой и не явившись на рассмотрение.
"Так как от успешного сотрудничества с МВФ зависит сотрудничество и со многими другими влиятельными международными организациями, такими, как Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития, а также с правительствами государств, готовых оказывать нам финансовую помощь, для нас в первую очередь важно продолжать это сотрудничество, не допуская проблем, на него влияющих", - убежден Александр Жолудь.
А еще неплохо бы, кроме выполнения взятых на себя обязательств, не принимать законопроекты, откровенно смущающие иностранных партнеров. После того как парламент проголосовал за закон о реструктуризации валютных кредитов, фонд однозначно выразил обеспокоенность ситуацией, складывающейся в обществе. В частности, директору европейского департамента МВФ Полу Томсену пришлось выступать с публичным заявлением о том, что Украина разворачивает структурные реформы в противоположную сторону и сознательно вредит экономике. Правда, представитель фонда так и не сказал, какие конкретно законопроекты настораживают его ведомство. Ясность внесла The Wall Street Journal, сообщив, что Томсен говорил о семи законопроектах, внесенных партией Юлии Тимошенко "Батьківщина".
Речь в них идет об индексации заработных плат, отмене налогообложения пенсий работающих пенсионеров, снижении роялти для энергогенерирующих компаний местного значения и прочих очень социальных, очень предвыборных, но идущих в разрез с программой МВФ и здравым смыслом решений. Их принятие, по оценкам фонда, обойдется Украине в 2% ВВП в этом году и в 3,5% ВВП - в 2016-м, а главное, сделает невозможной дальнейшую реализацию программы. Неудивительно, что обеспокоенные скоропостижным принятием закона о реструктуризации валютных займов функционеры МВФ попросили украинский парламент быть более рациональным и взвешенно подходить к принятию решений.
***
Наша главная беда, безусловно, не в том, что деньги поступят позже. И даже не в том, что экономическое будущее Украины и ее сотрудничество с МВФ зависят от людей, явно не осознающих ни степени ответственности, ни грядущих последствий своих действий. А в том, что и во власти, и в оппозиции опять обосновались наперсточники и популисты, забота которых - вовсе не формирование имиджа государства, выполняющего свои обязательства и перед иностранцами, и перед собственными гражданами. И даже в малейшей степени - не реальная забота о хоть каком-то улучшении уровня жизни последних. Традиционно, кроме денег, значимы лишь электоральные рейтинги и баллы, причем вышеназванные персонажи умудряются их зарабатывать, получая необходимую для причастности к власти общественную поддержку.
Тем временем даже удивительно, что кредит доверия нынешним обитателям "высокопечерских липок" до сих пор не исчерпан (что можно объяснить только наличием серьезнейших геополитических интересов). Ведь, допустив дефолт Греции, МВФ понес ощутимые репутационные потери. Фонд предложил стране программу, контролировал ее выполнение, но успеха не достиг. Наоборот, план МВФ провалился, и страна еврозоны в дефолте не в последнюю очередь потому, что тоже не спешила выполнять взятые на себя обязательства. Так сколько еще наученные этим горьким опытом чиновники фонда будут терпеть "капризы" еще одного своего "пациента"? Проявления заразы ведь все те же: патологическое обилие популизма, фобия непопулярных решений, нежелание "элит" отказываться от малейших привилегий, принятие решений либо с опозданием, либо в "последний-препоследний" момент, пафосное преподнесение даже тривиальных рабочих решений в новостях как едва ли не геройских подвигов чиновников.
Но если МВФ, подписав последнюю программу с Украиной, теперь вынужден тянуть эту "бренную ношу", то какая мотивация может быть у потенциальных инвесторов? Захотят ли они вкладывать капиталы в страну, власть которой, пребывая в полной финансовой зависимости от МВФ, умудряется не выполнять его требования? В страну, единственной стратегией экономического развития которой до сих пор является программа того же МВФ, которая по определению не может претендовать на большее, нежели макрофинансовая стабилизация. А развитие где? И если даже непринципиальные обязательства в Киеве выполняют с такой натугой, то что будет, когда дело дойдет, например, до налоговых льгот аграриев? И кто захочет вкладывать в экономику, НАСТОЛЬКО зависящую от популистских и не поддающихся логике решений участников действующей парламентской коалиции? Смогут ли обещания нашей делегации о мифической защите прав инвесторов убедить их в предсказуемости ведения бизнеса в Украине?
Понимает ли парламент, что благодаря ему Украина была в шаге от вылета из программы МВФ? Понимает ли власть, что наша экономика пока пролетает мимо инвестиций? Ведь приватизация - это инвестиции с большой натяжкой, а на большее мы не рассчитываем. Ведь инвесторы, по крайней мере, потенциальные, знают, что в Украине каждый год меняется налоговое законодательство. Что можно годами судиться и проиграть, будучи трижды правым. Что нет ничего более зыбкого у нас, чем право собственности. И что, приезжая сюда делать цивилизованный бизнес, нужно первым делом заводить "неформальные" знакомства в СБУ, ГПУ и налоговой. А наши функционеры упрямо продолжают показывать красивые презентации "ни о чем", не давая ответа на главный вопрос: как инвесторам работать в агрессивной и непредсказуемой коррупционной среде?