«Учитывая жестокость, с которой были предприняты воздушные нападения на США 11 сентября, риск ядерного терроризма становится гораздо более вероятным, чем считалось ранее».
Гендиректор МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи
Жив ли сегодня бин Ладен, достоверно неизвестно, но терроризм как явление, к сожалению, не только выживет, но и наберет новую силу. После широкомасштабного распространения писем со спорами сибирской язвы ранние самоуспокоительные прогнозы руководителей антитеррористических служб многих стран о малой вероятности масштабного применения террористами оружия массового уничтожения (ОМУ) канули в Лету. А наиболее страшное проявление терроризма — подрыв ядерных боеприпасов или теракты на атомных станциях (или других объектах атомной энергетики) из разряда гипотетических угроз перешли в стадию возможных явлений. Эксперты предупреждают — ядерная угроза со стороны террористов, как никогда, реальна. Когда и где ожидать их атаки? Ответа нет. Просто нужно быть готовым всем и всегда, в первую очередь, тем 30 странам мира, которые имеют атомные электростанции (АЭС). В их число входит и Украина.
В начале декабря текущего года в Вене, в рамках международного симпозиума МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) по проблемам гарантий, контроля и обеспечения ядерной безопасности прошло специальное заседание, посвященное вопросам борьбы с ядерным терроризмом.
По словам главы МАГАТЭ, теперь более чем вероятно, что террористы могут избрать своей целью ядерные объекты, материалы или источники радиации по всему миру. Аль-Барадеи призвал страны мира оценить стоимость мероприятий по усилению безопасности на их атомных станциях и потратить необходимые средства на то, чтобы ядерные предприятия с уверенностью могли предотвратить террористические атаки или противостоять им.
26 ноября 2001 г. открылась очередная сессия Совета директоров МАГАТЭ с участием Украины. Вице-председатель сессии — глава Госкомитета ядерного регулирования Украины. В повестке дня снова отдельным вопросом значится «Защита от ядерного терроризма».
Хотя до сих пор не было подтвержденных случаев использования террористами ядерных материалов, но, по словам аль-Барадеи, существует информация о том, что некоторые военизированные группировки пытались их добыть. Этот перечень включает и «Аль-Каиду» Усамы бин Ладена, подозреваемую в организации воздушных нападений на США.
Многие страны уже осуществили ряд мер. Так, во Франции предприятие по переработке облученного ядерного топлива охраняется подразделением ПВО; в Великобритании районы, прилегающие к ядерному центру в Селлафилде, патрулируются боевой авиацией; в Канаде вокруг ядерных объектов будут возведены специальные бетонные заграждения, в США предусмотрены беспрецедентные меры безопасности на всех ядерных объектах (большей частью носящие секретный характер).
Террористы — кто они, или «черный» список США
5 октября 2001 г. Государственный департамент США опубликовал список иностранных террористических организаций:
1. Организация Абу Нидала (АНО)
2. Группа Абу Сайяфа
3. Вооруженная исламская группа (ГИА)
4. Аум Синрике
5. Баскская Родина и Свобода (ЭТА)
6. Гама аль-Исламия (Исламская группа)
7. Хамас (Исламское движение сопротивления)
8. Харакат уль-муджахидин (ХУМ)
9. Хезболла (Партия Аллаха)
10. Исламское движение Узбекистана (ИДУ)
11. Аль-джихад (Египетский исламский джихад)
12. Кахане Чай (Кач)
13. Курдская рабочая партия (ПКК)
14. Тигры освобождения Тамила (ЛТТЕ)
15. Организация «Муджахедин-э халк» (МЭХ)
16. Национальная освободительная армия (ЭЛН)
17. Палестинский исламский джихад (ПИД)
18. Палестинский освободительный фронт (ПОФ)
19. Народный фронт за освобождение Палестины (НФОП)
20. Генеральное командование НФОП (ГК НФОП)
21. Аль-Каида
22. Реальная ИРА
23. Революционные вооруженные силы Колумбии (ФАРК)
24. Революционные ячейки (бывшая ЭЛА)
25. Революционная организация 17 ноября
26. Революционная народно-освободительная армия/фронт (ДХКП/Ц)
27. Сияющий Путь (Сендеро Луминосо, СЛ)
28. Объединенные силы самообороны Колумбии (АУК)
Комментировать подобный список на страницах газеты достаточно сложно. Можно лишь отметить, что только в 1999 г. в него была включена «Аль-Каида», а в 2000 г. — Исламское движение Узбекистана. Запоздалое включение в этот перечень «Аль-Каиды» вызывает недоумение, вторая же террористическая организация, увы, находится в СНГ.
10 октября 2001 г. президент США Дж.Буш лично обнародовал список ФБР преступников, которые разыскиваются в первую очередь. В него включены 22 лица, обвиняемые в терактах, в том числе Усама бин Ладен, несколько членов его организации «Аль-Каида» и другие.
Одной из главных движущих сил программы розыска террористов является реализуемая госдепом США программа «Награды за правосудие». По этой программе, за информацию, позволяющую предотвратить теракт против США или других стран, либо предать террориста суду, предлагаются вознаграждения в размере до $5 млн. Как известно, за помощь в поимке бин Ладена эта сумма составляет $27 млн. ($2 млн. от двух американских ассоциаций — авиатранспорта и пилотов, остальное — от госдепа США).
Начиная с 1984 г., по 22-м различным делам было выплачено $8 млн. лицам, предоставившим сведения, которые позволили предотвратить теракты или поместить террористов в тюрьму.
Увы, меняющийся мир не стал добрее, а «червь» терроризма поразил всю планету Земля.
Терроризм и оружие массового уничтожения
Проблемы терроризма с применением оружия массового поражения значительно обострились в
90-е годы вследствие таких событий: во-первых, распался Советский Союз, что ослабило контроль над оружием массового уничтожения (ОМУ) всех типов (химическое, биологическое и ядерное); во-вторых, образовавшийся монополярный мир во главе со США «расслабился», что выразилось в деградации многих разведок стран мира; в-третьих, в результате развития информационных технологий, а именно Интернета, огромное количество людей из разных стран мира получили доступ к научно-технической информации об изготовлении ОМУ; в-четвертых, впервые в 1995 г. в токийском метро японской сектой Аум Синрике было применено боевое отравляющее вещество «зарин», что показало возможность доступа (изготовления?) и практического применения ОМУ.
Основной тенденцией в терроризме стала переориентация террористов с ненависти к политическим режимам, их лидерам и борьбы с ними на этнонациональный и религиозный терроризм. Многие эксперты прогнозируют значительную активизацию религиозного терроризма в первом десятилетии нынешнего столетия.
Террористические акты в США положили начало новой эпохе терроризма. Пока не было случая применения ядерного оружия, но значит ли это, что такое оружие не может быть применено международными террористами завтра?
Что такое ядерный терроризм
Несанкционированный доступ к ядерным материалам угрожает здоровью и безопасности населения и окружающей среде. Последствия ядерных бомбардировок Японии и катастрофа в Чернобыле не требуют комментариев.
Сегодня кража, контрабанда и несанкционированные поставки ядерных и радиоактивных материалов представляют серьезную угрозу для многих стран и международной безопасности в целом. Попытки приобретения ядерных и радиоактивных материалов могут осуществлять несколько государств, террористические организации, религиозные экстремисты и криминальные группировки.
Наличие сильных по ресурсам (финансы, люди, вооружение) террористических группировок присуще государствам, где имеются этнические, религиозные проблемы и очаги сепаратизма. Таким примерам несть числа как в Азии, Африке, Латинской Америке, родном СНГ, так и в старой доброй старушке Европе. Последние десятилетия ушедшего века показали: наибольшую угрозу представляют террористические организации, приобретшие международный (транснациональный) характер и связанные с организованными криминальными сообществами. При этом террористические организации в значительной степени переориентировались с одиночных убийств или серийных взрывов обычных взрывчатых веществ на активные попытки завладеть ОМУ или изготовить его с дальнейшей угрозой его применения.
Условно акты ядерного терроризма можно классифицировать по следующим категориям:
n подрыв (угроза подрыва) ядерного взрывного устройства;
n заражение радиоактивными материалами (радиоактивное заражение, как правило, имеет локальный характер);
n диверсия на ядерных объектах как гражданского (АЭС и их инфраструктура), так и военного назначения (хранилища ядерных материалов и ядерных боеприпасов).
Специалисты под термином «ядерные материалы» подразумевает уран, плутоний, торий или их соединения, а также облученное топливо для ядерных реакторов. Уран может содержать природные изотопы, быть обедненным изотопом 235 (менее 0,7%) или обогащенным изотопами 235 или 233. В свою очередь, высокообогащенный уран содержит не менее 20% или более изотопа 235. Плутоний-239 (получен искусственно) и изотоп урана-235 являются самыми распространенными делящимися материалами (под ударами тепловых или быстрых нейтронов ядра этих элементов расщепляются).
