Какие государственные решения безотлагательно необходимы экономике Украины?

ZN.UA Инфографика Опрос читателей
Поделиться
Какие государственные решения безотлагательно необходимы экономике Украины? © depositphotos/eabff

В нынешних реалиях мы — как страна и как общество — можем или плыть по течению негативного инерционного сценария, или принимать политические решения, которые будут двигать Украину к победе, экономическому развитию и глобальной субъектности.

Экономически мы уже проиграли. 33 года отсутствия системных либеральных реформ сделали из Украины страну, в которой вся суть конкурентных преимуществ — дешевая рабочая сила, дешевая электрика, природные ресурсы и удобное географическое положение.

Большая война поставила крест на всех этих преимуществах — рабочая сила ограниченная и дорожает, электрика дорожает и риски блэкаутов растут, минирование и климатические изменения снижают производительность земель, а сама страна превратилась в логистический тупик.

Так что, мы экономически проиграли? Без западной помощи мы не сможем восстановиться?

Выглядит так. Но нам или в очередной раз повезет выжить, или мы найдем в себе силы на то, чтобы переломить негативные тренды деградации и экономического упадка.

Какие политические решения нам необходимы для того, чтобы если не восстановить, то хотя бы стабилизировать экономику по состоянию на сегодняшний день?

Ситуация в экономике следующая. После существенного падения почти на 30% ВВП в 2022 году имеем более 5% роста в 2023-м и 3–4% увеличения ВВП прогнозируется в 2024-м.

Сейчас главный приоритет — выйти в ситуации с обороной страны на такую точку, с которой у нас или будут перспективы для военной Победы, или мы будем вести переговоры с позиции силы (то есть будем иметь возможность не пренебрегать красными линиями). Какие технологические, санкционные, мобилизационные или управленческие мероприятия помогут нам усилить позицию, тема другого материала.

Попытаемся разобраться, что надо сделать в экономике для того, чтобы не проиграть Победу.

Все мы уже десять лет слышим, что у нас война и не время для реформ. Но я говорил это много раз и хочу подчеркнуть снова: война — это как раз стимул для проведения стремительных реформ, в том числе радикальных. Да, вроде бы кажется, что сейчас не время для экспериментов, но это как раз время для того, чтобы осуществлять принципиальные изменения.

Например, несколько дней назад была презентована программа Большой приватизации, и я считаю, что это очень своевременно для страны, — именно сейчас, несмотря на все предостережения. Условно, 480 млн грн, полученных за отель «Козацький» сейчас, намного важнее для экономики страны, чем миллиард гривен в условном 2026 году.

Так какие же реформы мы должны провести?

Первая — реформа таможни. Что мешает осуществить реформу таможни? Как война может мешать этой реформе, если там существенная коррупционная рента? Так, коррупционная рента оценивалась еще в 2022 году в целом по стране в 450 млрд грн. Почему мы откладываем решение по реформе таможни, если эти 450 млрд практически перекрывают нехватку тех же 500 млрд грн в государственном бюджете, о которых говорит сегодня Минфин?

Итак, наибольшие потери для государственного бюджета — это, собственно, коррупция на таможне, контрабанда и серые схемы почти на 200 млрд грн ежегодно.

Вторая — это реформа администрирования в налоговой системе. А точнее, полная перезагрузка налоговой системы.

Да, мы можем отложить либеральную антикоррупционную налоговую реформу на время после войны (напомню, она предусматривает, кроме изменений администрирования, также снижение налоговых ставок до 13–18% на фонд оплаты труда, введение налога на выведенный капитал вместо налога на прибыль и существенную реформу НДС). Но сама перезагрузка ГНС и изменения в подходах работы помогут уменьшить потери государственного бюджета на 150 млрд грн.

Третья — декриминализация экономических преступлений, отстранение многих государственных органов от давления на бизнес, то есть реформа Уголовного процессуального кодекса.

Ничто не мешает сделать это прямо сейчас, не откладывая в долгий ящик.

Четвертая — это наведение порядка в антимонопольной системе. В системе государственных закупок, которая уже технологически готова к тому, чтобы усилить общественный контроль, уменьшить коррупцию в этой сфере. И, в том числе, не бояться большей прозрачности даже в военных закупках.

Враг знает о них намного больше общества. А наша закрытость не мешает врагу, а помогает коррупционерам вместо того, чтобы повышать эффективность оснащения Вооруженных сил Украины.

Пятая — судебная реформа, которая снова и снова проваливается. Продвигаясь на один шаг вперед, мы всегда делаем два шага назад. Но ведь ничто не мешает проводить ее именно сейчас, — война здесь точно не оправдание.

Кроме того, в сфере государственного управления нам необходимо повысить уровень стратегирования. У страны сейчас нет стратегии. Нам постоянно рассказывают, что есть стратегия возврата к границам 1991 года, хотя мы на уровне аналитических центров не видим, не понимаем, о чем идет речь. Мы видим только микроменеджмент на уровне как управления обороноспособностью Украины, так и экономики.

Формально есть некоторый набор документов. Например, при отсутствии национальной экономической стратегии есть Национальная стратегия доходов. Но чему она соответствует? Какой экономической логике? Для построения какой страны она разработана? Эти вопросы остаются открытыми.

Стратегия это не документ. Стратегия — это стратегическое мышление, моделирование, визионерство, адаптивность, системная деятельность для получения необходимого эффекта и влияния через субъективизацию и внедрение социальных изменений. Стратегирование является одной из приоритетных составляющих развития.

Еще одна важная составляющая — это приобщение гражданского общества, аналитических центров и бизнес-объединений к созданию прозрачных и понятных экономических политик.

Потому что у нас обычно все происходит следующим образом. Готовится коррупционный или экономически пагубный законопроект, как это было с законопроектом о перезагрузке Бюро экономической безопасности. И его пытаются скрытно протащить через Верховную Раду и принять. И только когда консолидировано выступает гражданское общество и начинает громко настаивать на том, что закон коррупционный и не несет никаких положительных изменений, только тогда оказывается, что мы можем все обсудить, прийти к общему пониманию, договориться и даже внести в Верховную Раду такой проект закона, в котором учтены ключевые пожелания. Но до этого происходит какая-то игра в наперстки.

Так почему бы не начинать со стратегии, с политик, которые детально обсудить, и уже на базе согласованных политик разрабатывать законопроекты. Именно поэтому мы уже много лет настаиваем на том, чтобы обсуждались именно стратегии и политики, а не тексты законопроектов.

И в завершение основное, то, с чего мы начинали. У Украины раньше было четыре конкурентных преимущества, которые мы условно продавали в мире. Это дешевая рабочая сила, дешевая электрика, дешевая земля и дешевые ресурсы, логистические возможности.

ZN.UA
 

Что мы сейчас имеем? У нас теперь не будет дешевой рабочей силы и вообще она будет в большом дефиците. И у нас уже, к сожалению, не будет дешевого электричества, но мы надеемся, что будет хотя бы зеленая энергетика в будущем.

У нас заминированы земли. У нас не настолько эффективные залежи тех же титана и лития. И аналогичная ситуация со многими другими полезными ископаемыми. Даже с газом, ведь у нас нет тех эффективных залежей, которые есть в некоторых других странах, а подавляющее большинство ресурсов находится или очень близко к агрессору, или на оккупированных территориях.

Поэтому нам надо полностью изменить логику, каким образом мы «продаем» экономическую Украину.

По моему убеждению, Украина должна стать самой свободной страной мира для реализации предпринимательских идей, талантов человека. Соответственно, мы должны создать настоящие экономические свободы и обеспечить безусловную защиту имущественных и интеллектуальных прав.

Украина должна построить эффективное цифровое сервисное человекоцентричное государство.

Мы должны быть драйверами инноваций в государственном и частном секторах, лидерами развития виртуальной экономики.

Мы должны научить мир адаптивности и способности отвечать на глобальные вызовы, — это понадобится миру в ближайшие десятилетия. Мы должны стать глобальным экспортером безопасности — в широком смысле.

Но для этого нам необходимы абсолютно другая экономическая стратегия, другое качество государственного управления, другой уровень ответственности и развитый человеческий капитал.

С чего же начинать? С введения стратегирования на уровне государства, неотложного проведения перечисленных выше реформ, построения настоящего диалога власти и общества.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме