ВИЗЫ И РЕВОЛЮЦИЯ КОГО ПУГАЕТ ВВЕДЕНИЕ ПОЛЬШЕЙ ВИЗОВОГО РЕЖИМА?

Поделиться
2003 год, скорее всего, будет ассоциироваться у наших граждан с введением виз между Украиной и Польшей...

2003 год, скорее всего, будет ассоциироваться у наших граждан с введением виз между Украиной и Польшей. Поскольку последствий этого шага во всех сферах жизни и деятельности обеих стран пока никто не может точно спрогнозировать, у определенных категорий граждан по ту и другую стороны границы это вызывает некоторое (а то и сильное) беспокойство. Недавно в одном солидном польском издании появился репортаж о женщинах из Украины, работающих прислугой в богатых польских семьях. Одна из них, отвечая на вопрос о возможных последствиях введения виз, ответила: «Я вам скажу, что будет. Сначала введут визы, потом в Украине начнется голод, а потом будет революция».

Очевидно, что приехавшая на заработки украинка, которая пугала польскую журналистку «голодом и революцией», не очень интересуется общественно-политической ситуацией в Украине и не знает, что несколько миллионов ее сограждан работают за рубежом, как и она, но в странах, на въезд в которые визы или уже нужны, или всегда требовались. Не знает также, что значительная часть ее земляков, которых встречает на улицах, в транспорте или в магазинах польских городов, находятся здесь на вполне легальной основе, и визы на право продолжительного пребывания они получают уже давно — поэтому введением въездных виз их ничуть не напугаешь. Но все же для большого числа украинцев введение виз с Польшей станет немалой проблемой, ведь они — так называемые «нелегалы».

В течение нескольких последних лет наши граждане пересекали украинско-польскую границу 5—6 миллионов раз в год, а в их числе есть люди, пересекающие границу за год десятки раз. Чаще всего — это жители приграничных районов Западной Украины, живущие тем, что переносят или перевозят через границу несколько бутылок алкоголя или несколько блоков сигарет. Их заработки от этой «контрабанды» столь жалки, что даже неудобно их называть «челноками», более метко их окрестили польские пограничники — «муравьи». Если лишить этих людей их «бизнеса», трудно сказать, приведет ли это к голоду, но наверняка не вызовет революцию. Поражает невероятный уровень деморализованности этих «муравьев». Похоже, им не столько не удается заняться чем-то другим, сколько попросту не хочется. Да и почти ежедневные путешествия за рубеж не идут им на пользу, поскольку здесь они общаются с такими же, как и они, любителями дешевой водки и сигарет «от русских». Добавьте к этому еще и унижения, которым эти люди подвергаются со стороны пограничников, полиции, обворовывание или избиение хулиганами (кто вступится за нелегала?). Возможно, введение виз, по крайней мере, остановит этот процесс деморализации и заставит их поискать выход у себя дома?

Более драматична ситуация для другой категории нелегалов: работающих на польского «господина» то ли на стройках, то ли прислугой, то ли на уборке урожая. Дающий им заработать является для них «господином», поскольку назвать его работодателем нельзя. Ведь он рабочих не регистрирует, не платит за них налогов, не дает им социальных гарантий на случай каких-либо проблем. Введение виз и легализация пребывания гостя имеет целью превращение «нелегала» в «легала», но вряд ли превратит «господина» в работодателя, т.к. привлекательность украинской рабочей силы сводится к ее дешевизне. Поэтому небезосновательны опасения, что значительная часть нелегальных украинских работников потеряет работу в Польше. Это будет особой драмой для тех, кто здесь работает уже многие годы и имеет пускай и нелегальный, зато постоянный и надежный источник доходов. Для них это станет равноценно потере рабочего места на своем бывшем предприятии. Поэтому страх перед тем, «что будет», охватывает их уже сегодня. Они рады бы обратиться за советом или помощью, но не очень-то знают, куда и к кому адресоваться.

Обращаются, например, в консульскую службу Посольства Украины в Республике Польша с просьбой выдать им немецкую, итальянскую, американскую или французскую визу. «Следует помнить, что 90% этих людей имеют неполное или среднее образование», — говорит Диана Иванова, второй секретарь по консульским вопросам украинского посольства. По словам г-жи Ивановой, в последнее время растет количество наших граждан, обращающихся к ним по причине потери документов.

Подавляющее большинство — это граждане Украины, против которых на территории Польши действительно были совершены преступления, в результате чего они остались без документов и средств к существованию.

Но бывает и так, что граждане Украины теряют загранпаспорта по собственной вине (например, в нетрезвом состоянии) или преднамеренно. Это можно объяснить тем, что многие из них нелегально работают в Польше, а по соглашению, подписанному между правительствами Украины и РП «О взаимных безвизовых поездках», гражданин одной договорной стороны имеет право находиться на территории другой договорной стороны до 90 дней. Наши граждане, устроившись на работу без соблюдения требований законодательства РП, как правило, находятся на территории Польши значительно дольше. Страх, что они будут депортированы, заставляет их обращаться в консульскую службу, чтобы получить свидетельство на возвращение в Украину (одноразовая замена документа). Некоторые из них обращаются за этим свидетельством дважды, а то и трижды.

Преимущественно это жители Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской и Волынской областей. Правда, в последнее время увеличилось количество обращений от жителей Одесской, Сумской, Запорожской, Харьковской и Киевской областей. В случае необходимости консульский отдел даже оказывает материальную помощь (до 25 долл. США) или выдает справку на транспорт. «Гражданин Украины при любых обстоятельствах должен вернуться домой в Украину», — подчеркивает г-жа Диана.

Особой проблемой является социальная незащищенность граждан Украины, которые, став жертвами непредвиденных ситуаций на территории Польши (дорожно-транспортное происшествие, несчастный случай, обострение общего заболевания и т.п.), попадают в больницы. Как правило, они не имеют ни страховки, ни средств на лечение. А день пребывания в польской больнице стоит от 20 до 50 долл. США. На сегодня граждане Украины задолжали за пребывание в польских больницах более 500 тыс. долл. Проблему могло бы разрешить обязательное медицинское страхование наших граждан при выезде за границу или подписание соответствующего соглашения между Министерствами здравоохранения Украины и Польши. На настоящее время предыдущее такое соглашение не продолжено, а новое — не подписано. Исходя из реальной ситуации, необходимо подчеркнуть, что подписание указанного документа необходимо, прежде всего, украинской стороне.

По нашим наблюдениям, перед введением виз активизировалась и категория так называемых «жертв любви» — преимущественно гражданок Украины. Многие наши землячки «где-то услышали», что, выйдя легально замуж за гражданина Польши, можно в течение трех месяцев получить польское гражданство. К сожалению, в этом «где-то» ничего не говорится о том, что польское гражданство жена поляка может получить за три месяца, если не имеет гражданства другой страны. Некоторые свежеиспеченные «пани» приходят в посольство с требованием немедленно лишить их украинского гражданства. Когда оказывается, что это не так просто, представляют себя в роли «жертв», в частности, когда возрастная разница с «избранником судьбы» достигает 30—40 лет.

Было бы большим преувеличением утверждать, что введение визового режима вовсе не волнует тех, кто находится в Польше легально. До сих пор не известно, как изменятся процедуры получения виз на временное пребывание, например, для украинских музыкантов или учителей, врачей или журналистов, которые работают и проживают в Польше на временной основе.

На сегодня известно одно, что визы все же будут введены и к этому должны готовиться все заинтересованные. Теоретически еще есть время для приведения в порядок этого дела настолько, чтобы ответ на вопрос «кого пугает введение виз?», не пришел уже после их введения.

Завершив в Копенгагене процесс интеграционных переговоров с ЕС, Польша, как и другие страны-кандидаты, пользуясь спортивной терминологией, вышла на финишную прямую евроинтеграции. Но если для Польши теперь все ясно с условиями вступления, то это не значит, что автоматически все стало ясно Украине, в частности в вопросе введения виз для украинских граждан. То, что визовый режим между Польшей и Украиной будет введен — дело решенное, и это зависело от требований ЕС, а вот условия этого режима относятся исключительно к компетенции польского государства.

Несмотря на последовательные уверения со стороны официальной Варшавы в том, что будущие визы будут максимально дешевыми и легкодоступными, до сих пор так и нет четкого ответа на конкретные вопросы: насколько они будут дешевыми и насколько легкодоступными? Не дождавшись от поляков конкретных предложений, украинцы сделали шаг на опережение, передав свои предложения в виде так называемого нон-пейпер.

В этом документе украинская сторона выражает готовность не вводить в ответ визы для польских граждан, а польские визы для украинцев предлагает выдавать за символическую плату, то есть в пределах доллара или гривни.

Кроме того, чтобы не ограничивать сотрудничество между обеими странами, Киев предлагает Варшаве разрешение еще нескольких проблем. Во-первых, заключить двустороннее соглашение типа украинско-португальского о легальном трудоустройстве граждан Украины в РП. Во-вторых, создать дополнительные пункты пересечения границы. И, в-третьих, рассмотреть возможность выдавать определенные виды виз непосредственно на границе (в частности, когда речь идет о необходимости лечения, посещения мест погребения близких или уходе за собственностью по другую сторону границы). Разрешение этих проблем, по мнению посла Украины в Польше Александра Никоненко, было бы очень важным жестом Польши по отношению к Украине и ее гражданам:

— Это дало бы украинцам чувство сохранения связей с Европой, — говорит украинский посол, — и могло бы также послужить добрым примером для других стран этого региона, соседей Украины.

Теперь украинским дипломатам, как и всем заинтересованным украинским гражданам, остается только ждать официального ответа польской стороны. Понятно, что для Польши реализация украинских предложений связана с затратой определенных дополнительных средств. Но, с другой стороны, эти средства не такая уж и большая плата за соблюдение неоднократно декларируемых партнерских отношений между нашими странами. Не хотелось бы, чтобы вопрос о нескольких миллионах долларов стал испытанием наших партнерских отношений на искренность.

P.S. После встречи с украинским премьером В.Януковичем на этом неделе в Варшаве руководитель польского правительства Лешек Миллер подтвердил (но снова без конкретики), что «визы будут дешевыми, многоразовыми и их будет легко получить». Л.Миллер подчеркнул: Польша открыта для всех предложений Украины с тем, чтобы визовый режим был гибким.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме