Основной целью визита правительственной делегации Украины во главе с Президентом Л.Кучмой в Туркменистан 4 - 5 ноября было урегулирование проблем, связанных с поставками туркменского газа в Украину и их оплатой. В результате было подписано первое в своем роде соглашение, получившее название «О реструктуризации долга Украины». Говоря проще, стороны определились, что Украина все-таки заплатит, и выяснили, как и когда.
Если быть совершенно точным, то следует указать, что существуют разные оценки украинского долга Туркменистану, однако так или иначе сумма долга составляет около миллиарда долларов - нереальная для Украины цифра с точки зрения скорой оплаты.
Заместитель министра финансов Украины Борис Соболев назвал условия заключенного соглашения «жесткими», но подчеркнул, что соглашение с Туркменистаном создает прецедент для заключения подобных соглашений с другими кредиторами Украины, в первую очередь с Россией. «Должен действовать принцип недискриминации кредиторов», - заявил Б.Соболев. Переговоры начались трудно из-за жесткой позиции туркменской стороны. Туркмены предполагали, что Украина, получив недавно от Международного валютного фонда миллиард долларов (на самом деле МВФ предоставил половину 700-миллионного кредита), может эти деньги направить на покрытие своего долга. Однако украинская делегация приехала, по словам министра иностранных дел Украины Геннадия Удовенко, «с пустыми карманами».
Вице-премьер Игорь Митюков, курирующий вопросы валютного регулирования в Украине, отметил, что позиция украинской стороны «в ходе переговоров была существенно изменена в более конструктивную сторону... Мы планировали просто отложить переговоры, потому что не надеялись, честно говоря, что сможем достичь договоренностей».
Соглашение о реструктуризации государственного долга Украины Туркменистану предусматривает изменение графика оплаты, что технически оформляется как государственный кредит на новый срок.
Общая сумма долга будет погашаться в течение 1997-2002 годов семью частями. Кредитная ставка рассчитывается, исходя из ставки для семигодовых депозитов в Deutsche Bank плюс один процент, что составляет около 7% годовых. Штрафные проценты за просроченную уплату равняются кредитной ставке плюс один процент.
Проценты по долгу выплачиваются с 1 января 1995 года.
Непосредственно газовики договорились о том, чтобы Украина получила в этом году не менее 20 миллиардов кубов туркменского газа. Традиционно поставки из Туркменистана составляли 28 миллиардов кубов - более четверти потребностей Украины. Цена туркменского газа будет соответствовать российской - сейчас 50 долларов/тыс. кубометров.
Относительно транзита туркменского газа, по словам председателя Государственного комитета Украины по нефти и газу Михаила Ковалко, наша делегация пыталась передвинуть точку передачи газа на границу Украины и России, но безуспешно.
Сейчас передача туркменского газа Украине осуществляется на границе России и Казахстана, и Туркменистан сам оплачивает часть транзита до России, выставляя затем счет корпорации «Республика» - финансовому агенту украинского правительства по расчетам с Туркменистаном за газ.
В дальнейшем, по словам М.Ковалко, Госкомнефтегаз заключит контракт с Министерством нефти и газа Туркменистана, где конкретно будут обусловлены объемы поставок, цена на газ, исходя из его качества.
Планируется также создание ряда совместных предприятий, основная цель которых - погашение части украинской задолженности путем задействования украинских специалистов в Туркменистане.
По данным «Республики», за последние два месяца корпорацией отправлено товаров и перечислено денег на общую сумму около 300 млн. долларов.
Однако, как показали переговоры, туркмены хотя и удовлетворены товарными поставками, однако считают цены на украинские товары неоправданно завышенными.
В Туркменистане относятся настороженно к Украине как экономическому партнеру. Министр Г.Удовенко высказал сожаление, что Туркменистан закупил два сахарных завода, хотя Украина обладает большими экспортными возможностями относительно сахара.
МИД Украины упомянул также о том, что строящаяся в Туркменистане железная дорога до границы с Ираном представляет интерес для нашего государства, поскольку ее можно использовать как транспортный коридор из Украины в Азию.