В предыдущем материале мы попытались разобраться в причинах провала донорской конференции в Лугано в прошлом году.
Но как не упустить новый шанс, который представится нам на следующей конференции в Лондоне в июне этого года? Как сделать так, чтобы восстановление Украины стало наиболее масштабным проектом в мире за последние уже почти 80 лет, тем более что многие потенциальные инвесторы и действующие политики называют Украину The Next Big Thing для Европы и мира?
Формула восстановления Украины
Начну с того, что еще в мае 2022 года Влад Рашкован из МВФ на платформе Лондонской школы экономики организовал Форум по реконструкции, на который пригласил представителей практически всех ключевых доноров, лидеров экономического блока власти, украинских и международных экспертов и представителей бизнес-объединений. Форум прошел продуктивно. Во время него были наработаны базовые решения, которые должны были стать основой для работы над Планом восстановления. Эти решения следующие:
- Start now. То есть, не ожидая дня победы Украины над агрессором (в любом допустимом формате), нужно начинать восстановление Украины и, соответственно, финансирование его нашими партнерами.
- Не восстановление, а модернизация. Этот тезис я раскрою ниже, но главное здесь в том, что нет смысла восстанавливать устаревшее, а Украина может рассчитывать на западную помощь в реализации радикальных изменений и прорывов. Запад не пугает возможная конкуренция со стороны Украины за инвестиции, бизнес, таланты.
- Лидерство Украины — в формировании собственного видения, определении приоритетов модернизации, формировании архитектуры распределения финансовой помощи.
- Инклюзивность — привлечение гражданского общества, включая украинский бизнес, как к планированию модернизации, так и к ее внедрению.
Но все это в работе Национального совета по восстановлению не учли. Более того, все сделали наоборот. И это мы подробно рассмотрели в предыдущем материале.
Как не допустить повторения ошибок при подготовке к конференции в Лондоне в июне 2023 года
Во-первых, мы должны вернуться к вопросу украинского видения в глобальном контексте. Dream big, как говорил Шимон Перес в Киеве.
Пока первую скрипку играют те, кто хочет сохранить имеющуюся систему, think tanks, подпевающие власти, экономисты-экстраполяторы (которые смотрят в прошлое и на кейсы, а не моделируют управленческие сценарии «из будущего»), антикризисные государственники-дирижисты, мы не продвинемся вперед.
В чем заключаются наши ключевые проблемы?
- Война. Мы должны победить в лучшем из возможных сценариев. Но война — не причина отсутствия инвестиций. И в 2021 году, и в 2019-м, и в 2012-м их было мало. И даже сейчас можно требовать больших объемов страхования военных рисков от наших партнеров для международных инвесторов.
- Низкий уровень защиты прав — и имущественных, и интеллектуальных. Рейдерство. Нечестные суды и высокий уровень коррупции. Засилье силовиков в экономике.
- Низкий уровень экономических свобод. Несоответствующие таможенная и налоговая системы. Зарегулированность. Кстати, именно это и является настоящей причиной коррупции.
- Низкий уровень сложности экономики. У нас сырьевая экономика не только в химии, агропромышленности, металлургии, но еще и в значительной степени в ІТ-сфере. Речь идет как о низком уровне переработки, так и о низкой добавленной стоимости экспортируемой продукции, в отличие от импортируемой (за исключением разве что энергоносителей). Так что, если инвестиции — то в развитие перерабатывающей экспортоориентированной промышленности.
- Депопуляция. И депрофессионализация секторов экономики вследствие трудовой эмиграции и низкого уровня профессионально-технического образования.
- Низкая производительность труда, устаревшие технологии (и здесь также важно говорить о модернизации производств и диджитализации экономики — моделирование в Национальной экономической стратегии это четко подтвердило).
Потенциал украинской экономики в пять раз больше довоенного. Во все наши «золотые времена» (такие как, например, 2002—2007 годы) мы проедали экономический рост, конвертируя его в импорт благ и скупку недвижимости вместо инвестиций в развитие.
Но новый «золотой век» наступит после нашей победы — если мы снова не превратим ее в экономическое поражение.
Так что самое время обратиться к мировым футурологам, прогрессивным экономистам, лидерам современного агро- и фудтех, финтех, 3D-принтинга, специалистам по безопасности, новой энергетике и технологиям строительства, передовым архитектурным бюро и предложить Украину как открытую страну-стартап для создания настоящего прорыва. Если мы опоздали с модерном, то постмодерн родится в Украине. Наиболее прогрессивная логистика, настоящая зона продовольственной безопасности мира, новый общественный договор и первая инфографическая Конституция, логистический хаб Азия—Европа с 24-часовой логистикой до любого европейского маркета — прорывные реалистичные идеи, которые вдохновляют нас и весь мир и должны стать основой Плана восстановления и модернизации Украины.
Во-вторых, Украина должна заявить о себе как глобальный субъект. Членство в НАТО, новая Ялта, Лига Наций 3.0, новая архитектура глобальной безопасности, Intermarium/Триморье — всюду Украина должна брать на себя лидерство. Пока команда президента фокусируется на текущих проблемах, мы будем проигрывать.
Да, к сожалению, стратегирования нет в государстве как института и мышления. В течение всех лет независимости. Но это можно и нужно изменить. В частности, решением третьей задачи.
В-третьих, и наши международные партнеры, и государственная власть должны признать необходимость расширения круга субъектов — стейкхолдеров Плана восстановления и модернизации Украины.
В формулу следует добавить международный бизнес. Поскольку те 600–800 млрд долл., которые понадобятся в следующие 7–10 лет для Украины, — это не только помощь наших партнеров и, надеюсь, замороженные российские активы, но и, прежде всего, частные инвестиции. Страхование инвестиций, членство в НАТО и гарантии безопасности необходимы, но этого недостаточно.
Важно также привлечь консолидированное гражданское общество включительно с объединенным в коалицию бизнесом. Кстати, 30–31 мая должен состояться Форум гражданского общества, а в начале июня — Форум коалиции бизнес-сообществ за модернизацию Украины, на которых, как можно ожидать, будет сформирована единая позиция относительно видения Украины, принципов создания государственных политик и Плана восстановления и модернизации Украины.
Но все это может оказаться временным. Страхи политической власти и призрак Порошенко за каждым действием гражданского общества заставляют ее игнорировать или вульгаризировать ГО, создавая свои фейковые общественные организации и считаясь лишь с западными бизнес-ассоциациями.
В-четвертых, нужно прийти к соглашению по поводу архитектуры и институционализации финансирования и реализации планов. За время, которое прошло после конференции в Лугано, позиции украинской власти и международных партнеров фактически не сблизились. Последние ожидают четкий план действий и прозрачную архитектуру системы финансирования, но вместо этого им предлагают те же инструменты — агентство на базе «Укравтодора» и Минфина. Так что мы могли существенно продвинуться накануне конференции, но так и не согласовали необходимую инфраструктуру.
В-пятых, необходимо учесть, что международный бизнес вкладывается туда, где активно работает бизнес местный, национальный. Где безопасно. Где есть система доверия и экономический рост. Где есть экономические свободы и привлекательная деловая среда. Развит фондовый рынок. Возрастает спрос и решены демографические проблемы. Если же национальный бизнес недоволен плохим бизнес-климатом и деинвестирует, это самый негативный сигнал, который не заглушить правительственными заявлениями. Международных инвесторов пугает не столько война, сколько непредсказуемость и непрозрачность, коррупция и слабая защита прав.
Накануне большой конференции в Лондоне нам — и государственной власти, и обществу — нужно выполнить домашнюю работу: наладить взаимодействие и согласовать видение и, по крайней мере, верхнеуровневый план действий по восстановлению и модернизации, включительно с Программой быстрого восстановления.
Международные партнеры ожидают, что Украина предъявит как решение на уровне государственных политик, так и конкретные проектные решения в ключевых сферах. Предложит прозрачную и инклюзивную архитектуру для финансирования и администрирования реализации планов. Выполнит свои обязательства относительно судебной и антикоррупционной реформ. Цель процесса, в котором конференция в Лондоне является очередным звеном, — создать систему, которая сделает возможными поиск, аккумуляцию и поступление финансового ресурса и расходование его на благо народа Украины и наше общее благо со стратегическими партнерами.
Иначе обоснованные сотни миллиардов помощи и инвестиций останутся ожиданиями, и Украина будет получать покрытие дефицита государственного бюджета лишь на время боевых действий.