Разделить и растащить по вотчинам

14 марта, 2014, 19:10 Распечатать

Предыдущий министр по доходам и сборам был не самых честных правил. Однако это совершенно не означает, что все сделанное следует обязательно превратить в обломки. И если статус министерства для "минсдоха" — это слишком много, то сама потребность свести воедино все информационные потоки имела под собой разумные основания.

Боже, где ты берешь этих реформаторов на нашу голову? Не успеваем из власти выносить, как они снова туда набиваются, причем у каждого непреодолимое желание: "Сделайте так, как было при нашем предыдущем участии!". Ибо без этого мы и жили не так, и работали не по правилам, и шли не в ту сторону.

Я понимаю, что предыдущий министр по доходам и сборам был не самых честных правил. Однако это совершенно не означает, что все сделанное следует обязательно превратить в обломки. И если статус министерства для "минсдоха" — это слишком много, то сама потребность свести воедино все информационные потоки имела под собой разумные основания.

Ликвидировать министерство в плане сокращения штатов и прочих управленческих расходов. Разумно. Согласны. Но передайте всю эту структуру под управление Министерства финансов — и дело с концом. Как это в большинстве разумных развитых стран. Но растащить это обратно по своим статусным вотчинам?! Это что-то… Попахивает раздольем для коррупции в стиле "я так сказал!..".

Итак, довод реформаторов первый: таможня и налоговая служба решают совершенно разные задачи, а потому имеют совершенно разные правила и объект деятельности. Вроде бы внешне действительно так. Но позвольте? Конечная задача у всех одна и та же — сбор налогов и сборов в государственный бюджет. А один из основных налогов — НДС (даже с приставкой "на импорт") — так и вообще один и тот же.

Даже более того. Припомните, с какой праведной целью вводилось все это объединение? — Постаудита. Или словами попроще: протащили вы нечто через таможню по заниженной в 10 раз стоимости, недоплатили государству налогов и соборов. Да и бог с вами, никто лишний раз не будет гоняться за вами с автоматом и насиловать на границе. К вам вежливо придут чуть попозже посмотреть, куда вы по документам все это дели? Понятно, что по такой смехотворной цене вам остается отправить все это "фиктивному покупателю" или заняться другими художествами. Проверка интеллектуально и вежливо? Вполне. Но нас, как видим сегодня, это не устраивает.

Смежный вопрос. Создаем единую индикативную базу "обычных", "справедливых", "трансфертных" цен. Должна ли подобная индикативная база быть единой и объективной внутри и вне Украины? Вроде неплохо бы. Но нас это не устраивает. Пусть несколько самостоятельных ведомств до упоения шлют друг другу сверочные запросы. И наживаются на самостоятельных решениях в промежутке между ними.

Зато слышал я тут намедни, что в бывшей самостоятельной таможенной службе ликвидировали ряд должностных доплат и почетных оплачиваемых званий. Вот! Вот это достойная тема для того, чтобы вернуться к тому, как было. Это по-нашему! По-украински! Да наплевать таможеннику на налоговика, налоговику — на таможенника, если у соседа корова здохла…

Но нет, это еще не все почетные доплаты и звания. Мы готовы возродить бюрократию еще и в третьем ведомстве — достопочтенном Пенсионном фонде. Какое-то время казалось, что до этого не дойдет. Что на уровне правительства возобладала здравая мысль, что администрировать пенсионные взносы вполне разумно вместе с налогом на доход физических лиц. Процедура персонификации у них почти одинакова. Но нет, мы подготовим соответствующий закон о разделении учета, ибо "природа взносов существенно разная".

Готовы согласиться: "налоги" — не "сборы", а "сборы" — не "налоги". Потому как у одних изначально есть целевое назначение, а другие попадают просто в бюджет. Но только эта разница заметна не в нашем государстве. Когда львиную долю доходов постоянно дефицитного Пенсионного фонда составляют дотации из того самого безразмерного государственного бюджета, а также аналогичных безразмерных и сомнительно-целевых сборов с мобильной связи, автомобилей и драгоценностей, рассуждать о принципиальной разнице "налогов" и "сборов" — совесть надо иметь. Вот когда запустите накопительный уровень пенсионной системы, где отчетность по каждому человеку — "поступило-выплачено", тогда и будем рассуждать о полноценном "сборе". А пока это по сути солидарный "налог на старость" с не вполне понятной взаимосвязью между многолетними взносами и назначенной пенсией.

Зато во время инициативы (теперь уже экс-министра) о единой отчетности по заработной плате в каких только смертных грехах успели его обвинить: "налоговая подминает под себя администрирование…", "налоговая служба будет прокручивать пенсионные взносы в своих целях…", "выводить средства в интересах Семьи…". Заметьте, все это слышалось от "экономически образованных оппозиционных депутатов". В таком случае приводим еще раз существующий порядок распределения этих средств по сути: "п. 3.4. Страховые средства, аккумулированные на счетах Миндоходов, которые открыты в Государственном казначействе Украины, каждый день в 11 час. 00 мин. средствами программного обеспечения автоматически распределяются по видам общеобязательного государственного социального страхования в соответствии с пропорциями, определенными законодательством, и перечисляются на имя фондов общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования". Кому это мешало? Нет, если задаться целью — увести что-то на сторону, это всегда можно сделать. Даже через в меру прозрачное казначейство. Если оно соответствующим образом управляемо. Но согласитесь, это несколько иная постановка вопроса…

Зато что такое организация "совместной проверки налоговой службой, пенсионным фондом и представителями таможенной службы" — это все еще на памяти. Полугодичное бюрократическое согласование. Несколько грамотных специалистов по линии налогов. И бабушка-божий одуванчик по линии взносов социального страхования. Плюс таможенник, который не пришел. Ну некогда ему, время слишком дорого.

А написание и согласование программного обеспечения для "распихивания" родственной отчетности по разным серверам — так это вообще поле для неслыханного освоения средств и насилия над "налоговыми агентами". Причем по отношению к еще недавно использовавшемуся программному обеспечению Пенсионного фонда эпитет "пропихивание" — тут в самый раз. Но теперь технологический процесс уже поднят на принципиально более высокий коммерческий уровень. Желающих "программно услужить" — уже великое множество. И бизнес уже строится не столько на умном коде, сколько на "согласовании форматов и интересов" тех самых "потребителей учета", которые и выстраивают свои вотчины.

По итогу — слава великим реформаторам с бесконечно дефицитным бюджетом. Не соберут — так украдут.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно