Госбюджетные диссонансы

Поделиться
Главным фактором роста доходов эксперты называют все же помощь Нацбанка. Но есть и другая тенденция - бизнес тоже начал детенизировать свои доходы.

На фоне усугубляющегося политического и экономического кризиса в стране правительство удосужилось отчитаться о, казалось бы, удивительном факте - выполнении бюджета по итогам января-апреля. И даже о пусть небольшом (всего на 0,3%), но все же превышении доходов над ранее запланированным их уровнем.

Основные причины таких результатов, если присмотреться к ним повнимательнее, не слишком воодушевляют. В наибольшей степени правительству уже традиционно поспособствовал Нацбанк, всего за квартал перечисливший в госбюджет почти 70% годового плана отчислений. Девальвация и раскручивающаяся инфляция также стали важными факторами улучшения фискального баланса.

Но есть и другая тенденция - бизнес тоже начал детенизировать свои доходы.

Практически каждое свое публичное выступление члены правительства, во всяком случае, его экономического блока, уже больше двух месяцев начинают со слов, что ситуация в стране очень сложная. В последнее время добавилось: "Мы практически в состоянии войны" и что май будет еще сложнее, чем март и апрель. Тем не менее за четыре месяца с начала года, когда экономическая ситуация продолжала ухудшаться, а политическое противостояние и внешняя агрессия набирают новые обороты, правительство перевыполнило доходную часть госбюджета. В его общий фонд с начала года собрано 106,2 млрд грн, что почти на 15 млрд больше, чем за соответствующий период 2013-го. Фактические отчисления превышают плановые показатели Минфина на 0,3%. Только в апреле в общий фонд поступило 27,8 млрд грн. Еще год назад сбор составил всего 19,5 млрд грн, а ведь тогда и макроэкономическая составляющая была другая, Крым и Севастополь отчисляли налоги в украинский бюджет, Восток не лихорадило. Март также был достаточно неплохим (в этом месяце бизнес подает годовые декларации по налогу на прибыль) - в нем было собрано 32,2 млрд грн, что более чем на 5 млрд превышает прошлогодний аналог.

Главным фактором роста доходов эксперты называют все же помощь Нацбанка. В первом квартале регулятор перечислил в бюджет 15,8 млрд грн при утвержденном законом о госбюджете на 2014 г. плане в 22,8 млрд. Буквально в прошлый понедельник министр финансов Александр Шлапак признал, что за четыре месяца помощь НБУ госказне увеличилась еще более чем на 6 млрд грн. "Если бы Нацбанк не подставил плечо, перечислив достаточно существенные суммы, то бюджет в отношении плана был бы недовыполнен на 1%", - признал министр. Однако с мая, напоминает директор "CASE Украина" Дмитрий Боярчук, такая помощь НБУ будет невозможна. Это было одним из требований МВФ, и такой пункт закреплен в меморандуме.

Директор департамента Института бюджета и социально-экономических исследований Артем Рудык рост доходов объясняет не столько самим ростом, сколько приведением плановых показателей к более реальным. Ведь в последние три года планы были неоправданно завышены и выполнялись только на бумаге.

Что касается основного администратора - Миндоходов и сборов, то там отмечают, что индикатив Минфина по доходам за четыре месяца хоть и перевыполнен на 0,7%, но уровня прошлого года достичь все же не удалось. Хотя прирост в марте составил чуть более 11 млн грн, а в апреле - уже 1,8 млрд.

Из основных бюджетообразующих налогов в апреле не выполнен план лишь по НДС с произведенных в Украине товаров. Собрали больше, чем год назад, на 500 млн - 7,7 млрд грн, а план выполнили на 97%. Налога на прибыль перечислено 3,3 млрд грн (+600 млн к апрелю 2013-го, план перевыполнен на 7%). Как говорит первый замминистра доходов и сборов Игорь Билоус, впервые в этом году налоговики досрочно выполнили планы по внутреннему акцизному налогу. С одной стороны, это следствие повышения ставки акцизов, с другой - налоговая милиция вроде бы наконец-то серьезно взялась за теневой рынок подакцизных товаров.

По данным еще одного замминистра доходов и сборов Владимира Хоменко, если еще в начале марта нелегальный оборот доходил до 50%, то сейчас - уже 10%. По его словам, "Укрспирт" полностью блокирован в рамках нелегальной реализации спирта. Ведь проблема не столько в производстве фальсификата, сколько в разворовывании сырья еще на промышленной стадии. И легальные производители алкоголя, которые официально заявляли о проблеме высоких темпов роста "тени", сами же в ней активно участвовали. До конца текущего года Хоменко обещает взять под контроль рынок подакцизных товаров путем внедрения электронной акцизной марки. Предполагается, что на самой марке, помимо технической защиты, будет еще уникальный номер партии, который будет содержать количество товара и регистрационные номера отправителя и получателя. То есть контроль может быть за перемещением не только сырья, но и самой продукции от производителя до конечного потребителя.

