Каким должен быть надзор за монетарной политикой центрального банка

ZN.UA
Поделиться
Каким должен быть надзор за монетарной политикой центрального банка © depositphotos/Sodel_Vladyslav

Доверие к центральному банку — основа экономической стабильности, и обеспечивается оно в первую очередь качественным функционированием системы его подотчетности и подконтрольности.

То есть система подотчетности центрального банка должна гарантировать, что автономный центральный банк результативно использует делегированные обществом полномочия для выполнения своих функций и достижения установленных целей.

В широком контексте контроль над деятельностью центрального банка включает следующие уровни:

  1. формирование системы внутреннего контроля (внутренний аудит банка);
  2. отчет перед наблюдательным советом центрального банка;
  3. отчет перед президентом или парламентом.

Эти механизмы обеспечивают донесение до сведения и разъяснение политики центрального банка общественности, правительству и участникам рынка.

Контроль над монетарной политикой осуществляется в рамках процедур подотчетности центрального банка перед парламентом и в рамках работы наблюдательных советов. Наблюдательные советы центральных банков во многих странах являются субъектами процессов формирования монетарной политики и контроля над ее проведением. Согласно данным МВФ, у 58% наблюдательных советов центральных банков есть полномочия по разработке и контролю над монетарной политикой. В частности, наблюдательные советы могут привлекаться к контролю над достижением центральным банком целевых показателей результативности, согласно которым оценивается эффективность работы исполнительного менеджмента банка.

 

Надзорные органы как институты обеспечения подотчетности центральных банков

Наблюдательные советы центральных банков играют ключевую роль в системе их подотчетности. По данным экспертов МВФ, наблюдательные советы функционируют в 170 центральных банках из 174 опрошенных.

Общая функция наблюдательных советов — контролировать руководство центрального банка и предоставлять обществу отчеты и заключения о его деятельности. Фактически члены наблюдательных советов исполняют роль посредников между политиками и руководством центрального банка. Сильный и независимый наблюдательный совет изолирует центральный банк от прямого влияния со стороны политических органов и тем самым создает условия для автономной деятельности центрального банка. Также советы несут ответственность за оценку политических решений центрального банка, а также за обеспечение того, чтобы политические решения были приняты путем соблюдения необходимых процессов.

Несмотря на то, что наблюдательный совет должен прежде всего действовать в интересах и рамках мандата центрального банка, он также подотчетен политическим инстанциям и общественности по выполнению обязанностей по надзору за центральным банком. Доминирование какой-либо из сторон (исполнительного менеджмента или наблюдательного совета) приведет к снижению результативности и эффективности центрального банка как целостного института. Достижение цели эффективного функционирования центрального банка должно предусматривать гармоничное сочетание функций исполнительного менеджмента и наблюдательных органов.

  1. Модель единого совета (Unitary board model, англо-французская модель). В рамках этой модели ответственность за управление центральным банком возлагается на «единый совет директоров», состоящий как из исполнительных (меньшинство), так и из неисполнительных членов (большинство). У таких советов могут быть полномочия по формированию политики, надзору и даже принятию регуляторных решений.

Если единые советы имеют полномочия принимать решения по политике центрального банка, законодательство должно предусматривать четкую процедуру проверки профессиональной компетенции кандидатов в члены таких советов, а также степени их независимости. При этом в случае, если формирование политики не относится к компетенции наблюдательного совета, то наблюдательные советы, как правило, опираются на аналитическую поддержку отдельных независимых подразделений, специально созданных для потребностей наблюдательного совета (примером является Банк Англии, где Независимый офис оценки осуществляет анализ эффективности реализации центральным банком возложенных на него функций). Страны с моделями наблюдательных советов по типу единого совета — это Хорватия, Чехия, Польша, Австралия, Япония, Корея. А также это Европейский центробанк.

  1. Модель специализированного комитета. В этой модели функция формирования политики центрального банка делегируется специализированному комитету. В состав специализированных комитетов входят как исполнительные, так и неисполнительные члены, которые являются высокопрофессиональными экспертами в вопросах компетенции комитета. В некоторых странах в состав специализированных комитетов включаются представители научных/академических кругов.

Примеры стран с моделью специализированного комитета — США, Великобритания, Новая Зеландия, Китай, Грузия, Румыния, Греция, Исландия, Израиль, Индия, Таиланд, Турция, Малайзия, Уругвай.

  1. Модель двух советов (Dual board structure, немецкая модель управления). В этой модели функция надзора поручается наблюдательному совету, а функция формирования политики — исполнительному менеджменту банка. Политика формируется или коллегиально (коллегиальная форма), или лично главой (президентская форма). Наблюдательный совет чаще всего полностью состоит из неисполнительных членов и в основном функционирует как надзорный. Примеры — Швейцария, Норвегия, Швеция.
  2. Модель сверхцентрализованного управления (Supra-central bank structures). В этой модели функция формирования политики принадлежит органу, стоящему над центральным банком (так называемому Монетарному совету). В состав Монетарного совета входят официальные лица центрального банка, политики и государственные служащие высокого ранга. Как правило, Монетарный совет формирует политику, а центральный банк отвечает за ее реализацию. Но иногда монетарные советы имеют гибридную структуру и фактически становятся органами принятия исполнительных решений центрального банка. Модель сверхцентрализованного управления находится под риском сильного влияния политических интересов. Такая модель наименее распространена в современной мировой практике. Примеры — Бразилия, Эквадор.

 

Усовершенствование национальной практики надзора за монетарной политикой центрального банка

Система органов управления Национальным банком Украины включает наблюдательный орган в виде Совета Национального банка и орган исполнительного менеджмента в виде Правления Национального банка. Совет НБУ насчитывает девять членов, включая одного исполнительного члена (глава НБУ) и восемь неисполнительных членов (по четыре представителя от Верховной Рады Украины и президента Украины). Совет НБУ возглавляет неисполнительный член. Полномочия Совета НБУ определены Конституцией Украины и Законом Украины «О Национальном банке Украины» и включают как функции по формированию принципов и контролированию монетарной политики, так и наблюдательные функции аудита и утверждения финансовой отчетности.

Исторически Совет НБУ прошел путь серьезных трансформаций от сугубо политического органа середины 90-х годов прошлого века до полноценного наблюдательного органа, функционал которого соответствует современным мировым стандартам в сфере корпоративного управления центральным банком. После 2016 года полномочия Совета НБУ были расширены надзором за системой внутреннего контроля центрального банка, в структуре органа был создан аудиторский комитет, усилены требования к профессиональному составу членов Совета и упорядочены механизмы его взаимодействия с исполнительным менеджментом банка. Изменениями в законодательство от 2021 года были оптимизированы полномочия Совета НБУ, в частности из сферы его ответственности исключен вопрос оценки адекватности моделей макроэкономического прогнозирования, оценки влияния решений НБУ на экономическое и социальное развитие, оценки политики в сфере валютного регулирования, развития банковской и платежной систем.

Распределение полномочий между Советом НБУ и Правлением НБУ в законодательстве Украины определено очень детально. В частности, предусмотрена ответственность Совета НБУ по надзору за системой внутреннего контроля НБУ, а также по проверке соответствия действий исполнительного менеджмента НБУ установленным принципам принятия решений, в частности принципов реализации монетарной политики, кодекса этического поведения и т.п. Но недостаточно урегулированными остаются вопросы ответственности за разработку и принятие стратегических документов по вопросам развития центрального банка и реализации его политики. Также требует усиления инструментарий Совета НБУ по контролю над монетарной политикой, в частности, в части установления четкой регламентации процесса отчета исполнительного менеджмента банка по реализации своих полномочий согласно принятым стратегическим документам и принципам принятия решений, а также предоставления Совету НБУ соответствующей полной и исчерпывающей информации по этим вопросам.

Для повышения эффективности выполнения наблюдательным советом своих обязательств его деятельность целесообразно усилить независимым аналитическим подразделением — Офисом независимой оценки. Такой подход особенно уместен в тех случаях, когда наблюдательный совет непосредственно не привлекается к принятию решений по реализации политики банка.

Важным качественным аспектом обеспечения эффективного контроля над монетарной политикой является создание условий для проведения профессиональной дискуссии в обществе по монетарной тематике. Наличие здоровой среды для обсуждения монетарной проблематики позволяет направлять возможную критику в конструктивное русло, что важно для формирования доверия, дальнейшего использования результатов дискуссий в целях усовершенствования системы принятия решений и развития института центрального банка.

Модель корпоративного управления Национальным банком Украины должна строиться именно согласно указанным принципам, а также предусматривать механизмы оперативного реагирования на новые вызовы. Гармоничная деятельность наблюдательного совета и исполнительного менеджмента является ключевой составляющей эффективной модели современного центрального банка — профессионального, подотчетного обществу, расположенного к конструктивным коммуникациям, усиливающим доверие к монетарному регулятору и его институциональную прочность.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме