Недавно Елена Дума впервые отчиталась о результатах работы Агентства по розыску и менеджменту активов (АРМА) — речь шла об успехах органа в 2023 году. Немало интересного мы увидели в отчете ведомства, много и того, чего мы там не увидели. Так что аргументированно оценим, изменилась ли качественно работа АРМА после смены руководства.
Что мы увидели и чего не увидели в отчете
Несмотря на изменения, пережитые АРМА в 2023 году, мы все равно видим, что ключевые сферы работы Агентства — розыск и управление арестованными активами — до сих пор не показывают прогресса. И это печально, ведь именно для этого и создавалось АРМА.
Тут, кстати, показательна статистика из отчетов по результатам оценки эффективности бюджетной программы за разные годы.
Так, в прошлом году наблюдаем значительный спад количества выявленных и разысканных активов по сравнению с 2022-м. В 2020-м таких активов АРМА разыскало 45 808, в 2021-м — 24 957, в 2022-м — 196 631, а в 2023-м вдвое меньше — 92 064. При этом именно в прошлом году Агентство дало очень много ответов по розыску активов, но само количество разысканного имущества уменьшилось (см. рис. 1).
АРМА же в презентации об отчете за 2023 год противопоставляет цифры за первое и второе полугодия, продвигая тезис о том, что эффективность розыска активов растет. Ведь Елену Думу назначили именно в конце первого полугодия, поэтому такой подход особого удивления не вызывает. Также рекордной заслугой Агентство считает и рост количества запросов о розыске активов (см. рис. 2).
Конечно, поначалу такие цифры могут поразить, но, изучив тему подробнее, мы увидели не столько реальное состояние дел, сколько умение нынешних руководителей АРМА подогнать статистику и подать ее под выгодным углом зрения. И если сравнивать данные по годам, ситуация для Елены Думы окажется не такой приятной.
Кстати, количество переданных в управление АРМА активов (3078 в 2023 году) также резко уменьшилось по сравнению с 2021 (14 092) и 2022 (14 161) годами — сейчас она лишь немного больше, чем в 2020 году (2530) (см. рис. 3). На этот показатель влияет как количество случаев, когда есть основания для передачи активов в АРМА, так и доверие к Агентству. Ведь если следователь будет считать, что после передачи имущества его растратят или актив повредят либо вообще потеряют, он не будет обращаться к следственному судье с ходатайством.
Несмотря на очень большое количество арестованных активов, переданных в АРМА в 2022 году, ситуация с количеством заключенных договоров управления почти не изменилась. В 2021-м Агентство заключило 16 договоров, в 2022 году — 10, а в 2023-м — 11 (см. рис. 4).
Но, к сожалению, в отчете за 2023 год этих тенденций, как и разъяснений, как менять такую негативную динамику, АРМА так и не показало. Но сообщило об очень высоких поступлениях в государственный бюджет Украины (см. рис. 5).
И тут следует напомнить, что АРМА не фискальный орган. Его задача состоит именно в эффективном управлении арестованными активами, и с учетом количества заключенных договоров управления выполнение этой функции далеко от идеала. Арестованные активы простаивают, теряют в своей стоимости, а их собственники получают дополнительные поводы, чтобы обратиться с судебными исками о возмещении убытков.
В презентации к отчету о деятельности АРМА также упоминает о наиболее доходных управляющих. Среди них ООО «ЖК «Воздвиженка» (договор управления заключен в 2018 году), АО «Укртранснафта» (2021), ГП «Центральная лаборатория по анализу качества лекарственных средств и медицинской продукции» (2022), ООО «Крайтекс-Сервис» (апрель 2023-го) и ООО «Нафтогазэнергия» (апрель 2023 года). Как видим, все эти управляющие появились еще до начала работы Елены Думы на должности главы АРМА, а вот успешных управляющих при ее каденции мы так и не увидели.
При этом контроль над эффективностью заключенных договоров управления только уменьшается. Например, выездных проверок в прошлом году провели почти вдвое меньше, чем в 2022-м.
Именно выездная проверка позволяет установить наличие и состояние активов и осуществлять их фото- или видеофиксацию, а не только оценивать эффективность управления по документам. При этом и общее количество проведенных проверок стремительно уменьшается: с 17 в 2020 году до пяти в 2023-м.
***
Все это опять-таки свидетельствует, что выполнение основных функций Агентством оставляет желать лучшего. На сегодняшний день руководство АРМА показывает свои достижения преимущественно через направление управления деньгами.
И если реализацию арестованного имущества удалось «пофиксить» усилиями многих партнеров, то передача в управление до сих пор остается крайне несовершенной. К сожалению, все попытки использовать для этого законодательство о публичных закупках не смогут устранить существующие проблемы с отбором управляющих арестованными активами. Специфика такого имущества и его статуса требует существенно других подходов, и эти пути известны и нам, и Агентству и нередко проговаривались публично. Однако, вероятно, их внедрение представляется нынешнему руководству АРМА значительно более сложным, чем ориентация на нормативные документы из других сфер.
Управление недвижимым и движимым имуществом достаточно существенно проседает, хотя, по закону, это и должно быть одной из главных задач Агентства. Чтобы сделать сферу успешной, необходимо наладить прозрачную и понятную для бизнеса процедуру определения управляющего арестованными активами, обеспечить быстрое проведение таких процедур. Тогда будут удовлетворены и государство, и собственники активов, которым потенциально это имущество могут вернуть.
Но пока мы видим, что руководство АРМА ориентируется в основном на простые и быстрые результаты, которые в действительности не отвечают главному функционалу органа. И представленный Агентством годовой отчет только подтверждает этот пессимистичный тезис.