Будет ли использован шанс на внедрение в Украине европейских принципов сельского развития?

26 июня, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №23, 26 июня-3 июля

Игнорирование же потребностей села и крестьянства в разработке механизмов развития крупного и среднего агробизнеса в Украине, вытеснение малых производителей сельскохозяйственной продукции — семейных крестьянских и фермерских хозяйств — на обочину сельскохозяйственной системы (даже при предоставлении им государственной поддержки) вместо имплементации в эту систему будет свидетельствовать об отделении сельского хозяйства от сельской экономики и, собственно, от природоресурсных и социальных истоков своего существования.  

 

В течение последних двух месяцев в стране проходит общественное обсуждение проекта Единой комплексной стратегии развития сельского хозяйства и сельских территорий на 2015–2020 гг., разработанного под эгидой Министерства аграрной политики и продовольствия и обнародованного на сайте ведомства. В рамках этого обсуждения в Институте экономики и прогнозирования НАН Украины в середине июня с.г. состоялись общественные слушания "Украинское село и крестьянство в условиях холдингизации: будут ли в Украине внедрены европейские принципы сельского развития". Представители Ассоциации фермеров и частных землевладельцев, Аграрного союза, Союза содействия развитию сельского зеленого туризма, Всеукраинского союза сельских и поселковых советов, общественного академического объединения "Платформа знаний — Аграрное развитие и сельские инновации", других общественных объединений, работники учреждений Национальной академии наук и Национальной академии аграрных наук, аграрных университетов Украины обсуждали положения проекта стратегии, касающиеся интересов села, крестьянства и сельских общин.

По результатам обсуждения была принята резолюция, которая направлена Министерству аграрной политики и продовольствия Украины для учета позиции участников слушаний при подготовке окончательной версии документа. Общий тон резолюции: все разделы будущей стратегии необходимо привести в соответствие с задекларированным названием — единая и комплексная, что предполагает сочетание интересов крупных, средних и малых производителей, направив их на обеспечение экономической, экологической и социальной безопасности в сельской местности, а значит, на достижение целей сельского развития.

Проект Единой комплексной стратегии развития сельского хозяйства и сельских территорий на 2015–2020 гг., представленный на обсуждение общественности, разработан по восьми направлениям (разделам): 1) приближение законодательства Украины в агропромышленном комплексе к законодательству ЕС; 2) дерегуляция в агропромышленном комплексе; 3) факторы производства в агропромышленном комплексе; 4) развитие аграрной политики в сфере науки, образования и инноваций; 5) управление производством и рынками в АПК; 6) государственная поддержка и налогообложение в сфере сельского хозяйства; 7) развитие сельских территорий; 8) управление ресурсами в сельском хозяйстве. В каждом разделе выделены несколько (2–4) подразделов, посвященных решению наиболее актуальных задач соответствующего направления стратегии. В разделе по развитию сельских территорий (7) внимание сфокусировано на следующих трех проблемах: поддержка малых производителей сельскохозяйственной продукции (личные крестьянские хозяйства, фермерские хозяйства семейного типа и малые сельскохозяйственные предприятия); повышение качества жизни и диверсификация хозяйственной деятельности в сельской местности; сельское развитие на базе общин.

Во всех разделах проекта стратегии прописаны приоритетные меры по решению отдельных задач, которые, вне всякого сомнения, будут способствовать достижению цели стратегии — повышению конкурентоспособности аграрного сектора, облегчению бизнес-деятельности, выходу отечественной продукции на рынки ЕС и т.п. Вместе с тем в проекте документа не чувствуется твердой нацеленности на преодоление структурных деформаций, которыми сейчас отягощен этот сектор: дуально-поляризованного организационного устройства, сырьевого характера производства и экспорта, истощающего типа использования природно-ресурсного, социального и инфраструктурного потенциала села и др. За набором целей и приоритетов не просматривается формирование целостной системы взаимосвязанного аграрного и сельского развития, функционирующей в странах — членах ЕС.

По мнению принимавших участие в слушаниях представителей гражданского общества, разработчиками проекта стратегии не в полной мере учтен тот факт, что украинский аграрный сектор в своей рыночной трансформации до сих пор находится в переходном состоянии. Не завершена не только земельная, но и в целом аграрная реформа и, что самое главное, не изменена ее институциональная основа. Стратегия должна была бы задекларировать становление в Украине к 2020 г. модели устойчивого, многофункционального сельского хозяйства, которое вместе с производством продовольствия, сырья и энергии удовлетворяет другие потребности населения и предоставляет общественные услуги. Среди них: формирование качественной жизненной среды и создание условий для занятости в сельской местности, укрепление местных общин, сохранение окружающей среды, традиционных сельских ландшафтов, биоразнообразия и безопасности продовольствия. Организационная структура сельского хозяйства, землевладения и землепользования, государственная поддержка и т.п. должны формироваться согласно тому, насколько субъекты хозяйствования обеспечивают такую многофункциональность и создают общественные блага.

В этом контексте с целью приближения украинского законодательства к европейскому в сфере организации производства необходимо предусмотреть законодательное нормирование организационной структуры аграрного сектора путем формализации существующего аграрного устройства, представленного тремя категориями производителей:
1) семейными (индивидуальными) крестьянскими и фермерскими хозяйствами;
2) корпоративными хозяйствами, 3) агрохолдингами. В соответствующем законе следует дать определение каждой из указанных категорий производителей, изложить критерии отнесения к ним хозяйствующих субъектов, установить особенности организации хозяйственной деятельности, порядок регистрации и отчетности (в том числе для холдингового типа на консолидированной основе). По европейскому примеру, основой аграрной системы Украины нужно признать индивидуальные и семейные хозяйства, базирующиеся на частной собственности на землю и труде их членов.

Формализация трех категорий производителей сельскохозяйственной продукции нужна не только для упорядочения отечественной сельскохозяйственной системы. Она даст основания для дифференциации аграрной политики и налогообложения субъектов хозяйствования в аграрном секторе. При этом может и должно быть учтено участие разных категорий производителей в достижении целей сельского развития.

Достижение целей сельского развития в процессе усовершенствования земельных отношений связано, прежде всего, с созданием условий для защиты прав и интересов владельцев мелких земельных участков в результате усиления их конкурентоспособности на рынке аренды земли. Это возможно, прежде всего, путем законодательного нормирования самоорганизации владельцев земельных участков (паев) для получения ими большей выгоды от передачи в аренду общего земельного массива. Нужно обеспечить и первоочередное право, а также способность индивидуальных (семейных) крестьянских и фермерских хозяйств приобретать земельные участки для сельскохозяйственного производства, осуществить нормирование максимальных размеров площадей и минимальных цен при покупке (аренде) угодий сельскохозяйственного назначения. Необходимо обеспечить и реализацию интересов сельских общин на рынке земли. Для этого нужно наконец-то решить вопрос о передаче в распоряжение местных общин земель резерва и запаса, находящихся на территории соответствующих административно-территориальных образований (сельских, поселковых, городских советов), разработать и внедрить механизмы изъятия земель на приоритетно важные общественные потребности.

Обеспечение взаимосвязанного развития сельского хозяйства и села предполагает реализацию существенных мер по обновлению человеческого потенциала сельских общин. С этой целью в ближайшее время необходимо приступить к запуску системы беспрерывного образования взрослого сельского населения для реализации трех ключевых образовательных функций: компенсаторной — для наверстывания упущенного в предыдущей системе образования; адаптивной — приспособления к быстро меняющимся условиям; развивающей — направленной на активацию творческого потенциала крестьян. Неотложным является внедрение государственного заказа на подготовку семейного фермера как специалиста широкого профиля с предоставлением ему гранта на открытие семейного хозяйства (включая приобретение земли) и создание государственной сети сельских консультационных служб, ориентированных на непосредственную работу с сельскохозяйственными производителями, сельскими домохозяйствами и населением. К 2020 г. важно было бы запустить и систему сетевого образования организаторов общин непосредственно в селах/поселках, которая помогала бы формированию общины, развитию ее потенциала, учила бы стратегическому планированию и многоканальному финансированию локального развития.