У производителей табачной продукции было свое видение - свою систему контроля Codentify участники рынка презентовали экс-руководству министерства. Но, несмотря на все обещания предыдущих руководителей внедрить электронную систему контроля за подакцизными товарами, на практике активных действий не было.

Стоит отметить, что наибольшую долю доходов обеспечивает Межрегиональное главное управление Миндоходов - Центральный офис по работе с крупными плательщиками. За четыре месяца удельный вес составил почти 54% (в общий фонд - 35,46 млрд грн), только в апреле - 59,1% (10,2 млрд).

В распоряжении ZN.UA оказалась информация о поступлении налогов, сборов и других платежей в разрезе региональных управлений министерства (см. табл. 1). Налоговыми лидерами в январе-апреле с.г. оставались Киев (перечислено в общий фонд госбюджета более 9 млрд грн), Полтавская (2,64 млрд), Донецкая (почти 2 млрд), Харьковская (1,95 млрд), Днепропетровская (1,68 млрд грн) области. Однако в указанных регионах, кроме Харькова и Днепропетровска, роста доходов по сравнению с январем-апрелем 2013 г. не наблюдалось. Харьковская и Днепропетровская области - плюс 4,3 и 4,7% соответственно по общему фонду бюджета. Еще прирост есть всего лишь по шести регионам. Наибольший - по Сумской (+10,4%) и Кировоградской (+9,4%) областям. Отчисления более 1 млрд грн также обеспечили Киевская, Сумская и Одесская области.

Крым и Севастополь в январе-апреле уплатили в общий фонд госбюджета 363,9 и 144,9 млн грн соответственно. Донецк и Луганск за четыре месяца прироста не имеют. У них налоговые отчисления по сравнению с прошлым годом падают в среднем на 12,2%. Если рассматривать только показатели апреля, то среди лидеров также Киев (предпринимательский сектор столицы перечислил в общий фонд казны 1,92 млрд грн), Полтавская (657,3 млн), Харьковская (483,16 млн), Донецкая (почти 353 млн грн) области. Стоит отметить, что, например, Львовская область и с начала года и, в частности, в апреле дала госбюджету доходов больше, чем Луганская, - 878,5 млн грн против 501,58 млн.

Так что (пусть эта фраза и становится избитой) все-таки не только Восток кормит Украину. Да, ситуация в восточной части Украины значительно влияет на всю бюджетную систему страны. Если 6 млн жителей этой территории сокращают потребление, то страдает весь госбюджет. Даже если один Славянск будет заблокирован и, как угрожают сепаратисты, в центральный бюджет ничего платить не будет, лучше от этого тоже никому не станет. Хотя Игорь Билоус утверждает, что, по данным на четверг, за первую половину мая плательщики Славянска заплатили налогов на уровне 95% от прошлогоднего. Среднесуточные отчисления по Славянску в 2014 г. составляют 1,338 млн грн, тогда как в 2013-м - 1,429 млн. А ведь свои обязательства государство выполняет в полном объеме…

Стоит задуматься о том, что на самом деле самодостаточность Донецкой и Луганской областей довольно низкая. В 2013 г. доходы Донецка составили 16,3 млрд грн, расходы - 41 млрд; Луганска - 9,4 млрд грн против 21,35 млрд. Области обеспечивают себя в среднем почти на 42%. Разницу покрывает госбюджет. К сожалению, эксперты отмечают, что на макроэкономическом уровне все, что можно, правительство сделало, и если ситуация на Юго-Востоке не стабилизируется, то доходная часть бюджета будет провисать.

Хотя, если посмотреть на сбор платежей в разрезе экономической деятельности, то ряд отраслей все еще держатся на плаву, а некоторые даже наращивают объемы. Так, по оперативным данным Миндоходов на 1 мая, предприятия добывающей промышленности перечислили в госбюджет 10,63 млрд грн, что ненамного, но все же больше, чем годом ранее. В сфере поставки электроэнергии отчисления увеличились на
417 млн грн, до 8,013 млрд, в аграрном секторе - на 58 млн, до 1,98 млрд грн, финансовой и страховой деятельности - на 557 млн, до 3,225 млрд грн.

Во всех указанных секторах, кроме финансового, Артем Рудык ожидает дальнейшего роста. Хотя в целом относительно всего года особо оптимистичных надежд никто не питает. Да что там год, серьезно обостриться бюджетные проблемы могут уже в ближайшие месяцы. На май, по данным Миндоходов, план по сбору составляет 18,5 млрд грн. На этой неделе Минобороны попросило дополнительно 12 млрд грн до конца года. Минфин прикинул, что, например, сбор по НДС в мае может составить
9 млрд грн, 7 млрд из которых предложено собрать за счет добровольной уплаты, оставшиеся 2 млрд - при помощи дополнительных фискальных методов, например, контрольно-проверочной работы. Индикатив по прибыли - 3,1 млрд грн. Но прогнозы налоговиков менее оптимистичны: НДС - не более 5 млрд грн, налог на прибыль - 1,6 млрд.

Поэтому и напоминают в очередной раз эксперты о необходимости более активно браться за ликвидацию теневых схем, налоговых ям, качественно усилить борьбу с налоговыми минимизаторами. "Они, может, что-то и делают, но по доходам бюджета этого не видно. Я понимаю, что два месяца всего новое руководство, но ликвидация схем сразу отражается на бюджете, - категоричен Дмитрий Боярчук. - Вспомните, когда в 2005 г. закрыли СЭЗы, бюджет начал сразу же достаточно активно наполняться". Хотя ряд собеседников ZN.UA все же отмечают, что порядок с возмещением НДС хоть какой-никакой, но наведен. По оперативным данным Миндоходов (см. табл.2), на 1 мая 2014 г. заявка на возмещение составляла 16,14 млрд грн, а сам возврат - 13,13 млрд, тогда как годом ранее возмещение налога превышало заявку почти на 4 млрд грн.

Придавили, но не ликвидировали конвертационные центры, рассказывает собеседник ZN.UA: "Стало сложнее выводить деньги из оборота теневыми каналами - организаторы площадок подняли стоимость услуг из-за рисков". Само же руководство Миндоходов в ответ на критические замечания старается отшучиваться, мол, раз о нас пишут и критикуют, значит, мы что-то делаем.

Завсектором Национального института стратегических исследований Алексей Молдован уверен, что доходы бюджета будут падать по техническим причинам - Крым перестал отчислять (хотя его удельный вес в сводном бюджете составлял всего 1,7%), в Донецке и Луганске перебои. Но общий фискальный баланс может и улучшаться, ведь теперь Украина не будет тратиться на дотирование Крыма, плюс в рамках закона о предотвращении финансовой катастрофы значительно урезана социалка. "Инфляция растет, и это значит, что в реальности бюджет меньше тратит денег. Кроме того, девальвация. Такие манипуляции применяются во многих странах мира для снижения дефицита", - говорит он. Курс гривни был раскачан сознательно, ведь при желании его могли остановить на уровне 9–10 грн/долл. Но зачем, если благодаря девальвации доходы растут из воздуха, а расходы стоят на месте? Алексей Молдован приводит пример инфляционных доходов бюджета и переоценки базы налогообложения импорта при девальвации. Если ранее, условно, 1 кг бананов стоил 10 грн и бюджет получил 2 грн импортного НДС (как наибольшего источника налоговых поступлений), то теперь при цене в 20 грн казна получает вдвое больше. Доходы от уплаты НДС выросли, хотя количество бананов осталось прежним.

Автору этих строк по душе другая тенденция, в которую сложно поверить, но очень хочется. Часть предпринимателей начали добровольно детенизировать свои прибыли. Добавим, что, в общем-то, и крупный бизнес к этому вроде бы готов, и главный налоговик Украины Билоус рассказывает, что предприятия ждут не дождутся налоговой амнистии. Или, как эту процедуру называют в правительстве, "налогового компромисса". Уже готов и законопроект, нормы которого дают возможность компаниям, занимавшимся минимизацией уплаты налогов, в течение 90 дней показать эти суммы заниженных обязательств. При этом с них должно быть добровольно уплачено 15%, а 85% государство простит.

Таким образом, бизнес, если добровольно пойдет на это, будет освобожден от какой-либо уголовной и административной ответственности. Но и без этого процесс начался. Собеседник ZN.UA заверяет, что средний бизнес хорошо осознает, что в случае допущения правительством полномасштабного дефолта бизнес в Украине пострадает в первую очередь, на долгое время лишившись каких-либо перспектив. "Еще от одного олигарха в Киеве слышал аргумент, что люди гибнут за Украину, поэтому платить налоги - это самое малое, что он может сделать для своей страны. И так думают многие", - рассказывает собеседник. Неужели это тот случай, когда не было бы счастья, да несчастье помогло?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме