Эксперимент по самовыживанию. Как финансовые перекосы урезают общественные расходы

ZN.UA Эксклюзив Инфографика
Поделиться
Эксперимент по самовыживанию. Как финансовые перекосы урезают общественные расходы

Расходы сводного бюджета Украины согласно плану на 2023 год должны вырасти почти на 90% номинально и на 20,7% реально относительно 2021-го. Сумма расходов увеличивается в основном за счет финансирования обороны и общественного порядка и выплаты процентов по долгу. Так, реальная сумма расходов на оборону повысилась в семь раз в 2022 году и должна вырасти более чем в шесть раз в 2023-м относительно 2021 года.

Но увеличение общего объема расходов и их масштабное перераспределение в пользу военно-оборонных сопровождаются резким сжатием расходов на социально-экономические потребности. При исключении из суммы расходов затрат на оборону, общественный порядок и обслуживание долга вырисовывается картина реального уменьшения остальных расходов на 26,7% в 2022 году и на 34,3% в 2023-м по сравнению с 2021 годом (см. табл. 1). При этом в 2023 году наибольшие темпы сокращения будут характерны для сфер экономической деятельности (51,9%), охраны природной среды (54,3%), духовного и физического развития (44%).

Табл. 1. Расходы сводного бюджета в 2022–2023 годах и темпы прироста относительно 2021 года

Показатель

2022 факт

абсолютная сумма,
млрд грн

2023 план

абсолютная сумма,
млрд грн

Темп реального прироста 2022/21, %

Темп реального прироста 2023/21, %

Расходы, всего

3043,5

3491,9

30,1

20,7

Расходы за исключением обороны,
правопорядка, процентов по долгу

1285,9

1425,6

-26,7

-34,3

Общегосударственные функции
(без обслуживания долга)

88,2

119,1

-26,8

-20,1

Обслуживание государственного долга

160,3

331,0

-19,8

33,9

Оборона

1142,9

1265,0

606,9

532,5

Общественный порядок, безопасность и судебная власть

454,4

470,3

103,5

70,3

Экономическая деятельность

156,4

221,3

-58,0

-51,9

    в т.ч. дорожное хозяйство

57,4

80,9

-74,6

-71.1

Охрана окружающей среды

5,2

7,6

-61,3

-54,3

Жилищно-коммунальное хозяйство

41,2

41,3

-42,9

-53,7

Здравоохранение

215,2

207,0

-16,6

-35,2

Духовное и физическое развитие

33,6

38,1

-38,9

-44,0

Образование

290,8

309,6

-26,7

-36,9

Социальная защита и социальное обеспечение

455,2

481,7

-2,3

-16,4

    - трансферты Пенсионному фонду;

232,9

271,9

-8,7

-13,8

    - другие программы соцзащиты

222,3

209,8

5,5

-19,5

Сальдо бюджета

-844,8

-1280,5

256,5

336,8

Источник: составлено и рассчитано автором по данным Министерства финансов Украины.

Финансовое обеспечение гуманитарно-культурной сферы в реальном измерении значительно ухудшится. В частности, образование получило меньше на 26,7% в 2022 году и получит меньше на 36,9% в 2023 году по сравнению с 2021-м. Соответствующие показатели для сферы духовного и физического развития составляют -38,9 и -44%. Бюджетные ассигнования здравоохранения реально были сокращены на 16,6% в 2022 году и на 35,2% в 2023-м.

Сокращение реальной величины расходов на социально-гуманитарные и экономические потребности уже вызвало и в будущем вызовет ряд негативных последствий.

  1. Повышение уровня бедности и обострение социального напряжения в обществе. По данным Всемирного банка, уровень бедности в Украине вырос с 5,5% в 2021 году до 24,1% в 2022-м. Социальная фрагментация общества вследствие высокого уровня бедности и безработицы под влиянием жесткой фискальной экономии, по оценкам международных экспертов, может подорвать способность Украины выиграть войну.
  2. Сжатие реальных заработных плат в бюджетной сфере и размеров пособий вследствие инфляции и нулевой индексации. С начала войны правительство проводит индексацию пенсий по возрасту, но индексация социальных пособий и заработной платы не предусмотрена. Вместе с тем реальная величина неиндексированных зарплат и пособий уменьшится ориентировочно на 52% за 2022–2023 годы. Это означает падение покупательной способности населения, сжатие потребительского спроса и подавление импульсов для восстановления экономической деятельности.
  3. Усиление моральных и физических страданий населения во время войны, нарастание социально-гуманитарных потерь, уменьшение доступности и объема медицинских и образовательных услуг в государственном секторе. Это сгенерирует долгосрочные последствия для экономики в виде более низкой производительности труда, преждевременной смертности и снижения качества человеческого капитала в целом.
  4. Сохранение негативной динамики миграционных процессов из Украины вследствие заниженной оплаты труда и высокого уровня безработицы, что подорвет долгосрочные возможности экономики для восстановления. ООН оценивает количество украинских мигрантов за рубежом, выехавших с начала войны, на уровне около 8 миллионов человек. Уменьшение интенсивности боевых действий в Украине со временем не будет стимулировать украинских граждан возвращаться, если размеры их оплаты труда в Украине будут меньше размеров социальной помощи в странах ЕС или если уровень безработицы в нашей стране сохранится на сверхвысоком уровне.

«Комбинация масштабной безработицы, бедности и вооруженного гражданского населения, как свидетельствует мировой опыт, может обернуться фрагментацией государства и распространением насилия», — предостерегает нас исследователь Лондонской школы экономики Л.Купер (L.Cooper. Market economics in an all-out-war? Assessing economic and political risks to the Ukrainian war effort). А если Украина станет местом внутреннего насилия и общественных конфликтов, это однозначно будет отвечать целям Путина и сделает невозможным присоединение Украины к НАТО и ЕС.

На рис. 1 отображена относительная величина бюджетных расходов по функциям в 2021–2023 годах в ВВП страны. Как видим, расходы в наибольшей степени выросли на оборону, общественный порядок, обслуживание долга и больше всего сократились на экономическую деятельность, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, духовное и физическое развитие.

Расходы на оплату труда и начисления в бюджетной сфере выросли более чем в два раза — с 516 млрд грн в 2021 году до 1240 млрд в 2022-м и до 916,9 млрд грн в 2023 году (согласно первой версии закона о бюджете). При этом выплаты зарплат, не связанные с силовым блоком, были почти стабильными — 295, 292,1 и 299,4 млрд грн. А денежное обеспечение военнослужащих сначала увеличили с 126 млрд грн в 2021 году до 746,1 млрд в 2022-м, а в 2023 году планировали уменьшить до 461,1 млрд грн. При пересмотре бюджета-2023 расходы бюджета по этой статье, вероятно, увеличатся.

Однако если радикальное сокращение денежного обеспечения военнослужащих и неизбежные демотивационные последствия этого решения не будут аннулированы во втором квартале 2023 года, это может иметь вполне реальный эффект на поле боя с врагом и поставить под вопрос перспективу полной деоккупации Украины.

За время войны дефицит бюджета кардинально увеличился. Можно ожидать, что дефицит без учета иностранных грантов составит 28,2% ВВП в 2023 году, что на 1,7 п.п. ВВП больше, чем в 2022-м. Правительство и НБУ приняли обязательства перед МВФ финансировать дефицит бюджета льготным иностранным финансированием и рыночным внутренним финансированием (без использования эмиссии НБУ).

Это предполагает увеличение объемов размещения ОВГЗ на рынке и повышение процентных ставок по ним до «рыночного уровня». Но так называемый рыночный уровень в условиях искусственного завышения стоимости денег Национальным банком (депозитные сертификаты предлагаются банкам по ставкам 20 и 25% годовых) означает стремительный рост процентных расходов бюджета.

В результате перехода к «рыночным» источникам финансирования расходы бюджета на оплату процентов по внутреннему долгу номинально должны вырасти более чем в два раза: с 123,5 млрд грн в 2022 году до 269,8 млрд в 2023-м. В расходах государственного бюджета доля процентных выплат по внутреннему долгу должна резко увеличиться: с 4,6 до 10,3% (см. рис. 2). Отношение процентных выплат по внутреннему долгу к ВВП ориентировочно увеличится с 2,6% в 2022-м до 4,5% в 2023 году.

Прирост бюджетных расходов на обслуживание внутреннего долга сужает возможности государства финансировать социально-гуманитарные программы и усиливает социальную напряженность в обществе, что очень опасно во время продолжительной и истощающей войны.

Если бы правительству и Национальному банку удалось сохранить расходы на обслуживание внутреннего долга в 2023-м на уровне 2022 года, появился бы ресурс для увеличения расходов на здравоохранение на 71% (по сравнению с плановыми), или на образование на 47%, или на общественный порядок и безопасность на 31% в 2023-м. В другом варианте существовала бы возможность повысить почти на 50% заработную плату всем бюджетникам (без военнослужащих).

Побуждение правительства к увеличению внутренних займов на «рыночных условиях» и росту расходов на их обслуживание, среди прочего, стало следствием уменьшения грантовой поддержки бюджета внешними донорами. Так, иностранные гранты в составе доходов государственного бюджета должны уменьшиться с 14 млрд долл. в 2022 году до 11,6 млрд в 2023-м и до 5,7 млрд долл. в 2024 году.

При этом 85–90% суммарной грантовой поддержки Украине предоставляют США. В 2022 году Украина получила 12 млрд долл. грантов от США и всего лишь 0,7 млрд долл. от ЕС.

В следующие годы программой EFF с МВФ закладывается сумма иностранных грантов 3,8 млрд долл. в 2025 году и 2,0–2,3 млрд долл. в 2026–2028 годах. В целом МВФ предусматривает, что в 2024–2027 годах Украина получит 80 млрд долл. внешнего официального финансирования, что слабо корреспондирует с 411 млрд долл., в которые оценили наши потребности в финансировании восстановления Всемирный банк и Еврокомиссия. То есть щедрые финансовые вливания западных доноров на послевоенное восстановление Украины сейчас не предполагаются. А доля грантов во внешнем официальном финансировании Украины, по оценкам МВФ, в 2024–2028 годах составит всего 20%.

Следует напомнить, что, согласно плану Маршалла для Европы, в 1948–1953 годах 91% американской помощи предоставлялось в форме грантов. План постконфликтной реконструкции для Боснии и Герцеговины на 1996–2004 годы предполагал поступление 82% международной помощи в форме грантов.

В отношени Украины ситуация сейчас выглядит таким образом, якобы для нас снова планируют создать «уникальные» условия и провести эксперимент по экономическому самовыживанию страны после опустошительной войны.

Поделиться
Смотрите спецтему:
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме