Экс-советник главы Днепропетровской ОГА Юрий Голик: "Мы хакнули систему"

12 июля, 2019, 17:09 Распечатать Выпуск № 27, 13 июля-19 июля 2019г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Президент Владимир Зеленский уже уволил нескольких председателей областных государственных администраций.

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Экс-советник главы Днепропетровской ОГА Юрий Голик: "Мы хакнули систему"

Некоторые из них после проигрыша на выборах Петра Порошенко подали в отставку сами, другим пришлось сложить свои полномочия по инициативе нового главы государства.

Опыт последних пяти лет показал, что не все губернаторы оказались эффективными, как и далеко не всех можно считать людьми не на своем месте. Децентрализация власти, начавшаяся в 2015 году, давала им всем значительно больше места для маневра - больше денег, больше свободы в принятии решений, меньше отчетов перед Киевом. Уже бывший глава Днепропетровской ОГА Валентин Резниченко в полной мере воспользовался представившимися ресурсами и свободой и за четыре года своей работы сумел реализовать сотни инфраструктурных проектов: начал масштабный ремонт дорог региона, перевел все закупки в ProZorro, строил и реконструировал десятками школы, детские садики, стадионы, больницы, водоводы и так далее. Тем не менее он тихо ушел. Все это время с ним работал его советник Юрий Голик, которому приписывают создание ультрасовременных школ и детских садов и множество других ставших знаковыми проектов. Наибольшего успеха команда Резниченко, в которой Голик играл одну из ключевых ролей наряду с другими советниками и волонтерами, достигла именно в дорожной сфере. Как они все это сделали и что необходимо сделать еще? Рассказывает Юрий Голик.

- Юрий Юрьевич, Валентин Резниченко проработал губернатором дольше всех его предшественников. Это правда?

- Да, 1557 дней. Столько до Резниченко не работал никто.

- Вы считали дни, когда сможете уйти?

- Никто из нас не планировал работать в облгосадминистрации. Мы занимались бизнесом, причем очень успешно, и видели себя только в нем. Но когда началась война и когда стране нужны были менеджеры, Резниченко согласился возглавить сначала Запорожскую, а затем Днепропетровскую область и пригласил меня. Конечно же, быть во власти вечно не входило в наши планы. Мы открыто говорили о том, что обязательно уйдем, когда настанет время. Оно пришло. Но перед этим сделали много хороших вещей, потому что нельзя быть хорошим менеджером в бизнесе и плохим в госуправлении. Так что считались не дни до ухода, а время, которое отпущено, чтобы сделать что-то еще.

- Каков результат вашей работы?

- Мы в 14 раз увеличили расходы на инфраструктуру в области - до 4 миллиардов гривен в год только в областном бюджете, сделали более 500 дорог, построили с нуля и реконструировали 60 детсадов, несколько десятков школ, внедрили почти в каждой из них инклюзивное образование, построили несколько парков, в том числе инклюзивный, 40 медицинских учреждений, более 20 стадионов, спортивных комплексов и бассейнов, реализовали 60 экологических проектов - от расчистки водоемов и защиты от подтопления до зарыбления озер и рек, построили 55 водоводов и на 90% обеспечили людей питьевой водой, построили 100 котельных, а города Покров и Марганец вообще отказались от газа, вся область потребляет газа на 23% меньше… У нас презентация-отчет о сделанном нами заняла около 300 страниц, и все равно туда все не поместилось.

- Перечень действительно длинный.

- Он будет дополняться и после нас, потому что мы построили эффективную систему. Точнее, мы ее "хакнули" - разобрались, почему она не работала раньше, и переписали код. Теперь она работает.

- Вам не кажется, что система может работать ровно до тех пор, пока во главе стоит определенный человек с определенными навыками и мотивацией, а стоит прийти другому, как все рухнет?

- Безусловно, от человека, от руководителя, от менеджера многое зависит. С другой стороны, мы показали успешный кейс. Так почему бы им не воспользоваться?

- Но далеко не все в Днепропетровской области остались довольны вами...

- Конечно, не все, потому что за такой срок невозможно сделать все дороги, например. Поэтому мы делали их там, где они нужнее всего. Более того, от нас хотели ямочного ремонта, а Резниченко решил, что если уже делать что-то, то пусть это будет капитальный ремонт и новые дороги. В то время как у нас принято ремонтировать дороги участками, Резниченко ввел принцип ремонта дорогами: или дорога должна быть качественной от начала и до конца, или незачем тратить деньги налогоплательщиков на ремонт ее участка, который все равно бесполезен. Кроме того, не то что из Киева не видно, что происходит в регионах, даже из Днепра трудно разглядеть, что нужно тому или иному району, селу, поэтому проблемами этих районов и сел должны заниматься те, кого тамошние жители выбрали: мэры, старосты, депутаты. Именно они должны знать, что нужно их избирателям, и с этими знаниями они должны прийти в ОГА и договориться о помощи. Мы всегда тепло встречали таких визитеров, совместно решали, что можем сделать, и делали. Но если депутат наплевал на людей и забыл о них, если мэр - бездарь, то ничего сделано не будет. В таких случаях все обвинения летели в наш адрес, но мы на это отвечали: "Это же вы выбрали вашего мэра или депутата! Выберете другого, а не эту бестолочь!". Часто нас не понимали. Люди не всегда видят зависимость между своим выбором и качеством жизни. А она есть.

- Откуда у вас ресурсы на такое количество проектов?

- Это все - следствие децентрализации власти. Все регионы и местные бюджеты оставляют большую часть налогов у себя, а не отправляют в Киев, в госбюджет. Так, на 60% бюджет области состоит из налога на доходы физлиц. То есть все, что мы делали, в буквальном смысле было за счет налогоплательщиков области. За это мы постоянно говорили им спасибо. Наша заслуга в том, что мы перевернули структуру областного бюджета, убрав из него идиотские статьи типа 3 миллионов долларов в год ранее на освещение деятельности ОГА, снизили затраты на энергоносители, переводя на альтернативное отопление целые города, оптимизировали структуру самой ОГА и так далее и максимум возможного переносили из бюджета проедания в бюджет развития. И в этом году бюджет развития области составил 62% от всех собственных доходов - это те деньги, которые мы можем вкладывать в развитие инфраструктуры. До нас эта сумма не превышала 5%.

- Но этих денег явно не хватит на все дороги, верно?

- Их, конечно, не хватит на все дороги в рамках одного года. Но это же не только вопрос одной суммы, которую нужно вложить в дороги, чтобы всем стало хорошо. Это целый комплекс мер и задач, это и вопрос времени. Потому что невозможно сделать все и сразу. Но сделать все шаг за шагом - реально.

Смотрите, у нас есть дороги внутри населенных пунктов области, они находятся на балансе местных рад, и их могут ремонтировать сами рады и ОГА. И таких дорог 18 045 км.

Есть трассы категорий М, Н, Р и Т - международные, национальные, региональные и территориальные. Эти трассы находятся на балансе Укравтодора, который не подчиняется ОГА. В каждой области у Укравтодора есть Служба автомобильных дорог - это орган, на балансе которого де-юре каждая трасса в области. И облавтодор - часть Укравтодора и его бессменный подрядчик. Таких трасс в области сейчас 2990 км. Это самые загруженные и самые важные дороги в области.

И есть дороги категорий О и С - областные и сельские. Это дороги, переданные с 1 января 2018 года Укравтодором на балансы всех ОГА. Это самые убитые дороги между селами, которым государство никогда не уделяло вообще никакого внимания. Таких дорог в нашей области 6181 км.

Когда я говорю, что за четыре года нашей работы в ОГА мы отремонтировали более 500 дорог в населенных пунктах Днепропетровской области, это значит, что по сути мы их построили заново. И чтобы эти дороги стояли и после нас, все наши подрядчики подписали пятилетнюю гарантию: во всех случаях, кроме движения перегруженного транспорта, они обязаны чинить дороги за свой счет. И они это делают. Количество отказов выполнить условия гарантии - менее 3%, и тот, кто отказался, получил уголовные дела.

- А если считать сделанные вами дороги в километрах, сколько получится?

- Более двух тысяч.

- Это много или мало?

- Все познается в сравнении. Это в две тысячи раз больше, чем делали до нас. Но нужно сделать еще в пять–шесть раз больше за ближайшие два–три года. И вы учтите, что мы сделали за Укравтодор и его работу тоже, подменив его собой и областным бюджетом в ущерб новым школам.

- Зачем?

- Затем, что между Днепром и Запорожьем не было нормального автосообщения. Два крупнейших промышленных центра страны не могли сообщаться из-за убитости дороги. А Укравтодор не спешил приводить в порядок эту дорогу, начав ее делать в 2017 году и забросив в 2018-м.

- То есть обычная ОГА сделала дорогу национального значения?

- Мы финансировали ее капитальный ремонт Укравтодором. Мы достроили печально известный ранее долгострой на въезде в Днепр со стороны Запорожья - мост на объездной Днепра, начатый и брошенный "крепкими хозяйственниками" в 2012 году. Страшно вспоминать, что долгие годы водители в этом месте вынуждены были делать петлю в буквальном смысле. Эта дорога и мост стояли заброшенными много лет. Мы сделали мост за 42 дня. И еще 65 дней оформляли документы на ввод его в эксплуатацию. Это тоже объект Укравтодора, профинансированный за счет областного бюджета.

К счастью, с 2018 года мы вместе с Укравтодором возобновили строительство новой трассы Днепр-Решетиловка. Это будет четырехполосная трасса в обход всех населенных пунктов. Мы строим свою часть трассы, а Полтавская область - свою.

Более того, чтобы уберечь наши дороги от разрушения перегруженным транспортом, мы вместе с мэрией Днепра построили несколько габаритно-весовых площадок и добиваемся от "Укртрансбезопасности" делать свою работу.

- Как вы находили и отбирали подрядчиков на такой объем работ?

- Торги всегда велись только через ProZorro, и неважно, о дорогах идет речь или о строительстве садика. Это уникальная система, которую мы внедрили одними из первых в стране. За четыре года предприниматели Днепропетровской области заработали в ней 120 миллиардов гривен. Подрядчиков отбирает система ProZorro. А мы настраивали критерии отбора путем прописывания требований к ним в зависимости от сложности объекта строительства. Ведь очевидно, что вчера зарегистрированная компания без техники и людей в штате дорогу не построит. Поэтому мы выступили драйвером процесса создания дорожно-строительных компаний в области и их развития.

Верстая каждый новый областной бюджет, мы мониторили количество дорожно-строительных компаний, работающих в области. Затем мы их делили на группы: например, эта компания может строить междугородние трассы, эта - сельские дороги, а эта - городские. И мы понимаем, кто в каких торгах в ProZorro будет участвовать, потому что квалификационные требования к каждой дороге у нас тоже разбиты на уровни сложности. Мы прогнозируем, какой будет конкуренция. Скажем, мы понимаем, что маленькая компания не пойдет строить трассу Днепр-Запорожье, потому что не имеет достаточно мощностей и опыта. А компания, которая строит эту трассу, не будет заниматься сельской дорогой, потому что у нее масштабы побольше, ей проще и выгоднее тянуть по несколько полос между городами, чем делать простые дороги в разбросанных по области селах. Затем мы собираем дорожные компании и спрашиваем, какие у них инвестиционные планы на ближайший год, что они предполагают купить из техники, сколько нанять новых рабочих. Нас интересует, сколько тонн асфальтобетона они готовы произвести, и так далее. Благодаря тому, что администрация области начала вкладывать деньги в дороги, среди частных строительных компаний началась достаточно жесткая конкуренция. Когда в 2015 году Резниченко стал губернатором, в области была всего одна компания, способная что-то строить, да и то с одним старым-старым заводом, который больше чадил, чем выпускал асфальт. Теперь у нас образовался переизбыток мощностей. И мы хотели их задействовать все, чтобы сделать больше дорог и как можно быстрее.

- А какие зарплаты у работников этих компаний?

- Мы задавали этот вопрос подрядчикам. И они сказали, что, если человек работает усердно, заработать 1000 евро - не проблема. И если кто-то до того ездил на заработки в Польшу, то теперь может получать эти деньги, живя и работая дома.

- Как думаете, нужно ли ликвидировать Укравтодор?

- Это вопрос дискуссионный. Мы уже фактически ликвидировали облавтодор, - не заказываем ему работы, потому что у него нет техники, у него только бухгалтеры. За что им платить по 100 миллионов гривен в год из бюджета просто на их содержание, я не понимаю. Уверенно могу лишь сказать, что реформы в Укравтодоре не состоялись, в противном случае его работа была бы видна каждому. Но не сегодня. Укравтодор может делать больше и лучше. Это полный бред, когда десятый год мусолят одну трассу Киев-Одесса. Это идиотизм, когда трассу Киев-Полтава не могут закончить уже который год. Нужно строить больше и быстрее. Ресурс для этого в стране есть.

- Отдельного внимания заслуживает ваша работа по ремонту и строительству школ и детских садиков. Многие видели их фото. Они действительно какие-то футуристические, точнее, несоветские. И возникает забавный вопрос: а что, так можно было?

- Почему нет? Пока мы с вами говорим, Днепропетровская облгосадминистрация, в которой мы уже не работаем, строит и реконструирует более 30 школ одновременно. И все школы, которые мы сделали, - это лучшие школы Украины.

У нас была возможность сделать традиционный ремонт школ: починить крышу, полы и записать это в список своих достижений. Но это не могло нас устроить. Потому что это в конечном итоге не меняет качество обучения детей. Поэтому мы взяли местных талантливых архитекторов и поставили им задачу разработать такие проекты школ и садиков, чтобы от них не осталось советского духа, чтобы были использованы современные материалы и технологии, чтобы детям и учителям было комфортно.

Помимо самой школы, которую мы полностью меняем снаружи и внутри, рядом приводим в порядок всю территорию. Строим новый школьный стадион. Делаем парк. Зачастую школа и стадион - это 4 га территории, которую мы строим заново. Все наши школы - как НЛО на фоне окружающей их действительности. В каждой школе есть интерактивные доски. Странно в XXI веке, когда у каждого ребенка есть смартфон или планшет, писать мелом на доске.

- Садики делали по такому же принципу?

- Мы пропустили идею садиков через себя, через свое личное отношение к ним. Мы сами много лет назад и наши собственные дети сейчас вынуждены ходить в садики советского типа со всеми вытекающими отсюда последствиями: удручающие помещения, отвратительный запах топленого молока, на игровых площадках - сваренные из железа кораблики, которые уже заржавели, и так далее. Как в этих условиях воспитывать психически здоровых детей? Как этим детям в таком окружении привить чувство вкуса? Мой ответ: никак. В таких садиках мы калечим детей и растим из них озлобленных, лишенных творческого начала зомби.

- Говорят, что вы сильно переплачивали, когда строили футбольные поля и стадионы в селах. Чем это объясняется?

- Не переплачивали. Мы просто их строили. Если сравнивать с тем, что там можно было сделать, как все обычно делали раньше, тяп-ляп, то да, мы тратили больше. Потому что у нас везде лежат полноразмерные футбольные поля с профессиональным искусственным покрытием, профессиональное легкоатлетическое покрытие беговых дорожек, отдельные площадки для баскетбола, волейбола и мини-футбола, зоны воркаута, детские площадки и так далее. Но мы в итоге получали самую современную инфраструктуру, которая прослужит лет десять минимум. Долгие годы считалось, что государство должно потратить мало денег и построить на них что-то ужасное. Очевидно, что мы никогда не взрастим нового Андрея Шевченко, если дети будут играть на лугах для выпаса коров. Дети должны играть на таких же полях, на каких проводят чемпионаты мира. И паркет в баскетбольной площадке должен быть таким же, как и в NBA. Так что, да, мы тратили больше, чем могли бы потратить, делая тяп-ляп, но оно того стоит.

- У вас особая страсть к книгам. Вы увлечены бук-кроссингом и сделали его политикой ОГА. А еще вы признавались, что пишете книгу. О чем? Для кого?

- Я много читаю. И когда появилось мировое движение бук-кроссинг, я решил, что буду книги дарить - школам, больницам, госучреждениям. Мы разработали полки в виде английского слова READ, и я с моими коллегами и друзьями наполняем их книгами. Так мы подарили тысячи и тысячи книг. И я приветствую, когда в школах эти книги берут дети, и я просил учителей не ругать их, если книги не возвращались. Пусть читают. Это, кстати, было проблемой. Проблемой восприятия. Когда учителя привыкли, что если в школе появилось что-то красивое и то, чего раньше не было, оно должно быть под замком. Нет. Категорически нет. Школа - это открытое образовательное пространство для детей, в котором им можно делать все, что дает им новые знания.

А моя книга будет о нашей работе в ОГА. Было бы здорово, если бы ее написал Резниченко, но он считает, что дела говорят о нем больше, чем слова. А я считаю, что обязан поделиться со всеми, кто будет после нас, нашим опытом. Я описал буквально каждый объект, который мы строили, рассказал в книге, как мы это сделали. Пользуйтесь. И вообще каждый чиновник, уходя с должности, должен написать книгу - знаниями нужно делиться. Должна быть институциональная память.

- А в чем была ваша мотивация что-то делать?

- Мы бизнесмены, и мы хотим работать и жить в богатой стране. Наша мотивация - рост капитализации страны. Не более и не менее. Любой бизнесмен понимает, что есть капитализация его компании. Капитализация любого бизнеса зависит от страны, в которой он ведется. Богатая и развитая страна, большой рынок, много потребителей - высоко оцененный бизнес. И наоборот.

- Вам поступали предложения поработать в других госорганах? Согласитесь?

- Да, и не одно. Что несколько неожиданно для нас. Нам казалось, что в фокусе внимания всех всегда Киев и центральные органы госвласти, и что никому нет дела до происходящего в отдельно взятой ОГА. Но оказалось, что наши результаты многим интересны, как и наш опыт. Понимаете, мы же менеджеры, не политики. Нас можно пригласить под конкретную задачу, и мы ее решим. Но я уверен, что за каждой командой менеджеров должна идти команда политиков, которая их закрывает от сумасшествия со стороны, объясняет обществу, что менеджеры делают, и продает их успехи. Мы приняли для себя решение вернуться в бизнес. Но если от какой-то команды политиков или политика, чьи жизненные ценности нам близки, поступит предложение включиться в решение интересной задачи, которая может стать еще одним прекрасным кейсом "как получилось", думаю, согласие будет.

- Недавно появилась информация о том, что вы оставили после себя пустой бюджет области. Насколько это соответствует действительности? Если не соответствует, откуда такая информация могла появиться и почему?

- Это фейк. Бюджет - с деньгами, они расходуются на множество проектов, и все идет по плану, утвержденному облрадой, ведь мы же не могли тратить деньги налогоплательщиков, как нам взбредет в голову. Любое наше решение всегда единогласно голосовалось и всеми депутатами облрады, и всеми ее комиссиями. Все, что мы делали в области, - все стройки, садики, школы, дороги и так далее - это плод совместных решений и усилий ОГА и облрады. Но, видимо, кому-то понадобилось сделать Резниченко и тех, кто с ним работал, токсичными. Я и представить себе не мог, что в ход пойдут такие манипуляции. К счастью, это все прозвучало так нелепо, что мало кто в это поверил. Достаточно начального финансового образования, чтобы понять, что это все не соответствует действительности и напоминает скорее чью-то неудачную шутку.

- По нашим данным, Днепропетровскую область хочет контролировать Игорь Коломойский, и для этого он лоббирует на должность нового главы ОГА Святослава Олейника. Какие последствия этого назначения могут быть? Это хорошо для области или нет? Вы можете сказать, что Олейник - ваш преемник?

- Я могу комментировать только свои планы и больше ничьи и в принципе не могу владеть никакой информацией о чьих-то планах, но тоже слышал о том, что Святослав Олейник в офисе президента рассматривался как кандидат на должность главы ОГА. Что неудивительно, ведь он в области человек известный. Более того, когда мы пришли в 2015 году в ОГА, Святослав был здесь, и еще длительное время мы работали в ОГА вместе. Позже он стал первым заместителем главы областной рады, и все, что мы сделали в области, мы сделали в том числе вместе с ним, воплощая и многие его идеи. В развитии области все эти четыре года точно есть его огромная заслуга. В любом случае, независимо от того, кто придет после нас, мы готовы помочь, если наша помощь потребуется, ведь мы хотим, чтобы то, что мы делали, получило развитие и дальше.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК