«ТИГР» ХОЧЕТ ВЛАДЕТЬ МИРОМ

Поделиться
Сегодня борьба с преступностью «из сугубо уголовной сферы перемещается в сферу государственной безопасности.....

Сегодня борьба с преступностью «из сугубо уголовной сферы перемещается в сферу государственной безопасности... в политическую сферу...» - считает народный депутат Украины Евгений Марчук

«Тигр готовится к прыжку» и «Тигр прыгнул...» - так в «Литературке» позднего Советского Союза Юрий Щекочихин образно отразил образование организованной преступности на пространствах обанкротившегося коммунизма. Сегодня процесс пошел дальше и «тигр» уже стремится овладеть если не всем миром, то государством и собственностью точно. В связи с невиданным всплеском опасных преступлений - разборки на бензозаправке, убийство заместителя министра курортов Д. Гольдича, директора АО «Крымтеплокоммунэнерго» В.Кузина (об этом писало «ЗН») - в Крыму состоялось выездное заседание Комитета ВР Украины по вопросам обороны и государственной безопасности. По оценкам участвовавшего в нем Е. Марчука, в этих событиях отразился процесс «не просто выяснения отношений каких-то преступных группировок. Это второй или даже третий передел не только зон влияния уголовного мира... это передел зон влияния на собственность». Председатель этого комитета народный депутат Владимир Мухин связал ухудшение криминогенной обстановки в Крыму с тем, что на полуострове «сталкиваются интересы разных финансовых группировок России и Украины». Люди продолжают гибнуть «за металл»? И не только...

«Не выборы,

а мясорубка...»

Одна из целей проведения выездного заседания комитета ВР Украины в Симферополе состояла, по словам его главы Владимира Мухина, в том, чтобы заслушать отчет руководства ГУ СБ Украины в автономии, ибо от этой службы во многом зависит предупреждение резонансных преступлений. «Мы хотели предупредить криминальных авторитетов, что с ними тоже будет проведена соответствующая работа и они плохо закончат», - сказал он. В телевизионном интервью начальник ГУ СБ в Крыму А. Косьяненко сказал, что Крым входит в пятерку наиболее криминализированных регионов Украины и что о состоянии дел в этой области им направлено вверх более 300 информаций: в том числе 74 - Президенту, 54 - Кабинету министров, 54 - Верховной Раде Украины. Предупредив, что криминальные структуры тоже готовятся к избирательной кампании, что «они продвигают своих кандидатов, они думают, каким образом и кто в каких регионах какую должность займет», он дал понять, что полностью владеет этой информацией. Более того, он подчеркнул: «Я скажу вам прямо глядя в объектив: если мы получим команду разобраться с той или иной организованной преступной группировкой, то вопросов не будет, но и законодателю тогда надо будет пойти нам на уступки...»

Вообще из этих слов вытекает очень много выводов, но стоит остановиться пока на двух. Во-первых, из них ясно, что спецслужбы, а соответственно, и информированные ими органы власти в государстве отлично знают, кто есть кто и кто что намерен делать. Что органы власти, как и спецслужбы, понимают, насколько происходящее опасно для общества, и пребывают в готовности пресечь дальнейшую криминализацию. Тот же А. Косьяненко рассказывал «в объектив», что у них есть и боевое подразделение, и оперативные службы, и работники обеспечены всем необходимым.

Однако не пресекают. Выходит одно из двух - либо государству наличие этих криминальных группировок выгодно, либо их информация не является такой уж достоверной и они просто опасаются предъявить ее обществу. То, что СБ информирует Президента, Кабинет министров и Верховную Раду, поставив на информации гриф «секретно», не придает этой информации никакой ценности. Пока она циркулирует по этому кругу - она совершает бесполезную работу, ибо ни Президент, ни правительство, ни парламент не в силах предотвратить избрание криминалитета в органы власти. Это подтверждает сама практика нашей жизни. Единственный же, кто в силах это сделать, - его величество рядовой избиратель во всей своей массе - держится в неведении. Его-то как раз, самого главного и самого могущественного, именно А. Косьяненко и предпочитает не информировать, а казалось бы, чего проще - любая газета напечатает информацию СБ, что такой-то имярек является членом организованной преступной группировки, если есть, разумеется, соответствующие доказательства.

Но в жизни все обстоит совершенно по-иному. В Крыму знают, как одна журналистка, добыв только ей одной ведомым способом закрытую информацию правоохранительных органов, попробовала на суде сослаться на нее как на достоверную, как те же правоохранительные органы на запрос суда ответили, что она, их же информация, не соответствует действительности, чем бросили журналистку на произвол... тех же криминальных структур. Мы дожили до того, что суд в таких случаях выступает как форма мести прессе за критику. Допустимо ли это в подлинно демократическом обществе? Не стыдно ли при наличии боевых подразделений, оперативных служб и благоустроенности всех сотрудников? Выходит, информацией именно такого качества правоохранительные органы потчуют Президента, правительство и парламент? Или вопрос все же в чем-то другом? Почему правоохранительные органы, в том числе спецслужбы, до сих пор не понимают, что они, со всей их мощью, возможностями и опытом, в борьбе с криминалитетом должны выступать заодно с прессой, которая только и может им помочь в деле информирования избирателей, что одно только и не допустит криминалитет к власти? Только при этом условии вор будет сидеть в тюрьме, а не в парламенте.

По просьбе корреспондентов депутат Верховного Совета Крыма Леонид Грач так прокомментировал заявление главы СБ в автономии: «Я бы хотел, чтобы такие должностные лица, как Александр Косьяненко, не политическим плагиатством занимались, а сделали бы все, чтобы криминал не участвовал в выборах, тем более в этих выборах не победил». Председатель Верховного Совета Крыма Анатолий Гриценко сказал: «Я не имею информации, какие именно криминальные структуры активно рвутся или пытаются принимать участие в выборной кампании... Но если есть такая информация, что криминалитет рвется к власти, то тогда, может, стоит опубликовать список, чтобы народ знал, что это криминальные структуры, что их нельзя допускать к власти. А если есть такая информация... тогда нужно эти криминальные структуры, если они криминальные, согласно закону привлечь к ответственности за их криминальные действия».

Стоит ли подчеркивать, что это утверждение главы парламента сегодня чрезвычайно актуально. По мнению одного высокопоставленного лица, в будущем году нас ожидают «не выборы, а мясорубка». И это понятно - от предыдущих выборов их отличает то, что у политических, как и у криминальных, структур нет уже ни былой эйфории, ни былого идеализма. Это будет борьба не на жизнь, которая стоит, как утверждают знатоки, не больше 2 тысяч долларов, а на смерть. Особенно это коснется Крыма, в который уже сейчас зачастили ходоки от разных политических сил. Леонид Грач, с которым все они, как правило, встречаются, говорит, что регион очень важен «для некрымских политиков, ищущих, каким образом заземлиться в Крыму. Крымские голоса всем нужны. Смысл того, что встречи происходят в Крыму, говорит о том, кто кому нужен». Во-вторых, в процесс включились значительно большие деньги, значительно более серьезные силы и структуры, чем четыре года назад. Распределение округов идет уже сейчас, и не исключено, что на какие-то округа претендуют кандидаты, которые по ведомству избиркома проходят как легальные, а по ведомству СБ - как криминальные, которые претендуют не только на собственность, ибо они ее уже имеют и много, а на влияние на политику, экономику и судьбы людей и даже государств. Каждый читатель, вероятно, знает партии, которые, мягко говоря, патриотами Украины не назовешь и которые готовы запросто растерзать на алтаре власти саму страну. Враждебность и безразличие к Украине, которые на первых порах тщательно маскируются притворной заботой об ее народе, - отличительная черта предстоящих выборов.

Ситуация осложняется также особенностями избирательного закона. Только в Крыму вместо 22 «нарезается» всего 10 округов, на которые претендуют, по предварительным подсчетам наблюдателей, больше 50 кандидатов. Нечего и говорить, что многие из них люди с деньгами, с организованными структурами, не проблема и оружие. Не их ли имел в виду А. Косьяненко в своем интервью. Словом - или выборы, или мясорубка.

Для многих депутатский мандат необходим из-за права на неприкосновенность, без которого некоторые рискуют угодить под суд, ибо за ними уже числится по нескольку уголовных дел, для других - как защита и перспектива их бизнеса. Это ведь понятно, что руководители коммерческих структур на время заседания в парламенте только фиктивно выходят из числа их руководителей или собственников, на самом деле как руководили, так и продолжают ими руководить. Законодатель же никак не догадается поставить этому заслон, да это и понятно - законы пишут эти же самые люди.

С другой стороны, депутаты в правах получаются «равнее других» - они приобретают право на неприкосновенность. но что отдают взамен? Ничего. А следовало бы предусмотреть, чтобы, получая одно право, депутаты теряли какое-то иное право, например право отстаивать в суде оскорбление своей чести и достоинства. И дело не в том, что их у депутата не должно быть - наоборот, они должны быть еще более обостренными и оголенными. Просто, становясь публичным политиком, человек должен сознательно отдавать все свое, даже личное, на суд общественности. Пресса в интересах того же избирателя, который должен получать самую полную информацию о своих депутатах, должна иметь право беспрепятственно, без риска угодить под суд писать об их доходах, любовницах, тайных пристрастиях, коммерческих делах, копаться в прошлой жизни, раскрывать планы на будущее. И не смей оскорбиться! Имеешь только право ответа в той же или другой газете. Или право уйти из парламента. И только тогда в него будут приходить кристально чистые и честные люди. Ведь проблема может решиться только одним способом - если предназначенная для избирателя информация не будет больше держаться в секрете от него же самого. Если, конечно, это информация, а не засекреченная туфта...

Айсберг криминалитета:

что скрыто от глаз?

Крым имеет благополучную криминальную статистику. За девять месяцев нынешнего года количество преступлений по многим показателям снизилось: тяжких на 8,3 процента, умышленных убийств - на 16,9, изнасилований - на 29,7, бандитизм сократился на 20, разбои на 25,3, грабежи на 6,2, тяжкие телесные повреждения на 17, кражи на 14-27 процентов и так далее. По утверждению прокурора республики Владимира Шубы, проводившего недавно по этому поводу пресс-конференцию, это результат «настойчивой, кропотливой и целенаправленной работы, которая особенно тщательно организована и скоординирована с мая 1996 года». Возможно. Однако в криминальной области происходят подспудные процессы, которые говорят о том, что, несмотря на статистику, общий уровень криминализации общества, а главное - общественного сознания, не уменьшается, а наоборот - повышается. Другими словами, сегодня все меньше остается таких людей, которые как правило останавливаются, когда перед ними возникает альтернатива нарушения закона. Количество хулиганств увеличилось на 3,4 процента, изготовление оружия возросло на 6,4 процента, взяточничество выросло на 19,5, уклонение от налогов на 58,4, хищение государственного и общественного имущества - на 2,9 процента. Вовлечение подростков в преступную деятельность увеличилось на 20,5 процента, а общее количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, выросло на 21,3 процента. Резервы криминального мира сегодня увеличились до такого уровня, что он может при необходимости рекрутировать в свою среду необходимую ему армию боевиков, охранников, киллеров, провокаторов, специалистов по секретным операциям. Преступность, как известно, одним правоохранительным органам не побороть, она - явление социальное. Только в Крыму сегодня ежедневно теряют работу примерно 200 человек. В бюро по трудоустройству на одно рабочее место претендует очередь из 10 безработных. Сегодня, вопреки мнению министра внутренних дел Юрия Кравченко, операция «Антикиллер» невозможна в принципе - вместо арестованного одного «крутого», криминал рекрутирует десятки новых, которые возьмут пистолет и пойдут на задание не задумываясь - есть «школы», тренажеры, спортзалы, проводятся сборы, учения, тренировки.

Анализ статистики преступности дает основание думать, что есть несколько сфер, наиболее подверженных криминогенности. Это финансово-банковская, приватизационная, топливно-энергетическая и - чего не хотят еще признавать многие эксперты - политическая. Перед выборами, к несчастью, напряжение во всех сферах возрастает. Так, в связи с приходом на крымский бензиновый рынок корпорации «Лукойл» с ее качественным бензином местные компании вынуждены были как по команде установить цену на свое топливо ниже цены «Лукойла», они потеряли значительные прибыли, и неизвестно, как долго намерены с этим мириться. Разборки на бензозаправке в Кировском, убийство директора «Крымкоммунэнерго», директора «Крымгаза» еще свежи у всех в памяти...

Прокурор Крыма Владимир Шуба приводил факты криминализации приватизационных процессов. В Керчи был всего за 73 тысячи гривен «приватизирован» рыболовный траулер стоимостью 598 тысяч гривен. В Нижнегорском районе за бесценок были приобретены 7 автомобилей. За 9 месяцев прокурорами выявлено около ста таких нарушений, возбуждено 23 уголовных дела, в арбитражный суд подано 16 исков. Раскрыта афера с этиловым спиртом, который якобы переправлялся через Керченскую таможню, на сумму порядка 600 тысяч гривен. Только по надзору за бюджетным законодательством крымская прокуратура за 9 месяцев принесла 286 протестов, направила 773 предписания, 236 представлений. Только в суды прокурорами направлено 1926 исков. Сумма всех финансовых нарушений, выявленных прокуратурой, составляет 50 миллионов 283 тысячи гривен. Многие суммы из этих миллионов заготовлялись, конечно же, и на выборы. Всем нарушениям несть числа, но что характерно - самые крупные покупатели сегодня претендуют на власть и ради нее готовы выбросить любые деньги ибо верят, что власть принесет деньги еще большие. И никакая прокуратура не справится с этой проблемой, пока система власти в нашей стране не будет организована так, что она не будет приносить сверхдоходы, и тогда стремиться туда станут только люди, желающие служить обществу, а не себе любимому и богатому.

По утверждению министра Юрия Кравченко, раскрываемость преступлений в Украине составляет 70-80 процентов, что опять же выше, чем в Германии, Польше, Канаде и т.д. Но стоит ли этим гордиться, ведь самые главные преступления-то и не раскрываются. К ним сегодня надо отнести и убийства политические, хотя в большинстве случаев они квалифицируются как экономические, ибо наши политики, как мы уже говорили, люди не бедные, и от коммерции не отказываются...

Как видим, никакие программы борьбы с преступностью не дают немедленного результата. И главным образом потому, что у нас не решены узловые проблемы общества - мы бедны, агрессивны, и главное - не имеем механизмов предупреждения преступности и коррупции, а наоборот - некоторые сферы, как система власти, приватизации или коммерции, часто ставят или перед возможностью, или перед необходимостью нарушать закон. Остается только гадать, сколько еще жертв будет принесено в жертву кровожадному «тигру», пока общественные механизмы будут отрегулированы в режиме противостояния криминалу. Или же он овладеет всем...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме