Украина—НАТО: время новых возможностей

10 апреля, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №13, 10 апреля-17 апреля

Вопрос отношений с НАТО является краеугольным для нашей внешней политики. В то же время он чрезвычайно сложен. Свобода самостоятельно принимать решение по этому поводу — принципиальный элемент текущего конфликта с Россией. Заявка Украины на членство в НАТО будет означать окончательное и полное поражение всей политики Кремля на постсоветском пространстве. 

 

Рано или поздно украинской внешней политике придется приступить к вопросу, ради которого были внесены изменения в ст. 11 Закона "Об основах внутренней и внешней политики", отменяющие внеблоковый статус Украины и определяющие приоритетом углубление сотрудничества с НАТО. 

Определение пределов такого углубления, конкретизация стратегических направлений и, самое главное, выяснение политической цены членства в альянсе — это задачи, требующие решений, а не отлагательств. Без таких решений широкие возможности полноценного стратегического сотрудничества с НАТО останутся нереализованными, а Украина вернется к своей обычной практике манипулирования возможностями в ходе внешнеполитических торгов. Уже пять лет назад условия для дальнейшего проведения такой политики стали крайне неблагоприятными, обеспечив полный провал стратегии многостороннего шантажа, выбранной Виктором Януковичем. Сегодня они просто отсутствуют.

Вопрос отношений с НАТО является краеугольным для нашей внешней политики. В то же время он чрезвычайно сложен. Свобода самостоятельно принимать решение по этому поводу — принципиальный элемент текущего конфликта с Россией. Заявка Украины на членство в НАТО будет означать окончательное и полное поражение всей политики Кремля на постсоветском пространстве. Именно поэтому осторожность позиции Украины по вопросу НАТО на текущий момент можно понять. Но если мотивы неоднозначности и нерешительности связаны с промедлением и надеждами на то, что вопрос как-нибудь решится потом и сам по себе, то ситуация выглядит гораздо хуже. Очевидно, что позиция Украины в отношении альянса должна быть составной частью общей стратегии безопасности, контуры которой только начинают вырисовываться. 

На сегодняшний день отношения Украины и НАТО характеризуются термином "особое партнерство", хартия о котором была подписана в далеком 1997 г. С тех пор изменилось очень многое, даже в инерционной среде мировой политики, и эти изменения создают совершенно новую атмосферу для взаимоотношений Украины и альянса. Дважды НАТО пересматривала собственные представления о характере вызовов и угроз международной безопасности, что отражено в редакциях ее стратегической концепции. 

Драматически изменилась ситуация и вокруг Украины. ЕС и НАТО расширились, Россия усилилась, а Украина ослабела. "Серая зона безопасности" в Восточной Европе уменьшилась, и находиться в ней стало особенно рискованно, особенно после того, как Россия взяла курс на расширение сферы собственного влияния и сделала ставку на ослабление соседних государств как основной инструмент.

Эти изменения создают новые условия для взаимоотношений Украина—НАТО, и, возможно, впервые в истории — реальные основания для стратегического партнерства. С точки зрения теории, такое партнерство возникает там, где есть общность долгосрочных целей, видения и ценностей. И если раньше сотрудничество НАТО—Украина выступало для Киева, скорее, дополнительным козырем в ее многовекторной политике, а для НАТО было вопросом второстепенным и техническим, то сегодня для обеих сторон оно стало приоритетным. Стремление России контролировать ближнее зарубежье — в первую очередь Украину, Грузию и Молдову — путем создания искусственных конфликтов на их территории противоречит интересам не только этих государств, но и НАТО. Часть цены, которую Россия должна будет заплатить за агрессию в Украине, состоит именно в превращении ее в общую угрозу. Поскольку брошен вызов принципам мирового порядка, угроза носит долгосрочный характер и создает основания для углубления сотрудничества Украины и НАТО.

Кроме того, Москва своеобразно предлагает собственное видение европейского будущего в сфере безопасности: возвращение к сферам влияния, военной силе и realpolitik. Это видение расходится с представлениями европейских государств, в том числе Украины и НАТО. Ни одному из них не нужен пояс слабых, авторитарных и зависимых государств на российских границах как залог особого статуса Москвы. И каждое заинтересовано в общем противодействии реализации такого сценария. В то же время Украина и альянс имеют собственную альтернативу, построенную на ценностях свободы, демократии, верховенства закона и приоритете прав человека. Принято считать, что в 2008 г. Украине было отказано в Плане для членства в НАТО из-за давления России на позиции Германии и Франции, однако наши собственные недоработки и провалы в деле построения правового и демократического государства сыграли не меньшую роль. Сегодня есть шанс исправить эти ошибки.

Общность ценностей, видения и долгосрочных целей создает надежный фундамент для стратегического сотрудничества, выходящего за привычные рамки. Составляющими его могут стать реформы сектора безопасности Украины, общие усилия по поддержанию мира в регионе, совместные учения, техническое и технологическое сотрудничество. Опыт Украины, противостоящей в гибридной войне стране с третьим в мире военным бюджетом, не может не представлять ценности для альянса. Фактически, речь может идти о своего рода коалиции с участием Украины и НАТО. Как и любая классическая коалиция, она будет подразумевать создание общей зоны коллективной безопасности. 

Расширение текущего формата сотрудничества Украины и НАТО становится необходимостью: слишком многое изменилось. Вступить в НАТО, возможно, Украине сейчас будет еще сложнее, чем раньше, несмотря на резкий рост общественной поддержки такого курса. Москва уже дала понять, как много она готова поставить на карту и как дорого хочет заставить заплатить нас за возможность сделать такой шаг. Но вместе с тем увеличились предпосылки для усиления и углубления партнерства во всех сферах. 

Нахождение формата такого партнерства и формирование нормативной базы для него позволит максимизировать преимущества сотрудничества, не дожидаясь благоприятного момента для заявки на вступление в НАТО. То, что такой момент еще не настал, не должно быть оправданием бездействия. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
  • spragly spragly 15 квітня, 14:58 Німеччину взяли в НАТО розділеною, бо на території DDR стояли рускіє війська. Україну теж могли б взяти в НАТО в такому виді, коли в Криму та на Донбасі стоять рускіє війська. Але чомусь тепер вже Німеччина, забувши про власний досвід, відмовляє Україні в членстві. Хоч втрати українського генофонду за XX сторіччя не менші німецьких. Інакше як кризою євроатлантичних принципів це сприймати неможливо. Виявляється це не універсальні принципи а локальні. В Німеччині та Франції діють - а за їхніми межами не діють. І ніякі коаліції та спільні програми з НАТО не замінять повноцінного членства. Ви думаєте Румунія, Чехія, Угорщина чи Болгарія менше робили помилок, перед тим як їх прийняли в НАТО? Чи може там вати менше? Он і угорський, і чеський президенти є ватніками. НАТО та США не хочуть рішати проблему Росії. Оце і все що можна сказати про коаліцію з НАТО. Навіть супутниковими данними не діляться. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно