Как будет функционировать украинская экономика до конца года?
Существует много разных прогнозов украинских и иностранных специалистов. Основные предположения и риски макроэкономического прогноза, которые озвучивали и озвучивают правительственные и неправительственные эксперты, остаются те же, что и в начале 2024 года, но некоторые акценты изменились.
В течение года усилились риски в сфере энергетической безопасности страны, а также затягивание и неравномерности военной и финансовой помощи. Почти все эксперты, занимающиеся прогнозированием, в своих предположениях не ожидают прекращения активных боевых действий на востоке и юге Украины на протяжении следующих полутора-двух лет. Поэтому продолжение войны еще больше усложняет прогнозы изменений в украинской экономике. К внешним факторам влияния добавились и новые внутренние факторы, которые могут реализоваться уже в текущем году, а именно: существенное повышение налогов, рост цен на электроэнергию и экономическое бронирование.
Центр экономической стратегии (ЦЭС) обнародовал результаты консенсус-прогноза украинских неправительственных организаций и ряда иностранных аналитических центров, отслеживающих экономику Украины.
ВВП. Согласно этому прогнозу, по состоянию на июнь 2024 года рост реального ВВП Украины в 2024 году будет составлять около 3,5%. Это ниже, чем в соответствующем консенсус-прогнозе, составленном в декабре 2023 года, который предусматривал рост реального ВВП 2024 года на уровне 3,9%.
Основными факторами снижения оценок экономического роста стали усиления обстрелов и разрушения энергетической инфраструктуры и ограничения со стороны предложения.
В течение последних месяцев потребительская инфляция оставалась ниже, чем прогнозы экспертов, данные в декабре. Инфляция в мае составляла только 3,3% в годовом измерении, а текущий консенсус-прогноз инфляции до конца года составляет 7,6%, что значительно меньше декабрьского консенсус-прогноза в 10%. Меньше чем прогноз ценовую траекторию обеспечили такие факторы, как низкие инфляционные ожидания в первой половине года, относительная стабильность курса и снижение покупательной способности населения.
Вместе с тем фундаментальное инфляционное давление оставалось на высоком уровне. Так базовая инфляция в мае составляла 4,4%, что было значительно выше общей инфляции. Это свидетельствует о том, что в экономике есть существенный инфляционный «навес», поэтому НБУ должен быть осторожно «консервативным» и предотвращать чрезмерное смягчение монетарной политики несмотря на призывы политиков и отдельных экспертов стимулировать кредитную экспансию через быстрое снижение ставок. Но рост инфляции до конца года практически неминуем и будет обусловлен эффектами перенесения от ослабления курса, дополнительным влиянием от повышения косвенных налогов и акцизов, а также возможным повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги и в целом вынужденным повышением цен на электроэнергию и топливо в условиях роста их дефицита.
Платежный баланс и международные резервы. Существенный дефицит внешней торговли перекрывается чистым притоком по финансовому счету. А в целом дефицит текущего счета платежного баланса до конца года эксперты оценивают как приблизительно 8% от ВВП. Основные источники компенсации этого дефицита — международная помощь, оплата труда украинцев за границей и денежные переводы и трансферты негосударственному сектору. Международные резервы по балансу НБУ в конце мая составляли 39 млрд долл. США.
В мае они снизились почти на 8% против апреля за счет интервенций НБУ на валютном рынке, выплат по обслуживанию и погашению государственного долга, а также переоценки финансовых инструментов через изменение их рыночной стоимости и курсов валют. Текущий объем международных резервов обеспечивает финансирование пяти месяцев будущего импорта.
Одиг из основных вызовов для текущей макроэкономической ситуации — обеспечение устойчивости государственных финансов и государственного долга. По оценкам неправительственных экспертов, потребность в финансировании государственных финансов в долларовом эквиваленте до конца года значительно превышает ожидаемый размер международной помощи в виде грантов и займов.
Потенциальное бремя необходимости выплаты отсроченного долга и его обслуживание ставит под угрозу макроэкономическую стабильность, курсовую стабильность и достаточность средств для финансирования войны. Поэтому необходимость реструктуризации долга является предпосылкой для сохранения финансовой стабильности.
Украина уже имела опыт реструктуризации частного внешнего долга во время военных действий и макроэкономической дестабилизации в 2015 году. Это было и необходимой предпосылкой для открытия финансовой программы по МВФ в то время. И сейчас для сбалансирования необходимых займов для финансирования войны и финансовой поддержки населения, с одной стороны, и необходимости погашения предыдущих долговых обязательств — с другой, и соответственно для продолжения программы по МВФ Украина столкнулась с необходимостью реструктуризации долга. Украина по согласованию с G7 уже сделала предложение по списанию около 60% долга и снижению стоимости обслуживания его остатков, но частные кредиторы сейчас настаивают на значительно меньшем дисконте (списании — около 22% и 7,8% купон), что не закрывает существующего разрыва в финансировании бюджета и соответственно не корреспондирует с финансовой матрицей программы с Фондом.
Очевидно, что долговая ситуация в Украине экстраординарная и является следствием агрессии россиян, а не результатом несовершенного бюджетного управления. Поэтому лучший выход из сложной ситуации — необходимость добиваться списания части долга до уровня рыночных ожиданий (то есть не менее 40–45% от суммы задолженности и уменьшения стоимости обслуживания остатка) и привлечь для этого все возможные политические и дипломатические рычаги.