Саддам Хусейн снова выходит на лидирующее место в сложной политической иерархии арабского мира. Он опять выступает символом преданности исламским ценностям и способности региона противостоять давлению Запада. После угроз США начать новую войну с Ираком окружение Саддама особенно громко заговорило об «арабском единстве» и укреплении экономических связей со своими соседями. Они отчаянно убеждают арабский мир в том, что Хусейн — единственный ближневосточный лидер, способный грудью защитить арабов от владычества США. И здесь саддамовская пропаганда приводит два аргумента: во-первых, антиисламская и антиарабская политика Вашингтона, а во-вторых — война Израиля, поддерживаемого Америкой, с палестинцами. В подтверждение своей решимости защищать и опекать арабских братьев на прошлой неделе Саддам сделал еще один шаг — увеличил помощь палестинским мученикам, пострадавшим в ходе военных действий, и их семьям с 10 до 25 тыс. долларов. Кроме этого, Багдад выступил инициатором приостановки продажи арабскими странами нефти Западу в ответ на поддержку им Израиля в войне с Палестиной.
Кстати, о нефти. Начавшийся недавно резкий рост цен на это сырье оказался как нельзя кстати для Багдада. Он принес стране миллиардные доходы, ослабив при этом действие ограничений, наложенных на иракскую экономику после войны в Заливе. Несмотря на то, что большая часть доходов контролируется ООН, разведки западных стран неоднократно сообщали, что иракскому диктатору удается скрыть от 500 млн. до 1 млрд. долларов ежегодно, а также получить еще от 1 до 2 млрд. путем незаконных продаж.
Предполагается, что львиную часть этого капитала Саддам пускает на совершенствование иракской военной машины. Вспомним, что до недавнего времени Ирак стремился к обладанию в той или иной степени всеми видами оружия массового уничтожения. Он является единственной арабской страной, имеющей опыт боевого применения химического оружия в 1983—1984 гг. (против Ирана и иракских курдов) и ракетного оружия в 1981—1988 и 1991 годах (против Ирана, Израиля, Саудовской Аравии). В Ираке осуществлялась также достаточно широкая программа ядерных исследований, велись биологические разработки в военно-прикладных целях.
Поэтому самый животрепещущий вопрос, остающийся пока без ответа, — это в каком состоянии находятся сегодня иракские программы создания оружия массового уничтожения. В 1998 году после проведения воздушных рейдов против Ирака официальные лица в Пентагоне заявили, что им удалось остановить работу иракских заводов по производству химического и биологического оружия на один-два года. Если это так, то срок этот уже давно истек, отсутствие же проверок инспекторов ООН не позволяет точно определить нынешнюю военную готовность Багдада.
Многие эксперты полагают, что Саддаму Хусейну почти удалось восстановить тот военный потенциал, которым он обладал перед войной в Персидском заливе. Недавно Ирак возобновил работы на восьми промышленных базах, предназначенных для производства комплектующих для ракет, а также биологического и химического оружия. Данные ЦРУ подтверждают разработку на базе, расположенной на малонаселенной территории вблизи сирийской границы, ракет с более чем 650-километровым радиусом. Саддам реабилитировал и центр по производству биологического оружия (в 1995 году инспекторы ООН обнаружили следы ботулизма и геморрагической лихорадки), замаскированный под фармацевтическую фабрику. По сведениям британских спецслужб, иракскими инженерами разработан беспилотный летательный аппарат, который может быть задействован именно для химических и биологических атак. Согласно рапортам ЦРУ, Саддаму осталось всего несколько месяцев для того, чтобы собрать весь необходимый для изготовления атомной бомбы материал.
Недавно британская газета «Дэйли телеграф» опубликовала слова одного из иракских перебежчиков, который заявил, что Ирак уже располагает двумя ядерными бомбами и планирует создать третью. Пока что такая информация не находит подтверждения у разведывательных служб, по крайней мере официального. Кроме того, по мнению некоторых экспертов, США намеренно преувеличивают информацию о создании атомной бомбы, чтобы оправдать свои планы нанесения ударов по Ираку.
Понятно, что, находясь в международной изоляции, наращивать свою военную мощь без помощи извне Багдад вряд ли смог бы. На сегодняшний день никому, в том числе наиболее заинтересованной стороне — американцам, не удалось доказать причастность какого-нибудь государства к поставкам оружия в Ирак в обход санкций ООН. Тем не менее в мировых масс-медиа информация о таких поставках время от времени появляется. Учитывая, что на вооружении своей армии Багдад имел главным образом технику советского производства, эти сведения в основном касаются государств СНГ, способных производить или модернизировать вооружения бывшего СССР. Речь идет о «братских славянских республиках» — России, Белоруссии, а в последнее время и о нашей с вами стране.
В 1999 году в британской газете «Санди телеграф» появилась информация о продаже Россией Ираку современной российской военной техники на сумму около 160 миллионов долларов (включая модернизацию истребителей МиГ-29, находящихся на вооружении Саддама). Российский министр иностранных дел Игорь Иванов опроверг эту информацию, заверив, что Россия неукоснительно соблюдает эмбарго.
Однако чуть позже в американском журнале «Инсайт» появилась статья, в которой со ссылкой на ближневосточные источники утверждалось, что существует целая серия соглашений по военному сотрудничеству между Москвой и Багдадом, и что одним из этих соглашений был договор, подписанный во время визита министра иностранных дел Ирака Тарика Азиза в Россию.
Согласно «Инсайту», российские компании «Техмашимпорт», «Внештехника» и «Машиноимпортинвест» нарушили эмбарго ООН в отношении Ирака, продавая этой стране, среди прочего, компоненты для изготовления ракет класса «земля—земля», а также навигационное оборудование для истребителей и ракет ПВО. Сообщалось также, что в этих контрактах участвовала российская фирма «Раменское», специализирующаяся на выпуске систем навигации и аэродинамического контроля для самолетов и ракет.
Автор статьи утверждал, что со времен войны в Персидском заливе Россия была замешана в серии попыток помочь Ираку на военном фронте. В 1992-м ряд российских специалистов по военной технике были посланы для работы в Ираке, а в 1993-м Москву посетила иракская делегация, которую возглавлял Амад Хасам Амин, директор иракского «Проекта 144» по ракетам класса «земля—земля». В 1994 было между Москвой, Багдадом и «Техмашимпортом» было подписано соглашение о строительстве нефтехимических и биотехнологических предприятий в Ираке, которые, как подозревают западные разведслужбы, участвовали в разработке оружия.
Кроме этого, журнал заявил, что в 1995-м инспекторы ООН раскрыли факт поставки в Ирак через Иорданию российских гироскопов для ракет SSN-18, а также обнаружили, что посланное иракцам российское оборудование для ферментации используется для разработки биологического оружия, а вовсе не для производства сельскохозяйственных кормов.
Через год к теме активного сотрудничества Ирака в военной сфере с государствами СНГ вернулась все та же «Дэйли телеграф». На этот раз информация касалась еще одной славянской страны — Белоруссии. В ней сообщается о том, что это государство, при посредничестве России, заключило с Ираком сделку, направленную на модернизацию иракской системы ПВО.
Газета сообщала, что в рамках этой сделки государственная белорусская компания «Белтехэкспорт» согласилась усовершенствовать иракские средства ПВО, переоснастить иракские ВВС и обеспечить подготовку иракской армии к обслуживанию новой техники. Белорусские технические специалисты должны были якобы осуществить модернизацию иракских ракет SA-3, увеличив их дальность с 18 до 29 километров, а также усовершенствовать старые иракские зенитные установки.
Эта публикация была расценена МИДом Беларуси как факт «дезинформации и лжи против Республики Беларусь», а «бацька» Лукашенко усмотрел в публикации британской газеты происки внутренней белорусской оппозиции.
Еще через год российский интернет-сайт «Компромат.ру» сообщил, что руководители «Росвооружения» якобы вели тайные переговоры с Ираком о восстановлении в этой стране системы ПВО, модернизации наступательных вооружений и поставках военной техники. Как утверждают авторы, первые переговоры между посредниками заинтересованных сторон происходили в Ванкувере (Канада) в апреле позапрошлого года. Вначале стороны договаривались о довольно скромном, хотя и противоречащем международным санкциям сотрудничестве в области восстановления сил ПВО Ирака. Затем, как следует из опубликованного документа, по команде из Москвы переговорщики из «Росвооружения» согласились подписать много других соглашений по модернизации иракских вооруженных сил. Российские официальные источники даже не потрудились опровергнуть информацию электронного издания, славящегося своей скандальностью.
Имеются сведения о причастности Китая к усилению военной мощи Ирака. Так, в прошлом году радиостанция Би-би-си сообщила о существовании данных американской разведки, согласно которым возросшая в последнее время эффективность иракских зенитчиков объясняется помощью, предоставляемой Багдаду Китайской Народной Республикой.
Кроме этого, министр обороны США Дональд Рамсфелд отметил недавно, что ПВО Ирака медленно, но верно улучшается «и в количественном, и в качественном отношении» благодаря стекловолоконному кабелю, который якобы предоставляют три китайских компании. Глава американского военного ведомства сообщил, что они делают это в нарушение санкций ООН и вопреки заверениям Пекина, который пять месяцев назад обещал приказать этим компаниям прекратить работу в Ираке.
Однако в западной прессе появляются сообщения и о незаконной торговле с Ираком критической продукцией не только постсоветскими и развивающимися государствами, но и развитыми демократиями. Однако в этом случае речь идет лишь об отдельных несознательных частных лицах. Так, информационные агентства сообщили недавно о задержании полицией Германии некоего инженера-механика, подозреваемого в посредничестве при сделках по продаже оружия из Германии в Ирак. У полиции есть данные, что Багдад пытался приобрести в ФРГ станки немецкого производства для изготовления крупнокалиберного вооружения.
Ну и, наконец, в центре скандала с поставкой оружия Ираку оказалась Украина. Не будем повторяться и напоминать читателям о злополучных «Кольчугах» и записях легендарного майора. Отметим, однако, что обвинения в продаже оружия Ираку выдвигаются сегодня против самой украинской власти в лице людей, занимающих высшие государственные посты. Что, в свою очередь, предполагает ответственность за незаконные действия государства в целом. А это значит, что если обвинения будут доказаны, то Советом Безопасности ООН против Украины могут быть введены жесткие международные санкции.
В действительности же такой сценарий и с нашей страной, и с любой другой выглядит весьма маловероятным. Ведь для его реализации нужно представить доказательства не только прямого нарушения антииракского эмбарго, но и благословение на это правительства той или иной страны. Согласитесь, их можно получить только в случае перехвата груза с компрометирующими сопроводительными документами на пути его следования или признания правительственных чиновников страны-поставщика или страны покупателя, то бишь Ирака.
С другой стороны, информация об укреплении боевой мощи Ирака посредством поставок этой стране оружия в обход санкций ООН всегда совпадает либо с подготовкой очередной военной операции США и их союзников против Багдада, либо с определенными внутренними событиями в государстве, обвиняемом в нарушениях эмбарго, в «правильном» исходе которых заинтересован Запад.
Все это наводит на мысль о том, что подобные обвинения связаны не столько со стремлением любой ценой добиться выполнения антииракских резолюций СБ ООН, сколько с поиском повода для тех или иных политических или даже военных шагов ведущих западных государств. И пока такие поводы будут нужны, «военный супермаркет для Саддама» закрыт не будет.