Государство знает

14 сентября, 2018, 17:33 Распечатать Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября

Как умножить на ноль результаты хозяйственной деятельности лесной отрасли.

© Василий Артюшенко, ZN.UA

Как известно, 3 июля Верховная Рада Украины во втором чтении 234 голосами поддержала законопроект №5495 "О внесении изменений в некоторые законы Украины о сохранении украинских лесов и предотвращении незаконного вывоза необработанных лесоматериалов". 

Сроком на восемь лет со дня обретения действия этим законом запрещался вывоз за пределы таможенной территории Украины топливной древесины. Но президент Украины Петр Порошенко не подписал этот закон о противодействии контрабанде леса, поскольку запрет на вывоз из Украины топливной древесины противоречит обязательствам страны, которые она взяла на себя в рамках Всемирной организации торговли (ВТО) и зоны свободной торговли с ЕС. 

А недавно Верховная Рада Украины отменила мораторий на экспорт дров: 246 голосами народных депутатов из указанного закона исключили норму, предусматривавшую запрет экспорта на эту позицию лесосырья.

Еще не утихли страсти с дровами, как власть и лесная отрасль снова вышли на баррикады. Правда, как и всегда, по разные стороны. Настали трудные времена, когда лесоводам приходится бороться с глубоким невежеством, с сознательными разрушителями, которым из-за слабости государства безответственно отданы преобладающие права относительно судьбы отрасли перед грамотными и квалифицированными специалистами.

Почему снова? Государственная фискальная служба в Украине не замедлила информировать субъекты хозяйствования лесной отрасли о том, что с 15.08.2018 года вступил в силу Закон Украины от 10.07.2018 г. №2497-VIII "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины о стимулировании образования и деятельности семейных фермерских хозяйств". Под общий шумок этим законом внесены изменения в ст. 273 Кодекса, согласно которым предполагается налогообложение земельным налогом лесных земель. Cтавки земельного налога определяются решениями местных общин. После принятия решений и их обнародования субъекты хозяйствования, у которых в пользовании есть указанные выше земельные участки, обязаны подать уточняющие декларации по плате за землю (земельный налог). Руководители лесных предприятий в мыле: до 20 сентября текущего года им необходимо подать уточняющие налоговые декларации по месту расположения земельных участков лесного фонда, предназначенных для ведения лесного хозяйства. К сфере управления Государственного агентства лесных ресурсов Украины принадлежат бюджетные учреждения, природно-заповедный фонд, государственные лесохозяйственные предприятия (ГЛХ — 285 субъектов хозяйствования), которые вместе составляют 7,6 млн га лесных угодий. Из них 6,8 млн га после упомянутых изменений в законодательстве стали объектами дополнительного налогообложения в виде налога на лесные земли.

Эксперты лесной отрасли подсчитали сумму убытков после очередного "эксперимента" власти над украинским лесом. Вот они. При ставке земельного налога 0,1% убыточными останутся все ГЛХ Юга и Востока государства (57 субъектов хозяйствования) и 34 субъекта других регионов. Ставка в 1% принесет убытки еще 244 предприятиям. При ставке от 3 до 5% лесная отрасль ДАЛР Украины прекратит хозяйственную деятельность. Положение не спасет даже увеличение цены на лесопродукции вдвое: она станет никому не нужной. Большинство деревообрабатывающих предприятий остановятся. Учитывая предыдущие поручения правительства Украины уменьшить потребление природного газа и заменить его альтернативными видами топлива для объектов социальной сферы, в частности дровами, увеличение цены дров вдвое вызовет в обществе социальное напряжение, а стрелочником останется лесная отрасль.

По предварительным подсчетам специалистов, ежегодный размер земельного налога на лесные земли составит 3–10,5 млрд грн (при плавающих ставках налога). Такой системы налогообложения, каковая предусмотрена упомянутой поправкой, с учетом остальных налогов, которые уже платят, нет ни в ЕС, ни в любой развитой стране мира.

Законопроект ударил не только по лесной отрасли. Учитывая, что документ обсуждался кулуарно, против его принятия резко выступил "Всеукраинский аграрный форум", объединяющий Всеукраинский аграрный совет, Аграрный союз Украины, Украинский клуб аграрного бизнеса, Украинскую аграрную конфедерацию и Всеукраинскую ассоциацию сельских и поселковых советов. На имя председателя ВР Украины Андрея Парубия и глав депутатских фракций было направлено официальное обращение с просьбой перенести рассмотрение законопроекта и провести его повторное обсуждение при участии представителей упомянутых аграрных ассоциаций. Аграрии нарекали на изменения в статью 298 проекта закона № 6490-д, согласно которой сельхозпроизводитель повторно может быть включен в четвертую группу плательщиков единого налога не раньше, чем через два календарных года после аннулирования его предыдущей регистрации плательщиком единого налога четвертой группы по инициативе контролирующего органа. Законодательная "новация", как считают аграрии, даст контролирующим органам дополнительный инструмент давления на плательщиков единого налога четвертой группы.

Кроме того, нормы проекта закона вводят дополнительную финансовую поддержку малых фермерских хозяйств. Так, законопроектом предполагается ввести механизм покрытия государством части единого социального взноса членов семейных фермерских хозяйств и соответственно предоставлять им права платить только часть этого взноса. Однако законопроект не урегулировал ситуацию, когда в государственном бюджете на год не заложены соответствующие средства, а члены фермерского хозяйства решили воспользоваться льготой. То есть еще один троянский конь для мелких производителей сельхозпродукции.

Аграрные ассоциации также выступили против того, чтобы направлять средства государственной поддержки в рамках программы субсидирования покупки отечественной сельхозтехники на приобретение вагонов-зерновозов, поскольку этим могут воспользоваться только самые крупные аграрные компании, интересы которых систематически лоббируют Верховная Рада и Кабмин. При этом сумма средств государственной поддержки, которую смогут получить представители среднего и малого аграрного бизнеса, уменьшится. Дотации и другие льготы получат крупные игроки (холдинги и корпорации), а мелкие так и останутся в меньшинстве, в вечной борьбе с бюрократическими барьерами. Понятных объяснений и адекватных обоснований по этой теме нет ни в Верховной Раде Украины, ни в Кабмине. По своей управленческой стилистике это напоминает корпоративное решение, принятое без учета мнения специалистов лесной отрасли, одобренное в узком кругу, мошеннически подброшенное в сферу "деятельности семейных фермерских хозяйств" и вынесенное вслепую на голосование при полном игнорировании политических и экономических факторов. А тем временем десятки и сотни законов, которые могут стимулировать промышленность и производство, мертвым грузом лежат в ящиках высшего представительного органа государства без рассмотрения.

Что тут скажешь? Государство знает, как умножить результаты хозяйственной деятельности лесной отрасли на ноль. Обладает немалым опытом. Не потому  ли важные для отрасли правительственные решения не воспринимаются в профессиональной среде? В развитых странах мира стараются не переписывать законы государства, не выворачивать наизнанку систему власти и не менять базовые условия ведения экономики. И власть, и население обычно осознают самоценность стабильных правил и не разрушают их ради сиюминутных преимуществ. В противоположность этому, отношения украинской власти и лесной отрасли едва ли не каждый месяц открывают какие-то новые бездны, заглядывать в которые с каждым разом все страшнее и страшнее, ведь им присущи осатанелость и банальная жадность. На память сразу приходят два извечных вопроса: "Кто виноват?" и "Что делать?". Нынешняя власть стала символом кризиса лесной экономики. Здесь ставится лишь одна цель — полностью "отжать" тех людей, которые холят и охраняют лес, от ресурсов государства и передать его узкой группе лиц, приближенных к определенному кругу власти. Возрождается новое "самодержавие" — с опорой на "новых дворян".

Учитывая то, что украинская законодательная и исполнительная власть в последние годы выбирает для лесной отрасли самые плохие варианты, и то, что из-за операции "налог на лесную землю" экономические похороны отрасли могут состояться очень быстро, чего можно ожидать и на какой апогей надеяться? То есть, к каким сценариям могут привести очередные безумные эксперименты людей с тяжелой контузией, которые отличаются избирательностью, полнейшим отсутствием аргументации и могут в сжатые сроки уничтожить лесную и деревообрабатывающую отрасли? 

Власть приумножит смуту в обществе. Она ведет себя как в суде, не считая нужным объяснить свою позицию, чтобы найти возможность компромисса. Главная проблема в том, что винницкие "гении", перебравшиеся в Киев, не представляют, как это будут реализовывать внизу. Поскольку власти не удалось "приватизировать" или уничтожить профсоюзы лесной отрасли (отраслевой союз насчитывает более 29 тысяч членов), люди могут выйти на акции протеста, как это было в ноябре-декабре 2017 г. Речь о том, что 25 сентября в Киеве состоится съезд Общества лесоводов Украины, в резолюции которого может появиться решения о проведении всеукраинской забастовки отрасли вместе с деревообделочниками с целью исключить из текста скандального законопроекта пункт о налоге на лесные земли. Как на это отреагируют авторы упомянутых выше законопроектов? Вопрос не риторический.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
Выпуск №14, 13 апреля-19 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно