Мощный взрыв в стратегическом порту столицы Ливана Бейруте не только нанес огромный материальный ущерб и без того хрупкой экономике многострадальной страны. Эта трагедия освещает не только системный провал в управлении Ливаном. Колоссальные структурные потери являются причиной тектонических сдвигов в политике, экономике и социальной сфере Ливана.
Взрыв спровоцировал бурные протесты против власти. И они разрастаются на фоне призывов привлечь к ответственности всех виновных во взрывах в Бейруте, и требований отстранить от власти весь политический класс, который протестующие обвиняют в том, что произошло с их страной.
Последние несколько лет Ливан пребывает в сложной экономической реальности, а в марте был объявлен дефолт. Крах ливанского фунта, рост инфляции и резкое повышение уровня безработицы способствовали усилению напряженности на ливанской политической сцене — на фоне многолетней экономической стагнации и всплеска новых сложностей, с которыми последовательно сталкиваются правительства.
И отставка после разрушительного взрыва и массовых протестов премьер-министра Хасана Диаба не может автоматически изменить к лучшему ситуацию в Ливане. Диаб честно сознался: «Я настроился на борьбу с коррупцией, но обнаружил, что коррупция больше, чем государство».
На волне народных протестов может прийти премьер-популист, который раздаст «неконвертируемые обещания» — положить конец фаворитизму, сектантству и коррупции, и снова это будет невозможно сделать, потому что и у новичка не будет рычагов для реализации задекларированного.
Каждая новая ливанская власть непременно столкнется со многими трудностями и подводными рифами нерешенных проблем, ведь со сменой премьеров сама система не меняется.
Политики, которые разрушали страну в течение последних 30 лет, держались за власть, имея при этом нулевой интерес к проведению реальных реформ, мало интересовались тем, что происходит у них под боком в столице. Поэтому в бейрутском порту взорвались не только тысячи тонн аммиачной селитры, шесть лет хранившейся без соблюдения должных мер безопасности. Взорвалось политическое доверие к правительству, допустившему возможность такой катастрофы.
Ливанцы все больше начинают понимать, что бейрутская катастрофа произошла вследствие некомпетентного руководства страной правящих элит, а сама нынешняя система правления политически глючит. И ее надо либо перепрограммировать, либо заменить.
Но, говоря о финансовых, политических, социальных, безопасностных, экологических и других проблемах Ливана, нельзя забывать, что сегодня там фактически существует «параллельное правительство». Экстремистская религиозная организация «Хезболла», которую в США, Израиле и ряде европейских стран считают террористической группировкой, набросила петлю на шею Ливана, не давая ему выпрямиться и начать необходимые структурные изменения. К тому же у этого «параллельного правительства» еще есть и своя «параллельная армия» из боевиков, что значительно усложняет критическую ситуацию.
Именно «Хезболла» контролировала порт, и, по некоторой информации, там-таки размещалась часть ее боеприпасов. И хотя, возможно, еще рано говорить о прямой или частичной ответственности «Хезболлы» за трагедию, произошедшую в бейрутском порту, но двоевластие, с которым ливанское правительство ничего не может сделать, стало одной из причин критической разбалансированности системы власти в Ливане.
«Хезболла» де-факто стала государством в государстве. И эту озорную ситуацию не исправить без больших усилий и мощной международной поддержки. Потому что все это происходит на фоне экономического кризиса, еще больше усилившегося бейрутской катастрофой.
Неудачный конец для Ливана означал бы упадок одного из крупнейших центров культуры, искусства и финансов на Ближнем Востоке, а также места, которое много лет было приютом для многих, вынужденных спасаться от правительственных репрессий и насилия в других ближневосточных регионах.
Основная проблема для Ливана — нарушение системы управления страной. Парадоксальность ее заключается в том, что в значительной мере «Хезболла» руководит правительством и экономикой. Квазидемократия, которая заключается в распределении политических квот, не смогла стабилизировать ситуацию. Поскольку она с помощью режима иранских мулл только открывает путь «Хезболле» к окончательному утверждению Ливана как шиитского государства.
Религиозные фанатики превратили цветущую страну на Ближнем Востоке в ад для ее населения. Внеся религию в большую политику, мусульманские экстремисты погубили жизни многих людей во имя религиозных верований. Это прекрасное государство с большим потенциалом разрушено географией, политикой и нечестностью на всех уровнях.
Все деньги, которые Иран за все время вложил в «Хезболлу», можно было вложить в деятельность, создающую национальное богатство. Но Тегерану совсем не это было нужно в Ливане.
«Хезболла» окупается для Ирана запусками ракет по территории Израиля. Главным образом с этой целью незаконно финансируется извне эта террористическая группировка, делая ливанский народ заложником агрессивных амбиций тегеранской власти.
Нынешнее правительство Ливана сформировалось в начале 2020 года, после роспуска из-за массовых акций протеста с призывами пересмотреть политическую систему Ливана предыдущего. Но вся проблема в том, что ливанцы в течение многих лет были недовольны работой своих правительств. Сменить правительство легко, сформировать правительство за какое-то время можно, но оно получит в наследство те же проблемы.
Это страна с глубоким разрывом интересов между мусульманами-шиитами (включительно с «Хезболлой»), мусульманами-суннитами, христианами и друзами. Хотя следующее правительство тоже будет обязано соединить в кабинете министров по квотам шиитов, христиан и суннитов, а также определиться с кандидатурами на должность президента — христианина, премьер-министра — шиита и спикера парламента — суннита. Поскольку после гражданской войны такой порядок был зафиксирован как часть мирного процесса для обеспечения должного представительства в правительстве.
При нормальных политических условиях кабинет министров, проявивший свою некомпетентность, должен уйти в отставку. И новое правительство, в случае своей победы на парламентских выборах, должна формировать оппозиционная партия, сама или с политическими союзниками.
Однако система заведомо определенных квот, в свое время принесшая хрупкий мир в Ливан, здесь срабатывает в минус. Потому что невозможно что-то изменить кардинально в токсичной религиозной ситуации, когда правительство Хасана Диаба, а до него — Саада Харири должно было оставаться удобной витриной для боевиков Хасана Насраллы, учитывая, что Иран через «Хезболлу» имеет огромное влияние на Ливан.
Было бы прекрасно, если бы граждане Ливана имели возможность изменить свое будущее, но как это сделать, если страна превратилась в прокси-площадку, где Иран, Саудовская Аравия, Россия, Сирия, Турция и другие государства просто играют в свою политическую игру? Кроме того, исламское большинство когда-то преимущественно христианского Ливана не поддерживает размежевания религии как частной сферы и государства — проводника политической власти народа.
Страна, которую когда-то называли Швейцарией Ближнего Востока, превратилась в вотчину «Хезболлы» и потому не может самостоятельно противостоять агрессивной тактике Хасана Насраллы. Ливанцы — очень стойкие люди, но им необходима помощь, которая бы доходила до тех, кто в ней нуждается, а не перераспределялась через подставных лиц в пользу «Хезболлы», что еще больше будет укреплять ее влияние на ливанской территории.
Следует признать, что сегодня Ливан оказался на краю экономической пропасти. Еще немного — и ситуация в стране станет неуправляемой. В таком случае «Хезболла» может воспользоваться нарастанием хаоса, чтобы при поддержке Ирана захватить власть силой и превратить Ливан в шиитское государство.
Ливанская трагедия заключается в том, что там не смогли создать сильную, надежную и объединенную национальную армию. Ливанцы ничего не могли сделать, когда палестинские военизированные силы пробрались в страну и спровоцировали гражданскую войну. Также ливанская армия неспособна противодействовать и «Хезболле».
Поэтому остро стоит вопрос, что в этом случае следовало бы сделать международному сообществу. Чтобы предотвратить новую гражданскую войну в Ливане, нужно срочно ввести туда миротворческие силы ООН, а возможно, и предоставить соответствующий мандат Франции (под управлением которой в свое время находился Ливан) на введение французских полицейских и военных сил.
Ситуацию в Ливане любой ценой нужно быстро стабилизировать. Иначе следует ожидать нарастания хаоса и неуправляемости его территориями.
Первое, что, вероятно, нужно сделать в Ливане, — это устранить «эндемию коррупции». Хорошим началом на этом пути были бы пересмотр системы «Национального пакта» и поощрение общенациональных политических партий.
Государственную службу нужно реформировать, а набор персонала в нее должен базироваться на анонимной, конкурентоспособной системе экзаменов, как это происходит во многих странах Европейского Союза.
Можно было бы применить своеобразный аутсорсинг, когда некоторые управленческие функции в отдельных отраслях экономики на несколько лет могут передаваться представителям Франции и дружеских государств ЕС, заинтересованным в стабилизации ситуации в Ливане.
Кроме того, на основе новой Европейской прокуратуры (EPPO) можно создать мощное Антикоррупционное агентство. А Франция или ЕС могут предоставить техническую и финансовую помощь для обеспечения прозрачных государственных закупок.
Очевидно, все это не покажет быстрых результатов на короткой дистанции. Но даст Ливану шанс стать жизнедеятельным государством и не позволит ему превратиться в failed state.
Читайте и другие статьи Виктора Каспрука.