ГЛАВА 2.Мир»
Летом прошлого года Президент Украины Леонид Кучма на встрече с сербским премьер-министром Мирко Марьяновичем высказал пожелание, чтобы «все это скорее заканчивалось и мы начали спокойно торговать».
Начало концу «всего этого» положили Дейтонские соглашения, следствием которых стало окончание изоляции Югославии от внешнего мира. Процесс восстановления искусственно разорванных связей пошел лавинообразно - только в одном выпуске новостей Белградского телевидения в среду было несколько сюжетов о подписании новых контрактов, о возобновлении деятельности представительств всемирно известных фирм. В этом контексте как нельзя более вовремя был организован и проведен визит в Белград государственной делегации Украины во главе с министром иностранных дел страны Геннадием Удовенко. Украина опередила здесь не только другие страны СНГ, в том числе и Россию, но и США - визит Уоррена Кристофера ожидается только через несколько дней.
В состав делегации Украины входили, помимо дипломатов, заместители министров внешнеэкономических связей и торговли, экономики, транспорта и культуры, вице-президент Торгово-промышленной палаты и генеральный директор Дунайского пароходства. Состав делегации предполагал соответствующий контекст переговоров, большая часть которых была посвящена именно вопросам экономического сотрудничества.
Политическая часть переговоров касалась в первую очередь ситуации в регионе и дальнейшего развития мирного процесса. Незадолго до начала визита определились контуры участия в нем Украины, которая будет весьма существенно представлена в обеих миротворческих операциях в бывшей Югославии. Достигнуто наконец решение о включении украинского 240-го батальона в состав IFOR, действующих на территории Боснии и Герцеговины под непосредственным командованием НАТО при контроле со стороны Совета Безопасности ООН. 240-й батальон будет дополнен ротой тылового обеспечения, которая возьмет на себя функции его снабжения. Именно отсутствие такой структуры (ненужной, пока батальон снабжался ООН) едва не привело к отказу НАТО от услуг украинских миротворцев.
Кроме этого, Украина становится одним из основных контрибьюторов новой операции ООН в Восточной Славонии - территории, находящейся в составе Хорватии, но населенной преимущественно сербами. Именно там начались первые бои югославского конфликта. Теперь Восточная Славония, в соответствии с Дейтонскими соглашениями, вновь переходит под хорватский контроль. Для участия в этой операции планируется задействовать две вертолетные эскадрильи и танковый батальон ВС Украины. Это - 20 вертолетов, 40 танков и около 800 человек личного состава. Очень существенно для Украины то, что финансирование этой операции будет осуществляться из бюджета ООН. Частью этой прибыли планируется покрывать расходы на содержание 240-го батальона в Боснии.
Кроме этого, 10 самолетов Ил-76 украинских ВВС будут использоваться на коммерческой основе для военных перевозок, обеспечивающих операцию НАТО. Украинские специалисты примут участие и в гражданском компоненте операции в Восточной Славонии.
Операция в Восточной Славонии - дело достаточно деликатное, ибо придется решать много вопросов, связанных с возвращением беженцев, нормализацией жизни. Здесь основная нагрузка ляжет именно на гражданский ее компонент. Привлечение мощных военных соединений под флаг ООН в этом регионе должно обеспечить, в первую очередь, разведение противоборствующих сторон, причем, разведение не символическое. Планируется, что Восточная Славония будет разделена на два сектора ответственности - северный и южный. Ответственность за операцию в каждом секторе возложена на российские и бельгийские «голубые каски». Украинские вертолетчики и танкисты будут осуществлять, в случае необходимости, поддержку обоих секторов.
Переговоры с руководством СРЮ показали, что в Белграде приветствуют стремление Украины принять активное участие в реализации мирных соглашений. В свою очередь, украинской делегации была небезынтересна оценка именно Белградом перспектив дальнейших взаимоотношений с соседями, ибо от этого попросту зависит, насколько прочным будет мир на Балканах. Судя по всему, руководство СРЮ, жизненно заинтересованное в мире, будет стремиться к соблюдению взятых на себя обязательств. Намечается тенденция к улучшению отношений с Хорватией - в Белграде ожидают хорватского министра иностранных дел Мате Гранича.
Но говорить о полном примирении пока рано. Среди всех конфликтующих сторон есть силы, заинтересованные в затягивании этого процесса. В этих условиях, полагают в Белграде, многое будет зависеть от объективного отношения мирового сообщества и миротворческих сил ко всем участникам конфликта. Такое мнение высказал в частной беседе один из югославских дипломатов. Он считает, что «сатанизация» боснийских сербов стала просто штампом, в то время как лидеры боснийских мусульман практически не подвергались критике в западных средствах массовой информации. В этой связи он высоко оценил позицию Украины, стремившейся именно к объективному отношению ко всем сторонам конфликта. «Во время кризиса такие тенденции особенно хорошо видны», - сказал он.
В экономическом аспекте работа украинской делегации в Белграде осуществлялась по нескольким направлениям. Время практического отсутствия связей между двумя странами компенсировать невозможно, но попытаться все-таки можно. Основным вопросом стало восстановление разорванных экономических связей на новом уровне. То есть речь шла не столько о возобновлении поставок, скажем, металла или какого-то сырья, хотя и эти вопросы достаточно важны. На встрече с президентом Сербии Слободаном Милошевичем обсуждалась необходимость взаимного инвестирования экономик путем создания совместных предприятий. Цель - максимально использовать опыт и возможности друг друга в проникновении на рынки третьих стран. Украина имеет больше возможностей и знания рынков СНГ, Югославия, в свою очередь, успешно сотрудничает с европейскими странами. Произведенная совместно продукция имеет больше шансов попасть туда, нежели чисто украинская - в Европу и чисто югославская - в СНГ. Член украинской делегации, заместитель министра внешнеэкономических связей и торговли Игорь Подолев уверен, что именно такая стратегия позволит решить многие проблемы.
Значительное место в переговорах занимали перспективы участия Украины в послевоенном восстановлении разрушенной инфраструктуры Боснии и Герцеговины. Украина, о чем неоднократно заявляли ее руководители, рассматривает возможность такого участия как известную компенсацию за потери, понесенные от соблюдения режима санкций. К тому же, в свое время именно украинскими специалистами были построены многие объекты инфраструктуры в СФРЮ: мосты, тоннели, линии электропередач. Поддержка Белграда, особенно для производства работ на территории боснийской Республики Сербской, может оказаться совсем нелишней. Премьер-министр югославской Сербии Мирко Марьянович такое содействие обещал. К тому же ряд конкретных предложений от различных украинских строительных предприятий делегация уже привезла с собой.
На переговорах обсуждалась также идея создания таможенного союза балканских стран. В случае подключения к нему Украины, как ближайшего соседа, могут открыться качественно новые возможности для взаимодействия ее экономики с экономикой региона.
Отдельной темой в работе делегации стала нормализация судоходства по Дунаю, и с этой целью в ее составе находился генеральный директор Дунайского пароходства Алексей Техов. Во время действия санкций Югославия в одностороннем порядке ввела сборы за транзитный проход судов по Дунаю. Это привело к тому, что, заработав за эти годы на транзитных перевозках 6 миллионов долларов, пароходство уплатило 18 миллионов пошлин. Однако достигнута договоренность о том, что все препятствия свободе судоходства будут сняты.
Судьба уникального в бывшем СССР Дунайского пароходства - тема для отдельного разговора. Однако один момент нельзя не упомянуть, ибо в нем отражается одна из основных проблем, с которыми сталкивается Украина при осуществлении внешней политики. Практически все внешнеполитические контакты имеют лейтмотив: у нас существуют прекрасные договоренности, которые, к сожалению, плохо выполняются. Так вот, к 450 миллионам долларов чистых убытков пароходства от осуществления режима санкций в декабре было приписано еще 700 тысяч. Эта сумма «набежала» из-за того, что отмена санкций, о необходимости которой столь долго говорили все кому не лень в Украине, осталась не замеченной ею самой. Между принятием Советом Безопасности ООН решением об отмене санкций и соответствующим постановлением Кабинета министров Украины прошло 25 дней. Помимо упомянутых 700 тысяч долларов убытков пароходства это вызвало и недоумение в Белграде, которое и было высказано в ходе переговоров. Действительно, логически объяснить причину задержки невозможно. Однако в общем контексте современной украинской действительности этот факт особенно не удивляет. Хотя трудно всерьез претендовать на серьезное место в мире, демонстрируя подобные «проколы».
Белград производит смешанное впечатление. С одной стороны, следы того, что активность экономической жизни искусственно сдерживалась, видны на каждом шагу. Хотя по чисто внешним признакам это не бросается в глаза разительным контрастом по сравнению, скажем, с соседними столицами, например Софией или Бухарестом. Все выглядит похоже. Но там не было санкций. Поэтому не боюсь предположить, что теперь, после открытия шлюзов, Югославия может в ближайшие годы удивить мир темпами экономического роста. Почему-то возникает уверенность: «Все у них получится».
А у нас?