Законопроект спикера Верховной Рады Руслана Стефанчука «Об особенностях регулирования предпринимательской деятельности отдельных видов юридических лиц и их объединений в переходный период» (№6013), который удалось снять с рассмотрения в октябре, хотят выставить на голосование уже на этой неделе.
Общественная инициатива «Голка» уже писала, что законопроект может фактически провести самое масштабное за период независимости Украины перераспределение государственной собственности внеприватизационным способом.
Против законопроекта тогда выступили судьи хозяйственных судов и председатель Кассационного хозяйственного суда Лариса Рогач, ученые, фермеры, арбитражные управляющие, представители бизнес-ассоциаций. Но и разные государственные органы также видят риски, которые несет его принятие.
Главное юридическое управление Аппарата Верховной Рады Украины подчеркивает, что сама концепция проекта закона ошибочная.
«Отмену единого кодифицированного акта, которым урегулирован вопрос по правовому хозяйственному (экономическому) порядку в Украине, формирующемуся на основе оптимального сочетания рыночного саморегулирования экономических отношений субъектов хозяйствования и государственного регулирования макроэкономических процессов, исходя из конституционного требования ответственности государства перед человеком за свою деятельность и определения Украины как суверенного и независимого, демократического, социального, правового государства, нецелесообразно осуществлять путем распыления только части текста такого кодифицированного акта по отдельным частям других законодательных актов», — отмечается в замечаниях Главного юридического управления Аппарата ВРУ.
В поддержку своей позиции Главное юридическое управление приводит слова президента Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен, которая в «Политических установках для следующей Европейской комиссии 2024–2029» по упрощению ведения бизнеса заметила: «Мы должны сделать ведение бизнеса в Европе более простым и быстрым. Я сделаю скорость, согласованность и упрощение ключевыми политическими приоритетами во всем, что мы делаем. Мы внесем предложения по упрощению, консолидации и кодификации законодательства, чтобы устранить любые дублирования и противоречия, сохраняя при этом высокие стандарты».
Позиция наших европейских партнеров однозначна: правовое регулирование должно идти к упрощению и объединению множества законов в кодифицированные акты.
Какова позиция Фонда госимущества и Минобразования?
Фонд государственного имущества Украины подчеркивает, что принятие законопроекта №6013 окажет негативное влияние на возможность Фонда осуществлять свои полномочия и приведет к существенным рискам. Об этом идет речь в ответе на запрос общественной инициативы «Голка».
Все это может произойти из-за принудительного изменения формы собственности имущества государственных предприятий на частную, что и предлагается законопроектом.
При этом такое глобальное перераспределение форм собственности будет происходить вне рамок процедуры приватизации, как это должно происходить сейчас согласно закону.
После того, как правительство в 2019 году отменило, а парламент не смог утвердить новый список объектов государственных компаний, не подлежащих приватизации, такой шаг выглядит вполне системным и последовательным. Конечно, если говорить о направленной политике лишения государства критически важных для его существования элементов.
Это все перекликается с законопроектом нардепа Игоря Фриса («Слуга народа»), который предусматривает изменения в Гражданский кодекс и который уже поддержали народные депутаты в первом чтении (№12089). Проект написан для защиты права собственности так называемых добросовестных приобретателей и предлагает установить временные лимиты, после истечения которых государство не сможет предъявить им претензии на имущество, которое они могли получить с помощью афер или схем. Об этом также писала раньше Общественная инициатива «Голка», обратившаяся к Национальному агентству по вопросам предотвращения коррупции, чтобы оно провело антикоррупционную экспертизу проекта.
В своем заключении НАПК установило, что проект №12089 не учитывает интересы государства и гарантии возврата государственного или коммунального имущества в случае его отчуждения.
Законопроект №6013 Стефанчука предлагает также внести изменения в Гражданский кодекс и запретить государству вытребовать имущество от его покупателя, если он купил его на аукционе.
Фонд госимущества не поддерживает подобные изменения, отмечая право каждого обратиться в суд и именно в судебном порядке решать, нарушены ли его права.
Итак, законопроекты №6013 и 12098 объединяет то, что, по сути, на законодательном уровне блокируется возможность судебной защиты имущества государства и громады. Что очевидно не соответствует нормам Конституции Украины, ведь каждый, чьи права нарушены, должен иметь возможность обратиться в суд за защитой.
Также Фонд госимущества обращает внимание на то, что законопроект №6013 не согласуется с принятым в этом году Законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усовершенствованию корпоративного управления», которым введена политика государственной собственности.
Принятия этого документа для реформы управления госкомпаниями ожидали от Украины международные партнеры, поскольку он является частью плана Ukraine Facility. В разосланной повестке дня на 8 ноября проект закона №6013 также был обозначен как Ukraine Facility, но позже такое обозначение исчезло, а теперь опять появилось.
Кроме этого, Минобразования обеспокоено перспективой «теневой» приватизации имущества учебных заведений и научных учреждений и напоминает, что закон, устанавливающий перечень объектов государственной собственности, был отменен, а новый перечень так и не принят.
Таким образом, в предложениях Минобразования речь идет о следующем: «…применение предложенных проектом механизмов правового регулирования в сфере образования содержит определенные риски по поводу потери государственного и коммунального имущества учебных заведений, научных учреждений и государственных предприятий, а также неопределенности в использовании материально-технических баз учебных заведений».
Что будет с объектами оборонно-промышленного комплекса и коммунальным имуществом?
Разрушительному влиянию будут подвергнуты и оборонно-промышленный комплекс и Вооруженные силы Украины. Например, законопроект вводит право на пользование чужим имуществом с правом присвоения доходов от него, но при условии сохранения целостности этого имущества (так называемое право узуфрукта). И это право распространится также на военное имущество, закрепленное за военными частями, заведениями, учреждениями и организациями Вооруженных сил Украины. На сегодняшний день в законодательстве Украины такое право вообще отсутствует. Как оно будет применяться к военному имуществу (вооружению, боевой технике, боеприпасам), авторы законопроекта скромно умалчивают.
Это же касается и имущества научных учреждений и учебных заведений, которое, по мнению Министерства образования и науки, может быть подвергнуто дерибану.
Кандидат юридических наук, глава общественной организации «Всеукраинский центр экономического права» Анна Будурова подчеркивает: «Подобный подход демонстрирует полную безответственность разработчиков законопроекта в вопросах обеспечения экономической стабильности и безопасности государственного и коммунального секторов экономики, а также непонимание самых простых экономических правил функционирования имущественных комплексов предприятий».
Риски и для собственности территориальных громад видят в Ассоциации городов Украины. Директор Аналитического центра Ассоциации городов Украины Ярослав Рабошук заметил: «Мы видим угрозу, что по этому законопроекту территориальные громады теряют свою собственность».
Также Ярослав Рабошук указывает, что проект №6013 содержит прямой запрет создавать коммунальные предприятия, предусматривает, что имущество территориальных громад должно быть передано в собственность хозяйственных обществ, не предусматривает внесения каких-либо изменений в Бюджетный кодекс, которым определено, что источником доходов местных бюджетов являются доходы от коммунальных предприятий. Поэтому после ликвидации коммунальных предприятий территориальные громады лишатся источника доходов в свои бюджеты.
Инициатива по законопроекту №6013 — это угроза гибридного типа, которая маскируется под привлекательными лозунгами и якобы в рамках правового поля, но на самом деле фактически является внеприватизационным разделом государственного и коммунального имущества.