Владимир Бондарь: "Украина имеет шанс создать принципиально новый лесной сектор"

25 января, 17:46 Распечатать Выпуск №3, 26 января-1 февраля

Минувший год для лесной отрасли Украины был непростым, бурным и богатым на положительные изменения.

Год грядущий обещает быть еще более интенсивным. Об этом и другом — беседа с заместителем председателя Государственного агентства лесных ресурсов Украины (ГАЛРУ) Владимиром Бондарем.

— Владимир Налькович, какова нынешняя "лесная" политика государства, как выполняются обязательства президента, Верховной Рады и правительства в отношении отрасли?

— В течение отчетного года были проведены три заседания Комитета ВР Украины по вопросам агрополитики, на которых обсуждались проблемы развития лесного хозяйства. По инициативе Общества лесоводов Украины на базе Иванковского гослесхоза состоялось выездное заседание экологического комитета по вопросам усыхания сосны в украинском Полесье. В октябре 2017 года в Ивано-Франковске состоялось совещание при участии президента Украины Петра Порошенко с повесткой дня "Об устойчивом развитии Карпат". Вскоре по его результатам группа специалистов отрасли подготовила Указ президента №381/2017 "О дополнительных мерах по развитию лесного хозяйства, рациональному природопользованию и сохранению объектов природно-заповедного фонда", который был подписан 21 ноября 2017 года. За последнее десятилетие это самый емкий и комплексный Указ президента, регулирующий проблемные вопросы лесного хозяйства и экологии. Остается один важный нюанс — его выполнение правительством. В Указе есть три сверхважных поручения правительства, которые не выполнены по вине самого правительства: создание фонда финансирования лесного хозяйства; утверждение Программы "Леса Украины до 2030 года"; утверждение Государственной стратегии развития деревообрабатывающей промышленности. Они станут предметом обсуждения в марте нынешнего года.

Совместно с Национальным университетом биоресурсов и природопользования мы разработали законодательные изменения, которые внесены в Налоговый и Бюджетный кодексы Украины на 2019 год, и, впервые с 2016 года, получено финансирование лесов Юга и уменьшена налоговая нагрузка в части земельного налога на леса с 5 до 0,1%. За последние три года было подготовлено 10 проектов законов Украины, пять из которых уже работают. Нам удалось отстоять государственную собственность на леса, несмотря на принятое правительством 4 июля 2017 года решение об их концессии. Приостановлена разработанная Стратегия развития лесного хозяйства, предполагавшая и концессию, и создание одной лесной компании: она не отвечает интересам Украины. Наше обращение по поводу этого важного документа поддержали администрация президента и облрады всех ресурсных областей. И нашло поддержку в Указе президента. Такое решение подтверждает тезис, что рыночные механизмы не обеспечивают решения стратегических задач организации рационального использования и охраны природных ресурсов. Лес — это отрасль, которая наиболее остро ощущает несовершенство рынка, преимущественно ориентированного на решение нужных в какой-то конкретный момент задач. Экологические и социальные функции леса, являющиеся главными целями ведения лесного хозяйства на львиной доле лесного фонда, должны оставаться вне сферы рыночных отношений, и титульным собственником леса и лесных земель в обозримом будущем должно оставаться государство. Существенные положительные сдвиги есть в финансовой поддержке лесной отрасли. В госбюджете 2019 года на охрану и воспроизведение леса выделено 365 млн грн. Кроме того, были внесены соответствующие изменения в Бюджетный кодекс, которыми предусмотрен для этих нужд специальный фонд в составе государственного бюджета. Так, 26% ренты за специальное использование лесных ресурсов (в части древесины, заготовленной в порядке рубок главного пользования) будут зачислять в специальный фонд государственного бюджета. Эти средства (около 300 млн грн в 2019 году) направят на ведение лесного и охотничьего хозяйства, охрану и защиту лесов.

— Появилась информация о подготовке ГАЛРУ к первой национальной инвентаризации лесов (НИЛ) Украины при участии специалистов из Германии. Какие результаты ожидаются от нее?

— Работы по подготовке к инвентаризации практически завершены, и немецкая сторона положительно оценила сдвиг в подготовке к проведению 2019 года НИЛ по результатам переговоров в рамках 15-го заседания Немецко-Украинского аграрного комитета. Поскольку на сегодня в Лесной кодекс Украины не внесены соответствующие изменения и нет утвержденного Минагрополитики порядка проведения НИЛ в Украине, единственным юридически возможным путем выполнения договоренностей с немецкой стороной и начала НИЛ является проведение работ ПО "Укргослеспроект" с применением процедуры контроля качества выполнения работ Минагрополитики и верификации результатов специалистами из Германии.

Для этих целей в ПО "Укргослеспроект" создается специальное подразделение со штатом в 10–12 постоянных работников и 12–16 инвентаризационных групп из временных работников для выполнения полевых работ. Предложен их комбинированный технологический цикл, согласно которому ежегодно будет осуществляться обследование инвентаризационных участков в Полесской, Лесостепной зонах и Карпатах на площади лесов в 7,9 млн га. Один раз в пять лет будут обследоваться леса всех областей Украины на площади 9,6 млн га. Это сложный и ответственный процесс, во время которого ГАЛР сделает запрос о необходимой информации в органы исполнительной власти субъектов Украины, органы самоуправления, юридических лиц и граждан, которые, согласно лесному законодательству, обеспечивают проведение лесоустройства, разработку лесных планов и лесохозяйственных регламентов. 

Проект инструкции по проведению НИЛ подготовлен и одобрен научно-техническим советом ГАЛР с учетом мнения ученых, определяет содержание работ, схему выборочного обследования, форму выборочных единиц, устанавливает перечень ключевых показателей и отчетных таблиц национальной инвентаризации лесов. Отчет о национальной инвентаризации лесов будет включать до ста отчетных таблиц, объединенных в отдельные целевые группы: площадь лесов; общие запасы древостоев; объем и количество деревьев; прирост, рубки; средние таксационные показатели; показатели биоразнообразия и структуры насаждений; показатели санитарного состояния насаждений; восстановление леса. Потребность провести национальную инвентаризацию лесов вызвана отсутствием в Украине достоверной и надежной информации обо всех лесах государства, поскольку последний государственный учет их в полном объеме проводился в 1996 году. Можно ожидать, что по результатам НИЛ будет получена достоверная оценка общих запасов насаждений (расчетная погрешность до ±3%), и впервые для Украины после проведения двух циклов инвентаризации будут определены показатели текущего прироста насаждений, необходимые для оценки уровня интенсивности лесопользования. Среди других важных ожидаемых результатов — определение площади самозалесненных сельскохозяйственных земель и уточнение отчетности к Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотского протокола о ежегодном уровне поглощения парниковых газов лесами Украины, и т.п.

— Сейчас перед областью остро поставлена задача повысить ресурсно-экологический потенциал леса. Надеюсь, вам об этом есть что сказать?

— Цивилизованный мир успешно воплощает модель интенсивного воспроизведения лесов на генетико-селекционной основе. Нам нужны мощные фабрики по производству семян с улучшенными наследственными свойствами, что значительно повысит качество, темпы и масштабы работ в области лесного семеноводства.

Если же говорить о долгосрочной программе развития семеноводства, то нам не избежать создания широкой сети таких специализированных хозяйств с обученными кадрами, современными технологическими решениями, финансированием, техническим оснащением всех видов работ по последнему слову техники, заготовки семенного сырья и его переработки, анализа качества семян и их длительного хранения.

В структуре Львовского облуправления лесного и охотничьего хозяйства функционирует предприятие, применяющее современные технологии в лесном семеноводстве, — государственное предприятие "Львовский лесной селекционно-семенной центр". На его базе разработан проект строительства современного питомнического комплекса с привлечением оборудования и технологий шведской компании ВСС АВ — лидера в производстве современного оборудования для лесных семенных центров и рассадников. Сметная его стоимость составляет 86,2 млн грн, в том числе средства на закупку оборудования и оснащения — 55,3 млн грн.

В первой половине текущего года он будет сдан в эксплуатацию. Проектом предусмотрено выращивание сеянцев высокопроизводительных лесных пород (лиственницы европейской, сосны обычной, дуба обычного) для лесоразведения и лесовосстановления, а также для плантационного выращивания на Прикарпатье и равнинной части Львовщины; сеянцев биотически стойких пород (пихты, бука) для лесовосстановления на территории Карпат на месте усыхающих еловых насаждений. В перспективе проект вместе с уже действующими мощностями даст возможность получить посадочный материал: 6 млн сеянцев с закрытой, и 4 млн — с улучшенной корневой системой. Вместе с тем украинский лес получит научные разработки и рекомендации по выращиванию высокопроизводительных лесных пород, самую современную лабораторию лесного семеноводства. Внимание к этому региону у нас особое: природная среда и природные ресурсы украинских Карпат имеют общегосударственное значение. Особой является их роль в сохранении био- и ландшафтного многообразия, регулировании климата, формировании водно-ресурсного, лесного, рекреационного потенциала страны. Вместе с тем региону присущи сложные для решения экологические проблемы, среди них — значительное уменьшение лесистости и неоптимальная структура ландшафтов, высокая паводковая опасность, эрозия почв и т.п.

— Налог на лесную землю вызвал бурную реакцию работников отрасли. Профильные интернет-форумы буквально взорвались негодованием. Удивил сам механизм принятого депутатами решения. Если точнее, то в Верховной Раде время от времени проявляется нежелание депутатов вникать в тонкости функционирования отрасли, содействовать ее развитию; реальное регулирование подменивается формальными подходами с непонятным экономическим содержанием. Разве нет?

— Государство, увлекающееся частым повышением налогов и сборов, опосредованно демотивирует внедрение новых технологий и инвестирование в отрасль в целом, ставя в заранее менее выгодное положение стойких лесопользователей с долгосрочным планированием. От этого страдают те, кто платит больше всего, — по принципу "кто везет, того и погоняют". Практика показывает, что с точки зрения планирования инвестиций в лесной отрасли речь должна идти как минимум о годах. Иначе проект просто не будет обеспечивать прибыль. Это очень простая аналитика. Если говорить о модернизации производства, сроки финансового планирования резко возрастают. Например, в деревообрабатывающей отрасли типичные условия предоставления лизинговых кредитов на закупку оборудования — на срок до 7 лет. Если в течение этого времени резко меняются правила игры (например, растет удельный вес затрат, связанных с налогами), все расчеты разрушаются, и инвестиции не только не окупятся, но и станут непосильным грузом для предприятия.

— Общеизвестно, что на сегодняшний день среди проблем отрасли остается низкий уровень использования лесного сырья, ограниченный масштаб внутреннего рынка, низкая инвестиционная привлекательность отрасли по созданию предприятий для глубокой переработки древесины, низкий уровень ее материально-технического, научного и кадрового обеспечения. Возможно ли как-то решить эти проблемы?

— Нам нужна национальная лесная политика — политика государства в отношении лесной отрасли, определяющая способ действий всех участников лесных отношений, направленных на обеспечение охраны, воспроизведение и рациональное использование лесных ресурсов и услуг (отдых населения, туризм), на которые всегда есть запрос в обществе. Эта политика должна формироваться согласно нормам Конституции Украины, всех видов законодательства с учетом принципов и норм международного права, международных соглашений в области сохранения и использования природных ресурсов. К сожалению, у нас еще нет четко сформулированной и официально принятой в виде закона национальной лесной политики. Речь идет о ее законодательном оформлении, которое бы отражало намерения и обязательства правительства в отношении лесной отрасли. И, безусловно, о четком выполнении.

Выполнив все эти условия, Украина имеет шанс создать принципиально новый лесной сектор, как его создал Запад, но исключительно за счет реализации инноваций, передовых технологий, современной лесной техники, знаний и научных достижений мирового опыта ведения лесного хозяйства. Мы должны реконструировать всю материально-техническую базу, которая закладывалась еще в середине прошлого века на основе тогдашних проектных решений, технологий и представлений. Она физически изношена и морально устарела. В процессе реконструкции следует использовать принципиально новые решения, избегая промежуточных стадий с учетом опыта ведущих стран Европы и мира. Это подход не только к лесной отрасли. Это касается политики государства, властных институтов, науки и сферы образования.

Публикация подготовлена с надеждой на то, что ее содержание станет известным не только лесоводам и людям, имеющим отношение к отрасли, но и субъектам законодательной и исполнительной ветвей власти, от которых зависит принятие решений, способных устранить многие проблемы украинского леса.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 20 апреля-25 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно