Поступающие от иностранных правительств и международных финансовых организаций обещания об их готовности поддержать Киев в борьбе с экономическим кризисом служат своеобразными успокоительными пилюлями на фоне новостей из Крыма и юго-восточных регионов Украины, а также московских заявлений. Пока эти обещания остаются только обещаниями, как и угрозы приструнить путинский режим серьезными санкциями.
Украинское правительство всячески демонстрирует готовность выполнять требования МВФ, а соответствующие планы сокращения госрасходов выдаются на гора в лучших стахановских традициях.
Однако будет ли это означать, что принципиально изменится и исповедуемая на Печерских холмах политика, а оздоровление системы государственных финансов окажется настолько серьезным, что от статуса "пациента МВФ" удастся в обозримом будущем избавиться? В этом приходится все больше сомневаться, так как все чаще действия (как и бездействие) новой-старой власти вызывают все более серьезные вопросы. Особенно это касается кадровой политики, недоумение в отношении которой по мере распределения "хлебных" должностей только растет.
На всех парах
Та очевидная благосклонность, с которой главу украинского правительства встречают в ходе его нынешних многочисленных визитов, внушает надежду, что Киеву на этот раз таки удастся договориться с МВФ о новом соглашении stand-by, являющемся условием выделения всех остальных пакетов и пакетиков внешнего финансирования. Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард по итогам встречи с премьер-министром Украины Арсением Яценюком в среду, 12 марта, подтвердила заинтересованность фонда в оказании помощи Украине. Миссия МВФ еще продолжает свою работу в Киеве (она была продлена еще на неделю, до 21 марта, с целью "проведения переговоров для разработки программы экономических реформ"), но уже прозвучала целая серия уверений (в основном с украинских трибун), что стороны "не будут затягивать переговоры о новой программе сотрудничества и завершат диалог как можно скорее". Объемы помощи пока не называются - они будут определены после завершения работы экспертов МВФ в Киеве.
Миссия Всемирного банка, который также анонсировал выделение Украине 3-миллиардного финансирования, по данным источников ZN.UA, собирается прибыть в Киев уже в понедельник, 17 марта. Похоже, что разговор с иностранными эмиссарами действительно идет сейчас на одном языке, "по той простой причине, что у нас нет другого выбора".
Пока об основных положениях готовящегося меморандума о сотрудничестве с МВФ информации поступает крайне мало. И это отчасти определено условиями кредиторов, не желающих раньше времени политизировать процесс обсуждения зачастую очень болезненных норм. Но, с другой стороны, если в этот раз Киев таки всерьез намерен выполнять принимаемые обязательства (фактически это программа макрофинансовой стабилизации экономики), то стране придется жить в соответствии с этими условиями минимум три ближайших года. И так как эти условия в той или иной степени касаются практически каждого украинца, обнародовать основные нормы меморандума до подписания, пожалуй, не мешало бы, иначе общество в итоге получит что-то вроде кота в мешке.
Как сообщил в понедельник министр финансов Александр Шлапак, интенсивные переговоры с миссией МВФ, а также работа правительства по сокращению государственных расходов позволяют ожидать поступления первого транша финансирования уже в апреле 2014 г. Однако выделению средств должно предшествовать решение парламента о секвестре госбюджета.
Секвестр, кстати, мог бы понадобиться не такой уж и жесткий, если бы государству наконец удалось навести хоть относительный порядок в сфере госзакупок - гигантский источник экономии на расходах. При этом очевидно, что только разработки и принятия пускай самого совершенного закона будет недостаточно - дальнейшая "окопная" борьба с откатами и взятками будет "тяжелой и изнурительной" (если она будет).
Поиски источников экономии идут полным ходом. В частности, уже было объявлено, например, о намерении правительства сократить 42 госпрограммы и пересмотреть 82 решения предыдущего правительства в отношении отдельных госпроектов. И хотя многие из них и так фактически не финансировались, это вроде должно позволить государству сэкономить 48 млрд грн (ой ли?!).
Впечатляет оперативностью появления минфиновский проект плана мер по реализации кабминовской программы деятельности - уже на четвертый день после утверждения парламентом состава правительства и самой программы. Причем на 46 страницах, содержащих десятки серьезнейших заданий, которые необходимо будет выполнить в невероятной спешке - уже до конца мая текущего года.
Объявленное г-ном Яценюком намерение сократить расходы отечественного госбюджета на 65–80 млрд грн, проработав этот вопрос уже до конца марта, будоражит воображение. И пусть даже Александр Шлапак уже несколько подкорректировал эту сумму в сторону уменьшения (до 50 млрд грн, в которые был определен скрытый дефицит госказны в 2014-м), весьма любопытно будет посмотреть на список "жертв" этого секвестра, который и станет ключевым индикатором реальных намерений новой власти.
Кому порежут?
Одними из первых в этом списке оказались работающие пенсионеры, которых пригрозили лишить 50% пенсионных выплат. И хотя эта информация была во вторник опровергнута министром соцполитики Людмилой Денисовой, урезать социалку таки придется, иначе зачем тогда было объявлено, что Украину ждут "жесткие реформы социальной сферы"? В таких реформах страна нуждается уже очень давно, как и в кардинальном пересмотре системы социальных выплат, львиная доля которых выделяется в явном несоответствии с принципами социальной справедливости. Достаточно вспомнить памятное заявление Тигипко, что только 23% всех социальных льгот получают действительно малоимущие граждане. Гложет сомнение, что объявленные намерения сократить надбавки и допвыплаты для медработников "неотложки", одноразовую выплату в десять минзарплат и предоставление жилья согласившимся работать в селе молодым специалистам и т.п. помогут принципиально решить эту проблему.
Очевидно, что для хотя бы частичного устранения огромного социального "нарыва" на системе госфинансов (коль уж и здесь выпал уникальный исторический шанс) нужны значительно более смелые и, главное, системные шаги. Тем более что, согласно результатам последних опросов социологов, почти две трети населения Украины (59,8%) пока готовы к непопулярным реформам, поддерживают введение жесткой экономии и сокращение расходов бюджетных средств.
Анонсированный министром финансов план по сокращению госрасходов на финансирование милиции, прокуратуры и Службы безопасности Украины еще предстоит лицезреть. А вот местные органы власти уже очутились в списке пострадавших. Хотя на самом деле постановление о прекращении капитальных и "любых других расходов" муниципалитетов до погашения их долгов по энергоносителям и зарплатам только констатирует текущее положение дел, при котором они (капрасходы) и так практически находились в разряде фантомов.
В категорию "эфемерных субстанций" рискует попасть и предусмотренная планом правительственных мер борьба с "конвертами" и "налоговыми ямами", а также теневым оборотом спирта и ликеро-водочных изделий. Точнее, борьба и разборки обязательно будут (причем всамделишные и нешуточные), но вот их реальной целью может в очередной раз с высокой вероятностью оказаться не ликвидация явлений как таковых, а только их переход под новые "крыши".
Чиновничью братию, для которой объявлена тотальная экономия и сокращение расходов на госаппарат (что премьер уже успел продемонстрировать лично показательными перелетами в эконом-классе и переездами в американских поездах), тоже вряд ли следует всерьез брать в расчет в жертвенном контексте. Ведь до сих пор каждый из регулярно объявлявшихся новоприбывавшими правительствами и президентами "крестовых походов" против интересов бюрократии всегда оборачивался профанацией с обратно пропорциональной громкости звучавших деклараций результативностью.
Результаты всех инициированных ранее "системных" админреформ или отдельных эпизодических новшеств в борьбе с коррупцией и бюрократией сводились, как известно, только к увеличению числа бюрократов и росту коррупции.
И если все действия власти при Януковиче свелись к централизации и концентрации всего и вся (полномочий, функций, денежных потоков и т.п.), то ее сменщики, воочию с трибуны Майдана лицезревшие, во что вылился явный перебор в этом направлении, уже объявили главной своей мантрой тотальную децентрализацию.
Анонсированное намерение пересмотреть налоговые льготы объявлялось еще прошлым Кабмином. С этой идеей активно носился бывший министр доходов и сборов Клименко, и соответствующий пункт даже был записан в черновом проекте меморандума с МВФ образца мая 2013-го. Однако заставить поступиться интересами представителей аграрного, металлургического, фармацевтического и других лобби в Верховной Раде и за ее пределами не удалось даже при "послушном" парламенте времен Януковича. Интересно, как быстро окончательно развалится уже начавшая шататься гармония в парламенте, как только под угрозой отлучения от бюджетного пирога окажутся "сильные мира украинского"? Не потому ли так тихо и невразумительно звучит информация о намерении повысить рентные платежи за разработку национальных недр и полезных ископаемых?
Традиционно объявляемые новыми правительствами планы вернуть из Кипра и других офшорных юрисдикций капиталы, выведенные из Украины с нарушением закона, посредством обращений к компетентным органам иностранных государств с ходатайством об их аресте наверняка вызывают кривую ухмылку сомнения не только у "неверующих протывсихов", но и у самих авторов этой декларации. Ведь столько по этому поводу уже бумаги исписано, а что реально вернули? Фамилию хотя бы одного крупного политика, олигарха или им подобных субъектов, чьи деньги вернулись на Родину, напомните?
Да и Бог с ним, с возвратом, поставить бы хоть более-менее надежный заслон существующему оттоку капиталов. Однако содержащийся в минфиновском проекте пункт "внедрение инструментов контроля за трансфертным ценообразованием" сформулирован подозрительно расплывчато, если учесть, что соответствующий закон в прошлом году уже был принят по инициативе ликвидируемого Миндоходов, и сейчас речь должна бы идти об ускорении имплементации его (закона) норм. Среди оных - требование о подаче нового формата отчетности крупного бизнеса уже к 1 мая с.г. Попытки перенести эти сроки уже предпринимались, и подозрительное молчание правительства по трансфертной теме внушает опасения относительно возможности спускания процесса имплементации подзаконной нормативки на тормозах. В точности как это уже раньше было со многими непопулярными у крупного бизнеса законами. Так что новый перенос станет еще одним красным сигнальным маячком для общества, что антиофшорные декларации в очередной раз так и останутся декларациями.
Лес рубят…
Поспособствовать этому может неразбериха, которая уже возникла в ходе "очень кстати" затеянного разделения таможенной и налоговой служб в рамках объявленной ликвидации Министерства доходов и сборов. Это крайне сомнительное с точки зрения своевременности (да и логики) решение было явно нацелено на приобретение имиджевых очков среди столь нелюбящих фискалов предпринимателей ("Минсдох таки сдох!"), да и смотрится вполне в модном нынче децентрализационном духе. Впрочем, дело, весьма вероятно, не только в происках популизма.
Любой, кто "в теме" и не кривит душой (а не просто ненавидит фискалов ввиду имеющегося жизненного опыта), как минимум, засомневается в целесообразности такого шага и удивится его поспешности. И пусть существование отдельного от Минфина фискального министерства - действительно вопрос дискуссионный, то вот мотивация отката назад в виде разделения ведомства на два госоргана так внятно и не была озвучена. Исходя из сопровождавшей решение КМУ пояснительной записки, необходимость реформирования Миндоходов возникла в связи с "несовершенством, неуправляемостью и возможностью использования коррупционных составляющих". Однако как новое разделение служб позволит устранить все вышеуказанные недостатки, которыми налоговая и таможня "славились" и порознь, пока ни слова. Так что "реформирование" рискует свестись исключительно к расформированию - "і на тому все".
К слову, лучшие мировые практики (в числе примеров - США и Великобритания) свидетельствуют об эффективности, наоборот, слияния фискальных ведомств под одной крышей. Тут вам и объединение баз данных, и внедрение единых информационных систем, и возможность внедрения посттаможенного аудита и других видов анализа, упрощение процедур, и сокращение чиновничьих штатов. Все эти процессы, следует признать, после создания МДСУ в ведомстве шли, причем достаточно быстрыми темпами - централизация и автоматизация процедур при г-не Клименко отрабатывалась эффективно. Проблема только в том, что все эти процессы были заточены и работали во благо в основном всего одной украинской Семьи. Теперь же следовало просто поменять задачи и жестко пресечь коррупцию в ведомстве и над ним.
Тем временем новая "децентрализация процесса администрирования налогов и сборов" чревата для бизнеса увеличением количества письменных запросов из снова разделившихся ведомств, их перекрестными проверками, отсутствием единых стандартов процедур контроля и т.п.
Но это, видимо, слабые доводы, если для формирования устойчивой парламентской коалиции понадобилось появление должности, которую нет нужды согласовывать с Майданом, но можно использовать "полезнее" пяти министерских. Тем более что и еще одна должность - главы Минсоцполитики - после инициированного возврата туда ряда административных функций становится значительно "увесистей" и интересней. И поскольку именно передел функций оказался прерогативой для вернувшейся на эту должность бютовки Людмилы Денисовой, то получается, что этого министра-"камикадзе" больше интересуют не обещанные Яценюком давно перезревшие непопулярные реформы социалки, а связанные с администрированием ЕСВ и социальных фондов денежные потоки. Оно, может, и правильно - почему бы не "возвернуть взад" оказавшиеся бесхозными после ликвидации Миндоходов функции? Но, памятуя о коррупционных скандалах, в которые было втянуто и само Минсоцполитики, и его новый-старый руководитель, настойчиво напрашивается вывод, что от банальной перестановки чиновничьих полномочий сумма бюджетных потерь не поменяется.
К слову, о бюджетных потерях. Интересно, просчитывал ли кто-то практически неизбежный негативный эффект от затеи с новой пертурбацией в налоговой и на таможне на поступления в трещащий по швам госбюджет? Ведь если судить по пафосности заявлений о катастрофичности нынешнего состояния госфинансов ("государственная казна пуста, так как выполнение плана Государственной таможенной службой составляет 50%", а поступления в государственный бюджет по системе государственной налоговой администрации "не выше 65%, фактически массовые неплатежи"), их состояние имеет нынче критическую государственную важность. Однако практически неизбежная как минимум частичная потеря "трудоспособности" основных ответственных за наполнение госказны служб в процессе новой реорганизации, видимо, никого особенно не смущает. Как и их продолжительная "безголовость". Так что неизвестно пока и то, кто в конечном итоге понесет ответственность за уплывающие мимо госказны миллиарды гривен.
Кадры решают
То ли упреждая непростые вопросы в свой адрес, то ли переживая о собственном политическом имидже, "главный камикадзе" страны и здесь не преминул сыграть на публику. В ходе состоявшейся в минувший понедельник встречи с Европейской бизнес-ассоциацией он предложил аудитории срочно (за один день) выдвинуть из своих рядов кандидатуры главных налоговика и таможенника. При этом он пообещал сделать соответствующие назначения уже через день (в прошлую среду, 5 марта с.г. - Ю.С.), "потому что мы находимся в крайне сложной ситуации".
В итоге решение было обнародовано с опозданием на неделю. Главой налоговой стал работавший не только в западных, но и в российских компаниях инвестбанкир Сергей Белоус. На должности заместителей министра доходов и сборов и главы ликвидационной комиссии МДСУ были назначены Виталий Науменко и Владимир Хоменко. Первый будет заниматься таможенной службой, второй - созданием Службы финансовых расследований (!). Последняя, по словам министра Кабинета министров Остапа Семерака, будет создана "на базе различных подразделений, которые были разбросаны по другим центральным органам власти и осуществляли расследования в экономической сфере". В этом случае движение в противовес принципу децентрализации объясняется, конечно, "благими мотивами" - "правительство хочет изменить ситуацию, при которой предпринимателю приходится отчитываться перед представителями различных органов" (логика, обратная разделению Миндоходов).
Такой вот постфактум: оказывается, прошлогодние скандалы вокруг создания подобной службы не вынудили новую власть позаботиться о необходимости сделать инициативу прозрачной. Ведь не то что плана, но даже какой-то дежурной концепции реорганизации фискальных служб никто пока не удосужился обнародовать. К слову, на любопытные выводы в этом контексте наводит более ранняя попытка обосноваться в высотке на Львовской площади одного из идеологов создания "финпола" Андрея Головача (уже даже начавшего было проводить собеседования с претендентами на должности в налоговой).
Примечательно и то, что в процессе отбора кандидатур руководителей налоговой и таможенной служб (вести соответствующие переговоры, по информации СМИ, премьер Яценюк уполномочил бывшего члена Партии регионов и главу парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Виталия Хомутынника) многие претенденты на должность из крупнейших аудиторских компаний отказались от этого предложения. Одной из главных причин называлась недостаточность делегируемых полномочий для реальной и глубинной реорганизации ведомств.
Тем временем порядок там наводить необходимо в кратчайшие сроки, так как за последние несколько недель, очевидно, не только приблизились мечты миллионов украинцев о европейском будущем, но и реализовались грезы отдельно взятых таможенников о получении "хотя бы метра границы во временно-постоянное бесконтрольное пользование".
Или чего стоит появившаяся в СМИ информация о том, что действиями налоговой как минимум до самого последнего времени руководили неведомо кем уполномоченные и не отягощенные какой-либо встречной ответственностью "общественные контролеры".
Производившиеся не понятно на каком основании проверки и выемки документов - тема отдельного разговора и разбирательства, но вот согласно собственным же заявлениям общественных контролеров ими было остановлено преступное возмещение НДС на сумму, ни много ни мало, около 5 млрд грн (впоследствии А.Шлапак назвал несколько другую цифру - 3,5 млрд, но поддержал тезис о незаконности выделения возмещения, сообщив о росте задолженности по возврату налога до 17 млрд грн).
Правда, ни в первом, ни во втором случае не были названы конкретные причины его отнесения к категории преступного, хотя львиная доля средств вроде должна была быть выделена в так называемом автоматическом режиме для компаний, отвечающих критериям "благонадежности". В итоге в числе пострадавших оказались, например, "АрселорМиттал", "Индустриальный союз Донбасса", "Мотор Сич", Полтавский ГОК, "Кернел", "Каргилл" и многие другие, не досчитавшиеся десятков и сотен миллионов гривен тех самых оборотных средств, которые сейчас в таком дефиците у бизнеса и дороговизне - у банков. Получается, что отныне даже не 50%, а все возмещение НДС будет распределяться в ручном режиме? И к кому теперь надо ходить на поклон договариваться?
По данным источников ZN.UA, по состоянию на 13 марта с.г. невозмещенный остаток НДС составлял 33 млрд грн, из которых в счет будущих платежей предусмотрено 16 млрд, а к поступлению на расчетные счета плательщиков - 17 млрд. Из этих 17 млрд активны к возмещению почти 10 млрд, остальные находятся в судах или на проверке.
Между тем по инициативе работающих в Украине иностранных компаний проблема возмещения НДС уже давно стала важным пунктом переговоров официального Киева с иностранными институциональными кредиторами. Так, необходимость наладить возврат НДС в автоматическом режиме (что позволяет устранить в этом вопросе "ручной" произвол, предвзятость и коррупцию) уже не первый год числится среди требований о выделении финансирования все того же МВФ. При этом (обязательное условие!) должны быть четко определены прозрачные и понятные нормативно-правовые требования-критерии для компаний, которые на этот режим могут претендовать, а их список - быть открытым и публичным. Это требование украинской стороной, кстати, уже было ранее выполнено (хотя к самим критериям и возникали обоснованные вопросы). В уже упомянутом выше прошлогоднем варианте проекта меморандума с фондом значилось обязательство украинской стороны не накапливать просроченную задолженность с возвратом НДС и в кратчайшие сроки довести до 70% долю возмещения, которое будет возвращаться компаниям на протяжении не более 30 дней (то есть фактически в автоматическом режиме).
Именно эту цифру (70%) назвал Арсений Яценюк во время своей встречи с предпринимателями в ЕБА, обязавшись такое обязательство выполнить. Если в прошлом году доля автоматического возмещения составляла в среднем 50%, а в январе текущего года достигла 77% (из возмещенных 5,2 млрд), то в прошлом месяце в результате действий "заинтересованной" общественности эта доля стала мизерной - всего 226 млн из возмещенных 1,4 млрд (16%). Так что пока, получается, слова расходятся с делом.
Вслед за целым рядом очень спорных министерских назначений подоспел черед "второй волны". Получение должностей президента "Энергоатома" Юрием Недашковским, а главы "Укртрансгаза" - покупателем печально известных "вышек Бойко" Валерием Ясюком объясняется их связью с "любими друзями" позапрошлого президента Виктора Ющенко - Николаем Мартыненко и Давидом Жванией (первого из них, как известно, нынче называют "серым кардиналом" действующего премьер-министра).
И вот уже в банковских кругах циркулируют активные слухи, что одним из главных претендентов на пост первого зампреда в НБУ прочат… казначея ассоциируемого с этими же господами проблемного банка... Эх, мельчают ведомства, хоть и растут аппетиты!
И сможет ли общественность эти аппетиты унять - тоже вопрос. Ведь если во Львове протесты общественности пока позволили лишь сорвать торжественное представление на должность прокурора области Владимира Гураля (но не само назначение), то в большинстве других подобных случаев об интересах общественности говорить не приходится.
Очевидно, что сегодня, как и в 2004-м, слова все чаще расходятся с делами в одном из ключевых пунктов, которые должны стоять в повестке дня новой власти, - реальной, а не только декларативной борьбы с коррупцией (если, конечно, обновление страны и ее экономики - это всерьез).
В противном случае все подписываемые уже и еще ожидающие подписания программы неизбежно ожидает очередная профанация, множество которых страна повидала в последние десять лет. Ключевые посты во власти уже и так "завоевали" люди, имеющие к Майдану только декларативно-трибунное отношение. Теперь пришел черед раздела основных "плодов" этих "завоеваний". Кому они достанутся?
Страна уже имеет поучительный постреволюционный опыт образца 2005-го, когда на волне борьбы с наследием "преступного кучмовского режима" исповедовался революционный подход - "разрушить старое до основанья". В итоге многие государственные структуры из-за начавшихся реорганизаций, перетрясок и потери квалифицированных кадров на долгое время потеряли нормальную работоспособность. В образовавшемся ющенковском бардаке началась затяжная борьба за полномочия при полном отсутствии желающих брать на себя ответственность. Печальный итог - полное разочарование безалаберной демократией и резкий крен общественных настроений в пользу призванной навести порядок сильной руки и, как результат, реванш Януковича. Вряд ли подобные сценарии отвечают мыслям и чаяниям не только украинского общества, но и его сегодняшней политической верхушки. И это - совпадение интересов, внушающее надежду на успешность дальнейших трансформационных процессов в обществе.
Но это - отвлеченные высокие материи, а пока возвращенцы во власть думают, очевидно, о материях значительно более приземленных…