Участники слушаний затронули и вопрос о внедрении гендерного подхода к функционированию аграрного образования ради преодоления негативных последствий вертикальной и горизонтальной сегрегации труда в сельском хозяйстве; расширении специализированных производственных знаний женщин-фермеров; продвижении привлекательности карьеры в сельском хозяйстве у женщин.

В сфере государственной поддержки и налогообложения в сельском хозяйстве целесообразно обусловить предоставление любого вида поддержки субъектам хозяйствования достижением определенных целей сельского развития; ограничить объемы поддержки одного бенефициара параметрами среднего хозяйства (по площади, поголовью, объему реализации и т.п.); увеличить объемы финансирования программ сельского развития в системе бюджетного субсидирования аграрного сектора; внедрить программы поддержки модернизации семейных крестьянских и фермерских хозяйств; ввести государственный заказ и гарантировать семейным крестьянским и фермерским хозяйствам право первоочередной поставки производимой ими агропродовольственной продукции беднейшим слоям населения (в рамках программы продовольственных субсидий) и местным учреждениям социального назначения.

Сельское развитие неразрывно связано с жизнью сельских общин. Поэтому очень важно, чтобы в процессе реформирования административно-территориального устройства Украины и местного самоуправления сельские общины (жители сельских населенных пунктов) сохранили возможность и получили большую способность самостоятельно решать проблемы своей жизнедеятельности с использованием местных ресурсов. С этой целью нужно предусмотреть предоставление жителям сел конституционных гарантий относительно:

— представительства и защиты их интересов в органах местного самоуправления через избранного ими старосту как должностное лицо местного самоуправления;

— закрепления за сельскими общинами хозяйственной территории как пространственной базы их развития, включающей площадь поселения и близлежащую территорию;

— права пользования и распоряжения объектами и имуществом коммунальной, собственности, находящимися в пределах их хозяйственной территории и предназначенными для обслуживания членов общины;

— права выбора формы доступа к общественным услугам (образованию, здравоохранению, социальному обеспечению и т.п.) с использованием адекватной части бюджетных средств, выделяемых на соответствующие цели в объединенной общине.

Необходимо также гарантировать общинам сел, входящим в состав объединенной общины, финансовые возможности для саморазвития. С этой целью нужно принять закон Украины "О фонде села", согласно которому объединенная территориальная община в пределах своего бюджета на пропорциональной основе выделяла бы средства для реализации проектов развития сел на каждый бюджетный год.

Учет изложенных предложений в окончательном варианте проекта стратегии будет способствовать приближению основных принципов развития украинского сельского хозяйства и села к тем, на которых строится Общая аграрная политика ЕС. Игнорирование же потребностей села и крестьянства в разработке механизмов развития крупного и среднего агробизнеса в Украине, вытеснение малых производителей сельскохозяйственной продукции — семейных крестьянских и фермерских хозяйств — на обочину сельскохозяйственной системы (даже при предоставлении им государственной поддержки) вместо имплементации в эту систему будет свидетельствовать об отделении сельского хозяйства от сельской экономики и, собственно, от природоресурсных и социальных истоков своего существования.

 
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 6
  • talymon talymon 29 червня, 21:15 У підпольській Україні (Волинь) перед самою війною влада затіяла процес розселення господарів з сіл на хутори, консолідуючи при цьому навколо нових хуторів усі нерідко дуже сильно розкидані земельні наділи хазяїв. Звичайно, попередньо була проведена ретельна оцінка якості усіх земель, щоб процес консолідації був адекватним. І ніхто при цьому не турбувався стосовно неефективності чи шкідливості такого очевидного подрібнення сільських общин. Бо подібної неефективності не може існувати у природі, якщо є господар... З іншого боку, волюнтарист Хрущов, як багато хто пам'ятає, напевно, затіяв був зворотній процес на селі, тобто зселення хуторів і невеличких сіл до більших.( Вийшов закон про зселення хуторів. Закон хороший, правильний. Не жити ж людям вовками поза селами, самотньо, як на висилці (Юрій Збанацький, Єдина, 1959, 22)).Що це був за процес і які мав руйнівні наслідки, добре описала покійна нині академік Тетяна Заславська. Що ж роблять нині наші менеджери диявола і хто тоді совок? согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно