Продолжающийся политический кризис не может не оказывать своего негативного влияния на ситуацию на финансовых рынках и в экономике в целом. С одной стороны, как банковская система, так и население, уже в какой-то степени свыкшиеся с перманентными политическими и экономическим передрягами, приобрели к ним и определенный иммунитет. С другой - нынешний накал майданных страстей имеет особенный статус, а ситуация в экономике и госфинансах и без этого оставляет желать много лучшего. Тем временем на фоне сложившейся ситуации возникает все больше спекуляций, причем со стороны не только пытающихся нажиться на ней финансовых делков, но и желающих поживиться имиджевыми дивидендами политиков.
Как обстоят дела на самом деле, по каким сценариям могут в дальнейшем развиваться события и, главное, что власть может не на словах, а на деле противопоставить существующим вызовам?
В то время как к новостям с Евромайдана приковано внимание практически всей страны, наиболее встревоженные происходящим граждане предпочитают застраховаться, скупая валюту и изымая депозиты из банков. Подогревают эти процессы и попытки отдельных банкиров играть на курсах валют, скупая валюту для кассовых операций на межбанке, в результате чего тамошний курс продажи доллара поднялся до 8,3 грн, а ставки на межбанковском кредитном рынке овернайт достигли 20% годовых (в конце ноября - 5–6%).
Одна из ключевых ситуативных проблем для банков - нехватка гривни либо валюты в кассах. Причем в некоторых учреждениях валютные вклады уже начинают возвращать в гривне по курсу либо предлагают ожидать поступлений наличной валюты.
Нервозность населения заставляет банкиров активно поднимать ставки по депозитам - уже встречаются предложения по 25–27% годовых. Тем временем на финансовых форумах активно обсуждаются начавшиеся задержки с выплатами в отдельных банках, а в прессе распространялись слухи о начале массового оттока депозитов. Впрочем в комитете НАБУ по вопросам денежно-кредитной политики и валютного регулирования эту информацию опровергают, акцентируя внимание на том, что есть преимущественно случаи непереоформления вкладов на новый срок, а не досрочного снятия вкладов. "Если взять саму систему, ликвидность банков на достаточном уровне. О введении каких-то мораториев, запретов и ограничений говорят люди, которые не смотрят на основные финансовые показатели. Прошлый кризис научил банки эффективно работать в любых условиях, а сейчас они далеки от чрезвычайных", - успокаивает исполнительный директор НАБУ, предправления Укргазбанка Сергей Мамедов.
"После кризиса в 2008 г. большинство банков создали достаточно существенный запас ликвидности и сбалансировали активы и пассивы. Если ситуация будет обостряться, НБУ должен принимать адекватные меры", - комментирует руководитель проектов украинского представительства немецкой консалтинговой компании zeb/ Тарас Тищенко.
В первой половине завершающейся недели НБУ рефинансировал систему почти на 3 млрд грн (кредиты овернайт - около 2,8 млрд грн, еще 200 млн грн - на 13 дней), что примерно равно объему размещенных на текущей неделе ОВГЗ. Это позволяет предполагать, что покупателями госбумаг вновь выступили "дружественные" для правительства банки. Кроме того, это значит, что НБУ еще не прибегал к целенаправленной тактике "высушивания" рынка от гривневой ликвидности для сохранения курсового равновесия (по крайней мере, очень активно).
Между тем, как рассказывает начальник отдела анализа и исследований "Райффайзен Банка Аваль" Дмитрий Сологуб, спрос на валюту со стороны населения растет, а Нацбанк почти каждый день выходит с интервенциями. "Очевидно, что к концу года валютные резервы НБУ, и так значительно похудевшие в этом году, еще снизятся", - констатирует специалист. Но как отмечает Д.Сологуб, на руку правительству, что в ближайшие месяцы значительных платежей по внешним обязательствам не предвидится, а по внутренним у Минфина есть возможность опираться на поддержку НБУ.
Нынешняя ситуация на рынке напоминает ставшие уже традиционными для подобного развития событий качели. Повышение ликвидности в системе провоцирует рост давления на курс, а возникающий вслед за этим дефицит гривни - откат ситуации в обратную сторону.
Так, по сравнению с прошлой неделей, с 9 декабря объем валютных операций на межбанке несколько уменьшился из-за возникшей нехватки нацвалюты. В минувшую пятницу накупив долларов, банки остались без гривни (остатки на корсчетах упали до нетипичных для 2013-го 19 млрд грн) и были вынуждены в этот понедельник продавать валюту на межбанке (в результате чего курс откатился до 8,20 грн/долл., а остатки на корсчетах подросли до более комфортных 24–25 млрд грн).
В таких условиях властям крайне важно сохранять хотя бы видимость спокойствия на финансовом рынке, так как при резервах НБУ чуть выше 18 млрд долл. любая паника может стать для банковской системы фатальной.
Пока положение дел на валютном рынке его участники не склонны чрезмерно драматизировать (подробнее - в комментарии экспертов). Между тем открытым остается вопрос с бюджетными проблемами. "Бюджет фактически оказался в патовой ситуации. До конца года ожидается дефицит (разница между запланированными расходами и ожидаемыми доходами бюджета, включая покрытие бюджета "Нафтогаза") на уровне 100 млрд грн. За десять месяцев был профинансирован дефицит на 40 млрд грн. До конца года, скорее всего, найдется еще 20 млрд грн за счет эмиссии гривни. Остальное вряд ли удастся профинансировать. Ведь в текущей ситуации дополнительная гривневая ликвидность будет давить на курс гривни", - считает руководитель аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий.
Поэтому, по его мнению, у правительства есть три варианта развития событий: а) срочно найти валютные кредиты; б) начать печатать гривню и дать старт девальвации; в) не выплачивать обязательства, возложив ответственность за проблемы на протесты.
По мнению господина Паращия, первое, что должно произойти, - это найти решение политического кризиса. Без этого все остальные меры не имеют смысла. "Далее нужно срочно подписывать договор с МВФ, балансировать бюджет, ослаблять гривню (если удастся, то контролируемо) и поднимать тарифы на газ с параллельным усилением механизмов соцзащиты. Как альтернатива - рассчитывать на финансовую помощь от России или ЕС, но первый вариант может иметь большую политическую цену для президента, а второй - оказаться недостаточным, чтобы удержать ситуацию в экономике под контролем".
Что касается западного направления, то здесь определенные надежды внушают заявления как главы МВФ Кристины Лагард о готовности фонда возобновить переговоры с Киевом в любое время, если Украина согласна проводить реформы, так и европейского комиссара по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефана Фюле (в ходе визита в Брюссель украинской правительственной делегации под руководством первого-вице-премьера Сергея Арбузова) о том, что Киев и Брюссель достигли договоренности о следующих шагах, "которые приведут к подписанию и имплементации Соглашения об ассоциации". В их числе - "скорейшая помощь и поддержка Украины в продвижении переговоров с МВФ с целью дальнейшей финансовой поддержки".
Однако в "западных" надеждах украинскому обществу уже столько раз приходилось обманываться, что в данном случае лучше все-таки дождаться их материализации.
Что касается российских кредитов, на предоставление которых, видимо, делалась ставка украинских властей при отказе от подписания Соглашения об ассоциации с ЕС в Вильнюсе, то какой-либо конкретики ни по объемам, ни по срокам, ни по условиям их предоставления пока так и не последовало.
Тем временем, как обращает внимание руководитель аналитического департамента "Арт-Капитал" Игорь Путилин, на российском направлении для украинской экономики продолжают накапливаться серьезные внешние риски. "В частности, ожидается, что ВВП России в 2014 г. вырастет на 2,5% вместо 3%, прогнозируемых ранее. Из-за падения промышленности РФ северный сосед значительно сократил импорт украинской продукции. С мая 2013 г. промышленное производство России демонстрирует снижение. Темпы падения украинского экспорта в РФ превышают темпы экспорта в страны ЕС. Вагоны, нефтепродукты и минеральное топливо, а также автомобили и другой наземный транспорт - на эти товарные категории пришлось 1,38 млрд долл., или две трети суммарного падения украинского экспорта в Россию за три квартала 2013-го".
На макроэкономических рисках, в частности на восточном направлении, акцентирует внимание и директор аналитической группы Da Vinci AG Анатолий Баронин. "Пока что угроза дефолта практически отсутствует, но существуют риски, которые значительно опаснее: это потеря конкурентоспособности ряда отраслей, выпадение Украины из инвестиционного поля, утрата суверенитета и превращение в придаток РФ, - говорит эксперт. - Сейчас экономика требует политической стабилизации и восстановления работы парламента. Любые ограничительные меры сегодня при высоком недоверии к правительству приведут к росту тенизации экономики, безработицы, к банкротству предприятий и росту социально-экономической напряженности".
По его мнению, "сегодня власть и оппозиция загнали себя в ситуацию, выход из которой без потери лица обеими сторонами невозможен. А значит, шансы на компромисс минимальны. Вероятность радикальных сценариев растет, а это дополнительный стимул для углубления кризиса". "Нынешняя политическая ситуация приведет к еще большему охлаждению экономики. Думаю, по итогам года Украина все же выйдет в отрицательную зону по ВВП. НБУ пока сохраняет возможность удерживать курс национальной валюты в первом квартале 2014 г. путем дальнейшего закручивания гаек, однако ценой таких действий станет ухудшение бизнес-климата и дальнейший отток инвестиций. Выполнение долговых обязательств ляжет тяжелым грузом на внутренний рынок, тормозя рост экономики", - очерчивает основные вызовы текущей ситуации аналитик.
По мнению руководителя аналитического подразделения группы ICU Александра Вальчишена, для минимизации существующих экономических рисков следует подписать программу финансовой поддержки с МВФ уже в декабре 2013 г. и начать ее выполнять. "Наиболее существенное влияние на нынешнюю ситуацию имеют состояние внутреннего и внешнего спроса, капитализация банковского сектора и уровень рисков, с которыми он работает, взгляд власти на фискальную и монетарную политики, внешние факторы, такие, как монетарные условия в мире. Именно это показывает, что риски увеличиваются", - констатирует эксперт.
А.Вальчишен считает, что если в нынешнем политическом кризисе победит политическая реакция (т.е. президент Янукович возвращает свои позиции за счет подавления гражданских протестов), то следует ожидать экономической депрессии, усиления налогового бремени и нарастания инфляционных ожиданий, сильной девальвации.
Если же победит гражданская оппозиция Украины (с перевыборами), следует ожидать знаковых шагов в сторону ЕС, а также получения помощи и программы экономического оздоровления от ЕС и МВФ. В экономическом плане возможна короткая рецессия, девальвация до 9 грн/долл., которая просто необходима для снижения процентных ставок и возобновления экономического роста. После нее может начаться более здоровое развитие экономики. Однако переходные процессы будут очень трудоемкими.
Какие еще ключевые вызовы содержит текущая макроситуация
и какие контрмеры могут быть предприняты в противовес этим вызовам?
Александр Шлапак,
экс-министр экономики, экс-заместитель главы НБУ, бывший первый заместитель главы секретариата президента:
- Любая экономика оценивается не по текущей ситуации, а по перспективе и по настроениям экономических субъектов. Хуже всего то, что инвесторы не верят в перспективу. Политическая же ситуация катализирует негативные процессы в экономике. К сожалению, нет решения ни одной из кризисных проблем, которые привели к такому состоянию, - по бюджету, Пенсионному фонду, "Нафтогазу", по валютному вопросу. Правительство во главе с Н.Азаровым (кстати, опытным экономистом) продемонстрировало несостоятельность в борьбе с вызовами. Но в любом случае сейчас на банковском и валютном рынках нужно действовать на опережение.
По ликвидности. Стабильность банковской системы должна быть приоритетом даже более важным, чем текущие убытки банков и НБУ. Чтобы обеспечить ликвидность, следует упростить доступ к рефинансированию, увеличить частоту аукционов, количество залоговых инструментов, упростить выдачу стабилизационных займов. Как только в банке начинается проблема, он должен иметь возможность немедленно обратиться в НБУ, а не бегать по рынку, задирать ставки и создавать панические настроения. Такие займы надо выдавать быстро, но, безусловно, контролировать ситуацию для невыхода средств на валютный рынок.
По валютной ситуации. Многие считают (я в том числе), что курс передержали. В принципе НБУ действует достаточно правильно с точки зрения подкрепления рынка валютой и довольно жесткой реакции на действия банков, которые либо способствуют спекуляциям, либо сами спекулируют, продавая крупные наличные суммы посредникам. Можно посоветовать НБУ еще более жестко работать и все, что "пахнет" оттоком капитала, пресекать. Однако не нужно и любой ценой держать курс. Вышел он на 8,4, значит вышел, ничего страшного.
Третий блок организационный. Он сложный как для президента, так и для НБУ. Президент перестал говорить с народом, а НБУ - со своими "субъектами". Надо немедленно созвать банкиров в антикризисную мониторинговую группу, вместе готовить план, ежедневно принимать решения.
Мне не нравятся заявления Азарова, который начинает говорить, что есть проблемы на валютном рынке. Это надо прекратить немедленно. Ни чиновники, ни оппозиционеры не должны вспоминать о валютном рынке, чтобы не нагнетать ситуацию.
Александр Савченко,
экс-заместитель председателя НБУ,
экс-заместитель министра финансов:
- Если политический кризис будет урегулирован до конца декабря, в 2014 г. ВВП снизится на 1,5–2%. Если он будет продолжаться еще и в начале следующего года, экономика может сократиться на 4–5%. Это связано как с подорожанием кредитных ресурсов, так и с негативными настроениями инвесторы. Время работает против экономики и финансовой системы Украины.
В нынешних условиях превентивные мероприятии для стабилизации ситуации на финансовых рынках должны быть крайне взвешенными. Причем на текущий момент неуместно рассматривать, например, мораторий на досрочное снятие депозитов, поскольку эффект будет противоположным - он лишь спровоцирует панику.
Уместна тактика нерезких и, на первый взгляд, не очень масштабных шагов. Стоит пресекать попытки спекуляций на валютном рынке и осуществления сомнительных операций для вывода капитала. НБУ умеет это делать. Кроме того, есть возможности ограничить объемы гривневого ресурса на рынке и т.д. Однако следует помнить, что все подобные мероприятия - палка о двух концах. С одной стороны, они помогают противостоять текущим вызовам. А с другой - могут негативно влиять на экономику. Поэтому их применение должно быть сбалансированным.
Если бы Украина подписала Соглашение об ассоциации с ЕС, уже в следующем году ВВП мог бы вырасти на 1–1,5%, а позже - и на 5–6%. Это реальная планка, учитывая уровень развития нашей экономики. Кроме того, соглашение существенно облегчило бы получение кредита от МВФ, в котором, как известно, первую скрипку играют США и Евросоюз.
Возобновить сотрудничество с МВФ реально буквально за неделю - в случае выполнения рекомендаций фонда. А они не являются неподъемными. Постепенно переходить к плавающему курсу можно за счет установки коридора, скажем, до 8,4–8,5, а тарифный вопрос на структурном уровне можно решить таким образом, что население не почувствует значительных изменений.
Игорь Бураковский, председатель правления Института экономических исследований и политических консультаций:
- Проблемы в экономике нужно разделить на две группы. Первая - это фундаментальные вещи. Экономика вступила в политический кризис, находясь в состоянии рецессии. И независимо от наличия/отсутствия политической стабильности мы чувствовали бы последствия снижения золотовалютных резервов, долговой нагрузки, динамики наполнения бюджета. То есть это не является чем-то новым, привнесенным Евромайданом.
Вторая группа - дополнительные факторы влияния на экономику, сгенерированные политическим кризисом. Если народ ломанется за депозитами по тем или иным причинам, банковская система устоит, но придется применять административные рычаги, что не может способствовать устойчивости сектора.
В контексте валютного рынка не только паника может быть источником беспокойства, учитывая заинтересованность определенных сил заработать на текущей ситуации. Наш валютный рынок небольшой, и два-три серьезных игрока могут достаточно легко его расшатать.
Общая проблема сейчас - осмысление текущего состояния дел и определение, что делать дальше. Для всех (в т.ч. инвесторов) очень важными могли бы стать позитивные экономические сигналы. Скажем, продуманный секвестр бюджета (который уместно было провести еще в первом полугодии - в начале второго). Причем секвестрировать стоит как расходные "хотелки", так и оптимистические ожидания в части поступлений в госказну.
Несмотря на все заявления, Украине необходима программа сотрудничество с МВФ, ведь это не только деньги, но и определенная дисциплина экономической политики. При любом другом варианте другие средства будут потрачены на закрытие дыр, а не на реформирование экономики. Возобновление сотрудничества с фондом будет лучшим сигналом для инвесторов. Конечно, это при условии, что оно реально будет продолжаться, а не остановится спустя некоторое время, как уже бывало.
Тантели Ратувухери,
эксперт UniCreditBank
- В целом ситуацию на валютном рынке можно охарактеризовать как нервозную, непаническую, управляемую, хотя есть какие-то стремления нагнетать страхи, спровоцировать ажиотаж.
Несмотря на шум о том, что население скупает валюту, на самом деле объем чистой покупки достаточно умерен, в среднем на уровне 560 млн долл. в месяц в сентябре-ноябре 2013-го. Для сравнения, среднемесячный объем чистой покупки наличной валюты в этот период в 2010–
2012 гг. составлял порядка 1,3 млрд долл. Таким образом, население (или правильнее будет сказать, субъекты наличного рынка) в действительности покупает в 2,3 раза меньше валюты, чем обычно делает в эти месяцы.
Что касается валютных вкладов, то население изъяло из банков всего 182 млн долл. в октябре-ноябре - в два раза меньше, чем за февраль-март этого года. А в целом за 11 месяцев за каждый доллар, который население забирало из банков, оно вкладывало 1,60 долл.
Движение валютного курса также не дает особого повода для волнения. Нужно отметить, что, с одной стороны, курс гривни последовательно и однообразно девальвировал в этом году на наличном рынке, оставаясь более-менее стабильным на межбанке. А 4–5 декабря произошло резкое отклонение курса вверх от этой базовой траектории, после чего курс сразу же вернулся в свое обычное русло. При этом не исключено, что Национальный банк преднамеренно допускает долгосрочное снижение курса, учитывая, что в этом году вообще ожидался курс на уровне
8,4 грн за доллар США, а валютная политика нацелена на постепенный переход к гибкому механизму курсообразования.
Если страна пройдет новогодние праздники и весь январь в достаточно спокойной обстановке, то ситуация более или менее выровняется к началу февраля.