"На майдані пил спадає.
Замовкає річ...
Вечір.
Ніч."
П.Тычына
Постсоветский период в отношениях с РФ завершился.
Пыль войны будет опадать еще долго, но новая картина постепенно уже обрисовывается. Захват Крыма позволил РФ контролировать Черное море и открыть путь на Ближний Восток. Осуществив вооруженную агрессию в Донецкой и Луганской областях, Россия затормозила развитие, усложнила европейскую и евроатлантическую интеграцию Украины, но ослабила свое влияние на нее.
Российский вопрос шире, чем отношения с РФ. Для проведения эффективной политики на этом направлении государство должно получить общественное доверие путем обеспечения последовательности и открытости, минимизации непрозрачного влияния частных и корпоративных интересов на процесс принятия решений.
Украина более слаба, чем РФ. Как экономически - номинальный ВВП на душу населения в Украине в 3,6 раза меньше чем в РФ (3095 и 11289 долл., WB, 2018), так и в военной силе (российское ядерное оружие, военные затраты более чем в 12 раз меньше - 4,8 и 61,4 млрд долл., SIPRI, 2018), и политически (постоянное членство РФ в ООН, система союзов и партнерств и т.п.).
При этих условиях следует честно ответить себе: для нас Украина самоценна или является лишь инструментом ослабления России. Другими словами, что для нас важнее - свобода, процветание и безопасность Украины или нанесение вреда России и ее приверженцам.
Если для нас важнее Украина, то политика относительно России должна уменьшать риски эскалации конфликта и базироваться на трех столпах:
- сдерживании, т.е. развитии оборонительных и безопасных возможностей для увеличения цены любых агрессивных действий против нашего государства;
- стойкости, т.е. минимизации внешних уязвимых моментов, которые эксплуатируются РФ, для постоянного обеспечения жизнедеятельности общества и его быстрой адаптации к изменениям безопасной ситуации;
- диалоге для защиты прав, свобод и законных интересов граждан Украины в РФ и на оккупированных территориях, прозрачных отношений в экономической сфере.
Сегодня главное - прекращение боевых действий в Донецкой и Луганской областях. Для этого необходимо использовать Минский переговорный процесс и Нормандский формат, который не исключает привлечения других политико-дипломатических форматов. Приоритетом должны стать уменьшение страданий людей и цены конфликта, но не в ущерб государственному суверенитету и территориальной целостности.
Минские договоренности 2014–2015 гг. требуют адаптации прежде всего в вопросах сроков и последовательности действий, а также относительно роли ОБСЕ. Этот процесс не может быть быстрым и простым, но достичь его продвижения в конструктивном направлении возможно.
В 2020 г. необходимо обеспечить выполнение договоренностей, достигнутых на встрече в Париже 9 декабря 2019 г. Речь идет об обмене пленными, разведении войск на некоторых участках линии размежевания, открытии новых КПВВ и, в первую очередь, полное прекращение огня. Это позволит существенно усилить позиции Украины в переговорном процессе в Нормандском формате. Также требует дальнейшего усовершенствования режим пересечения линии разграничения, главным образом речь идет о более удобных условиях для граждан.
Крым - это Украина. И речь идет не только о заявлениях государственных деятелей и дипломатов, но и о повседневной работе. В первую очередь, по защите прав и свобод граждан Украины, которые живут в оккупированном Крыму. В 2020 г. целесообразно отработать стратегический документ относительно Крыма, где, в частности, предусмотреть механизмы защиты прав и свобод украинских граждан на оккупированных территориях.
При разнице потенциалов Украина может не удержаться сама. Открытость и развитие отношений с другими государствами для привлечения необходимых ресурсов - требование развития, а значит и выживания. Наша внешняя политика должна быть направлена не столько на достижение медийных успехов, сколько на получение конкретных политических, экономических и военных результатов.
Мы должны обеспечить широкую поддержку позиции Украины со стороны международного сообщества, в частности удержать санкционное давление на РФ, пока не будет осуществлена полная деоккупация Донбасса и Крыма, восстановлена территориальная целостность и суверенитет Украины над захваченными Россией регионами нашей страны. Со своей стороны наше государство и в дальнейшем должно демонстрировать четкое соблюдение норм международного права и конструктивной переговорной позиции на основе неуклонной защиты национальных интересов.
Резкое сокращение экономических отношений с РФ (в 2012 г. объем двусторонней торговли достигал свыше 45 млрд долл., а в 2018 г. упал примерно до 12 млрд долл., т.е. почти в четыре раза) не высвободило Украину от критической зависимости от РФ в энергетической сфере. Физическая диверсификация поставок природного газа до сих пор не произошла (а снабжение угля "диверсифицировано" в пользу РФ), и это стратегическая задача на будущее.
Нужно сохранить транзитный статус Украины не только с точки зрения прямой экономической выгоды, но и как весомый фактор стабильности энергообеспечения и инвестиционного потенциала, а также предохранитель против широкомасштабной вооруженной агрессии.
Экономические отношения с РФ должны базироваться на прозрачной основе, которой могут выступать нормы и правила ЕС.
Также более понятными для общества должны стать механизмы формирования и реализации санкционной политики. При ее осуществлении следует исходить из принципа нанесения большего вреда объекту санкций, чем интересам Украины. Санкции не должны применяться против граждан и юридических лиц Украины, зато лица, которые наносят ущерб национальным интересам страны, должны нести ответственность, согласно уголовному и административному кодексам Украины. В 2020 г. целесообразно принять изменения в профильный закон.
Взаимовыгодные добрососедские отношения с РФ на основе взаимного уважения к международному праву и национальным интересам могут быть сформированы только после сложного переходного периода примирения как результат полного восстановления территориальной целостности включительно с Крымом и оккупированными территориями Донецкой и Луганской областей.
Надеяться на восстановление status quo ante образца 2013 г. не следует. Изменилась Украина, изменился и мир вокруг нас. В идеале должен быть построен новый комплекс двусторонних отношений, базирующийся на соблюдении прав и свобод людей и их законных интересов, который бы признавал право Украины на суверенную внешнюю и безопасную политику и делал невозможным в дальнейшем повторение событий последних лет.
И самое главное. Украина может быть успешной в отношениях с РФ, только если она будет развиваться, по крайней мере, быстрее России. Это следует осознать. Обеспечить развитие при нынешних сложных условиях - ключевая задача настоящего.