Под «расщепляющимися материалами», как правило, понимают плутоний и высокообогащенный уран. МАГАТЭ классифицирует плутоний (не менее 80% изотопа 238), высокообогащенный уран и уран-233 как материалы «прямого использования», т.е. пригодные для изготовления оружия.
Помимо других компонентов, для создания ядерного устройства нужно всего лишь 12 килограммов высоко обогащенного урана или 4 килограмма плутония.
Ядерное оружие находится под строгим контролем и доступ к нему маловероятен. Несколько более реальны нападения террористов на транспортируемые или демонтируемые ядерные боеприпасы. Для изготовления ядерного устройства из топлива для АЭС необходима на протяжении полугода работа трех-четырех лабораторий со сложнейшим оборудованием и наличие нескольких десятков профессионалов, что кардинально снижает вероятность этой угрозы.
Таким образом, сегодня доступ террористов к ядерным арсеналам практически сведен к нулю. Но опасность перемещается в другую плоскость: по мнению многих экспертов, угроза ядерного терроризма сегодня наиболее реальна в случае нападения на АЭС.
Термин «радиоактивные материалы» подразумевает те из них, которые не могут быть использованы для создания ядерного взрывного устройства (не способны поддерживать ядерную реакцию), в первую очередь, источники ионизирующего излучения, в том числе использующиеся в промышленности, науке и медицине (америций, кобальт, радий, стронций и цезий).
Сегодня изготовление, переработка и международные перевозки ядерного топлива и их отходов растут: атомная энергетика вырабатывает значительную часть электроэнергии мира — в 30 странах работает 438 ядерных реакторов с общей мощностью около 351 ГВт, 651 исследовательский ядерный реактор (действующих только 284), 250 заводов топливного цикла всех стадий производства. Это увеличивает вероятность несанкционированного доступа к ядерным материалам (создание радиологического оружия из радиоактивных отходов), используемым в атомной энергетике, особенно в научных центрах и атомных подводных лодках.
Несомненно, нападение относительно легковооруженных террористов (со стрелковым оружием, взрывными устройствами обычных типов) или даже лишь угроза захвата атомной станции могут иметь сильнейший психологический эффект среди населения. Другими словами, террористы, не выполнив свою угрозу до конца (не причинив вреда АЭС), достигнут более ожидаемого для них эффекта — паники, истерии, незначительных человеческих и огромных материальных потерь.
Масштабы проблемы
Уровень риска применения ядерного оружия и радиоактивных материалов может быть предварительно оценен по угрозам совершения актов ядерного терроризма и кражам ядерных материалов. На сегодня не существует надежных и полных данных о нелегальном перемещении ядерных и радиоактивных материалов, а также о случаях ядерного шантажа. База данных МАГАТЭ, по состоянию на 31 марта 2001 г., зарегистрировала более 550 инцидентов нелегального перемещения ядерных и радиоактивных материалов, только две трети из них были подтверждены странами-участницами. Количество всех перехваченных материалов было недостаточным для изготовления даже одного ядерного взрывного устройства. Тем не менее проблема очень серьезна. Ниже приводятся некоторые данные, связанные с террористическими актами или скорее с угрозой их совершения, а также наиболее опасные случаи похищения ядерных материалов:
n 1975 г. — американская компания Union Oil Co. Of California получила от неизвестных лиц письмо с угрозой взорвать ядерное устройство на одном из заводов компании в случае, если $100 тыс. не будут выплачены шантажистам;
n 80-е годы — пуэрториканские сепаратисты угрожали осуществить теракты против ядерных объектов США;
n 1987 г. — в Бразилии
(г. Гояния) из-за повреждения украденного контейнера с цезием-137 погибло четыре человека, 129 — получили значительные уровни облучения, пришлось дезактивировать 85 домов и эвакуировать 200 человек из 41 дома, работы по обезвреживанию длились полгода при участии 575 специалистов, удалено 3500 куб. м радиоактивных отходов;
n 1990—1992 гг. — в России директора Смоленской и Курской АЭС получили письма с угрозами взорвать или захватить АЭС;
n 1992 г. — в Литве с Игналинской АЭС похищена кассета ядерного топлива, позднее (1997 г.) было найдено около 50 кг радиоактивного урана, по-видимому, извлеченного из этой кассеты;
n 1993 г. — в США на территорию АЭС Три-Майл-Айленд сквозь систему инженерных барьеров прорвался автомобиль; в Грузии из Сухумского ядерного центра (Абхазия) исчезло около двух килограммов обогащенного урана;
n 1994 г. — в Германии (Мюнхен) задержана небольшая партия (363 г) контрабандного плутония из России, пригодного для изготовления атомной бомбы; в Литве криминальная группировка после вынесения судом смертного приговора одному из ее лидеров пригрозила взорвать Игналинскую АЭС;
n 1995 г. — во Франции во второй охлаждающий контур третьего энергоблока АЭС Блэйс неизвестными была засыпана соль; в Японии религиозная секта Аум Синрике намеревалась изготовить ядерное взрывное устройство из австралийского или российского урана; в России чеченские экстремисты в московском Измайловском парке поместили контейнер с радиоактивным изотопом цезия-137;
n 1997 г. — в России была предотвращена попытка диверсии на одной из АЭС;
n 1998 г. — в России служащие ядерного объекта в Челябинске были пойманы «при попытке кражи расщепленного материала в количестве, достаточном для изготовления одного ядерного устройства»; спецслужбы России предотвратили реализацию сделки по приобретению одной из пакистанских компаний (возможно подконтрольной бин Ладену) оружейного урана;
n 2000 г. — в России на базе Камчатского полуострова были арестованы четыре моряка, имевших тайник с радиоактивными материалами. Они были обвинены в краже этих материалов с субмарины, на которой проходили службу;
n 2001 г. — в России пресечены две попытки проникновения террористов на объекты хранения ядерных боеприпасов.
По данным МАГАТЭ, с 1993 г. было зарегистрировано с высокой степенью достоверности 175 случаев нелегальной продажи ядерных материалов и 201 случай сбыта других радиоактивных источников, в том числе тех, которые используются в медицине и промышленности. Только в 18 из этих случаев речь шла о высокообогащенных уране или плутонии, необходимых для создания атомной бомбы, и количество их было недостаточным для создания ядерного взрывного устройства
Анализ статистических данных показывает: основным источником контрабандных материалов были страны СНГ, в первую очередь Россия; украденным материалом наиболее часто был высокообогащенный уран. В свою очередь, перехват этой контрабанды осуществлялся в основном в Центральной Европе, а потом уже и в России. Сегодня считается маловероятным создание ядерного взрывного устройства какой-либо террористической группой самостоятельно или с помощью нанятых физиков-ядерщиков.
Ядерные ресурсы России и ядерные материалы атомной энергетики Украины ныне рассматриваются как вероятный источник вооружения террористов. Причиной этого является снижение качества и уровня контроля над радиоактивными веществами. Кроме того, охрана, осуществляющая надзор за ядерными материалами, получает низкую заработную плату, да и ту часто несвоевременно.
Тезис о предельно низкой вероятности использования террористами ядерных материалов, вследствие того что последние представляют угрозу в первую очередь самим террористам, рухнул под обломками башен Международного торгового центра в США. Террористы-камикадзе не боятся погибнуть и сами. Однако в странах СНГ, слава Богу, таких почти нет. Преобладает воровство всего, что можно украсть, в том числе и радиоактивных материалов. Граждане воришки! Кража радиоактивных материалов вредит вашему здоровью!
США
В США с 1978 по 2001 гг. американские АЭС 30 раз подвергались нападениям как экстремистов, так и активистов экологических организаций. Однако достаточно серьезных нападений на АЭС не было. Наиболее серьезным случаем считался прорыв легковой машины сквозь систему инженерных барьеров. Автомобилем управлял человек, ранее лечившийся от психического заболевания.
После кровавого 11 сентября председатель комиссии по ядерному регулированию США (КЯР) Ричард Месерв рекомендовал пересмотреть меры безопасности, применяемые на 103-х АЭС, расположенных в 31 штате. Всем АЭС и топливным хранилищам было предписано поддерживать наивысший уровень защиты, предполагающий усиленное патрулирование, дополнительную охрану и более тесную координацию с правоохранительными и военными организациями (более конкретные действия не раскрываются).
Комиссия по ядерному регулированию подтвердила, что в ранее разработанный секретный документ под названием «Базовая угроза» не были включены атаки на ядерные объекты с применением крупных авиалайнеров. Сейчас проводятся консультации с соответствующими ведомствами с целью пересмотра «Базовой угрозы», также осуществляется детальный инженерный анализ удара крупного авиалайнера по объектам ядерной энергетики. На сегодня в районах ядерных объектов США запрещены полеты самолетов.
В конце ноября в США появилась новая «энергетическая» угроза — министр юстиции Джон Эшкрофт заявил, что администрация президента США получила сообщение о возможном нападении на объекты газовой промышленности страны.
Россия
Как известно, еще в декабре 2000 г. правительство России утвердило федеральную целевую программу «Ядерная и радиационная безопасность России» на срок до 2006 г. Программа рассчитана на три этапа, каждый из которых продлится два-три года. Ее цель — комплексное решение проблемы ядерной и радиационной безопасности, снижение риска радиационного воздействия на человека и среду обитания. Вместе с тем финансирование программы в 2001г. сокращено в пять раз — с запланированных 636 млн. руб. до 126,4 млн. Это не позволит выполнить намеченные мероприятия в полном объеме. Есть надежда, что последние события должны изменить подход к финансированию важнейшей государственной программы России.
После событий в США 11 сентября начальник 12-го главного управления Минобороны РФ генерал-полковник И.Валынкин на встрече с журналистами рассказал, что полностью исключает возможность ядерного терроризма в России. Именно его ведомство отвечает за эксплуатацию и сохранность ядерных боеприпасов (ЯБП).
Как заявил генерал, руководство России и Минобороны РФ проводит комплекс превентивных антитеррористических мер. Во-первых, на объектах 12-го ГУ МО РФ введены штатные мобильные подразделения, в задачу которых входит их охрана и оборона. Во-вторых, организовано взаимодействие подразделений, подчиненных главку, с силами ФСБ и МВД. В-третьих, в целях централизации управления ядерными объектами и боеприпасами в российской армии начат процесс перевода объектов ЯБП в видах ВС под единый контроль главка. В-четвертых, вводится особый контроль за морально-психологическим состоянием личного состава, работающего с ЯБП: определены медицинские тесты на наркотики, алкоголь и «психотесты». Еще одним, совершенно новым тестом, является проверка на «детекторах лжи», которые поставили США по программе Нанна-Лугара. Таким образом, по заявлению руководства Минобороны России охрана ядерно-технических сил кардинально усилена.
Однако оснований для самоуспокоенности пока нет. Так, из более раннего сообщения генерала следует, что только в 2001 г. в России совершено две попытки проникновения террористов на объекты хранения ядерных боеприпасов (в феврале и апреле).
Украина
Распад СССР сделал Украину третьим в мире государством по объему ракетно-ядерного потенциала. От бывшего Союза наша страна унаследовала 130 стратегических ракет СС-19 и 46 стратегических ракет СС-24. Так на заре украинской независимости возник вопрос о необходимости присоединения к Договору об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-1. Уже в 1992 г. был подписан Лиссабонский протокол к Договору СНВ-1, согласно которому Украина вместе с Белоруссией и Казахстаном взяла на себя обязательство стать неядерным государством. В результате политической договоренности Россия стала наследником советского ядерного потенциала.
В 1996 г. все ядерные боезаряды из Украины были вывезены в Россию в обмен на ядерное топливо для АЭС, а 30 октября 2001 г. была ликвидирована последняя из 46 шахтно-пусковых установок (ШПУ) межконтинентальных твердотопливных ракет СС-24. Таким образом, в вопросе нашего ядерного потенциала поставлена жирная точка.
В Украине были и остаются сегодня (уже задним числом) противники передачи ядерного оружия России. Не столько из-за передачи в РФ, сколько ради сохранения ядерного статуса (приобщенности к великим державам?). Однако после событий 11 сентября 2001 г. в США и нескольких неудачных ракетных стрельб в Украине противников безъядерного статуса нашей страны стало значительно меньше.
Уничтожение последней ШПУ не означает прекращения работ по Программе уменьшения ядерной угрозы. На местах размещения 30 шахтно-пусковых установок уже проведены рекультивационные работы, а остальные 16 объектов запланировано возвратить народному хозяйству в 2002 г. Все работы по утилизации ракет и уничтожению шахтно-пусковых установок финансируются США — Украина получила на программу выполнения программы разоружения $520 млн.
Как заявил посол США в Украине Карлос Паскуаль, Вашингтон намерен финансировать программы уменьшения ядерной угрозы в Украине по меньшей мере до 2006 г. На 2002 г. США планируют выделить около $30 млн. на ликвидацию стратегических систем — должна быть ликвидирована инфраструктура стратегических аэродромов в Узине, Белой Церкви и Прилуках, авиабазы, пункты заправки и т.д. В Узине планируется создать коммерческий аэродром, а на остальных изменить функциональное назначение объектов. Было бы очень полезно, чтобы новый министр обороны поделился планами по перепрофилированию этих объектов.
Мировому сообществу известны инициативы и позиция Украины по отношению к ядерному оружию и его испытаниям. Так, выступая на ІІ конференции по содействию ускорению вступления в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), проходившей 11—13 ноября в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, украинский министр иностранных дел Анатолий Зленко отметил, что страна является примером последовательной и взвешенной политики в сфере ядерного разоружения и нераспространения. Также Украина призвала мировое сообщество соблюдать мораторий на ядерные испытания. В этой сфере к Украине никогда претензий не было.
Однако с мирным атомом у нас в стране проблемы существуют. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), определяющее международные стандарты ядерной безопасности, назвало государства бывшего СССР регионом, где нет адекватного контроля над ядерными материалами. Российские информационные агентства, почему-то позабыв о своем отечестве, это сообщение интерпретировали в слоган «МАГАТЭ внесло Украину в список ядерно-опасных стран».
Сегодня у нас проводится ряд программ, связанных с работой и развитием ядерной энергетики. Так, 18 августа нынешнего года на Запорожской АЭС в первый контейнер сухого хранилища отработавшего ядерного топлива (СХОЯТ) была загружена первая кассета. Первая очередь промышленной площадки рассчитана на 100, а вся промплощадка — на 380 контейнеров. Хранилище позволит сэкономить значительные суммы на развитие собственной ядерной энергетики, частично отказавшись от услуг России.
В ноябре текущего года в Киеве зарегистрировано украино-российско-казахское совместное предприятие по производству ядерного топлива для реакторов типа ВВЭР.
Киевский институт ядерных исследований НАН Украины после годичного перерыва готовит в декабре этого года к пуску ядерный реактор. Построенный более 40 лет назад, он модернизирован, и с помощью США на реакторе смонтирована современная система контроля над ядерными материалами и физической защиты. К сожалению, не обошлось без ЧП: во время загрузки ядерного топлива в реактор по вине персонала произошло повреждение топливной кассеты. Опасных радиационных последствий не возникло, но нанесены материальные убытки, поскольку кассета уже не может быть использована.
Как известно, Украина, Россия, Молдова и Болгария в 1997 г. подписали Соглашение о транспортировке ядерных отходов. Молдова отказалась ратифицировать это соглашение, и отходы переправляются по Дунаю в Одесскую область. Болгария таким образом транспортирует свои ядерные отходы в Россию для дальнейшего захоронения и переработки. На сегодня через Украину уже прошли два поезда с ядерными отходами; ежегодно через нашу территорию должны проследовать три-четыре опасных груза из Болгарии.
Можно понять обеспокоенность Партии зеленых Украины (председатель — В.Кононов) в части отсутствия гласности в вопросе транзита ядерных отходов через территорию страны и развития инфраструктуры ядерной энергетики вообще. Если на вторую часть вопроса пока не может ответить никто, то на первую часть, согласно Оргусской конвенции (о праве на полную экологическую информацию), каждый гражданин Украины имеет право получить ответ.
Никакие ядерные объекты не должны строиться или ввозиться в страну без предупреждения населения и местных властей. Сегодня отсутствует информация о: надежности контейнеров и вагонов для перевозки ядерных отходов; об охране вагонов; сумме, полученной Украиной за опасный транзит, и о том, сколько получат те украинские регионы, по которым проходят вагоны с ядерными отходами.
Украина не имеет альтернативы развитию ядерной энергетики, а это требует на первом этапе достройки двух блоков Хмельницкой и Ривненской АЭС. Даже в условиях минимального финансирования необходимо проводить определенные исследования в этой сфере. Можно только надеяться на жесткий контроль над ядерными объектами в стране со стороны Госатомрегулирования Украины, который после многих превращений начал снова функционировать.
Предупреждение, выявление и контроль исключат возможность ядерного терроризма
Борьба с незаконным снабжением ядерных и радиоактивных материалов является сложнейшим заданием правительств по многим направлениям, и правительства несут перед мировым сообществом ответственность за недопущение контрабанды и несанкционированного использования, владения и перемещения этих материалов через свою территорию и границы.
Национальная система предупреждения включает в себя выполнение международных договоров и конвенций; разработку, принятие и выполнение национального законодательства в сфере обращения с ядерными и радиоактивными материалами; введение систем учета ядерных материалов, лицензирование и выдачу специальных разрешений на работу с источниками радиации; контроль над экспортно-импортными операциями; соответствующую работу правоохранительных органов, разведки; пограничный контроль. Также необходим комплекс мер по ограничению и ликвидации последствий возможных актов ядерного терроризма. Отдельно необходимо выделить вопросы физической защиты ядерных объектов, что наиболее важно для государств, имеющих атомные станции (см. ниже).
Несмотря на дальнейшее развитие событий в Афганистане, проблемы незаконного снабжения расщепляющихся материалов и угрозы ядерного терроризма будут сохраняться еще очень долго.
Незаконный оборот расщепляющихся и радиоактивных материалов угрожает национальной безопасности, здоровью населения и экологии всех стран мира. Поэтому требуется повысить мировые стандарты и единство норм физической защиты; усовершенствовать юридическую базу предупреждения и выявления таких случаев; расширить применение предупредительных мероприятий; содействовать сотрудничеству и обмену информацией между государствами, международными организациями; обновить с учетом сегодняшних реалий антитеррористическое законодательство.
Физическая защита как первая линия обороны
Единым международным стандартом физической защиты является Конвенция о физической защите ядерных материалов от
1980 г. и соответствующие общие рекомендации МАГАТЭ.
Национальная система физической защиты должна быть направлена на обеспечение безопасности в сфере использования ядерной энергии, защиту от противоправных действий и незаконного оборота радиоактивных материалов.
Построение системы физической защиты АЭС обычно начинается с определения круга и ролей организаций, отвечающих за ее безопасность. Потом проводится анализ жизненно важных элементов АЭС и возможных методов и путей их поражения; составляется список критического оборудования. Собственно система охраны АЭС обеспечивается системой инженерных барьеров, технических средств и персоналом станций.
Следующим шагом является создание так называемой модели базовой угрозы, основанной на анализе внутренних и внешних угроз, террористической, криминальной и антиядерной деятельности группировок внутри страны и за рубежом (тактика, оружие, снаряжение, размер террористической группы), которые могут предпринять попытку несанкционированного изъятия ядерного материала или диверсии. Это в совокупности и представляет собой общегосударственную модель ядерной угрозы.
К сожалению, в Украине такая модель не создана. Поскольку для этой работы необходимо задействовать специальные службы и ведомства, то этим было бы целесообразно заняться Совету национальной безопасности и обороны Украины, призванному координировать и осуществлять контроль над деятельностью органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности.
Сегодня в Украине в сфере ядерной безопасности благодаря международной поддержке удалось достичь многого. Однако для решения возникших сегодня новых задач необходима четкая и слаженная работа всех ведомств, отвечающих за эту сферу. Наиболее важным и одновременно сложным вопросом является ресурсное обеспечение, и в первую очередь, финансирование. Тут нужно не только надеяться на западную помощь, но и ежегодно в госбюджете предусматривать необходимые суммы.
* * *
Проект «Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года и дальнейшую перспективу», разработанный недавно украинскими специалистами, в двух базовых сценариях из шести предусматривает продление сроков эксплуатации существующих блоков АЭС и введение в эксплуатацию четырех новых энергоблоков на Хмельницкой и Ривненской АЭС.
Тем не менее даже эти два из шести сценариев позволяют сделать вывод, что чернобыльский синдром преодолен, и Украина не намерена сворачивать атомную энергетику. Страна никак не избавится от кризисных явлений в ТЭК. Развитие атомной энергетики сегодня по существу является одним из путей ликвидации этих самых негативных явлений в энергетике. Если в течение двух-трех лет критическая ситуация с инвестированием в топливно-энергетический комплекс не изменится, Украину, и без террористов ожидают давно предсказываемые техногенные катаклизмы. Причинами такого положения стала недальновидность и невозможность что-либо делать ежегодно сменяемыми руководителями топливно-энергетической отрасли и политизация работы ТЭК. Высшее руководство страны серьезно занимается ТЭКом лишь в осенне-зимний период, а все прочее руководство, за редким исключением, — только перед выборами.