Начиная с 1 июля, бразды правления в Совете Евросоюза перейдут от Греции к Италии. Несмотря на то, что Лиссабонский договор существенно сузил былую роль председательства в Совете ЕС, сведя его к функциям посредничества между Еврокомиссией, Европарламентом и правительствами стран - членов ЕС, каждое государство рассматривает эту возможность через призму продвижения своих национальных интересов в рамках европейской повестки дня и укрепления своего имиджа на международной арене.
Без всяких сомнений итальянскому председательству выпадает крайне сложная роль обеспечения плавного прохождения институциональных преобразований в ЕС, включая перевыборы президента Еврокомиссии, председателя Совета ЕС, верховного представителя ЕС по вопросам внешней и оборонной политики. Результаты майских выборов в Европарламент (роль которого в системе управления ЕС значительно возросла, согласно Лиссабонскому договору), усилившие позиции евроскептиков, по мнению ряда западных экспертов, поставили если не точку, то, по крайней мере, жирный знак вопроса относительно перспектив популярной в Италии идеи построения Федеративных Штатов Европы на базе Евросоюза. Украино-российский кризис, обнаживший значительные разногласия среди стран - членов ЕС по вопросам взаимоотношений с Россией и восточными партнерами Союза, энергетики и т.д., также порождает дополнительные вызовы перед итальянским председательством.
При всем этом есть и хорошие новости накануне итальянского семестра в Совете ЕС. Один из самых молодых премьер-министров Италии Маттео Ренци пребывает сейчас на пике своей популярности - как в стране, так и делая свои первые шаги на международной арене. Согласно последним соцопросам, действия правительства Ренци одобряют около 66% населения Италии, а в случае проведения сейчас парламентских выборов Демократическая партия (лидер М.Ренци) получила бы порядка 45% голосов, опережая своих ближайших конкурентов - Движение "Пять звезд" (16%) и партию "Вперед, Италия!" (15%) - фактически на 30%.
Третьим среди приоритетов деятельности правительства Италии на ближайшую перспективу социологические опросы называют "возглавить изменения в ЕС". Уверенная победа Демпартии Италии (41%) на выборах в Европарламент сделала ее делегацию самой многочисленной национальной партийной фракцией в Европарламенте (опережающей даже фракцию партии А.Меркель). Все вышеперечисленное в целом дает хорошие стартовые возможности правительству Маттео Ренци - как для усиления позиций Италии в Евросоюзе, так и для обеспечения уровня партийной поддержки внутри страны.
Италия, как и любая страна - член Евросоюза, намерена использовать свое председательство в ЕС для продвижения собственных национальных приоритетов в рамках общеевропейской повестки. Основные темы, на которых будет делать упор итальянское председательство, - рост экономики и борьба с безработицей, энергетическая безопасность, проблемы миграции.
В Италии настаивают на необходимости отхода от продвигаемой Германией политики строгой экономии в пользу стимулирования экономического роста, реиндустриализации Европы и т.д. Острота безработицы (особенно среди молодежи - до 40% в среднем по стране) и наболевшая проблема незаконной миграции заставляют Италию искать пути их решения за счет консолидированных усилий всего ЕС. В экономической сфере Италия планирует активизировать переговоры о создании свободного рынка и либерализации торговли между ЕС и США, хотя и прогнозирует, что за время ее председательства достигнуть соглашения практически невозможно.
Необходимо отметить, что ключевым из неназванных приоритетов итальянского председательства в ЕС (формально не закрепленным в стостраничном фолианте приоритетов итальянского семестра в Совете ЕС) является возможное восстановление стратегического диалога Россия-ЕС. Украино-российский кризис и связанные с ним соответствующие решения ЕС приостановить диалог с Москвой на высшем уровне едва не сорвали амбициозные планы итальянского руководства, включавшие нахождение компромиссов по ключевым вопросам повестки дня Россия-Евросоюз (базовое соглашение Россия-ЕС, безвизовый диалог, проблема несоответствия "Южного потока" требованиям европейского энергетического законодательства и т.д.).
И хотя первой возможной реакцией украинского читателя на итальянское тяготение к России, скорее, будет скепсис и негодование, мы должны также учесть, что (вопреки ожиданиям многих экспертов) Италия, к счастью, не стала "слабым звеном" Евросоюза в украино-российском конфликте. Соавторство Италии в резолюции ГА ООН "Территориальная целостность Украины" и поддержка крайне жестких заявлений "Большой семерки" в адрес российской агрессии дорогого стоят. Возможно, Италия и не была среди инициаторов новых санкций против России, но идущие из Рима сигналы были весьма однозначны: "Рим не нарушит консенсус в рамках ЕС относительно России", "Италия всегда была сторонником демократических ценностей, при этом энергетика не входит в их число", "ЕС должен задекларировать мощную поддержку Украине, предоставив ей финансовую помощь". Давайте учитывать также, что Рим пошел на эти шаги даже несмотря на внушительные объемы итальяно-российского товарооборота в более 50 млрд долл. США (уровень торговли Италии с Украиной в 2013 г. приблизительно в 10 раз меньше!), десятки млрд долл. США взаимных инвестиций, 1 млн российских туристов, ежегодно посещающих Италию и приносящих еще около 1,5 млрд евро итальянской казне.
На данном этапе Италия пытается прояснить, существуют ли сколь-нибудь реальные шансы на восстановление российско-европейского стратегического диалога во втором семестре этого года, с надеждой ожидая позитивных сигналов с украино-российского фронта.
Как это ни парадоксально, именно Украина сегодня может помочь Италии в реализации ее планов на российском направлении. Единственное, что необходимо Италии, - занять более активную позицию в поиске путей разрешения украино-российского конфликта, не ожидая позитивных сигналов "с полей", а способствуя их непосредственному формированию. В этом, кстати, Италии могут весьма помочь ее формальные и прекрасные неформальные контакты с представителями российского политического истеблишмента и бизнеса. Другой составляющей успеха на этом направлении должна стать имплементация последних совместных наработок Украины и Евросоюза в сфере энергетики, безвизового диалога и т.д. Со своей стороны Киев должен приложить активные усилия для решения экономических проблем итальянского бизнеса в нашей стране, что, безусловно, усилит уровень поддержки Украины со стороны Италии.
Благоприятной возможностью для постановки, а также поиска совместных ответов на вызовы, стоящие как перед Украиной, так и Италией, может стать знаковый визит в начале июля министра иностранных дел Италии Федерики Могерини в Киев, который является первым зарубежным визитом в рамках итальянского председательства в Совете ЕС.