От луганского провала к украинскому прорыву

Опрос читателей
Поделиться
От луганского провала к украинскому прорыву © Getty Images
Что следует учесть при подготовке к донорской конференции в Лондоне

Восстановление Украины станет наиболее масштабным проектом в мире за последние уже почти 80 лет.

Сама Украина могла бы предложить миру настоящий прорыв в новую эпоху — продвинутую модель безопасности и реагирования на вызовы, неокапитализм и новые экономические модели, киберократию и сервисное государство с адаптивными институтами, гетерархическое («плоское») общество и т.д. 

Но вместо этого мы рискуем, сохраняем коррупцию и устаревшие экономические подходы, подпитываем патернализм общества, не находим силы и волю, чтобы быть честными с самими собой и нашими партнерами.

Возможно, поэтому в мире до сих пор не появились институты и лидеры, которые взяли бы на себя роль новых Маршаллов в восстановлении Украины. Десятки как украинских, так и международных think tanks и университетов предложили свои идеи, но все это остается на уровне хороших документов, которые мало кто во власти читает.

Большие надежды возлагают на посвященные Украине международные конференции, организованные на высшем уровне. Такие как те, которые с начала широкомасштабной агрессии прошли в Лугано, Берлине, Париже в 2022 году, и та, которая должна состояться в Лондоне в июне 2023-го.

Поскольку прогресса в появлении лидерства, институтов или хотя бы Плана восстановления Украины пока не наблюдается, попытаемся разобраться в причинах этого на примере подготовки Украины к прошлогодней донорской конференции, чтобы не повторить ошибок.

4–5 июля 2022 года в швейцарском городе Лугано состоялась Ukraine Recovery Conference, посвященная планированию и финансированию восстановления Украины.

Многие из экспертов считают эту конференцию провальной. В частности, из-за того, что План восстановления так и не был ни официально принят Украиной, ни поддержан нашими партнерами. В кулуарах и после конференции представители наших партнеров удивлялись отсутствию внятного видения в позициях членов правительства, но главное — упрекали в том, что представленный план был слабым, не соответствовал ожиданиям доноров и дерзко выдавал совокупность проектов, многие из которых были сугубо коммерческими, суммарно на 750 млрд долл., за собственно план.

По официальной информации, к подготовительной работе в пределах Национального совета по восстановлению в 24 группах привлекли 2500 экспертов. Провели 200 заседаний, наработали 2000 страниц текста, собрали 900 общенациональных проектов.

Публично секретарь Национального совета по восстановлению Даниил Гетманцев заявлял также о работе Международной совещательной группы, правда, некоторые ее участники в личном разговоре опровергли свое участие в реальной работе над документом (дескать, были проведены только два заседания без рассмотрения фактического материала). Более того, у экспертов были многочисленные комментарии к документу, и они точно его не утверждали. Сам же Нацсовет по восстановлению, собственно, никогда не собирался — всей работой руководил его секретарь, фактически монополизировав совет.

Так почему в целом хорошие наработки многочисленных экспертов в рабочих группах не стали действенным планом? 

Причины провала Плана восстановления

Если подытожить, то причин провала представленного в Лугано Плана восстановления несколько.

1. Отсутствие видения

Началом работы должно было стать согласование стратегического видения Украины. Нужно было провести сценарный анализ. Целевые показатели должны были стать результатом социально-экономического моделирования (как это происходило во время работы над Национальной экономической стратегией).

Но все это не было сделано на уровне организации процесса. К чести координаторов и экспертов большинства групп должен сказать, что там произошла самоорганизация для определения секторальных стратегий и государственных политик, но это не исправило заложенную методологическую ошибку.

2. Отсутствие настоящего лидерства

Сопредседателями Национального совета по восстановлению назначили Андрея Ермака (руководителя ОП) и Дениса Шмыгаля (премьер-министра). Позже к ним присоединился и третий сопредседатель — Руслан Стефанчук (спикер ВР). Но на самом деле всю координацию взял на себя секретарь Нацсовета Даниил Гетманцев.

Почему именно его, человека, на которого бизнес и эксперты уже несколько лет подряд указывали как на носителя враждебных Украине экономических и социально-культурных идей, — оставим за пределами этого текста. Но вся методология работы и финальный результат стали заложниками взглядов человека, далекого от современной экономики. 

А для политических лидеров страны вся эта работа не была приоритетной. Следовательно, при отсутствии настоящего лидерства в планировании и дальнейшей реализации восстановления власть сосредоточена на текущих вызовах, а подготовка к донорской конференции провалена.

3. Методологическая ошибка

Работа 24 групп и сотен экспертов велась в слабо структурированном формате «снизу вверх», то есть без надлежащей единой основы и координации. 

Отсутствие стратегирования на государственном уровне — едва ли не самая большая наша ошибка с момента обретения независимости. И это постоянно выражается в нашей неготовности ни к вызовам, ни к прорывному экономическому и социальному росту.

4. Дерзость, но при этом отсутствие заявленных амбиций

Мы убеждены, что Украина должна стать The Next Big Thing для всего мира и, в частности, для ЕС.

Украина — это ответ на вопрос модернизации самого ЕС, а не бремя для наших партнеров.

Украина сейчас демонстрирует ценности, забытые на Западе, — смелость, самоактивацию, человечность, волю, искренность. 

Украина — словно сжатая пружина, которая сможет продемонстрировать значительный экономический и социальный рост после победы.

Вместо этого подавляющее большинство проектов, выступлений, идей являются вчерашними и вторичными — при низком уровне обоснования декларируемых финансовых потребностей. 

5. Несогласованность государственных политик

Полученный документ подтверждает не только несогласованность наработок по секторам, но и отсутствие четко определенных государственных политик, которые и должны быть основой дальнейшего планирования действий и проектов. 

6. Вульгаризированная инклюзивность 

Украинское общество — гетерархическое. Постоянные попытки меняющейся политической власти пренебрегать гражданским обществом приводят то к провалу реформ, то к майданам.

 В данном случае масштабные по объему и ошибочные по методологии наработки совместных правительственных, экспертных и общественных групп остались документами, а международным партнерам секретарь Национального совета представил другой документ, а именно наработки отдельной экспертной команды. 

Следовательно, несмотря на то, что план был неплохо проработан на некоторых уровнях, ему не хватило стратегического видения, детализации. И он точно не был инклюзивным и не соответствовал ни устремлениям гражданского общества (например, в части свобод, в частности, экономических), ни Национальной экономической стратегии (в которой, в частности, было четкое видение), ни социально-экономическим моделям.

Существует «растяжка» между лидерством и прозрачностью. Украинское государство хочет лидировать в проектах по восстановлению. В глазах Запада это часто выглядит, по меткому определению Валерия Пекаря, как «дайте денег и ни о чем не спрашивайте». Что, учитывая высокий уровень коррупции на государственном и местном уровнях, Запад не устраивает. В то же время сам Запад хочет максимальной прозрачности, которая в глазах украинцев выглядит как «денег не дадим, потому что знаем о вашей коррупции, а все решения будем принимать сами» — подход, явно неприемлемый для Украины. 

Но решение есть — и мы предложили его больше года назад. Если проблема не решена, добавляют еще одно рефлексивное измерение, чтобы такое решение появилось. Вместо дихотомии («Запад сам распределяет деньги на проекты по восстановлению» — «Украина сама решает, что и как восстанавливать на западные деньги») должен появиться треугольник — третьей точкой, делающей возможным взаимопонимание, должно стать гражданское общество (ГО) (в широком смысле: общественные организации, волонтеры, местные лидеры, бизнес-сообщества, think tanks и т.д.). В таком случае западные партнеры и гражданское общество совместно реализуют антикоррупционную повестку, а правительство и ГО вместе обеспечивают украинское лидерство в воплощении нашего общего видения.

7. Пренебрежение конкретикой

За амбициозными планами была позабыта Программа быстрого восстановления (Fast Recovery). Из-за чего де-факто Украина не получила не только гарантий относительно 750 млрд долл. на полный план, но и столь необходимые 17 млрд на текущее восстановление (на 2023 год эта цифра сокращена до 14 млрд). Отмечу, существует риск, что в Лондоне все будет как раз наоборот, и правительство станет просить партнеров о частичном покрытии затрат на быстрое восстановление, а вот глобальный План модернизации Украины будет снят с повестки дня. По крайней мере, по состоянию на сейчас не видна работа над подобным планом.

Без немедленного восстановления не будет победы — без восстановления мостов, дорог и электростанций невозможна эффективная оборона. Украина должна как можно скорее восстановить экономику, чтобы были рабочие места и поступления в бюджет. Но люди не везут детей туда, где нет школ. Не возвращаются туда, где нет работы. 

Также деньги могут поступить только в пределах финансирования проектов. Нам нужно подготовить тысячи проектов, тысячи проектных менеджеров на местном уровне, — и этим нужно начинать заниматься уже сейчас. 

8. Концентрация на восстановлении

Хотя в последних версиях документа под нашим давлением уже упоминается модернизация, основная работа велась именно в формате восстановления. Также отсутствие согласованных государственных политик, которые предусматривали бы модернизацию общества, человеческого капитала, экономики, общественно-политических отношений, правоохранительной системы, повлияло на упрощенный характер предложенных в плане решений.

Не должно быть разногласий между восстановлением, евроинтеграцией и модернизацией. Модернизацию Украина должна осуществить до евроинтеграции, чтобы не оставаться самой бедной страной Европы, потому что дерегуляцию, налоговую реформу, реформы в сфере развития человеческого капитала, дебюрократизацию государства легче провести накануне вступления в ЕС. В то же время модернизация невозможна без быстрого восстановления базовой инфраструктуры и возвращения трудовых ресурсов. Но и восстановление не в контексте модернизации увеличивает риск того, что наши международные партнеры будут считать поддержку выживания Украины достаточным уровнем помощи, а в самой Украине будет законсервирована постсоветская система в экономике, образовании, здравоохранении, государственном управлении и т.д.

Да, к сожалению, стратегирования нет в государстве ни как института, ни как модели мышления лидеров государства. Нет в течение всех лет независимости. Но это можно и нужно изменить.

Накануне большой конференции в Лондоне нам — и государственной власти, и обществу — нужно выполнить «домашнюю работу»: наладить взаимодействие и согласовать видение и, по крайней мере, верхнеуровневый план действий по восстановлению и модернизации, включительно с Программой быстрого восстановления.

Международные партнеры ожидают, что Украина предъявит как решения на уровне государственных политик, так и конкретные проектные решения в ключевых сферах. Предложит прозрачную и инклюзивную архитектуру для финансирования и администрирования реализации планов. Выполнит свои обязательства по судебной и антикоррупционной реформам. Цель процесса, в котором конференция в Лондоне является очередным звеном, — создать такую систему, которая сделает возможными поиск, аккумуляцию и поступление финансового ресурса и расходование его на благо народа Украины и общее благо нас со стратегическими партнерами.

Иначе обоснованные сотни миллиардов помощи и инвестиций останутся ожиданиями, и Украина будет получать покрытие дефицита государственного бюджета только на время боевых действий.

Подробнее о том, как сформировать План восстановления и модернизации Украины, — в следующем материале, который ZN.UA опубликует завтра.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме