ONUKA. Крепкий союз настоящих противоположностей

20 сентября, 17:13 Распечатать Выпуск №35, 21 сентября-27 сентября

Из практики знаю: большинство украинских поп-звезд "колотят" понты относительно плотного графика, а достаточно заявить корпоратив и озвучить сумму прописью — планы резко уменьшаются…

С фронтвумен ONUKA Натой Жижченко и ее мужем — саундпродюсером проекта, лидером компании The Maneken и совладельцем рекординговой компании Vidlik Records Евгением Филатовым было по-другому. Сначала было две недели отдыха в солнечной Валенсии, потом — куча неотложных дел, в частности новый мини-альбом The Maneken, который виртуально записывается с музыкантами четырех стран, а на носу — первое турне ONUKA по Китайской Народной Республике, США и Канаде. Так что было время только распаковывать и паковать чемоданы.

С кем-то одним из яркой четы пообщаться было бы легче, но собрать их вместе оказалось проверкой на терпеливость. И вот, наконец, мы сидим за столиком напротив друг друга: у Наты на руках домашний любимец песик Пиф, у Жени на коленях еще один домашний любимец — лэптоп Apple.

— Женя, в детстве вы мечтали стать автогонщиком и встретиться с Майклом Джексоном. Жалеете, что не повезло?

Евгений. — Насчет второго — однозначно да: очень хотелось бы попасть на концерт короля поп-музыки. А первое — это какая-то очень ранняя детская мечта. 

Ната. — Автогонщиком мечтала и стала я.

Е. — Что было, так это мое увлечение футболом. Я даже подумывал посвятить себя этому виду спорта. Но в десять лет отважиться было слишком поздно. 

— А у вас, Ната, как было? 

Н. — В детстве я мечтала стать дирижером хора.

— Хормейстером?! 

Н. — Хормейстером… А с пятнадцати лет думала сосредоточиться на ядерной физике. 

— У вас были склонности к точным наукам? 

Н. — Вообще-то меня считали зубрилкой, потому что я получала только "двенадцатки", а потом закончила школу с золотой медалью. Сама физика меня не грела, а вот все связанное с Чернобылем интересовало чрезвычайно. Повзрослев, я поняла, что не обязательно заниматься исключительно современной наукой, ведь через искусство также можно решать насущные экологические проблемы. 

Онука
onukaofficial/instagram

— Довольно глубокая мысль. 

Н. — Надеюсь.

Е. — Так вот. Мысли о футбольной карьере меня посещали, но я совершенно не жалею, что выбрал в жизни другой путь. И в сфере музыки все как раз начало стремительно развиваться. Но на концерте Майкла Джексона все же хотелось бы побывать...

Н. —Я, например, не верю, что Джексон умер.

— Ната, сознаюсь: я и в смерть Элвиса не верю: его 156 раз уже видели в разных странах. Правда, у него было множество двойников. Но не с ними сегодня мое интервью. 

Е. — Похоже на то.

— Женя, как вы оказались в Киеве в 2002 году? Что вас привело из Донецка в украинскую столицу? 

Е. — Я приехал на батл, на украинский конкурс ди-джеев. Очень хотелось выступить в легендарном киевском клубе Ultra. Помню, тогда Валик, ди-джей из компании "Бумбокс" (Валентин Матиюк. — О.Р.), вышел и всех порвал: скетч, хип-хоп, джангл, драм-энд-бэйс. И заслуженно взял первое место. На следующий день один хороший приятель организовал мне встречу. Он сказал: "Жека, ты должен показать свою музыку, я договорился. Вот номер, звони по телефону". 

Филатов
Сергей Сараханов

— И это был Евгений Ступка, который организовал в 1998 году в Киеве знаменитую студию "Столица Zvukozapys", где записывались Земфира и "Ночные снайперы"…

Е. — Да, это был известный Евгений Ступка. На следующий день я пришел, показал музыку, Женя был приятно удивлен и стал моим первым проводником…

— …и работодателем?

Е. — И работодателем, который сказал, чтобы я собирал вещи и переезжал из Донецка в Киев. Это была первая по-настоящему судьбоносная история в моей жизни. Так в 19 лет я начал жить самостоятельно. 

— С 15 лет Евгений Ступка проходил в Доме звукозаписи Украинского радио практическую школу, потом понял, что не хватает знаний, и подался учиться в Бостон, Массачусетс — в Музыкальный колледж Беркли. Теперь он живет в Лос-Анджелесе, и уже у него свой менеджер — Chris Ellington Long, который раньше занимался американской гранж-группой Stone Temple Pilots.

Е. — Пользуясь этим интервью, передаю ему привет… Надеюсь, это не конец истории, и в нашей жизни мы еще пересечемся. И, Евгений, большая тебе благодарность за тот первый в моей жизни опыт. 

Ната, а вы помните, как в 2007-м появился сначала ди-джей Мажор, а потом его nufunk-группа The Maneken? 

Н. — Помню, конечно… Был год, наверное, 2005-й, менеджментом нашей компании Tomato Jaws занимался Виталий "Бард" Бардецкий.

— Довольно известный в Киеве персонаж клубного движения…

Н. — Бард объявил, что в Киеве появился талантливый мальчик из Донецка… А меня еще подзуживал юношеский максимализм, и подумалось: какой там талант может приехать из Донецка? Но менеджер поставил один трек, второй, третий… И мы все удивились. Таким было заочное знакомство, позже мы стали встречаться на каких-то концертах, пересекаться на разных тусовках. Как артисты мы были неплохо знакомы, но начали дружить только в 2008-м.

— Женя, ваша группа The Maneken в середине нулевых развивалась довольно бурно. Вы подписали контракт с французским лейблом Somekind Records, а потом вообще стали единственной украинской командой, чей альбом First Look официально продавался в Японии; дистрибуция Virgin Records. Чего вам тогда не хватало?

Е. — Тогда мне хватало всего… Но если бросить взгляд в прошлое и проанализировать…

— Ну вам же хотелось стать Майклом Джексоном.

Е. — Чего-чего, а таких амбиций у меня не было — полететь в стратосферу. Я всегда малым довольствовался. На тот момент была такая профильная социальная сеть для музыкантов, называлась My Space. В ней налаживали международные связи, заводили личные контакты. Когда мне предложили выпустить альбом The Maneken во Франции, для меня это была огромная творческая победа.

— Почему?

Е. — Потому что я фанат французской электронной сцены. И до сих пор им являюсь.

— Так называемый стиль French Touch? И Daft Punk, Phoenix, C2C Tetra, Aufgan, певица Zaz?

Е. — Да. Вместе с тем я осознавал, что сотрудничество будет с небольшим лейблом — Somekind Records, которая под "зонтиком" мейджорлейбла Virgin. 

— То есть звучит круче, чем это есть на самом деле?

Е. — Точно. Я серьезно не верил, что музыку, которую мы играли, может воспринять украинский слушатель. 

— Большинство романов Джером Дэвид Сэлинджер написал в стол…

Е. — И такое есть.

— Ната, а вы помните тот легендарный концерт, который состоялся 15 июня 2011 года, когда киевский квартет The Maneken играл в Киевском дворце спорта 30-минутный сет перед британскими Jamiroquai? 

Е. — Не-е-ет, это я открывал!

— Извините, а разве в тот день Ната не выступала? 

Н.(изумленно) Выступала… А вы откуда знаете?

Е. — Правильно, мы вместе выступали. 

— До сих пор музыкальные обозреватели не обращали внимания на этот факт. Но специальным гостем на сете The Maneken в Киевском дворце спорта как вокалистка вашу группу тогда поддержала Ната. Это было впервые?

Н. — Нет, не впервые. Мы и раньше выступали в рамках Жениных сольных концертов в клубах, на разных фестивалях, в солянках. А вот на огромной площадке это действительно был мой первый фичеринг (специальный гость концерта.О.Р.).

— Какие впечатления остались от этого выступления?

Н. — Особых не запомнила. Jamiroquai — не мой кумир. Нет, как артистичную самобытную личность я его уважаю, но он Женин кумир.

Е. — Да, для меня это был ярчайший момент. Джей Кей был вторым после Майкла Джексона музыкантом, на чей концерт я мечтал попасть. 

— На Островах это ведь Jamiroquai начали играть музыку в стиле nufunk?

Е. — Меня они всегда цепляли. Особенно льстил тот факт, что музыку The Maneken и слушатели, и журналисты начали позиционировать под хештегом "украинский Jamiroquai".

— Перенесемся в 2013 год. Вы не против? Американская певица Лана Дель Рей лично выбрала The Maneken как группу для разогрева ее киевского концерта. Почему? Она вам говорила?

Е. — Ой, не знаю: это надо ее спросить… 

— Там было пафосно. На концерт пришли Светлана Лобода, Кузьма Скрябин, Джамала и даже член комитета по вопросам европейской интеграции ВР Петр Порошенко. 

Е. — Мне это не запомнилось, а то, что в своем Twitter Лана Дель Рей выложила фото и сообщила подписчикам: "Сегодня играем концерт в Украине. Вот слушаю киевскую группу The Maneken, которая играет у нас на разогреве", — да. 

— Отличный PR!

Е. — В моей карьере были три незабываемых эпизода, когда мы открывали концерты Jamiroquai, Ланы Дель Рей и английской группы Everything Everything.

— Не знаю такой.

Е. — Они мало известны, инди-команда из Манчестера, но играют очень самобытную музыку, математический рок, как я это называю. 

Н. — Послушайте. Это интересно.

Е. — И в последнем случае вообще было самое крутое. После выступления на разогреве в клубе Sentrum я, пардон, вышел в туалет, возвращаюсь за кулисы, а со всех сторон: "Чувак, ты такое пропустил! Они со сцены тебе песню посвятили…". Вот какие моменты радостной гордости случаются. Хотелось бы, чтобы подобных знаковых вещей было больше в жизни каждого украинского музыканта. 

— В декабре 2013 года Евгений Филатов и Ната Жижченко начали проект ONUKA. Что произошло за эти полгода — с первого концерта компании The Maneken в Национальном дворце "Украина"?

Е. — Мы потратили совершенно все деньги, несколько сотен долларов: и мои, и Натины — на съемки демо-видео Look. Со временем оно стало пафосно называться "первым музыкальным клипом" группы ONUKA.

Н. — На Новый год денег на подарки у нас не осталось, и мы сидели дома на улице Волошской на Подоле, где снимали квартиру, а вместо щедрого праздничного стола я сварила "мивину".

Е. — Самоотдача и вера в свой потенциал были нереальными. 

— Женя, вы следите за статистикой продаж — сетевых и цифровых — ваших альбомов? О чем свидетельствуют показатели?

Є. — Это отслеживает лейб-менеджер нашей с Наточкой рекординговой компании Vidlik Records. 

Н. — …который регулярно нам докладывает.

— О чем говорят данные?

Н. — Vidlik Records — топовый лейбл.

Е. — … а проект ONUKA приносит самые высокие дивиденды, по меньшей мере The Maneken и еще по меньшей — все другие творческие единицы нашей рекординговой компании. 

— Это естественно: ONUKA — титульный артист, в которого все вложено. 

Е. — Не буду спорить.

— Говорят, что основную кассу в звукозаписи делают меломаны, которые живут за пределами Украины. Именно этот слушатель законопослушный и сызмала приучен покупать лицензионные альбомы. 

Е. — Действительно, статистика именно такая — в Украине буйно цветет и аудио-, и видеопиратство. С этим явлением мировые мейджорлейблы борются, но этих усилий явно недостаточно. 

— В позапрошлом году вы ярко выступили в гранд-финале "Евровидение-2017", а зимой в этом году ONUKA осуществила европейское турне. Это прецедент, когда национальные артисты привлекают такое внимание. 

Н. — Наш тур охватил такие страны как Польша, Чехия, Венгрия, Австрия, Германия, Нидерланды, Швеция. 

— Я разговаривал с младшей дочерью, она говорила, что весь Берлин оклеили вашими афишами. 

Н. — Не знала… Но в берлинском клубе "Фестзал Кройцберґ" мы действительно играли нереальный концерт! И в Гамбурге было шикарное шоу, и в Стокгольме. Во время этого тура каких-то проходных концертов не помню.

— Кстати, с португальским певцом Салвадором Собралом вы случайно на гранд-финале в Лиссабоне не пересекались?

Е. — Нет.

— Если говорить о весеннем европейском турне, какую наивысшую оценку и из чьих уст услышала ONUKA? 

Н. — В этом году я познакомилась с саунд-продюсером норвежского трио "аНа" и пригласила на наш концерт. После выступления была небольшая фотосессия, и тут организаторы дают мне телефон. Это, посмотрев наше выступление, нам позвонил по телефону саунд-продюсер "аНа", и мы почти полчаса разговаривали о нашем выступлении. 

Е. — А мне запомнилась встреча с Дарреном Аронофски.

— Она также была во время недавнего европейского турне?

Е. — Нет.

Н. — Несколько лет назад
2015-м. —
О.Р.) мы выступали на открытии Одесского международного кинофестиваля, где организаторы наш сет раскидали: начало, середина и финал. После выступления отдыхаем мы в гримерке, вдруг вбегает организатор: "Вас хочет видеть Даррен Аронофски. Можно ему прийти?".

— Женя, вы не спросили дерзко: "А это кто"? 

(Смеемся.)

Е. — Нет, я примерно так ответил: да чего там, пусть заходит…

Н. — А там у нас гримерка реально…

— Убитая?

Н. — Нет, апокалиптическая, будто все происходит в Припяти, в Зоне.

Е. — И представляете, в это чрево Одессы заходит режиссер киношедевров "Реквием по мечте", "Черный лебедь" Даррен Аронофски!

Н. — Мы познакомились, Даррен оказался довольно милым и живым собеседником.

— Осматривая интерьер, он случайно не воскликнул: "Наконец! Наконец я нашел локацию, где буду снимать сиквел "Фонтан 2"?

Н. — Нет, он поблагодарил за шоу и…

Е. — …оставил визитку, дескать, будете в Нью-Йорке — звоните, я хотел бы с подружкой прийти на ваш концерт. 

— Что за подружка? 

Е. — Говорит, Бьорк. Надеюсь, в этом году у нас все получится. 

— Вон как!

Е. — На осень есть четыре концерта в Северной Америке: 11 октября — Нью-Йорк (зал Melrose Ballroom), 12 октября — Филадельфия (Klein Branch),
18 октября — Чикаго (Concord Music Hall) и 19 октября — Торонто (The Phoenix Concert Theatre).

— В нашем медийном деле неприятности часто случаются. Какой вопрос вам, Ната, и вам, Женя, я не задал, а вы бы очень хотели на него ответить? 

Е. — Я по своей природе — оптимист, и всегда думаю: что дальше?

— Так что дальше, после тура по Северной Америке?

Е. — Кроме музыки, есть еще один вид искусства, который меня интересует, — кинематограф. Хотелось бы овладеть операторским мастерством, а также изучить драматургию, режиссуру, монтаж — все кинопроизводство. 

— Со специализацией еще не определились?

Е. — Нравится все. Пока что на уровне хобби стараюсь изучать все кинопрофессии. Чувствую, что с digital-технологиями и имеющимся инструментарием аудио и видео уже надо объединять в единое цело, чтобы иметь наиболее точные и убедительные результаты. 

— Советовать не имею права, но как предложение появилось идея: когда будете в североамериканском турне, сделайте роуд-муви, как вы его сами видите. Получится классно!

Н. — Конечно!

Е. — Да!

— С вашей системностью на самом деле этим несложно будет овладеть.

Н. — Относительно важного вопроса отвечу так. Каждый день я спрашиваю себя: "Что ты сделала для достижения своей мечты?". Своим примером я хотела бы настраивать слушателей верить, что у нас есть будущее, есть перспектива. А пока вместо разочарованных в своих мечтах в них и в себя верю я. 

— И напоследок: как две такие креативные личности сшивают одной нитью идеи двух таких индивидуальных единиц, чтобы вышел общий творческий замысел?

Е. — У нас с Натой — крепкий союз настоящих противоположностей. Наточка — белая, я — черный. Она — интроверт, я — екстраверт. 

Н. — Женя — человек-хаос, я — человек-блокнот.

Е. — Это как батарейка Duracell, где есть и минус, и плюс.

— О, так оказывается ONUKA — это творческий аккумулятор! Патентовать изобретение будете?

Е. —Точно. 

Н. —Справедливое сравнение: мы действительно друг друга питаем.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно