Российская агрессия против Украины перестала быть для Индии далеким «локальным конфликтом в Европе» по мере того, как ее негативные последствия стали ощутимыми в разных концах мира.
Во время председательства в этом году в G20 Нью-Дели будет продвигать альтернативную повестку дня, в которой речь идет о мире, прогрессе, диалоге и консенсусе. Индия также хочет выступить выразителем интересов Глобального Юга, который особенно ощущает на себе последствия роста цен на продукты питания и энергоресурсы, спровоцированные войной.
В начале войны России удалось заручиться некоторым уровнем поддержки или нейтральности в мире, оправдывая свои действия противостоянием с Западом. Речь не только о таких авторитарных режимах как Иран и Северная Корея, но и о Китае, Индии и ряде других развивающихся стран. Среди причин — эффективное использование исторических колониальных обид на Запад, игра «на неравномерном распределении благ» в пользу богатых стран и ощущении потребности построить более справедливый мир «без одностороннего диктата США», а также давняя зависимость от военно-технического и экономического сотрудничества с РФ.
Попытки Запада убедить Индию отказаться от нейтралитета в российско-украинской войне потерпели поражение. Лидер-учредитель движения неприсоединения в прошлом, на сегодняшний день она старается придерживаться модифицированной формы неприсоединения, или «многоприсоединения» — налаживания партнерских отношений с конкурирующими государствами, нацелившись на получение собственной выгоды от каждого из таких партнерств. Таким образом, ей удается даже в нынешних условиях оставаться союзником и Запада, и России. Такая позиция, с точки зрения самой Индии, помогает ей балансировать в своей непростой геополитической среде, а в случае российско-украинского конфликта иметь возможность вести переговоры со всеми ключевыми сторонами и способствовать деэскалации через открытую и закрытую связь.
«Сегодняшняя эпоха — это не эра войны», — слова, сказанные премьер-министром Нарендрой Моди в адрес Владимира Путина осенью прошлого года во время саммита ШОС, рассматриваются как начало более активной посреднической миссии Индии в российско-украинской войне. Позже эта фраза вошла в заключительный документ саммита G20 в Индонезии, где осуждалась война, а индийская и мировая печать заговорили о важной роли индийского премьер-министра в преодолении противоречий между разными сторонами «двадцатки» в принятии общей декларации. Министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар также намекнул на кулуарное участие его страны в налаживании зернового соглашения и попытке разрядить ситуацию вокруг Запорожской АЭС в момент ее значительного обострения. А отмена визита Нарендры Моди на ежегодный саммит в Москву в конце прошлого года даже породила ожидания, что Индия хочет отмежеваться от России из-за развязанной ею войны.
Впрочем, фундаментальная стратегическая позиция Индии в российско-украинской войне не изменилась — нейтралитет, акцент на диалоге и переговорах, воздержание при голосовании за резолюции ООН, осуждающие агрессию и аннексию украинских территорий, отказ поддержать антироссийские санкции, а также наращивание торгово-экономических отношений с РФ.
За последний год товарооборот между двумя странами вырос до 27 млрд долл., или на 50% по сравнению с 2021-м. Однако торговля имеет серьезный дисбаланс: российский экспорт составляет 25 млрд долл. против 2 млрд долл. импорта товаров из Индии. Резкий всплеск произошел за счет закупки Индией дисконтированных российских товаров, прежде всего сырой нефти, угля и удобрений. Хотя до прошлого года на российские энергоресурсы приходилось менее 1% индийского энергообеспечения, а основной сферой двусторонней торговли была военно-техническая отрасль.
Увеличение экспорта энергоресурсов из РФ стало серьезным камнем преткновения в отношениях между Индией и Западом. Однако аргументы Индии относительно увеличения закупки российских энергетических ресурсов заключаются в том, что ее компании закупают не «российское», а то, что дешевле. Индийская власть неоднократно обвиняла европейцев в несправедливой критике, апеллируя к тому, что именно европейские рынки приносят сверхприбыли России (по словам министра Джайшанкара, «после начала войны Европа импортировала из РФ энергоресурсов на сумму в шесть раз больше, чем мы»), а быстрый переход Европы, на которую приходится 11% мирового потребления энергии, на альтернативные источники, которые обслуживали Азию и другие страны, привел к сбоям на энергетических рынках и рост цен в мире.
Индия стоит в одном ряду со странами, которые считают, что западные санкции против РФ привели к росту мировых цен на энергию, продовольствие, удобрения, а значит, к острым экономическим проблемам в бедных странах. Аморальность поведения России, к сожалению, теряется перед укоренившимися обидами незападных стран на мировое неравенство, обусловленное «однобокими подходами Запада». В одном из недавних интервью западным СМИ Субраманьям Джайшанкар заметил: «Это было западное решение (запрет на импорт российской нефти. — Н.Б.) без консультации с нами. Каждое государство имеет право принимать решения. Но мы никогда не подпишем то, что придумали другие».
Справедливости ради следует заметить, что именно Индия вместе с Китаем стали бенефициарами западных санкций против энергетического сектора РФ: после эмбарго ЕС на уголь в августе прошлого года цена на него упала больше чем вдвое по сравнению с рыночными, а российскую сырую нефть после ограничения в 60 долл. за баррель Индия и Китай покупают по ценам, значительно более низкими, чем установленный порог (недавно они упали ниже 38 долл.).
Глобальная экономическая турбулентность стала для Индии определенным шансом, выведя ее на пятое место среди экономик мира с перспективой переместиться на третье до 2030 года. Последствия пандемии COVID-19, американо-китайское противостояние и война в Украине способствуют росту роли Индии в мире, — многие западные корпорации диверсифицируют свое производство, перемещая его из Китая в страну с мощным внутренним рынком, а дешевые российские энергоресурсы помогают удерживать внутреннюю экономическую устойчивость. Быстро растущая экономика и укрепление геополитического веса делают Индию значимым государством в новом геополитическом порядке: западные страны рассматривают ее как важного регионального игрока в Индо-Тихоокеанском регионе в отношении сдерживания Китая, а Россия нуждается в экономической и политической поддержке из-за международной изоляции и санкций.
Председательство в «двадцатке» дает Индии шанс реализовать свои амбиции крупного регионального государства. Однако в практическом измерении сложно достичь результатов в условиях напряженных отношений между США и их союзниками, с одной стороны, и РФ и Китаем — с другой, мешающих группе действовать как одно целое. Также невозможно избежать дальнейшего разрушительного влияния российско-украинской войны на мировую экономику, а значит, и на интересы Глобального Юга, чей голос Нью-Дели старается отстаивать, если эта война затянется.
В нынешней ситуации у миссии Индии ограниченные возможности влиять на ход российско-украинской войны с учетом отсутствия предпосылок для дипломатического урегулирования, к которому страна апеллирует, из-за нежелания РФ прекратить агрессию и вывести свои войска с территории Украины.
Кроме того, существуют расхождения между тем, какую поддержку в этой ситуации со стороны Индии хотела бы иметь Украина, и тем, какой ее видит сама Индия. Почти через год кровопролитной войны, как заметил министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба в интервью индийскому телеканалу NDTV, украинцы хотели бы услышать, когда индийская внешняя политика будет считать конфликт «не войной в Украине», а «российской агрессией против Украины». Речь идет не только о нежелании осудить действия РФ, но и о неумышленном содействии российской власти в получении прибылей для ведения войны через диверсификацию торговли в сторону Азии.
Сейчас не стоит ожидать серьезных сдвигов в позиции Нью-Дели относительно российской агрессии, но индийская помощь может быть полезной в тех незаметных плоскостях, когда «голос Азии» должен охладить горячие российские головы, как это, например, было с угрозами ядерным оружием или выходом из зернового соглашения. Как председательствующая страна «двадцатки» Индия могла бы стать полезной в продвижении «формулы мира» президента Владимира Зеленского. Хотя она пока не объявила, пригласит ли украинского лидера принять участие в саммите, как это сделали индонезийские коллеги в прошлом году.
Очевидно, Нью-Дели хотелось бы избежать острых углов и не пострадать от российско-украинского конфликта, однако нежелание рассматривать проблемы глобальной экономической безопасности через призму российской агрессии против Украины может значительно сузить возможности, которые дает ему председательство в G20. Так что, глобальные и внешнеполитические амбиции Индии, заявленные на этот год, могут иметь ограниченные достижения.
Больше статей Наталии Бутырской читайте по ссылке.