Владимир Бондарь: "Сценарий развития лесного хозяйства Украины должно определять государство"

13 сентября, 17:01 Распечатать Выпуск №34, 14 сентября-20 сентября

В современных условиях мировой рынок древесины развивается под действием многих долгосрочных конъюнктурных факторов.

© Василий Артюшенко, ZN.UA

Лесной и деревообрабатывающий секторы экономики Украины являются неотъемлемой его составляющей, поэтому в борьбе за рынки сбыта их зажала в тиски жесткая конкуренция. Она усиливается из-за отсутствия механизмов защиты своего производителя.

Накануне профессионального праздника лесоводов о ситуации в этих секторах экономики мира и Украины; развитии конкурентной среды и факторах, на нее влияющих; параметрах, позволяющих завоевывать рынки мира; насущной необходимости наработать благоприятную нормативно-правовую базу для усовершенствования методов ведения лесного хозяйства; условиях для инвестирования и внедрения современных экологических технологий — интервью с заместителем председателя Государственного агентства лесных ресурсов Украины Владимиром Бондарем.

Владимир Налькович, в течение последнего десятилетия в мире на рынке древесины и лесоматериалов наблюдается негативная тенденция, если не сказать резче. В нее, бесспорно, втянута и Украина. Очевидно, учитывая это, наше государство ожидают не слишком радужные перспективы?

—Сейчас в мире наблюдается тенденция умеренного роста потребления лесоматериалов. По ежегодной оценке экспертов Европейской экономической комиссии ООН — UNECE, проведенной осенью 2018 г., рост мирового потребления круглых лесоматериалов и пиломатериалов в прошлом году по сравнению с предыдущим годом составлял соответственно 0,9 и 2,1%. Снизился спрос на древесину в Китае — главном игроке рынка. Общеизвестно, что среди поставщиков сырья на рынки Китая конкурируют Новая Зеландия, Россия и Канада. Китай определяет состояние мирового рынка древесины в целом.

Следующий фактор — излишек предложений лесоматериалов на рынках ЕС. Старания ведущих европейских производителей пиломатериалов наращивать объемы экспорта приводят к существенному обострению конкуренции на внешних рынках. Несколько иначе эксперты оценивают американский рынок — как единственный, где потребление ежегодно возрастает на 3–4%. На рынок древесины существенно влияет и нестабильность в потреблении древесины Японией, Ближним Востоком и Северной Америкой. Для мирового рынка хвойных пиломатериалов традиционно характерны наличие ряда крупных поставщиков и высокий уровень предложений. По данным FAO (Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН), ежегодно в мире производится до 425 миллионов кубов пиломатериалов. Международная торговля ими проходит в условиях неких уже сформировавшихся потоков. Ведущими экспортерами являются Канада (20%), Россия (12%), Швеция (10%), Германия (6%), а импортерами — страны Азии, Северной Африки и Ближнего Востока. Однако весомая часть международной торговли пиломатериалами приходится на внутрирегиональные поставки — между европейскими государствами и между Канадой и США.

Влияет на ситуацию и колебание валютных факторов (ослабление доллара и укрепление рубля).

Мировому рынку лесоматериалов в целом присущ циклический характер развития. И в последние несколько лет особого оживления не наблюдается. Есть прогнозы, что в ближайшие пять лет динамика потребления древесины Китаем резко спадет. На фоне этих событий следует заметить, что в 2014 г. Украина вошла в первую пятерку экспортеров круглых лесоматериалов, с 2009-го практически удвоила экспорт. Главными ее потребителями были Китай, Турция и Румыния. На сегодняшний день для Украины эти рынки практически закрыты. Выводы о состоянии рынка этого сегмента украинской экономики весьма неутешительны. Даже если предположить отмену моратория на экспорт необработанных лесоматериалов, то в ближайшей перспективе их украинский экспорт будет зависеть не только от состояния конъюнктуры ведущих экспортных рынков, но и от объемов внутреннего потребления. И, самое главное, от экономической политики нашего государства и его правовой культуры.

Учитывая, что в ближайшие годы на мировом рынке лесоматериалов существенных структурных изменений не предполагается, это тоже может отрицательно сказаться на развитии украинского рынка?

—Безусловно. Ситуация, сложившаяся на мировых рынках необработанной древесины и продукции ее переработки, отрицательно сказывается на деятельности лесохозяйственных предприятий отрасли Украины, вследствие чего произошло падение основных финансово-экономических показателей. С начала года цены на отдельные сортименты снизились на 30–40%.

За шесть месяцев текущего года чистый доход от реализации продукции по сравнению с соответствующим периодом прошлого года уменьшился на 7%, или на более 500 миллионов гривен, объемы заготовки древесины сократились на 550 тысяч кубометров.

Лесохозяйственные предприятия уже больше года не реализуют дровяную древесину за границы таможенной территории страны. На складах предприятий накопилось свыше миллиона кубометров древесины, доля дров составляет 70%. Накопление дров связано с отсутствием спроса на внутреннем рынке и запретом их экспортировать. На сегодняшний день эту проблему признают даже производители плитных материалов. Ассоциации деревообрабатывающих предприятий неоднократно обращалась в Кабмин Украины с просьбой открыть границу для дров.

Как утверждают эксперты, учитывая то, что начиная с 2015 г. рынок древесины в мире развивается в условиях избыточных предложений, инвестиции будут направляться не на расширение мощностей по производству традиционных изделий из древесины, а на инновационные проекты по созданию продукции с улучшенными характеристиками. Речь идет о конструкциях из древесины, полуфабрикатах, которые применяются в виде элементов конструкций в строительстве. В лесном же комплексе Украины используются физически и морально устаревшие технологии и оборудование с высокой долей ручной работы и низкой производительностью. Вместе с тем мировые производители активно внедряют новые технологии, позволяющие оптимизировать производство и сократить затраты. Поэтому о конкурентоспособности украинской продукции речь здесь даже не идет. С другой стороны, негативным фактором относительно конкурентоспособности является поддержка государством отраслей, которые производят товары-заменители. Лесная отрасль в мире — это бизнес, и он оперирует лишь рыночными категориями: цена, выгода, сроки, качество продукции, качество выполнения контрактов. Лишь эти параметры позволяют завоевывать мировые рынки.

То есть могут появиться новые рынки?

— Они уже появились. Привлекательность лесного хозяйства и деревообработки в мире давно определяется и будет определяться высокой скоростью лесовосстановления, развитием лесозаготовительной инфраструктуры, инновациями в переработке древесины. Уже сейчас страны Северной Америки стали на путь возделывания генномодифицированных древостанов. Это ускоряет лесохозяйственный оборот.

Если принять во внимание инвестиционную точку зрения, то наиболее привлекательными являются лесные регионы с быстрым приростом древесной биомассы, что позволяет получать сырье по минимальной цене. К ним относятся Бразилия, некоторые регионы Юго-Восточной Азии, Австралия, Новая Зеландия, Центральная и Южная Африка.

Выше мы упоминали о правовой культуре государства. Как она влияет на ведение и состояние лесного хозяйства страны?

Это прямое влияние, и нередко негативное. На сегодняшний день мы на некоторое время сняли с повестки дня вопрос о приватизации имущества отрасли и концессии лесов. Его ставили так, что украинскими лесами могли управлять неукраинские структуры, и эти "реформы" готовились просто хищническими методами. Одновременно происходила серьезная дискредитация лесного сектора экономики и его подразделений. По вине псевдоэкологов-грантоедов украинские СМИ захлебывались от так называемой информации о том, что в отрасли "неэффективное" управление, и его надо немедленно кому-то передать, что в украинском лесу экологическое бедствие, что леса полностью вырублены. Это, так сказать, внутренние проблемы. Но их подогревают извне. Бизнес ЕС очень заинтересован в концессии лесного сектора Украины и всячески этому содействует.Конечная его цель — выбить Украину из международных традиционных рынков древесины. И ее достигли: рынки захватили развитые государства Европы и мира. У нас нет национальной лесной политики, и это одна из базовых проблем отрасли. Но самое страшное то, что все это является сознательной позицией людей, незаинтересованных в присутствии Украины на международных рынках, а значит, и в глубокой переработке древесины в Украине, что приносит высокую добавленную стоимость. Но это рыночные категории, и я воздержусь выдвигать кому-то персональные обвинения.

Последствия не замедлили. Сегодня никто не знает, отменят мораторий или нет. Нет концепции деревообработки внутри отрасли. Нет ответов на вопросы, сколько леса можно рубить и кому его реализовывать; какова площадь лесов, и какие их категории следует отнести к заповедной зоне, и почему именно такое количество, а не другое. Да, в государстве должны быть леса, в которых преобладает ресурсная составляющая (эксплуатационные), и леса с преимущественно природоохранными, оздоровительными и защитными функциями. Там, где есть территории и леса, которые должны сохраниться, они должны сохраниться. Для этого нужно ограничить их эксплуатацию и даже полностью ее прекратить. Все прочие леса следует отнести к категории эксплуатационных. С такой концепцией мы выйдем на постоянное (системное) ведение лесного хозяйства. Завещать самосев осины и березы для того, чтобы завещать, — это нонсенс! Лес — это обновляемый ресурс. Общество должно это понять. На месте вырубленных лесов возникают новые. Мнение, что мы останемся без лесов, глубоко ошибочно. Как видите, по вине государства у нас нет ответа на ключевые, глобальные проблемы отрасли.

То есть чтобы противостоять такому явлению, Украина должна наработать свои механизмы?

—Ни для кого не секрет, что характеристики украинского леса меняются, и меняются не в лучшую сторону. Поэтому сценарий развития лесного хозяйства Украины должно определять государство. А для этого нужно немедленно разработать сбалансированную лесную политику, которая станет своеобразной конституцией лесной отрасли и будет базироваться на системном анализе ситуации в лесах, аудите того, что мы имеем. Речь идет о национальной инвентаризации лесов. Мы получим общую характеристику леса, в частности его структуры и состояния. После этого можно принимать дальнейшие решения. Начало есть — президент Украины Владимир Зеленский обязал немедленно ввести стопроцентный электронный учет заготовленной древесины. Сегодня он обеспечивается в лесах, которые входят в сферу управления Гослесагентства, а это лишь 73%. Возлагая надежду на новую исполнительную и законодательную власть Украины, эксперты лесной отрасли подготовили ряд законопроектов, направленных на усовершенствование ведения лесного хозяйства, разработку новых и внесение изменений в действующие законы. На днях мы широко обсудили законодательные проблемы лесного хозяйства, которые требуют немедленного рассмотрения.

Последние два десятилетия политических и экономических реформ в Украине четко показали, что лесная отрасль трудно адаптируется к рыночным отношениям и требованиям мирового рынка, в частности, из-за консервативности рынков древесины и пиломатериалов, низкой степени переработки сырья, низкой производительности труда, неопределенности экономического климата, лакун в законодательной базе, устаревшей производственной базы, отсутствия мощностей для глубокой переработки древесины, недостатка кредитных ресурсов и интереса к отрасли со стороны кредитно-финансовых организаций. Поэтому исторические этапы развития отечественного лесопользования показывают, что государственного управления в управлении отраслью должно быть больше, чем в других секторах экономики. А значит, одной из главных задач для развития конкурентной среды является создание условий для инвестирования, внедрение современных экологических технологий, наработка благоприятной нормативно-правовой базы для усовершенствования лесного законодательства.

Украина вовлечена в ряд международных процессов, связанных с лесной отраслью, начиная соглашениями ООН и заканчивая лесной сертификацией. Как это влияет на решение проблем лесной и деревообрабатывающей отраслей?

— Участие нашего государства во всех этих начинаниях и форумах пока что существенно не повлияло на состояние отечественных лесов. Главные проблемы отрасли остаются неизменными: отсутствие государственной лесной поддержки; чрезмерная бюрократизация разрешительной системы; противоречивость законодательства; отсутствие точной информации о лесах на государственном уровне; потеря деловой древесины из-за вредителей; упадок лесного образования и науки. Все это усложняется такими чертами украинского общества как неблагоприятный инвестиционный климат и неэффективная судебная система. Поэтому Украине нужны институционные реформы и усовершенствование государственного управления на национальном уровне. Прерогативой государства останется предоставление точных данных о запасах лесных ресурсов и их использовании. Только государство может гарантировать безопасное пользование лесными землями и создавать эффективные лесные законы.

Украине не нужно изобретать велосипед. Есть проблемы, которые в других странах уже давно решены — сделаны соответствующие выводы из ошибок и предложены оптимальные решения. Нам не помешает обратиться к зарубежному опыту, но не тупо его копировать. Украина расположена в разных климатических зонах, так что и подходы должны быть разными для лесов, например, горных районов и южных или восточных. Вместе с тем нужно учитывать и ряд других факторов. Лица, которые принимают важные для судьбы отрасли решения, должны понять, что украинским лесам нужна нормальная действенная законодательная база, а не пустые декларации.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно