Бизнес стремится выживать даже там, где это почти невозможно. Пекарни пекут хлеб под обстрелами, магазины и магазинчики торгуют едва ли не на линии фронта. Если есть спрос, будет и предложение.
Мелкий и средний бизнес всеми силами старается удержаться на плаву даже в условиях широкомасштабной войны, разрыва цепочек поставок, дефицита оборотных средств и рабочей силы. И здесь крайне важна поддержка местных властей. Но с этим, как правило, трудно — не дальше информационной поддержки.
Центр развития инноваций недавно провел исследование состояния и нужд малого и среднего бизнеса в Украине. Эксперты собрали и проанализировали данные от 15 областных военных администраций (ОВА) и 125 территориальных громад (ТГ). Увы, результаты говорят о том, что бизнес в Украине традиционно предоставлен сам себе.
Почти полностью остановился бизнес в Херсонской и Луганской областях
Печально, хотя и абсолютно понятно, что в Луганской области, по оценкам ОВА, бизнес остановился почти полностью. Донецкая ОВА оценивает масштабы бизнеса в 10–30% по сравнению с положением дел до 24 февраля 2022 года. Аналогично, по оценкам территориальных громад, от бизнеса в Херсонской области осталось не более 30% после начала широкомасштабного вторжения (см. рис. 1).
Но есть и неожиданно хорошие новости — в Тернопольской ТГ бизнес подрос на 10–30%. Такой ответ дала половина опрошенных громад, а другая половина полагает, что после 24 февраля принципиальных изменений не произошло. Что еще более удивительно, чуть более 7% опрошенных ТГ в Запорожской области тоже сообщили о росте. Ровно столько же — о полной остановке деловой активности, 28% — о почти полной остановке, а 37% опрошенных территориальных громад отметили снижение объемов работ на 10–30%. То есть в целом причин для оптимизма маловато.
Удивили опрошенные ТГ в Ровненской области. Более 87% сообщили о снижении на 10–30%, остальные полагают, что принципиальных изменений деловой активности после начала российского вторжения не произошло. В Киевской и Волынской областях более 83% опрошенных ТГ сообщили о снижении объемов бизнес-операций на те же 10–30%.
Почти в половине принявших участие в опросе громад Днепропетровской, Житомирской, Ивано-Франковской, Львовской, Хмельницкой и Черниговской областей деятельность бизнеса практически не изменилась.
Растрогал оптимизм властей (см. рис. 2). 53% опрошенных ОВА надеются на рост деловой активности в 2023 году на 10–20%. По мнению же половины опрошенных ТГ, она останется на уровне 2022-го.
Примерно треть опрошенных представителей бизнеса во всей Украине предполагают, что 2023 год изменений не принесет. В западных, северных, центральных и южных областях от 13 до 17% респондентов мечтают о росте на 10–20%. На востоке треть опрошенных ожидает полной остановки бизнеса.
Сельское, лесное, рыбное хозяйство — наиболее перспективные отрасли
Отвечая на вопросы о наиболее перспективных секторах местной экономики, респонденты от областных военных администраций и территориальных громад были почти солидарны: сельское, лесное, рыбное хозяйство.
Но насчет производства пищевых продуктов мнения ТГ и ОВА существенно разошлись. Более 80% опрошенных представителей ОВА назвали отрасль перспективной, тогда как ТГ были более осторожны (около 43% положительных ответов). Зато громады были более оптимистичны по поводу развития розничной торговли продуктами питания (28% положительных ответов против 12,5% — от представителей ОВА).
Кроме того, ОВА делают ставку на машиностроение — более 56% положительных ответов, в то время как ТГ не видят перспектив в развитии этой отрасли — всего 19% «да». В перспективности добывающей промышленности и легкой промышленности администрации более оптимистичны, чем ТГ (23% против 43%).
Релокация существует?
Исследователи также интересовались проблемой релокации предприятий из прифронтовой зоны. В принципе и ОВА, и ТГ готовы заниматься поиском помещений для размещения производства и жилья для работников. Некоторые ОВА даже согласны оказывать финансовую поддержку для покрытия оборотных средств и закупки оборудования. 20% ОВА готовы возмещать релоцированным затраты на аренду помещений (среди ТГ — лишь чуть более 6%).
Но вот что интересно: от 83 до 90% опрошенных представителей бизнеса ответили, что релокация не проводится. Всего от 6 до 11% респондентов сообщили, что релокация проведена в пределах Украины. 9% предприятий востока Украины готовы релоцироваться, но не знают, куда.
Похоже, в большинстве регионов местные власти и бизнес друг друга не нашли
Что касается поддержки бизнеса, то 84% ТГ и 93% ОВА ответили, что предоставляют информационную поддержку.
Со своей стороны 83% представителей бизнеса сообщили, что им не известно о какой-либо программе поддержки предпринимательства в их регионе. А примерно половина опрошенных хотела бы рассчитывать на грантовую поддержку.
Тем не менее в 17 громадах выделялись средства из местных бюджетов на реализацию программ поддержки предпринимательства. Объем финансирования — от 2 до 501 млн грн, средний размер выделенных средств — 33 млн грн. В восьми областях в 2022 году также выделялись средства на финансирование программ поддержки предпринимательства, объем финансирования — от 8 до 232 млн грн.
Похоже, в большинстве регионов местные власти и бизнес друг друга не нашли (см. рис. 3). Почему? 46% опрошенных ОВА и ТГ пожаловались на отсутствие средств, 19% признались в недостаточности знаний о действенных инструментах поддержки предпринимательства.
В громадах, в которых отсутствуют программы поддержки предпринимательства, по мнению их представителей, главными причинами являются:
- нехватка средств на финансирование такой программы — 46,0% респондентов отметили эту причину;
- нехватка опыта/знаний о действенных инструментах поддержки предпринимательства — 19,0%;
- мало/отсутствуют предприниматели, которые воспользовались этой программой, — 15,1%;
- нехватка человеческих ресурсов для разработки такой программы — 8,7%;
- нехватка поддержки в местной раде для утверждения такой программы — 5,6%;
- есть другие более приоритетные задачи, чем развитие предпринимательства, — 5,6%.
Одной из помех развитию бизнеса называют непредсказуемость действий государства, в частности в налоговой политике
И, наконец, об оценках бизнес-климата в регионе. До 40% территориальных громад оценили его как средний, почти 48% ОВА — выше среднего. Оптимизм, конечно, хорошая штука, но каково реальное самочувствие малого и среднего бизнеса Украины?
Вот как ответили на вопрос, что мешает развитию бизнеса в Украине, ОВА, ТГ и бизнес. Почти половина бизнесменов, 58% территориальных громад и 69% областных администраций главной причиной назвали отсутствие платежеспособных клиентов на внутреннем рынке. Вторая причина — непрогнозируемость развития ситуации на внутреннем рынке.
Третья по важности причина — разрыв цепочек поставок. Но вот что интересно: эту причину указали почти 90% опрошенных ОВА и лишь чуть больше 13% опрошенных бизнесменов. Зато как одну из существенных помех развитию бизнеса, а именно — непредсказуемость действий государства, в частности в налоговой политике, назвали более 30% ТГ и бизнесменов при скромных 6% от представителей ОВА.
Наиболее красноречивы оценки выполнения бюджетов в текущем году — они очень осторожны. Треть ТГ и две трети ОВА уверены, что доходы останутся на прошлогоднем уровне, а если и вырастут, то незначительно. Учитывая инфляцию, высокие зарплаты военных, существенно поддерживающие местные бюджеты, и общее довольно неплохое состояние по сравнению с госбюджетом, такая оценка — еще тот пессимизм. Однако, судя по отношению к релокации бизнеса, поддержке предпринимателей или отдельных отраслей, связь между развитостью реального сектора в регионе и развитием самого региона до сих пор улавливают немногие.
Такой важной инициативой, как поиск инвесторов, заняты всего лишь 15% ТГ и 18% ОВА. Программы продвижения местного экспорта заботят в среднем всего 5% местных властей, о кластерной экономике слышали не более 7%, об акселераторах и инкубаторах — на уровне статистической погрешности. А это не только недополученные налоги, но и несозданные или потерянные рабочие места, снижение спроса, миграция молодежи, запустение, все то, с чем на самом деле регионы должны буквально каждый день бороться.